Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 00:00, контрольная работа

Описание работы

1. Почему Платона называют основоположником идеализма? Объясните, в чем заключается его идеализм.
2. Этика в качестве раздела философии занимается вопросами нравственности. Сравните этику Л. Толстого (непротивление злу насилием) и этику И. Ильина (сопротивление злу силою). Выделите сильные и слабые стороны каждой концепции. Обоснуйте свою собственную позицию по данному вопросу.
3. Прочитайте работу Ф.В.Г. Гегеля «Кто мыслить абстрактно?» и объясните, как он определяет основные термины своей работы. Объясните, какое мышление, по Гегелю, дает истинное знание о мире – абстрактное или конкретное? Согласны ли вы с позицией Гегеля? Обоснуйте свой ответ.
4. Как Вы понимаете высказывание Эпикура: «Глупо боятся смерти: когда мы живы, ее еще нет; а когда умерли, мы уже ничего не почувствуем»?

Файлы: 1 файл

filosofia_2.docx

— 33.80 Кб (Скачать файл)
Проблема сопротивления злу посредством внешнего понуждения действительно возникает и верно ставится только при условии, если внутреннее самозаставление и психическое понуждение оказываются бессильными удержать человека от злодеяния. Физическое воздействие должно испытываться как необходимое, т. е. как практически единственно действительное средство при данном стечении обстоятельств; вне этого не имеет смысла ставить проблему. Самая сущность ее в том, что человеку практически даются всего две возможности, всего два исхода: или потакающее бездействие, или физическое сопротивление. В первом случае он, видя, что психическое понуждение недействительно и что злодейство все равно состоится, или прекращает борьбу совсем и отходит в сторону («моя хата с краю»), или продолжает применять это средство, заведомо для него обреченное на неудачу. Во втором случае он выходит за пределы психического понуждения и направляет или ограничивает злодейскую волю посредством телесного воздействия. Понятно, что тот, кто выдвигает третий исход и допускает или обнаруживает для данного случая действительность самозаставления и психического понуждения, тот не разрешает проблему, а угашает ее; он доказывает не духовную запретность практически необходимого пресечения, а его практическую ненужность и этим снимает проблему, обходя ее и не исследуя.
Верная постановка проблемы дает совсем иную формулу вопроса, а именно: если я вижу подлинное злодейство или поток подлинных злодейств и нет возможности остановить его душевно-духовным воздействием, а я подлинно связан любовью и волею с началом Божественного добра не только во мне, но и вне меня, то следует ли мне умыть руки, отойти и предоставить злодею свободу кощунствовать и духовно губить, или я должен вмешаться и пресечь злодейство физическим сопротивлением, идя сознательно на опасность, страдание, смерть и, может быть, даже на умаление и искажение моей личной праведности?..

Обобщая  высказывания  Толстого  и  Ильина  можно  сделать  вывод,  что  Толстой  предлагает  всегда  искать  выход,  но  только  ненасильственный,  предполагающий  альтернативу  применению  силы.  Ильин  же  предлагает  в  случаях  крайней  необходимости  применение  насилия.  Точка  зрения  Толстого  более  гуманная,  но  в  современном  обществе  полный  отказ  от  насилия  невозможен,  так  как  даже  любое  управление (государством,  предприятием)  предполагает   ту  или  иную  форму  насилия.  Точка  зрения  Ильина  предполагает  возможность  использования  насилия,  вопрос  только  в  том,  как  определить,  когда  настал  момент  когда  можно  применить  это  насилие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Прочитайте работу Ф.В.Г. Гегеля «Кто мыслить абстрактно?» и объясните, как он определяет основные термины своей работы. Объясните, какое мышление, по Гегелю, дает истинное знание о мире – абстрактное или конкретное? Согласны ли вы с позицией Гегеля? Обоснуйте свой ответ.
Ответ.

 

Кто мыслит абстрактно? – Необразованный человек, а вовсе не просвещенный. В приличном обществе не мыслят абстрактно потому, что это слишком просто, слишком неблагородно (неблагородно не в смысле принадлежности к низшему сословию), и вовсе не из тщеславного желания задирать нос перед тем, чего сами не умеют делать, а в силу внутренней пустоты этого занятия.

Почтение к абстрактному мышлению, имеющее силу предрассудка, укоренилось столь глубоко, что те, у кого тонкий нюх, заранее почуют здесь сатиру или иронию, а поскольку они читают утренние газеты и знают, что за сатиру назначена премия, то они решат, что мне лучше постараться заслужить эту премию в соревновании с другими, чем выкладывать здесь все без обиняков.

