Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 13:52, контрольная работа

Описание работы

7. Философские идеи буддизма;
17. Диалектика Гераклита;
27. Антропоцентризм и гуманизм философии;
37. Философские взгляды казахских просветителей (Ч. Валиханов);
47. Философия Бердяева Н.А., идеи свободы личности;
57. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

Файлы: 1 файл

Философия 07 (7,17,27,37,47,57).docx

— 60.78 Кб (Скачать файл)

Поэтому вся философия Н.А. Бердяева была направлена на то, чтобы помочь человеку занимать активную и творческую позицию, преодолеть несовершенство человеческого бытия. И в этом отношении в философии Бердяева можно выделить три главных идеи: 1) идею "универсального" христианства, 2) идею свободы ("примат свободы над бытием") и 3) апологию творчества ("творец оправдывается своим творчеством"). А в целом, философским воззрениям русского мыслителя присущи, с одной стороны, ощущение кризиса жизни и духа, а с другой стороны, романтическая уверенность в торжестве идеала.

Но человеку присуще и изначальное состояние свободы, в том числе свободы творчества. Поэтому с созданием мира Богом, само творение еще не закончено, а передано человеку. И человек продолжает вносить свою творческую свободу в мир, продолжает миротворение: "Человек и космос меряются своими силами как равные…", — писал Н.А. Бердяев. При этом тайна творчества иррациональна, как иррациональна сама свобода, ибо происходит она не только от Бога: "Творческие дары даны человеку Богом, но в творческие акты человека привходит элемент свободы, не детерминированный ни миром, ни Богом".

Давая столь бескомпромиссный анализ существующего положения вещей, Бердяев тем не менее предлагает некий социальный идеал, который он называл "персоналистическим социализмом", исходящим из примата личности над обществом.

Но, будучи социальным идеалом, "персоналистический социализм" не является целью и смыслом человеческой истории. Дело в том, что истинной общности, лишенной объективации, люди способны достичь только в Боге. Такую общность Бердяев называл "соборностью" и подразумевал под соборностью внутреннюю духовную общность людей. Следовательно, целью и смыслом человеческой истории является устроение Царства Божия, как воплощенное единение всех людей в Боге. Поэтому сама земная история человечества, по мнению Бердяева, конечна: "История мира и история человечества имеет смысл лишь в том случае, если она кончится". Впрочем, конец истории — это вовсе не космическая или социальная катастрофа. Наоборот, Царство Божие представляет собой то состояние, в котором происходит окончательно преодоление объективации, вражды и обезличенности.

Свобода – реальность более широкая, выходящая за рамки этической проблематики, особенно в своем генезисе, но ее миссия быть высшей добродетелью, ценностью, самой энергией добра. Сущность добра Н. А. Бердяев видел в творчески-свободном соединении человека с Богом, в обожении человеческой природы. «Свобода личности не есть ее право… Свобода личности есть долг, исполнение призвания, реализация Божией идеи о человеке, ответ на Божий призыв. Человек должен быть свободен, не смеет быть рабом, ибо должен быть человеком. Такова воля Бога», – пишет он в работе «О рабстве и свободе человека». Человек должен каждый раз творить добро, потому что в его распоряжении нет заранее готового «нравственно-должного выхода» из возникающих моральных конфликтов.

В своей сущности философия, по мнению Н. А. Бердяева, должна быть выражением духовного мистического опыта. Свою философскую позицию Н. А. Бердяев определял по-разному — «философия свободы», «философия духа» и др. Однако наиболее отвечающим существу дела является определение, встречающееся у него достаточно часто,— мистический гнозиc. В этом определении заключена основная идея «методологии» Н. А. Бердяева — истины, о которых он говорит, получены опытным путем, путем собственного внутреннего опыта.

