Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 15:54, реферат

Описание работы

Происхождение и сущность сознания
Проблема языка и мышления в концепциях западных ученых

Файлы: 1 файл

Происхождение и сущность сознания.docx

— 25.06 Кб (Скачать файл)

2 вопрос

Происхождение и  сущность сознания

1. Самые первые  представления о психике и  сознании возникли в первобытные  времена, тогда же появились  представления и о душе. Под  душой древние люди понимали  совокупность психических процессов:  думать, чувствовать, переживать  и т. д. 
Демокрит. 
Душа есть особого рода огонь и теплота. Она состоит из атомов, имеющих круглую форму, тела этой формы способны проникать всюду и двигать другие тела.  
Душа – материальное образование. Она телесна и отсюда ее другая особенность – она дар природы и возникла под влиянием естественных сил, не нуждающихся в существовании сил, стоящих над ней. 
Платон. 
Придерживался противоположной точки зрения. Считал, что души существовали прежде, чем появились в облике человека. Существовали без тел, но имели разумение. Душа существует до человека, вне человека, как особая надприродная сущность.  
Дуализм. Декарт. 
Считают, что душа – особая, чуждая материи духовная субстанция. Он считает душу и тело независящими друг от друга началами.  
Психофизический параллелизм. 
- разновидность дуализма ( Декарт ). Природа и дух выступают как два различных начала: основным свойством материи является протяженность, а основным свойством духа – способность мыслить. Отсюда: идея не имеет протяженности, а тело не может мыслить. 
Идеализм + религия. 
Продолжают линию первобытного анимизма, то есть одушевление окружающих предметов. Первобытные люди наделяли все уголки добрыми и злыми духами.  
Пантеизм. 
- отождествление Бога с природой. Бенедикт Спиноза пытался отождествить материю с мировой духовной субстанцией.  
Субъективный идеализм.  
- отождествляет вещи с ощущениями, восприятиями, мыслями. Такое отождествление приводит к выводу, будто ощущения существуют вне мозга человека. 
Иной позиции придерживался позитивизм. Бертран Рассел пытался отождествить психическое с физическим, а это означает, что материальные предметы превращаются в ощущения и что ощущения выносятся за пределы нервной системы, то есть Рассел сближает материю и дух, т.к. под материей он понимает мысль, а под духом ощущения. Под мозгом он понимает совокупность ощущений и мыслей. Отсюда не мысль в мозгу, а мозг в мыслях. 
Фохт, Бюхнер. 
Мысль так выделяется мозгом, как желчь печенью. 
Диалектический материализм. 
Сознание – это функция мозга; свойство высокоорганизованной материи и форм отражения действительности.

Проблема языка  и мышления в концепциях западных ученых

Важно отметить, что связи  мыслительных процессов с лингвистическими структурами, широко обсуждается сегодня  представителями различных школ и учений философии - структурализмом, постпозитивизмом (лингвистический позитивизм), герменевтикой и др. Представители постпозитивизма обсуждают, как правило, отношения между мышлением и языком в рамках проблемы духовного и телесного ("ментального" и "физического"). Одним из наиболее активных защитников идеи "экстралингвистического знания" является К. Хуккер. Он исходит из того, что лингвистические структуры - это подкласс информационных структур, поэтому недопустимо, по его мнению, отождествлять мысль и речь. Из этой идеи исходит и другая идея постпозитивизма - о тождестве "ментального" и "физического", эту идею пропагандируют "элининативные материалисты". Они полагают, что "ментальные термины" теории языка и мышления должны быть элиминированы, как ненаучные и заменены терминами нейрофизиологии. Чтобы решить эту задачу, нужно, прежде всего, как они полагают, отвергнуть "миф данного", т.е. утверждение о том, что мы располагаем некоторым непосредственным и мгновенным знанием о собственных "ментальных" процессах. Пожалуй, самым решительным образом отрицает "непосредственно данное" П. Фейерабент. По его убеждению, "непосредственно данное" является вовсе не фактом природы, а "результатом того способа, которым любой род занятий (или мнения) относительно сознания воплощен и воплощается в языке". Этот "якобы факт природы" есть типичная кажимость, обусловленная "бедностью содержания ментальных терминов по сравнению с физическими терминами".  
Заметим, что отрицание "непосредственного данного" означает, что знание существует только тогда, когда оно вербализовано, т.е. выражено словами. Если этот факт "непосредственно данного" признается, то вопрос о его отношении к языку и речи решается по-разному. Встречается точка зрения, что непосредственное знание о собственных сознательных состояниях всегда, так или иначе, вербализовано. Например, Г.Фейгл говорит о наличии сугубо личного языка, с помощью которого субъект выражает для себя указанное знание. Непосредственное знание, прямой опыт он называет "сырыми чувствами". Последние и выступают в форме "личного языка", который в процессе общения переводится на интерсубъективный, обыденный язык. Эти примеры свидетельствуют о междисциплинарном характере проблемы соотношения языка и мышления и возможности различных трактовок этого взаимодействия.

