Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 13:42, контрольная работа

Описание работы

Исходным, не претендующим на строго научную обоснованность и всесторонность, определением философии может быть такое: философия—это система теоретически связанных и принявших форму убеждения представлений о сущности и общих закономерностях развития природы, общества и человеческого мышления, об отношениях человека к окружающему его миру, к людям и самому себе.

Файлы: 1 файл

философИя работа.docx

— 44.48 Кб (Скачать файл)

Предпосылками мифологического мировоззрения явились неспособность человека выделить себя из окружающей среды и нерасчлененность мифологического мышления, которое не отделилось от эмоциональной сферы.

Мифология оказала значительное влияние на духовную жизнь человечества. Мифологические сюжеты вдохновляли великих художников и поэтов на создание их творений, которые вошли в золотой фонд искусства.

  • Религиозное мировоззрение

На смену мифологии пришла религия. Религиозное мировоззрение сформировалось на сравнительно высокой стадии развития общества. Религия (от лат - благочестие, святыня, предмет культа) - такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на земной и сверхъестественный, причем сверхъестественные силы в виде богов играют главенствующую роль в мироздании и в жизни людей.

Религия близка к мифологии, однако отличается от нее. Близость религии и мифологии состоит в том, что религия, как и мифология, апеллирует к фантазиям и чувствам. Отличается религия от мифологии тем, что не смешивает земное и сакральное, а раздваивает мир на земной (реальный, естественный, постигаемый органами чувств) и потусторонний (сверхъестественный, сверхчувственный). Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование сверхъестественных сил. В качестве одной из главных отличительных черт религии можно назвать наличие культовой системы, т.е. системы обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным миром.

  • Философское мировоззрение

Качественно новым типом мировоззрения является философское мировоззрение. Термин философия (в пер. с древнегреч. «phileo» - люблю, «sophia» - мудрость) - означает любовь к мудрости. Слово «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (VI в. до н.э.) по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Философия стала новым явлением в VI веке до н.э. в Древнем Китае, Древней Индии и Древней Греции. В этих регионах зародились самые развитые цивилизации с производящей экономикой и товарно-денежными отношениями, с первыми государствами и классовой структурой. Зрелая социальная основа вызвала к жизни древнюю науку и философию.

Философия зарождается из потребности рационального понимания мира, как первая попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума, т.е. мышления, опирающегося на понятия и суждения, связанные между собой определенными логическими законами. Философия отличается от иных форм мировоззрения не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью интеллектуальной разработанности проблем и методов подхода к их разрешению. Философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер, т.е. всю совокупность вопросов о происхождении мира и другие, а также весь объем позитивного (положительного, полезного) знания, которое на протяжении тысячелетий накапливало человечество. Однако решение мировоззренческих проблем в зарождающейся философии происходило под иным углом зрения, а именно с позиций рациональной оценки, с позиций разума, а не веры или вымысла.

Для человека, сформированного соответствующей культурой, смысл ее универсалий чаще всего выступает как нечто само собой разумеющееся, в соответствии с чем он организует свою деятельность и строит свою жизнь.

В процессе философской рефлексии над универсалиями культуры формируется язык философии, представляющий собой систему предельно обобщенных категориальных форм. Таким образом, результатом философского исследования и рационально-логической рефлексии являются философские категории, выступающие как своего рода теоретическая рационализация универсалий культуры, которые не всегда выражаются в логически стройной форме и могут быть зафиксированы в форме образов, иносказаний, притч и т.д. В них преодолевается чувственно-эмоциональная конкретность, образность, символизм, метафоричность языка дофилософских форм мировоззрения. Философские категории представляют собой формы мыслительной деятельности, в которых отражаются существенные и всеобщие характеристики природной и социальной реальности. Специфика философских категорий заключается в том, что они носят универсальный характер, т.е. приложимы не к какой-то одной области явлений, а к явлениям, существующим в различных областях действительности.

Специфика философской рефлексии над основаниями культуры заключается в том, что с ее помощью осуществляется осознание и осмысление предельных оснований бытия и мышления, мировоззрения, универсалий человеческой культуры в целом. Поэтому мы можем сказать, что философия выступает как самосознание культуры.

 

Философия как специфическая форма мировоззрения.

      Об отличии философии от не философских форм знания написано достаточно много, и поэтому нет необходимости повторяться. Мы остановимся главным образом на двух вопросах: 1) чем отличается новое видение мира от мифологического; 2) что представляет собой философия как теоретическое мировоззрение.

