Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 15:54, реферат
Происхождение и сущность сознания
Проблема языка и мышления в концепциях западных ученых
2 вопрос
Происхождение и сущность сознания
1. Самые первые
представления о психике и
сознании возникли в
Демокрит.
Душа есть особого рода огонь и теплота.
Она состоит из атомов, имеющих круглую
форму, тела этой формы способны проникать
всюду и двигать другие тела.
Душа – материальное образование. Она
телесна и отсюда ее другая особенность
– она дар природы и возникла под влиянием
естественных сил, не нуждающихся в существовании
сил, стоящих над ней.
Платон.
Придерживался противоположной точки
зрения. Считал, что души существовали
прежде, чем появились в облике человека.
Существовали без тел, но имели разумение.
Душа существует до человека, вне человека,
как особая надприродная сущность.
Дуализм. Декарт.
Считают, что душа – особая, чуждая материи
духовная субстанция. Он считает душу
и тело независящими друг от друга началами.
Психофизический параллелизм.
- разновидность дуализма ( Декарт ). Природа
и дух выступают как два различных начала:
основным свойством материи является
протяженность, а основным свойством духа
– способность мыслить. Отсюда: идея не
имеет протяженности, а тело не может мыслить.
Идеализм + религия.
Продолжают линию первобытного анимизма,
то есть одушевление окружающих предметов.
Первобытные люди наделяли все уголки
добрыми и злыми духами.
Пантеизм.
- отождествление Бога с природой. Бенедикт
Спиноза пытался отождествить материю
с мировой духовной субстанцией.
Субъективный идеализм.
- отождествляет вещи с ощущениями, восприятиями,
мыслями. Такое отождествление приводит
к выводу, будто ощущения существуют вне
мозга человека.
Иной позиции придерживался позитивизм.
Бертран Рассел пытался отождествить
психическое с физическим, а это означает,
что материальные предметы превращаются
в ощущения и что ощущения выносятся за
пределы нервной системы, то есть Рассел
сближает материю и дух, т.к. под материей
он понимает мысль, а под духом ощущения.
Под мозгом он понимает совокупность ощущений
и мыслей. Отсюда не мысль в мозгу, а мозг
в мыслях.
Фохт, Бюхнер.
Мысль так выделяется мозгом, как желчь
печенью.
Диалектический материализм.
Сознание – это функция мозга; свойство
высокоорганизованной материи и форм
отражения действительности.
Проблема языка и мышления в концепциях западных ученых
Важно отметить, что связи
мыслительных процессов с лингвистическими
структурами, широко обсуждается сегодня
представителями различных школ
и учений философии - структурализмом,
постпозитивизмом (лингвистический позитивизм), герменевтикой
и др. Представители постпозитивизма обсуждают,
как правило, отношения между мышлением
и языком в рамках проблемы духовного
и телесного ("ментального" и "физического").
Одним из наиболее активных защитников
идеи "экстралингвистического знания"
является К. Хуккер. Он исходит из того,
что лингвистические структуры - это подкласс
информационных структур, поэтому недопустимо,
по его мнению, отождествлять мысль и речь.
Из этой идеи исходит и другая идея постпозитивизма
- о тождестве "ментального" и "физического",
эту идею пропагандируют "элининативные
материалисты". Они полагают, что "ментальные
термины" теории языка и мышления должны
быть элиминированы, как ненаучные и заменены
терминами нейрофизиологии. Чтобы решить
эту задачу, нужно, прежде всего, как они
полагают, отвергнуть "миф данного",
т.е. утверждение о том, что мы располагаем
некоторым непосредственным и мгновенным
знанием о собственных "ментальных"
процессах. Пожалуй, самым решительным
образом отрицает "непосредственно
данное" П. Фейерабент.
По его убеждению, "непосредственно
данное" является вовсе не фактом природы,
а "результатом того способа, которым
любой род занятий (или мнения) относительно
сознания воплощен и воплощается в языке".
Этот "якобы факт природы" есть типичная
кажимость, обусловленная "бедностью
содержания ментальных терминов по сравнению
с физическими терминами".
Заметим, что отрицание "непосредственного
данного" означает, что знание существует
только тогда, когда оно вербализовано,
т.е. выражено словами. Если этот факт "непосредственно
данного" признается, то вопрос о его
отношении к языку и речи решается по-разному.
Встречается точка зрения, что непосредственное
знание о собственных сознательных состояниях
всегда, так или иначе, вербализовано.
Например, Г.Фейгл говорит о наличии сугубо
личного языка, с помощью которого субъект
выражает для себя указанное знание. Непосредственное
знание, прямой опыт он называет "сырыми
чувствами". Последние и выступают в
форме "личного языка", который в
процессе общения переводится на интерсубъективный,
обыденный язык. Эти примеры свидетельствуют
о междисциплинарном характере проблемы
соотношения языка и мышления и возможности
различных трактовок этого взаимодействия.
3 вопрос
Сознание – высшая,
интегрирующая форма психики, результат
общественно-исторических условий
формирования человека в трудовой деятельности
и общении с другими людьми.
Сознание служит для регуляции поведения,
для приведения его в соответствие с потребностями
людей и объективными условиями, в которых
оно совершается.
▪▪▪
Основные функции сознания:
▪ Отражательная;
▪ Порождающая;
▪ Регулятивно-оценочная;
▪ Рефлексивная
Характеристики сознания:
▪ со-знание;
▪ различение в сознании S-a и О-а ▪ обеспечение
целеполагающей деятельности человека
Ф о р м о й с о з н а н и я человека является
я з ы к.