3 вопрос

Сознание – высшая, интегрирующая форма психики, результат  общественно-исторических условий  формирования человека в трудовой деятельности и общении с другими людьми. 
 
Сознание служит для регуляции поведения, для приведения его в соответствие с потребностями людей и объективными условиями, в которых оно совершается. 
▪▪▪  
 
Основные функции сознания: 
▪ Отражательная; 
▪ Порождающая; 
▪ Регулятивно-оценочная; 
▪ Рефлексивная  
 
Характеристики сознания: 
▪ со-знание; 
▪ различение в сознании S-a и О-а ▪ обеспечение целеполагающей деятельности человека  
 
Ф о р м о й с о з н а н и я человека является я з ы к. 
 
Свойства сознания. 
 
▪ Разнообразие содержания сознания▪ Неоднородность поля сознания▪ Непрерывное движение содержания сознания▪ Представленность процессов сознания 2-мя классами  
 
произвольные непроизвольные процессы процессы  
 
Психология бессознательного. Различные подходы к толкованию бессознательного: 
 
Бессознательное – как и сознание детерминировано общественными условиями существования человека, выступая как частичное, недостаточно адекватное отражение мира. 
 
Бессознательное – это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, влияние которых человек не осознает. 
 
В бессознательном невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата. 

Формы общественного сознания – различные способы духовного освоения действительности. Соответственно различно и их содержание. Из многообразия различных форм общественного сознания выделим девять форм: экономическое, экологическое, политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, философское и научное.

1. Экономическое (греч. ойкономия –"управление хозяйством") – представления:

– о хозяйственной жизни общества(и социальной группы, в том числе семьи);

– о производстве и распределении  материальных благ;

– о собственности и управления ее видами;

– о торговле и финансах, доходах  и расходах.

2. Экологическое (греч. ойкос –"дом, родина") – особая форма общественного сознания, отражающая взаимодействие двух систем природы и общества в условиях их общего кризиса. Направлено на выработку глобальной стратегии предотвращения биосоциальной экологической катастрофы.

Философско-методологические концепции  экологического сознания:

1) природа несовершенна, поэтому  необходимо ее улучшать и совершенствовать  с точки зрения обитания человека  для полного поглощения естественной  природы искусственной.

2)следует сохранять и поддерживать существующую естественную среду обитания; признавая неизбежность НТП, надо осуществлять развитие ресурсосберегающих и безотходных технологий, максимально охраняющих природу. На смену цели, поставленной еще Ф.Бэконом для человека: господство над природой, приходит новая – гармония, взаимодействие общества и природы, человека и окружающей среды. Совместный процесс эволюции природы и общества называется коэволюцией.

3. Политическое сознание возникает с разделением общества на классы при зарождении государства и политики. Политика (греч. "искусство управления государством") охватывает область отношений социальных групп и слоев к государству и правительству, взаимоотношений между этими группами и классами, между нациями и государствами.

