Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 14:12, контрольная работа

Описание работы

Несколько слов об истории самого термина «философия». Слово это, как я уже сказал, древнегреческое. Впервые это слово (точнее, глагол «философейн», как бы мы сейчас сказали — «философствовать») употребил Геродот. Философы же приписывают введение термина «философия» Пифагору, одному из первых древнегреческих философов, который был также религиозным мыслителем и математиком. Однако Пифагор определения философии не оставил, ибо он ничего не писал. А вот Платон, писавший свои произведения в форме диалогов, в которых, кроме одного, главным действующим лицом является учитель Платона Сократ, непосредственно указывает, что термин «философия» ввел Сократ.

Содержание работы

1.Когда и каким образом возникла философия?.........................................3
2.Что такое диалектика?................................................................................5 3. В чем суть экзистенциалистского понимания человека?.......................5
4. В чём заключается гносеологическая позиция рационализма?.............6
5. В чём суть цивилизационного подхода к истории?................................7
6. Как понимался феномен права философии Гегеля?....................8
7. Сравните взгляды Платона и Аристотеля на проблему бытия………..9
8. Раскройте марксистское положение о практике как основе, цели познания и критерии истины?.......................................................................................10
10. 10.С философской точки зрения прокомментируйте следующие слова Б. Паскаля: «Величие человека так заметно, что доказывается даже самой его немощью»……………………………………………………………………11
Список использованной литературы………………………………………12

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 67.00 Кб (Скачать файл)

                                  Содержание

 

1.Когда и каким образом возникла  философия?.........................................3

2.Что такое диалектика?................................................................................5        3. В чем суть экзистенциалистского понимания человека?.......................5

4. В чём заключается гносеологическая позиция рационализма?.............6

5. В чём суть цивилизационного подхода к истории?................................7

6. Как понимался феномен права философии Гегеля?....................8

7. Сравните взгляды Платона и Аристотеля на проблему бытия………..9

8. Раскройте марксистское положение о практике как основе, цели познания и критерии истины?.......................................................................................10

10. 10.С философской точки зрения  прокомментируйте  следующие слова Б. Паскаля: «Величие человека так заметно, что доказывается даже самой его немощью»……………………………………………………………………11

Список использованной литературы………………………………………12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Когда и каким образом возникла  философия?

Несколько слов об истории самого термина «философия». Слово это, как я уже сказал, древнегреческое. Впервые это слово (точнее, глагол «философейн», как бы мы сейчас сказали — «философствовать») употребил Геродот. Философы же приписывают введение термина «философия» Пифагору, одному из первых древнегреческих философов, который был также религиозным мыслителем и математиком. Однако Пифагор определения философии не оставил, ибо он ничего не писал. А вот Платон, писавший свои произведения в форме диалогов, в которых, кроме одного, главным действующим лицом является учитель Платона Сократ, непосредственно указывает, что термин «философия» ввел Сократ.  
Сократ жил во времена, когда активно действовали так называемые софисты. Сейчас этот термин стал несколько нарицательным и облекся негативным смыслом, а во времена Сократа термином «софистэс» обозначали мудрецов, умных людей, которые обучали всех желающих различного рода наукам. Сократ же утверждал, что подлинным софистом, мудрецом, является один лишь Бог. Человек не может быть мудрецом, он может быть только лишь любителем мудрости, философом. Таким образом, Сократ противопоставлял себя софистам, и в этом противопоставлении и появился впервые термин «философия», «философ». В этом смысле этот термин употребляется и у Платона. Ученик Платона Аристотель еще более способствовал утверждению термина «философия», противопоставив ее другим наукам и введя классификацию наук, в которой первое место занимала именно философия, которую Аристотель называл также теологией, учением о Боге. И после Аристотеля термин «философия» уже прочно утвердился в древнегреческом языке. Однако, наблюдая развитие философии, мы видим еще одну ее удивительную особенность. Мыслители до Аристотеля, даже до Сократа, занимались не только философией, но и учением о природе, тем, что мы называли бы физикой, и учением о жизни, что мы называли бы биологией. Да и сам Аристотель физику называл второй философией. Биология у него была также частью философии, так же, как и психология. И после Аристотеля многие философы занимались и физикой, и биологией, и астрономией, и другими естественными науками.  
Со временем от философии начинают отпочковываться другие науки. Отпоч-ковывается с самого начала, уже после Пифагора, математика. В дальнейшем — геометрия и астрономия. После Гиппократа, Аристотеля и Галена — медицина. В эпоху Возрождения отделяется физика, в дальнейшем появляется химия. В XIX в. отделяется психология. В ХХ в. появляется социология, и т.д. Науки отпочковывались, а философия как была, так и осталась.  
Может быть, на вопрос, что такое философия, нам могли бы ответить сами философы. Приведу несколько наиболее распространенных определений философии. Согласно Сократу, философия есть исследование самого себя. Платон утверждал, что философия — это учение о вечно сущем и неизменном, т.е. наука об идеях. По Аристотелю, философия есть наука, исследующая все сущее как таковое, первое начало всего существующего. Средневековые западные схоластики философией считали основанное на христианской вере познание Бога, мира и человека и их отношений. Немецкий философ Фихте считал философией знание об абсолютном. Даже по этому не столь большому перечню видно, что полного согласия в понимании предмета философии нет. Со временем от философии начинают отпочковываться другие науки. Отпочковывается с самого начала, уже после Пифагора, математика. В дальнейшем — геометрия и астрономия. После Гиппократа, Аристотеля и Галена — медицина. В эпоху Возрождения отделяется физика, в дальнейшем появляется химия. В XIX веке отделяется психология. В XX веке появляется социология, и т.д. Науки отпочковываются, а философия как была, так и осталась.

