Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 13:03, контрольная работа
Описание работы
Вопрос № 1. Что такое философия? Ответ: Существует множество определений философии. Например, философия — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности и познания, бытия человека, отношения человека и мира.
Ответ: Существует множество определений философии. Например, философия — дисциплина,
изучающая наиболее общие существенные
характеристики и фундаментальные принципы реальности и познания, бытия человека,
отношения человека и мира. Другой вариант:
философия — форма общественного сознания, вырабатывающая систему знаний
о фундаментальных принципах бытия и месте
человека в мире. Термин "философия" состоит из двух
греческих слов "philia" (любовь) и "sophia" (мудрость), т.е. переводится как любовь
к мудрости. Считается, что это слово впервые
употребил древнегреческий философ Пифагор в 6 веке до нашей эры. Философ
стремится найти ответы на извечные вопросы человеческого бытия,
которые остаются актуальными во все исторические
эпохи: Кто мы? Куда мы идем? В чем смысл
жизни? Чтобы проще разобраться, что
представляет из себя философия, начнем
с истории ее возникновения. Считается,
что философия зародилась в 6–7 веках до нашей эры на территории Индии, Китая, Греции. Именно в то время человеческая
цивилизация сделала мощный рывок в технологическом отношении (развитие металлургии,
сельского хозяйства и т.д.), что привело
к прорыву во всех видах деятельности. Как
следствие, произошло изменение общественной
структуры — возник элитарный слой людей,
которые не участвовали в материальном
производстве, посвящая себя исключительно
управленческой и духовной деятельности. Это время характеризуется конфликтом между зарождающимся научным
знанием и устоявшимся мифологическим
комплексом идей. Данному процессу способствует
и интенсификация внешней торговли, что привело к развитию духовных контактов между народами. Люди увидели,
что их жизнеустройство не является абсолютным —
что есть альтернативные общественные
и религиозные системы. В этих условиях
и возникает философия как особая сфера духовной культуры, призванная дать целостное
(в отличие от частных научных знаний) и рационально
обоснованное (в отличие от мифа) мировоззрение.
Уже в далекое время зарождения философии,
ее западная и восточная ветви пошли по принципиально разным путям, определившим во многом
отличия, характерные для мировоззрения
западных и восточных людей. На Востоке
философия никогда не удалялась от религиозных
и мифологических истоков. Авторитет древних источников знания оставался
незыблемым — Пятикнижие в Китае, Ведыи Бхагаватгита в Индии. Кроме того, все великие
философы Востока являлись и религиозными
деятелями — Лао цзы и Конфуций в Китае; Нагарджуна и Шанкарачарья,
Вивекананда и Шри Ауробиндо — в Индии.
Конфликт между философией и религией,
совершенно невозможный в условиях Китая
или Индии, на Западе встречался достаточно
часто. Достаточно вспомнить смертельный
приговор, вынесенный Сократу за оскорбление греческих богов.
Таким образом, западная философия, начиная
еще с Древней Греции, пошла по своему особому
пути, разрывая связи с религией, максимально
сближаясь с наукой. На Западе большинство великих
философов были одновременно и выдающимися
учеными. Но есть, конечно, и общие черты, которые роднят древние
философские традиции Востока и Запада.
Это упор на проблематику бытия, а не познания;
внимание к логической аргументации своих
идей; понимание человека как части живого
Космоса (космоцентризм) и т.д. Чтобы лучше понять — что такое
философия — рассмотрим ее схожие и отличные
черты от трех других сфер человеческой
деятельности — науки, религии и искусства. Философия и наука. Науку и философию роднит то,
что они являются сферами рациональной и доказательной духовной деятельности, ориентированными
на достижение истины, которая в ее классическом
понимании есть "форма согласования
мысли с действительностью". Но есть,
разумеется, и отличия. Во-первых, каждая
отрасль науки концентрируется на своей
узкой предметной области. Например, физика
изучает физические законы, психология —
психологическую реальность.
Законы психологии в физике
не действуют. Философия же, в отличие от науки,
выносит универсальные суждения и стремится открыть
законы всего мирового целого. Во-вторых,
наука в своей деятельности абстрагируется
от проблемы ценностей. Она задает конкретные
вопросы — "почему?", "как?", "откуда?".
Но для философии ценностный аспект является краеугольным камнем,
благодаря которому вектор развития направлен
на поиск ответов к вопросам "зачем?" и "для чего?".
Философия и религия. Религия, как и философия, дает
человеку систему ценностей, в соответствии с которыми он может
строить свою жизнь, совершать акты оценки
и самооценки. Таким образом, ценностный
и универсальный характер религиозного
мировоззрения сближают его с философией.
Принципиальным отличием религии от философии
является источник знания. Философ, в своей деятельности,
как и ученый, опирается на рациональные аргументы, стремится подвести
доказательную базу под свои утверждения.
В противоположность этому, религиозное
знание базируется на акте веры, личном, внерациональном опыте.
Можно привести такую метафору: религия — это знание
от сердца, а философия — от ума Философия и искусства. Между ними есть много общего.
Достаточно вспомнить множество примеров,
когда фундаментальные философские идеи
высказываются в художественной форме
(изобразительной, словесной, музыкальной
и т.д.), а многие значительные деятели литературы
и искусства являются одновременно не менее
значительными философами-мыслителями.
Но есть один момент, который разъединяет
философию и искусство. Философы говорят
на языке философских категорий, строгих доказательств и однозначных толкований. В противоположность
этому — стихией искусства являются личностное
переживание и сопереживание, исповедь
и страсть, полет фантазии и эмоциональный
катарсис (очищение). Художественные образы
и метафоры зачастую не несут в себе однозначного
понимания и являются субъективными.
