Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 16:22, контрольная работа
Антропогенез – понятие происходит от двух греческих слов: anthropos – человек и genesis – происхождение. Таким образом, антропогенез – учение о происхождении и развитии человека. Антропогенез является частью науки антропологии – науки о человеке.
Большой энциклопедический словарь дает следующее определение антропогенеза: это процесс историко – эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Заочно-вечерний факультет
Кафедра общеобразовательных дисциплин
Контрольная работа
по «Философии»
Вариант № 6.
Выполнила:
студентка 1 курса
группы СОбз-13-2
Тарасеева П. С.
Проверила:
преподаватель
Иркутск 2014 г.
Контрольная работа
1. Дать определение терминам: антропогенез, «вещь в себе», монизм,
ответственность, психоанализ.
Антропогенез – понятие происходит от двух греческих слов: anthropos – человек и genesis – происхождение. Таким образом, антропогенез – учение о происхождении и развитии человека. Антропогенез является частью науки антропологии – науки о человеке.
Большой энциклопедический словарь дает следующее определение антропогенеза: это процесс историко – эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи.
«Вещь в себе» – ВЕЩЬ В СЕБЕ (нем. Ding an sich selbst) – философское понятие, содержание которого составляет вся совокупность предметов внешнего мира, независимого от сознания и воли людей. Понятие вещи в себе органически связано с развитием материализма. По утверждению Дж. Локка, философия природы есть «познание начал, свойств и действий вещей, каковы они сами по себе». («Мысли о воспитании» – Соч., т. 3. М., 1982, с.586). Этому материалистическому основоположению Дж. Беркли противопоставил отрицание «объектов в себе (objects in themselves) или вне ума». («Трактат о принципах человеческого знания» – Соч. М., 1978, с. 182). В отличие от Беркли, Д. Юм полагал, что существует «какое-то неизвестное, необходимое нечто в качестве причины наших восприятий». («Исследование о человеческом познании» – Соч., т. 2. М., 1965, с. 158–159).
Монизм – (греч. один, единственный) - философское учение, которое принимает за основу всего существующего одно начало, материалисты началом, основой мира считают материю. Идеалисты единым началом всех явлений считают дух, идею и т. д. Наиболее последовательным направлением идеалистического монизма является философия Гегеля. Научный и последовательный материалистический монизм характерен для диалектического материализма, исходящего из того, что мир по своей природе материален, что все явления в мире представляют собой различные виды движущейся материи. В философии марксизма материализм распространен и на общественные явления. Противоположность монизма - дуализм.
Ответственность – волевое личностное качество, проявляющееся в осуществлении контроля над деятельностью человека. Различают внешние формы, обеспечивающие возложение ответственности (подотчетность, наказуемость и т.д.), и внутренние формы саморегуляции (чувство ответственности, чувство долга).
Психоанализ – в узком значении, разработанный Фрейдом комплекс психодиагностических и психотерапевтических методов и теоретическое направление в психологии, ориентированное на изучение и объяснение бессознательных психических процессов и явлений. Распространение идей и принципов психоанализа на комплекс гуманитарных дисциплин позволяет расширенно трактовать психоанализ, как совокупность теоретических и прикладных аспектов фрейдизма и постфрейдизма, в т.ч. в их обращении к осмыслению культуры, общества, человека, мировоззренческих и нравственных проблем.
2. Заполнить таблицу:
Раздел философии |
Что изучает |
Круг проблем |
Социальная философия |
|
|
3. Прочитайте отрывок:
«[Жизненный мир] это пространственно-временной мир вещей, как мы
его познаем в опыте нашей до – и вненаучной жизни и поверх познанных вещей знаем как доступный опытному познанию. У нас есть мировой горизонт как горизонт возможного опытного познания вещей. Вещи – это камни, животные, растения, а также люди и человеческие образования; но все это здесь соотнесено с субъектом. Раскрывая мир с точки зрения геометрии и того, что... может быть математизированно, Галилей абстрагируется от субъектов как личностей с их личной жизнью, от всего духовного в каком бы то ни было смысле, от всех культурных свойств, которые вещи приобретают в человеческой практике. Результатом этого абстрагирования выступают чистые телесные вещи, которые, однако, берутся в своей тотальности и тематизируются как мир» (Гуссерль Э. Кризис европейских наук).
Вопрос: В чем отличие жизненного мира от мира научных абстракций?
Какую смысловую нагрузку несут вещи в жизненном мире как среде бытия
человека?
В чем отличие жизненного мира от мира научных абстракций?
Отличие жизненного мира от научных абстракций заключается в том, что жизненный мир – это мировоззрение, основанное на объективной картине мира. Познание окружающей действительности основано на понимании сути происходящих событий, на тщательном изучении, реальных фактах и внятных доказательствах. Эдмун Гуссерль полагает, что жизненный мир вытеснил духовное из области научного познания. Научная абстракция же в свою очередь состоит в отвлечении от внешних явлений, несущественных сторон и выделении наиболее глубокой сущности предмета.
Какую смысловую нагрузку несут вещи в жизненном мире как среде бытия
человека?
Вещь — многозначный термин, входящий в базовые понятия многих направлений науки и широко используемый в обыденной жизни. Понимание вещи как части материального мира и процесса его познания человеком с зарождения философии до наших дней находится в центре любой системы мировоззрения.
Мы живем в материальном мире, потому нуждаемся в материальных вещах, да и сами же эти вещи и производим. Значит, они не только улучшают, упрощают, украшают нашу жизнь, но и позволяют в той или иной мере себя познать и проявить.
Во многом наше отношение к вещам определяю наше отношение к жизни, значит смысловая нагрузка вещей в жизненном мире, как среде обитания человека – это делать его жизнь комфортнее и интереснее, красивее и продуктивнее.