Отсюда и главные проблемы политического  сознания:

– государственной власти;

– общественного устройства;

– классовой и социальной борьбы;

– взаимоотношений между государствами, вопросы войны и мира.

Политическое сознание включает в  себя политическую психологию и идеологию  различных классов и социальных групп, взаимопроникающих и влияющих друг на друга. Политизированное сознание охватывает в различное время большие группы населения. Оно неоднородно и противоречиво: либеральное, консервативное, лево(право)радикальное, коммунистическое, демократическое, националистическое, социал-христианское и т.п.

4. Правовое сознание – совокупность правовых взглядов, теорий и чувств, опирающихся на знание юридических нормативов общества и их оценку. В отличие от политического сознания правовое отражает жизнь с точки зрения прав и обязанностей всех участников общественных отношений. Правовое сознание нормативно, так как возникает для регламентации общественных отношений и служит средством обеспечения правовых норм.

В отличие от права, имеющего общеобязательный характер, обеспеченность принудительной силой государственных органов, правосознание разнородно и более  подвижно, эластично. Именно в правосознании  зарождаются основные идеи, то есть источники изменения и возникновения  юридических законов. С изменением экономических отношений изменяется и правосознание, хотя на него активно  влияют и другие формы общественного  сознания. Правосознание – не только знание правовых явлений, но и отношение  к ним, их оценка, влияющая на убеждения  людей в справедливости или несправедливости того или иного закона или правопорядка в целом.

5. Нравственное сознание – совокупность представлений о моральных нормах поведения людей, которые в отличие от юридических законов, поддерживаются не силой государства, а авторитетом общественного мнения и внутренними убеждениями людей. Происходит на основе обычаев, закрепивших такие поступки, которые оказались полезными для сохранения и развития человека и общества, отвечая их потребностям и интересам. Проявляются в социальных запретах (табу), призванных предотвращать недозволенные с точки зрения общих интересов действия. Огромную роль в нравственном сознании играет и понятие должного. Сила нравственных норм – в их юридической незакрепленности.

Чувство собственного достоинства – осознание своего значения и права на уважение.

Совесть – моральное самосознание человека, оценивающее его поступки изнутри. Будь хозяином своей воли и рабом своей совести.

Виды совести:

– действующая (недремлющая);

– догоняющая (кающаяся);

– невостребованная (Гитлер: "Совесть – химера человеческого сознания"; Наполеон – епископу: "Совесть – дура. На этом свете нужно держаться одного – приобретать возможно больше денег и власти: все остальное химера").

Может быть разрыв между реальными  нравами и теорией морали.

Мораль (лат. mores – "нравы") – идеально-теоретический уровень нравственного сознания.

Этика – философская дисциплина, изучающая специфику, структуру и исторические нормы морали.

Нормы, принципы, категории морали конкретно историчны, изменчивы, особенно нравственно-этикетное поведение (честь, добродетель, невинность, любовь, дружба), однако простые нормы нравственности и справедливости составляют общечеловеческое и непреходящее в нравственном сознании. И.Кант: " Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого только как к цели и никогда как к средству".

6. Эстетическое сознание (греч. estetikos –"чувствующий, чувственный") – особая форма общественного сознания, выражающаяся в произведениях человечества, в художественной деятельности людей, в специфических чувствах, переживаниях, эмоциях, которые возникают в процессе восприятия прекрасного, возвышенного, трагического. Эстетическое сознание вообще присуще каждому акту человеческой деятельности, когда человек оценивает с эстетических позиций все, что вовлекается в сферу его опыта и переживает эти явления с точки зрения непосредственной жизненной ценности.

Искусство – высшая форма эстетического сознания, где последнее становится основной целью. Искусство не только отражает действительность, но и творит особый мир – мир художественных образов.


Информация о работе Контрольная работа по "Философии"