 

 

 

2. Что такое диалектика?

Более всего термин «диалектика» раскрыл Гегель. Для него диалектика есть такой переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения односторонни и ограниченны, то есть содержат отрицание самих себя. Поэтому диалектика есть, согласно Гегелю, «движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость…». Диалектика – это один из методов философии, искусство вести спор. В средневековье диалектику относили к одному из семи свободных искусств. По Сократу диалектика – искусство диалога, достижение истины путем противоборства мнений. А по Канту - способ разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях.

 

3. В чем суть экзистенциалистского  понимания человека?

Задача экзистенциальной философии, как ее понимает Хайдеггер - основоположник экзистенциальной философии, состоит в том, чтобы понять человека как существование - экзистенцию и именно это понимание положить в основу философии в качестве исходного пункта. "Если человеку удается ощутить, "высветить" то единое, что проявляется в беспорядочном потоке его настроений, он придет к осознанию своей фундаментальной настроенности. Это человек как он есть в его отличии от того, что думают о нем другие и чем он кажется самому себе. Это экзистенция. Настроения и безотчетно-безусловные действия даны человеку как ее знамение. Личность должна понять, что именно в них возвещается ее подлинное предназначение, которому она обязана посвятить себя" [1. C.205].

Быть свободным, быть личностью, заявляют экзистенциалисты, гораздо труднее, чем уйти в мир "обыденности", где человек деградируется и растворяется в среде себе подобных.

Другой видный представитель экзистенциализма, К.Ясперс, считает, что экзистенция как бытийное ядро личности с особой силой открывается человеку в так называемых "пограничных ситуациях": перед лицом смерти, в страданиях, через чувство вины, т.е. тогда, когда человек оказывается на грани между бытием и небытием, осознавая неизбежность собственной конечности.

 

4.В чём заключается  гносеологическая позиция рационализма?

 

Рационализм (от лат. ratio — разум) — направление в философии, согласно которому основой как бытия, так и познания является разум.Рационализм имеет два основных направления — онтологическое и гносеологическое.Согласно онтологическому рационализму в основе бытия лежит разумное начало (то есть бытие разумно). В этом смысле рационализм близок к идеализму (например, учению Платона о "чистых идеях", которые предшествуют материальному миру и воплощением которых данный материальный мир ("мир вещей") является). Однако рационализм не тождественен идеализму, так как смысл рационализма не в первичности идей по отношению к материи (бытию), а именно в разумности бытия. Например, материалисты, убежденные в божественной либо иной разумности, внутренней логичности бытия, являются рационалистами (Демократ, Эпикур и др.).