      Отвечая на первый вопрос, еще раз подчеркнем, что философия рождается не из того или иного элемента и не из частного научного знания, появившегося вне мифологии. Философия появляется в результате синтеза различных форм, типов знания и превращения нефилософских проблем в философские в результате специфического подхода к ним. Свой синтез философия осуществила, как бы идя навстречу человеческой потребности в целостном знании, в целостной картине мира. Ранее эту потребность удовлетворяла мифология.

     Сравнивая две мировоззренческие формы, как правило, в первую очередь указывают на системность  и  рационально-логическую упорядоченность философского мировоззрения.

         Другой отличительной особенностью философского сознания является его исключительная самокритичность: свобода от завышенных самооценок, самомнения, постоянное сомнение. Оно может сомневаться даже тогда, когда нет и тени скепсиса у здравого смысла или науки. Знаменитое сократовское «Я знаю, что ничего не знаю» как нельзя лучше передает эту специфическую черту нового мировоззрения по сравнению с мифологией. Разумеется, речь идет не о незнании в привычном смысле. Имеется в виду устремленность философии к всеобщему, абсолютному, целому. Откуда и произрастает это вечное сомнение в достигнутом, которое на пути к Абсолюту всегда кажется не окончательно решенным. С этой точки зрения, мифологическое сознание не испытывало сомнений в абсолютной достоверности своих представлений: в мире мифологии ничего непонятного и недостоверного не существовало. Не случайно Аристотель говорит, что «и теперь и прежде удивление побуждает людей философствовать, причем вначале они удивлялись тому, что непосредственно вызывало недоумение, а затем мало-помалу... они задавались вопросом о более значительном...»[1]. Философское познание в отличие от мифологического никогда не является завершенным, окончательным, поскольку философия в отличие от мифологии имеет дело не только с непонятным и непознанным – с этим имеют дело и частные науки, – но философия в каком-то смысле и сама творит «непонятное». Так, например, Сократ учил сомнению, своеобразному незнанию. Так как философия – это не только знание о мире, но еще и знание о знании, то как говорил Сократ, есть и такие, которые «не знают, что они не знают».

      Именно потому, что философия ставит предельные и запредельные вопросы, она неизбежно выходит за границы эмпирического, частно-научного знания, с одной стороны, и за пределы мифологического мировоззрения, с другой, т.к. стремится найти начала и причины рационально понятые и объяснимые.

       Специфика философского мировоззрения связана также с решением ею целого комплекса смысло-жизненных проблем, сочетающих в себе повседневный и умопостигаемый мир, сущее и должное

        Философское мировоззрение, будучи системным, включало в себя разные формы знания, но цель свою видело в том, чтобы ответить на предельные вопросы, касающиеся проблем первоначал, первопричин и смысла бытия. Поэтому философское знание – это теоретическое знание, какие бы элементы знания оно не систематизировало. Скажем, у Пифагора математическое знание служило лишь средством обоснования его концепции первоначала, каковым он считал число. И у Фалеса, Демокрита и других древнегреческих философов нас интересуют не их специальные знания, а как они решают главные мировоззренческие вопросы. Безусловно, интересна теорема Пифагора или атомистическая теория Демокрита, но это как бы специальный интерес, не это интересует у них  историю философии. Ее интересует, как из атомизма Демокрита вытекает его решение проблемы первоначала, свободы и ответственности личности, познания мира и т.п. Или, скажем, историю философии не столько волнует, почему атомы у Эпикура способны отклоняться, сколько вытекающие из этого явления следствия, принципиально меняющие представления людей о счастье и смысле жизни. Знание о такого рода проблемах не может не быть теоретическим, поскольку оно выходит за пределы единичного чувственного опыта. Чтобы постигнуть единство противоречивого мира, требуются усилия разума. Чувства этого не сделают: они видят многообразие, но не видят единства. Это «видит», постигает разум. И, наконец, укажем еще на одну черту античного философского мировоззрения. Как мы уже говорили, миф безымянен, у него нет автора, имени. Философское знание стало возможным в связи с появлением особой группы людей, занимающихся его продуцированием, теоретической деятельностью, разновидностью духовной деятельности. И это делает философское знание личностным. «Философия в отличие от мифа, – по словам М. Мамардашвили, – уже датируется, она индивидуальна...»[2]. Мы действительно знаем, когда возникла та или иная философская концепция, кто ввел то или иное понятие, кто автор философского изречения или афоризма и т.д..

        Жизнь философа-мудреца – это жизнь «созерцателя», «теоретика», отделенная от практической. Сократ не случайно говорил, что философу нет места на агоре. Философ, разумеется, не может быть вне общественной жизни, и жизнь Сократа, Гераклита и других – свидетельство этому. Однако главный интерес философа заключается в познании смысла бытия.