В самом общем смысле под установкой сознания понимается ориентация человека в мире. Она представляет собой обращенность человеческого духа, свободы в человеке к истории, бытию, Богу, к самому себе и является состоянием «экзистирующего я». Она образует и выражает жизненную позицию субъекта, поэтому в ее характеристику входят категории и гносеологии, и этики, и религии. У Н. А. Бердяева объективный мир «есть результат известного состояния субъекта, при котором происходит экстериоризация и отчуждение. Объект зависит, прежде всего, от воли субъекта» . Это положение является в сущности центральным в бердяевской методологии и гносеологии. Н. А. Бердяев настойчиво акцентирует внимание на том, что не объект определяет сознание экзистенциального «я», а именно через полагание человеческого духа является само бытие, его смысл и истинность.

Отсюда становится понятным постоянное подчеркивание Н. А. Бердяевым своего философского пути как пути «свободного философствования». Мистический гнозиc как опыт свободы является таковым потому, что являет собою не умозрительную спекулятивную конструкцию, построение которой должно идти по определенным, заданным логико-теоретическим схемам.

Философия как мистический гнозиc свободна (конечно, с позиции философа, ее исповедующего) в том смысле, что она выражает те «неоткрытые миры впечатлительности», которые являются достоянием собственного субъективного мира философа, страданий и трагических коллизий его собственного духа—свободным в принципе выражением собственных мистических прозрений и откровений. Как философ-пророк Н. А. Бердяев старается раскрыть и понять, прежде всего, смысл истории, индивидуальной человеческой судьбы.

Благодаря гуманизму своей философской позиции и таким отличительным ее чертам, как “восстание против любых форм тоталитаризма, неустанная защита свободы, отстаивание первичности духовных ценностей, антропоцентрический подход к проблемам, персонализм, искания смысла жизни и истории” (Ф. Коплстон) Бердяев сумел возвыситься до подлинной самобытности, открыть перед русской духовностью новые “горизонты мысли”. Понятие “личность” понимается Бердяевым как неповторимая, уникальная субъективность. Через присущую ей свободу и возможность свободного творчества она направлена на созидание нового мира. История человечества предстает в виде процесса развития личностного начала человека, а сам он достигает наивысшего блаженства в единении с Богом в своем творческом акте, направленном на достижение высших божественных ценностей: истины, красоты и блага, на достижение нового бытия, нового, подлинного мира, царства Духа. Приверженность “философии органического духа” позволила Бердяеву решить поставленные им проблемы “реальности, свободы, личности”. Дух присутствует в человеке как бесконечная свобода и неограниченное творчество, человек является “Божьей идеей”. Каждый человек, по мнению Бердяева , должен отгадать “Божью идею о себе”, самореализоваться и “помогать Богу в осуществлении замысла Божьего в мире”. Философ считает, что Бог действует в царстве свободы, а не в царстве необходимости, именно в духе, а не в детерминированной природе.

Бердяев всегда отстаивал нередуцируемость свободы к необходимости, ее неприкосновенность перед лицом экспансии детерминизма. Возможно именно поэтому, относимый в исторической хронологии к первой половине XX века, Н.А. Бердяев остается во многом нашим современником, призывающим при решении всех философских проблем ставить в центр человека и его творчество. 
57. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений

 

Закон перехода количественных изменений в качественные в диалектическом материализме, материалистической диалектике а также ряде близких философских концепций — всеобщий закон развития природы, материального мира, человеческого общества и мышления. Закон сформулирован Ф. Энгельсом в результате интерпретации логики Г. Гегеля и философских работ К. Маркса.

Гегель отрицал абсолютность качеств и считал, в отличие от Аристотеля, что всякое новое качество есть лишь результат накопившихся количественных изменений. В подтверждение своего тезиса Гегель приводил изменения агрегатного состояния вещества: плавление, кипение и т.п. — где появление нового качества, например текучести, есть результат количественных изменений, например, увеличения температуры.

Предметом закона является переход от незначительных и скрытых, постепенных количественных изменений к изменениям коренным, открытым — качественным, где качественные изменения наступают не случайно, а закономерно, вследствие накопления незаметных и постепенных количественных изменений, не постепенно, а быстро, внезапно, в виде скачкообразного перехода от одного состояния к другому состоянию, через ломку линейного закона изменения и перехода к нелинейным законам и формам изменения. Закон перехода количественных изменений в новое качество — момент закона развития меры.