Основная идея гносеологического рационализма заключается в том, что в основе познания также лежит разум. Соответственно, гносеологические рационалисты выступали против средневековой теологии и схоластики, представители которых видели в основе познания

Божественное откровение и отвергали разум. Наряду с этим

 рационалисты были оппонентами эмпиристов — сторонников философского направления, распространенного в новое время, тоже выступавших против схоластов и видевших в основе познания не откровение, а знание и опыт (девиз эмпиристов — "Знание — сила").

 

         

5.В чём суть цивилизационного  подхода к истории?

 

Сам цивилизационный подход представляет собой некий суммативный набор сходных методологических установок, принципов. Отсюда проистекают слабые моменты цивилизационного подхода. Главный среди них - аморфность, расплывчатость критериев, по которым выделяются цивилизации, их типы; слабая определенность причинно-следственных связей между этими критериями.

Суть цивилизационного подхода к истории - раскрытие сущности исторического процесса через призму цивилизования людей в рамках того или иного сообщества или всего человечества, в какой-то конкретный период времени или на протяжении истории людей в целом.

 

 

 

6.Как понимался  феномен права философии Гегеля?

Философия Гегеля, несомнено, была одним из пиков кривой развития новоевропейского рационализма. Центральные темы и проблемы рационализма достигают в теории Гегеля своего высшего спекулятивного пункта. В этом смысле Гегель как бы подводил итоги идейного развития классического рационализма, основывающегося на традиционной метафизике. Но одновременно он разработал философскую теорию, которая выходит за рамки гносеологии и методологии Нового времени и в той или иной мере фундирует онтологию и метафизику модерна. Будучи вписана в более широкий контекст новоевропейского мышления (здесь имеется в виду определенная общность философских установок от Декарта до Гуссерля), философия Гегеля по своим теоретическим результатам и идейным разработкам принадлежит уже к философии модерна (в выше обозначенном значении этого термина). Хотя, подчеркну это еще раз, по своим исходным установкам, по своим идеалистическим “Prдmissen” теорию Гегеля можно и нужно рассматривать не просто как идейную наследницу Нового времени, а в качестве собственно нововременной концепции, т.е. в контексте основных разработок Нового времени.

Такая “двойственность” и составляет феномен Гегеля и его философии. Суть этого феномена в том, что здесь сходятся воедино две важнейшие точки развития: конец, завершение нововременного развития философии, означающее осуществление и реализацию сформулированных в ней задач и решение возникших в связи с их реализацией проблем и трудностей; и исход, начало нового, отличного от традиционного классического движения, знаменующего философию модерна. Наиболее явно такое “двуединство” и “двузначность” философской системы Гегеля обнаруживается в развитой им теории субъективности.

 

 

7. Сравните взгляды Платона  и Аристотеля на проблему бытия.

 

В теории Платона есть определённые недостатки, которые усматривал и сам Платон. Дело в том, что если последовательно исходить из теории об идеях, то их должно быть столько же , сколько  множеств существенно сходных предметов, явлений ,процессов ,состояний ,качеств ,отношений и т.д.Но эта необходимая последовательность нарушается. Так Платон    отказывается допустить, что существуют идеи волоса, глины , грязи, и иные идеи вещей подобного рода, и утверждает, что их существование ограничивается тем, как мы их видим. Поэтому в конце жизни Платон утверждал, что идеей обладают только ценные ,с точки зрения этики, понятия.

Идеальный мир Платона противостоит обыденному миру не только как абстрактное –конкретному, сущность –явлению, оригинал –копии, но и как благое –злому. Поэтому идеей всех идей , высшей идеей выступает идея блага как такого. Она есть источник истины, соразмерности, гармонии и красоты.

С именем Платона связано имя другого великого философа –ученика Платона Аристотеля, который никогда не довольствовался ролью компилятора, но всё что он излагал –вплоть до мельчайших деталей –было им продумано и преведено в связь с целым.