Свойства сознания.
▪ Разнообразие содержания сознания▪
Неоднородность поля сознания▪ Непрерывное
движение содержания сознания▪ Представленность
процессов сознания 2-мя классами
произвольные непроизвольные процессы
процессы
Психология бессознательного. Различные
подходы к толкованию бессознательного:
Бессознательное – как и сознание детерминировано
общественными условиями существования
человека, выступая как частичное, недостаточно
адекватное отражение мира.
Бессознательное – это совокупность психических
процессов, актов и состояний, обусловленных
воздействиями, влияние которых человек
не осознает.
В бессознательном невозможен целенаправленный
контроль за совершаемыми действиями,
невозможна и оценка их результата.
Формы общественного сознания – различные способы духовного освоения действительности. Соответственно различно и их содержание. Из многообразия различных форм общественного сознания выделим девять форм: экономическое, экологическое, политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, философское и научное.
1. Экономическое (греч. ойкономия –"управление хозяйством") – представления:
– о хозяйственной жизни
– о производстве и распределении материальных благ;
– о собственности и управления ее видами;
– о торговле и финансах, доходах и расходах.
2. Экологическое (греч. ойкос –"дом, родина") – особая форма общественного сознания, отражающая взаимодействие двух систем природы и общества в условиях их общего кризиса. Направлено на выработку глобальной стратегии предотвращения биосоциальной экологической катастрофы.
Философско-методологические концепции экологического сознания:
1) природа несовершенна, поэтому
необходимо ее улучшать и
2)следует сохранять и поддерживать существующую естественную среду обитания; признавая неизбежность НТП, надо осуществлять развитие ресурсосберегающих и безотходных технологий, максимально охраняющих природу. На смену цели, поставленной еще Ф.Бэконом для человека: господство над природой, приходит новая – гармония, взаимодействие общества и природы, человека и окружающей среды. Совместный процесс эволюции природы и общества называется коэволюцией.
3. Политическое сознание возникает с разделением общества на классы при зарождении государства и политики. Политика (греч. "искусство управления государством") охватывает область отношений социальных групп и слоев к государству и правительству, взаимоотношений между этими группами и классами, между нациями и государствами.
Отсюда и главные проблемы политического сознания:
– государственной власти;
– общественного устройства;
– классовой и социальной борьбы;
– взаимоотношений между
Политическое сознание включает в себя политическую психологию и идеологию различных классов и социальных групп, взаимопроникающих и влияющих друг на друга. Политизированное сознание охватывает в различное время большие группы населения. Оно неоднородно и противоречиво: либеральное, консервативное, лево(право)радикальное, коммунистическое, демократическое, националистическое, социал-христианское и т.п.
4. Правовое сознание – совокупность правовых взглядов, теорий и чувств, опирающихся на знание юридических нормативов общества и их оценку. В отличие от политического сознания правовое отражает жизнь с точки зрения прав и обязанностей всех участников общественных отношений. Правовое сознание нормативно, так как возникает для регламентации общественных отношений и служит средством обеспечения правовых норм.
В отличие от права, имеющего общеобязательный
характер, обеспеченность принудительной
силой государственных органов,
правосознание разнородно и более
подвижно, эластично. Именно в правосознании
зарождаются основные идеи, то есть
источники изменения и
5. Нравственное сознание – совокупность представлений о моральных нормах поведения людей, которые в отличие от юридических законов, поддерживаются не силой государства, а авторитетом общественного мнения и внутренними убеждениями людей. Происходит на основе обычаев, закрепивших такие поступки, которые оказались полезными для сохранения и развития человека и общества, отвечая их потребностям и интересам. Проявляются в социальных запретах (табу), призванных предотвращать недозволенные с точки зрения общих интересов действия. Огромную роль в нравственном сознании играет и понятие должного. Сила нравственных норм – в их юридической незакрепленности.
Чувство собственного достоинства – осознание своего значения и права на уважение.
Совесть – моральное самосознание человека, оценивающее его поступки изнутри. Будь хозяином своей воли и рабом своей совести.
Виды совести:
– действующая (недремлющая);
– догоняющая (кающаяся);
– невостребованная (Гитлер: "Совесть – химера человеческого сознания"; Наполеон – епископу: "Совесть – дура. На этом свете нужно держаться одного – приобретать возможно больше денег и власти: все остальное химера").
Может быть разрыв между реальными нравами и теорией морали.
Мораль (лат. mores – "нравы") – идеально-теоретический уровень нравственного сознания.
Этика – философская дисциплина, изучающая специфику, структуру и исторические нормы морали.
Нормы, принципы, категории морали
конкретно историчны, изменчивы, особенно
нравственно-этикетное
6. Эстетическое сознание (греч. estetikos –"чувствующий, чувственный") – особая форма общественного сознания, выражающаяся в произведениях человечества, в художественной деятельности людей, в специфических чувствах, переживаниях, эмоциях, которые возникают в процессе восприятия прекрасного, возвышенного, трагического. Эстетическое сознание вообще присуще каждому акту человеческой деятельности, когда человек оценивает с эстетических позиций все, что вовлекается в сферу его опыта и переживает эти явления с точки зрения непосредственной жизненной ценности.
Искусство – высшая форма эстетического сознания, где последнее становится основной целью. Искусство не только отражает действительность, но и творит особый мир – мир художественных образов.