В обоснование своей мысли я приведу лишь несколько примеров, на которых каждый сможет убедиться, что дело обстоит именно так. Ведут на казнь убийцу. Для толпы он убийца – и только. Дамы, может статься, заметят, что он сильный, красивый, интересный мужчина. Такое замечание возмутит толпу: как так? Убийца – красив? Можно ли думать столь дурно, можно ли называть убийцу – красивым? Сами, небось, не лучше! Это свидетельствует о моральном разложении знати, добавит, быть может, священник, привыкший глядеть в глубину вещей и сердец.

Знаток же человеческой души рассмотрит ход событий, сформировавших преступника, обнаружит в его жизни, в его воспитании влияние дурных отношений между его отцом и матерью, увидит, что некогда этот человек был наказан за какой-то незначительный проступок с чрезмерной суровостью, ожесточившей его против гражданского порядка, вынудившей к сопротивлению, которое и привело к тому, что преступление сделалось для него единственным способом самосохранения. Почти наверняка в толпе найдутся люди, которые – доведись им услышать такие рассуждения – скажут: да он хочет оправдать убийцу! Помню же я, как некий бургомистр жаловался в дни моей юности на писателей, подрывающих основы христианства и правопорядка; один из них даже осмелился оправдывать самоубийство – подумать страшно! Из дальнейших разъяснений выяснилось, что бургомистр имел в виду «Страдания молодого Вертера».

Это и называется «мыслить абстрактно» – видеть в убийце только одно абстрактное – что он убийца, и называнием такого качества уничтожать в нем все остальное, что составляет человеческое существо.

Мне довелось однажды услышать, как совсем по-иному расправилась с абстракцией «убийцы» и оправдала его одна наивная старушка из богадельни. Отрубленная голова лежала на эшафоте, и в это время засияло солнце. Как это чудесно, сказала она, солнце милосердия господня осеняет голову Биндера! Ты не стоишь того, чтобы тебе солнце светило, – так говорят часто, желая выразить осуждение. А женщина та увидела, что голова убийцы освещена солнцем и, стало быть, того достойна. Она вознесла ее с плахи эшафота в лоно солнечного милосердия бога и осуществила умиротворение не с помощью фиалок и сентиментального тщеславия, а тем, что увидела убийцу приобщенным к небесной благодати солнечным лучом.

Итак,  мыслить  абстрактно  это  значит  мыслить  оторвясь от общего, мыслить об определённых свойствах, забыв обо всём остальном

 

 

 

 

 

 

 

  1. Как Вы понимаете высказывание Эпикура: «Глупо боятся смерти: когда мы живы, ее еще нет; а когда умерли, мы уже ничего не почувствуем»?

 

 

Смерть — это величайшая иллюзия человечества. Когда мы живём — её ещё нет, когда мы умерли — её уже нет
Эпикур повторяет, что пугающая мысль о неизбежной смерти проникает в нашу жизнь и омрачает все до единого удовольствия. Поскольку никакая деятельность не может удовлетворить нашу жажду вечной жизни, всякая деятельность, по сути, бессмысленна. Эпикур писал, что некоторые люди настолько ненавидят жизнь, что идут на самоубийство, тогда как другие развивают лихорадочную и бесцельную активность, единственный смысл которой - попытка скрыться от экзистенциальной реальности и от ожидающей нас всех судьбы. Эпикур объяснял бесконечный и не насыщающий поиск новых видов деятельности тем, что мы храним и периодически вызываем в памяти глубоко хранящиеся приятные воспоминания. Если бы мы научились снова и снова воскрешать их, не было бы нужды постоянно искать новых удовольствий, считал Эпикур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1) Асмус В. Ф. Платон. - М.: Мысль, 1975, 220 с.

2) Блинников Л. В. Великие философы: словарь-справочник. - М.: Логос, 1998, 440 с.

3) Васильева Т. В. Написанная философия  Платона // «Вопросы философии», 1977, № 11, с. 152-160.

4) Васильева Т. В. Путь к Платону. Любовь к мудрости или мудрость  любви. - М.: Логос, 1999, 195 с.

5) Диоген Лаэртский. О жизни, учениях  и изречениях знаменитых философов /Пер. М. Л. Гаспарова. - М.: Ладомир, 1986.

6) Жизнь замечательных людей. Биографич. библ. Павленкова Ф. Сократ. Платон. Аристотель. Сенека. - М.: Республика, 1995, 300 с.

7) Л. Толстой  "Закон насилия и закон любви"(1908)

8)Л. Толстой  "Воскресение"(1889-1899)

9) "Гегель. Работы разных лет", т. 1. М., «Мысль», 1970. 

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Философии"