        Философское знание, будучи научно обоснованным, рационально-логически выстроенное и сориентированное на весь контекст культуры, оказывает своеобразное давление на мировоззрение личности, помогая освободиться ей от наивных представлений, иллюзий. Философия как бы подталкивает индивида подвергнуть сомнению абсолютность своих убеждений, отнестись к ним самокритично, попробовать еще и еще раз перепроверить свои жизненные ориентиры, сопоставить их с философски обоснованными в течение многовековой истории образцами, моделями поведения, картинами мира, универсальными ценностями человеческой культуры. Специально подчеркнем, что при этом философия отнюдь не стремится к тому, чтобы своей очистительной, критической работой по отношению к мировоззрению освободить его от жизненного опыта, практических интересов и потребностей. Наоборот, философия видит свое предназначение в том, чтобы придать всем элементам мировоззрения цельность, четкость, направленность в соответствии с центральной идеей смысла человеческого бытия и жизни. И сделать это таким образом, чтобы мировоззрение в целом представляло программу реализации жизненного идеала, не позволяя мировоззрению стать односторонним, впасть в какую-либо крайность.

Философии удается осуществить это через теоретическое обоснование онтологических, гносеологических, аксиологических и праксеологических основ человеческого бытия.

Гносеологический аспект – познавательное отношение человека к миру – для философии есть часть общего вопроса, поскольку познание человеком мира есть лишь момент жизни, познание вплетено в практику повседневного существования человека. Жизнь человеческая не сводится к познанию. Наоборот, познание выступает частью жизни.

Философия выясняет предельные основания каждого из мировоззренческих аспектов, синтезирует и систематизирует их в единую картину бытия человека. Этот синтез осуществляется не путем чистой рефлексии, а через обнаружение в самом бытии и человеке нерасторжимых связей, которые сохраняют мир в его целостности, тотальности. Какой бы аспект мировоззрения мы ни взяли, он оказывается всегда внутри мировоззренческого отношения «человек-мир». Следовательно, философия, как бы ее ни интерпретировали, остается обоснованием центрального мировоззренческого вопроса, что позволяет сделать вывод: философия является теорией – теоретическим обоснованием – мировоззрения. И наш лекционный курс строится на таком понимании философии, что определяет его содержание, структуру, проблематику и методологию изучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Сущность и  функции философии.

Философия - общая теория мира и человека в нем. Философия и мировоззрение органично связаны друг с другом. Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место человека в нем. В формировании мировоззрения особую роль играет философия.

Мировоззрение имеет определенную структуру: знание ( обыденные и научные ), убеждения, вера, принципы. Оно выполняет функцию познания человеком окружающего мира. Оно вбирает в себя опыт познания человеком окружающего мира, философия же ориентирована на раскрытие общих принципов устройства мира и важнейших его характеристик.Она не стремится ответить на все познавательные вопросы, а решает лишь самые общие, мировоззренческие вопросы. С помощью философии, мировоззрение достигает упорядоченности, обобщенности и теоретичности. Философия определяет характер и общую направленность мировоззрения. Например: в эпоху Возрождения, основной направленностью философии было осмысление места человека как центра вселенной. Кроме того мировоззрение и философия решают проблемы человека в различных аспектах. Так мировоззрение включает в себя самые различные сведения о человеке, а философия решает проблемы в общей форме.

         Философия зародилась около 2500 лет назад в странах востока: Индии, Греции, Рима. Наиболее развитые формы она приобрела в Др. Греции. Философия - любовь к мудрости. Философия пыталась вобрать в себя все знания, т.к. отдельные науки не в состоянии были дать целостную картину мира. Вопрос о том что есть мир - основной вопрос философии. Его решение обозначает основные подходы к осмыслению и других философских проблем, поэтому философия разделилась на 2 основных направления: философский материализм ( Демокрит ), и философский идеализм ( Платон ).

Философия стремилась понять не только мир вне человека, но и самого человека. Философии свойственно стремление к максимальному обобщению результатов познания. Она изучает не мир в целом, в мир как целое.

Философия органично вплетена в ткань общества и имеет большое воздействие со стороны общества. На нее влияют политический и общественный строй, государство, религия. С другой стороны и сама философия влияет на исторический процесс своими передовыми идеями.

 

Поэтому выполняет следующие функции:

1. она выполняет мировоззренческую  функцию, т.е. помогает сформировать целостную картину мира.

2. методологическая, поисковая  функция. В этом смысле она  формулирует правила познания для всех частных наук.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"