Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 00:00, контрольная работа
1. Почему Платона называют основоположником идеализма? Объясните, в чем заключается его идеализм.
2. Этика в качестве раздела философии занимается вопросами нравственности. Сравните этику Л. Толстого (непротивление злу насилием) и этику И. Ильина (сопротивление злу силою). Выделите сильные и слабые стороны каждой концепции. Обоснуйте свою собственную позицию по данному вопросу.
3. Прочитайте работу Ф.В.Г. Гегеля «Кто мыслить абстрактно?» и объясните, как он определяет основные термины своей работы. Объясните, какое мышление, по Гегелю, дает истинное знание о мире – абстрактное или конкретное? Согласны ли вы с позицией Гегеля? Обоснуйте свой ответ.
4. Как Вы понимаете высказывание Эпикура: «Глупо боятся смерти: когда мы живы, ее еще нет; а когда умерли, мы уже ничего не почувствуем»?
Обобщая высказывания Толстого и Ильина можно сделать вывод, что Толстой предлагает всегда искать выход, но только ненасильственный, предполагающий альтернативу применению силы. Ильин же предлагает в случаях крайней необходимости применение насилия. Точка зрения Толстого более гуманная, но в современном обществе полный отказ от насилия невозможен, так как даже любое управление (государством, предприятием) предполагает ту или иную форму насилия. Точка зрения Ильина предполагает возможность использования насилия, вопрос только в том, как определить, когда настал момент когда можно применить это насилие.
Кто мыслит абстрактно? – Необразованный человек, а вовсе не просвещенный. В приличном обществе не мыслят абстрактно потому, что это слишком просто, слишком неблагородно (неблагородно не в смысле принадлежности к низшему сословию), и вовсе не из тщеславного желания задирать нос перед тем, чего сами не умеют делать, а в силу внутренней пустоты этого занятия.
Почтение к абстрактному мышлению, имеющее силу предрассудка, укоренилось столь глубоко, что те, у кого тонкий нюх, заранее почуют здесь сатиру или иронию, а поскольку они читают утренние газеты и знают, что за сатиру назначена премия, то они решат, что мне лучше постараться заслужить эту премию в соревновании с другими, чем выкладывать здесь все без обиняков.
В обоснование своей мысли я приведу лишь несколько примеров, на которых каждый сможет убедиться, что дело обстоит именно так. Ведут на казнь убийцу. Для толпы он убийца – и только. Дамы, может статься, заметят, что он сильный, красивый, интересный мужчина. Такое замечание возмутит толпу: как так? Убийца – красив? Можно ли думать столь дурно, можно ли называть убийцу – красивым? Сами, небось, не лучше! Это свидетельствует о моральном разложении знати, добавит, быть может, священник, привыкший глядеть в глубину вещей и сердец.
Знаток же человеческой души рассмотрит ход событий, сформировавших преступника, обнаружит в его жизни, в его воспитании влияние дурных отношений между его отцом и матерью, увидит, что некогда этот человек был наказан за какой-то незначительный проступок с чрезмерной суровостью, ожесточившей его против гражданского порядка, вынудившей к сопротивлению, которое и привело к тому, что преступление сделалось для него единственным способом самосохранения. Почти наверняка в толпе найдутся люди, которые – доведись им услышать такие рассуждения – скажут: да он хочет оправдать убийцу! Помню же я, как некий бургомистр жаловался в дни моей юности на писателей, подрывающих основы христианства и правопорядка; один из них даже осмелился оправдывать самоубийство – подумать страшно! Из дальнейших разъяснений выяснилось, что бургомистр имел в виду «Страдания молодого Вертера».
Это и называется «мыслить абстрактно» – видеть в убийце только одно абстрактное – что он убийца, и называнием такого качества уничтожать в нем все остальное, что составляет человеческое существо.
Мне довелось однажды услышать, как совсем по-иному расправилась с абстракцией «убийцы» и оправдала его одна наивная старушка из богадельни. Отрубленная голова лежала на эшафоте, и в это время засияло солнце. Как это чудесно, сказала она, солнце милосердия господня осеняет голову Биндера! Ты не стоишь того, чтобы тебе солнце светило, – так говорят часто, желая выразить осуждение. А женщина та увидела, что голова убийцы освещена солнцем и, стало быть, того достойна. Она вознесла ее с плахи эшафота в лоно солнечного милосердия бога и осуществила умиротворение не с помощью фиалок и сентиментального тщеславия, а тем, что увидела убийцу приобщенным к небесной благодати солнечным лучом.
Итак, мыслить абстрактно это значит мыслить оторвясь от общего, мыслить об определённых свойствах, забыв обо всём остальном
Список литературы
1) Асмус В. Ф. Платон. - М.: Мысль, 1975, 220 с.
2) Блинников Л. В. Великие философы: словарь-справочник. - М.: Логос, 1998, 440 с.
3) Васильева Т. В. Написанная философия Платона // «Вопросы философии», 1977, № 11, с. 152-160.
4)
Васильева Т. В. Путь к Платону.
Любовь к мудрости или
5)
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях
и изречениях знаменитых
6) Жизнь замечательных людей. Биографич. библ. Павленкова Ф. Сократ. Платон. Аристотель. Сенека. - М.: Республика, 1995, 300 с.
7) Л. Толстой "Закон насилия и закон любви"(1908)
8)Л. Толстой "Воскресение"(1889-1899)
9) "Гегель. Работы разных лет", т. 1. М., «Мысль», 1970.