Громадное значение в философии Аристотеля занимало теоретическое мышление и в этом отношении он оставался платоником до конца дней. Философия Аристотеля из философии Платона, т.к. он «придерживался того же взгляда на природу знания, которое имеет своё начало в разуме, в понятиях. А не в ощущении, они оба философы умозрительные, исходящие, из основных начал Сократа. Аристотель заметил, что раз идеи у Платона представляют собой онтологическую реальность, и как истинно сущее, как оригиналы вещей, они не подвижны, то теория Платона не даёт возможности объяснить постоянное движение и изменение предметно –чувственного мира. По его мнению, Платон напрасно указал что идеи имеют обособленное от вещей состояние, самостоятельное бытие.

Это абсолютно бесполезное отделение идей от вещей, т.к. они будучи  отвлечёнными сущностями не могут являться причиной движения вещей или какого –либо  из изменения» они «ничего не делают для познания бытия вещей, т.к. находятся вне причастных им вещей. А раз так, то по существу Платон только удваивает мир уже  существующих вещей, не раскрывая знания о них «как будто большее число сущностей легче  познать чем меньшее». Как если бы кто, желая произвести подсчёт, при меньшем количестве вещей полагал, что это ему будет не по силам, а увеличив их количество, утверждал, что сосчитает.

Иначе говоря, если идея –сущность вещи тогда она находится в самой вещи. Если она вне вещи тогда она не есть её сущность. «Аристотель мыслит себе идею вещи не как-нибудь отдельно от вещи и не где-нибудь в другом месте, чем-то, которое  занимает данная вещь. Идея вещи есть сущность вещи и потому функционирует в самой же вещи. Это есть основное и принципиальное  отличие учений об идеях у Платона и Аристотеля    

 

 

8.Раскройте марксистское  положение о практике как основе, цели познания и критерии истины?

 

Марксистская теория познания исходит из того, что материя является источником ощущений, а ощущения являются отображением бытия, отображением материи в сознании человека. Она отвергает утверждение философов-идеалистов о существовании так называемых “вещей в себе”, будто бы абсолютно непознаваемых. В противоположность идеализму марксистский философский материализм утверждает, что мир познаваем. Проверенные практикой, опытом знания людей о законах природы являются достоверными, объективно истинными. Марксистский философский материализм утверждает, что процесс познания неисчерпаем, поскольку всегда в бесконечной природе наряду с уже познанными предметами и явлениями имеются ещё не познанные предметы и явления. Однако эти предметы и явления познаются всё глубже в ходе общественно-производственной деятельности людей и развития наук.

 

 

 

 

 

 

10.С философской точки зрения  прокомментируйте  следующие слова Б. Паскаля: «Величие человека так заметно, что доказывается даже самой его немощью».

 

Что свойственно природе животных, то в человеке мы называем слабостью, доказывая этим, что если теперь природа его уподобляется  природе животных, то стало быть, он лишился лучшей природы, некогда ему свойственной. Ибо кто кроме царя, лишившегося трона, может считать себя  несчастным вследствие потери царства? Разве считали  Павла Эмилия несчастным, когда он перестал быть консулом? Напротив, все считали его счастливым, что он был  консулом, потому что это звание не было  пожизненным. Персея же называли несчастным, потому что он лишился царства, которое бы ему всегда должно принадлежать, и даже удивлялись, что с горя он не лишил себя жизни. Горюет ли кто, что у него только один рот? И кто не поситует, лишившись одного глаза? Вряд ли кому приходило когда-нибудь в голову печалиться, что у него не три глаза; но ничто не может утешить лишившегося зрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Список использованной  литературы:

 

 

1.Алексеев П.В., Панин А.В. «Теория познания и диалектика»

2.Ильин В.В. «Теории познания»

3.Ильн В.В. Философия «Учебник для вузов» 1999 г.

4.Мамардашвили М.К. «Как я понимаю  философию»

5.Книгин А.Н. «Философские проблемы  сознания».1999 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"