Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 14:42, контрольная работа
Как определяет сущность человека и его самопознание русский философ Н.А.Бердяев (1874-1948 гг.) в работе «Смысл творчества»?
«Если идти от человека вовне, то никогда нельзя дойти до смысла вещей, ибо разгадка смысла скрыта в самом человеке… Акт исключительного самосознания человеком своего значения предшествует всякому философскому познанию… Антропология или, точнее, антропологическое сознание предшествует не только онтологии и космологии, но и гносеологии, и самой философии познания… Само сознание человека как центра мира, в себе таящего разгадку мира и возвышающегося над всеми вещами мира, есть предпосылка всякой философии…
Задание № 3
Как определяет сущность человека и его самопознание русский философ Н.А.Бердяев (1874-1948 гг.) в работе «Смысл творчества»?
«Если идти от человека вовне, то никогда нельзя дойти до смысла вещей, ибо разгадка смысла скрыта в самом человеке… Акт исключительного самосознания человеком своего значения предшествует всякому философскому познанию… Антропология или, точнее, антропологическое сознание предшествует не только онтологии и космологии, но и гносеологии, и самой философии познания… Само сознание человека как центра мира, в себе таящего разгадку мира и возвышающегося над всеми вещами мира, есть предпосылка всякой философии…
Познание человека покоится на предположении, что человек - космичен по своей природе, что он – центр бытия. Человек как замкнутое индивидуальное существо не имел бы путей к познанию вселенной. Такое существо не превысило бы отдельных вещей мира, не преодолело бы частных состояний. Антропологический путь – единственный путь познания вселенной, и путь этот предполагает исключительное человеческое самосознание…
Человек – малая вселенная, микрокосм – вот основная истина познания человека и основная истина, предполагаемая самой возможностью познания. Вселенная может входить в человека, им ассимилироваться, им познаваться и постигаться потому только, что в человеке весь состав вселенной, все её силы и качества, что человек – не дробная часть вселенной, а цельная малая вселенная…
Человек и космос меряются своими силами как равные. Познание есть борьба равных по силе, а не борьба карлика и великана…
Человек себя знает прежде и больше, чем мир, и потому мир познает после и через себя. Философия и есть внутреннее познание мира через человека, в то время как наука есть внешнее познание мира вне человека. В человеке открывается абсолютное бытие, вне человека – лишь относительное…
Человек сознает себя принадлежащим к двум мирам, природа его двоится, и в сознании его побеждает то одна природа, то другая. И человек с равной силой обосновывает самые противоположные самосознания, одинаково оправдывает их фактами своей природы. Человек сознает своё величие и мощь и своё ничтожество и слабость свою, свою царственную свободу и свою рабскую зависимость, сознает себя образом и подобием Божьим и каплей в море природной необходимости…
Высшее самосознание человека необъяснимо из природного мира и остается тайной для этого мира. Природный мир не в силах был бы перерасти себя в высшем самосознании человека – в природных силах «мира сего» не заложено никакой возможности такого самосознания. Из низшего высшее не могло родиться…Человек по существу своему есть уже разрыв в природном мире, он не вмещается в нем…
Антропологическая философия имеет дело не с фактами человека как объекта научного познания (биологического, психологического или социологического), а с фактом человека как субъекта высшего самосознания, с фактом внеприродным и внемирным».
Ответ: Русский философ Н.А.Бердяев (1874-1948 гг.) в работе «Смысл творчества» определяет сущность человека и его самопознание как высшую ценность во вселенной. Сущность человека заключается в познании вселенной через себя, через природу мира сего, через духовную часть, так как человек, сознает себя образом и подобием Божьим и каплей в море природной необходимости, то есть вроде бы человек может все, но в то же время он не может ничего, так как является каплей в огромном мире и у него не хватит ни сил, ни возможностей для преодоления каких-либо стихийных бедствий и т.д.
Человек осознает, что он является и высшим существом в этом мире, отделимым от природы, также он же, осознает своё величие и мощь и своё ничтожество и слабость свою, свою царственную свободу и свою рабскую зависимость.
Человек является высшим существом вселенной, так как природа по сравнению с человеком не способна быть выше сознания человека. Каждый человек индивидуален. Второго подобного человека во всей вселенной не встретишь.
Сущность человека в какой-то степени остается тайной и для самого человека и ее невозможно изучить, так как порой человек сам не может ответить почему он так поступил в какой-то момент, а не иначе.
Самопознание человека происходит через изучение самого себя, как во внешнем мире, так и во внутреннем, чем и занимается наука философия.