Основа закона — взаимосвязь двух свойств — качества и количества.

Для описания, любое явление можно «расщепить» на качественную и количественную определенности. Категория «качество» обозначает такую определённость явления, которая отличает предмет среди других, делает его тем, что он есть. Количество выражает то общее, что свойственно разным вещам, в чем они сходны, является совокупностью множеств и величин, характеризующих вещь. Найти количественную определенность вещи — значит сравнить ее с другой, обладающей тем же свойством.

Несмотря на существенные различия, количество и качество рассматриваются в диалектическом материализме как части одного целого, представляющие собой стороны одного и того же предмета. Это единство называется мерой и представляет собой границу, определяющую пределы возможного количественного изменения в рамках данного качества.

Переход количественных изменений за пределы меры (как интервала количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета) ведет к изменению качества предмета, то есть к его развитию. В этом и заключается закон перехода количества в качество — развитие осуществляется путем накопления количественных изменений в предмете, что приводит к выходу за пределы меры и скачкообразному переходу к новому качеству.

При нарушении меры количественные изменения влекут за собой качественное преобразование. Таким образом, развитие выступает как единство двух стадий — непрерывности и скачка. Непрерывность в развитии — стадия медленных количественных накоплений, она не затрагивает качества и выступает как процесс увеличения или уменьшения существующего. Скачок — стадия коренных качественных изменений предмета, момент или период превращения старого качества в новое. Эти изменения протекают сравнительно быстро даже тогда, когда принимают форму постепенного перехода.

Выделяют следующие виды скачков:

  • по масштабу качественных изменений: внутрисистемные (частные) и межсистемные (коренные);
  • по направленности происходящих изменений: прогрессивные (ведущие к возникновению более высокого качества) и регрессивные (ведущие к снижению уровня структурной организации объекта);
  • по характеру обусловливающих противоречий: спонтанные (разрешение внутренних противоречий) и индуцированные (в результате воздействия внешних факторов).

Принцип перехода от количественных изменений к качественным получил существенное развитие и конкретизацию в синергетике. Значительно детализированы и углублены знания о переходах (скачках) на всех уровнях развития материи, от элементарных частиц до общества.

 

Переход количественных изменений в качественные – всеобщий закон развития материального мира.

Само развитие и есть прежде всего переход количественных изменений в качественные, поскольку именно в процессе этого перехода происходит движение предметов и явлений от низшего к высшему, от старого к новому.

Процесс перехода количественных изменений в качественные повсеместно происходит и в общественном развитии. Так, переход от капитализма к социализму, совершающийся посредством социалистической революции, имеет определенные количественные предпосылки: рост производительных сил при капитализме, возрастание общественного характера производства, увеличение численности революционного пролетариата и т.д.

В объективной действительности имеет место не только переход количественных изменений в качественные, но и обратный процесс – возрастание количества под влиянием качественных изменений. Так, коренное качественное изменение общественного строя – замена капитализма социализмом – повлекло за собой и значительное изменение количественных показателей: повышение объема промышленного и сельскохозяйственного производства, увеличение темпов экономического и культурного развития, рост национального дохода, благосостояния трудящихся и т.д.

Количественные и качественные изменения, таким образом, взаимосвязаны и обусловливают друг друга. 
Список литературы:

 

  1. Афанасьев В.Г. Основы философских знаний. – Москва, 1976г.;
  2. Горбачев В.Г. Основы философии. – Москва, 1998г.;
  3. Кирвель Ч.С. История философии». – Минск, 2001г.;
  4. Кохановский В.П. Философия. – Ростов-на-Дону, 1998г.;
  5. . Мысливченко А.Г Диалектический и исторический материализм. – Москва, 1988г.;
  6. Розенталь М.М. Философский словарь. – Москва, 1972г.;
  7. Спиркин А.Г. Философия. – Москва, 2004г.

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Философии"