Выделяются следующие функции философии:
1. Мировоззренческая. Дает человеку
цельное и рациональное мировоззрение,
помогает ему критически оценивать самого
себя и свое окружение.
2. Методологическая. Дает
человеку знание и показывает пути, как
получать новое знание. Одним из важнейших
методов философии является диалектический. Диалектика —
это умение осмыслить предмет в его целостности
и развитии, в единстве его базовых противоположных
свойств и тенденций, в многообразных связях
с другими предметами.
3. Прогностическая. Позволяет
строить прогнозы о будущем. Есть множество
примеров, когда идеи философов значительно
опережали свое время. Например, идея древней
китайской философии об универсальном
характере связей противоположных сил
инь и янь нашла свое отражение в знаменитом
"принципе дополнительности" Нильса
Бора, легшего в основу квантово-механической
картины мира.
1. Синтетическая. Данная
функция заключается в установлении взаимосвязей между
сферами духовного творчества человека.
Структура философского знания
включает:
2. Онтологию, которая направлена
на выявление всеобщих закономерностей
бытия как такового, неважно, о какой конкретно
разновидности бытия идет речь — природной,
культурно-символической, духовной или
личностно-экзистенциальной.
3. Аксиологию, которая направлена
на выявление всеобщих ценностных оснований
бытия человека (субъекта), его практической
деятельности и поведения.
4. Теорию познания, которая
образует своеобразное посредствующее
звено между онтологией и аксиологией.
Ее интересует взаимодействие между познающим
субъектом и познаваемым объектом.
Существует огромное множество
философских школ и течений, которые могут классифицироваться
по различным признакам.
Некоторые из них связаны
с именами основателей, например, кантианство,
гегельянство, лейбницеанство. Исторически
магистральными направлениями философии
являются материализм и идеализм, которые включают множество
ответвлений и пересечений.
Вопрос № 2. Античная философия.
Ответ: Античная философия - совокупность философских
учений, созданных в период античности,
т.е. греческой и греко-римской древности. Возникновению и развитию античной
философии способствовали благоприятные
социально-экономические и политические
условия, сложившиеся в Древней Греции:
политическая свобода, развитие ремесел
и торговли, активная политическая и гражданская
жизнь в городах государствах (полисах)
и др. Античная философия тесно связана
со всеми сторонами античной культуры. Введение термина "философия"
традиция приписывает Пифагору. Возникновение
античной философии относят к VI в. до нашей
эры. Ее расцвет приходится на IV в до н.э.
и связан с именами Платона и Аристотеля.
Древнегреческая и грекоримская философия
имеет более чем тысячелетнюю историю,
которая завершилась в 529 г. н.э., когда
византийский император Юстиниан закрыл
языческие, т.е. нехристианские школы и
разогнал их последователей. В истории
античной философии можно выделить несколько
периодов ее развития:
Досократики, или Ранняя натурфилософия
Классический период
(софисты, Сократ, Платон, Аристотель)
Эллинистическая философия
Эклектизм рубежа тысячелетий
Неоплатонизм
Для позднего периода
характерно сосуществование школьной
философии Греции с христианским богословием,
которое формировалось под существенным
влиянием античного философского наследия.
Досократики
(6 – сер. 5 вв. до н.э.). Первоначально
античная философия развивается в Малой
Азии (Милетская
школа, Гераклит), затем в Италии (пифагорейцы, Элейская
школа, Эмпедокл) и на материковой
Греции (Анаксагор, атомисты). Главная
тема ранней греческой философии – первоначала
мироздания, его происхождение и устройство.
Философы этого периода – преимущественно
исследователи природы, астрономы, математики.
Полагая, что рождение и гибель природных
вещей происходит не случайно и не из ничего,
они искали начало, или принцип, объясняющий
закономерную изменчивость мира. Первые
философы полагали таковым началом единое
первовещество: вода (Фалес) или воздух
(Анаксимен), бесконечное (Анаксимандр),
пифагорейцы считали началами предел
и беспредельное, порождающие упорядоченный
космос, познаваемый посредством числа.
Последующие авторы (Эмпедокл, Демокрит)
называли не одно, а несколько начал (четыре
элемента, бесконечное множество атомов).
Подобно Ксенофану, многие из ранних мыслителей
критиковали традиционную мифологию и
религию. Философы задумывались о причинах
порядка в мире. Гераклит, Анаксагор учили
о правящем миром разумном начале (Логос,
Ум). Парменид формулировал учение об истинном
бытии, доступном одной только мысли. Все
последующее развитие философии в Греции
(от плюралистических систем Эмпедокла
и Демокрита, до платонизма) в той или иной
степени демонстрирует отклик на поставленные
Парменидом проблемы.
Классика
древнегреческой мысли
(кон. 5–4 в.). Период
досократиков сменяет софистика. Софисты
– странствующие платные учителя добродетели,
в центре их внимания – жизнь человека
и общества. В знании софисты видели прежде
всего средство для достижения жизненного
успеха, самым ценным признавали риторику –
владение словом, искусство убеждать.
Софисты считали относительными традиционные
обычаи и нормы морали. Их критика и скептицизм
по-своему содействовали переориентации
античной философии от познания природы
к осмыслению внутреннего мира человека.
Ярким выражением этого «поворота» была
философия Сократа. Главным он полагал
знание добра, т.к. зло, по Сократу, происходит
от незнания людьми своего подлинного
блага. Путь к этому знанию Сократ видел
в самопознании, в заботе о своей бессмертной
душе, а не о теле, в постижении сущности
главных нравственных ценностей, понятийное
определение которых было основным предметом
бесед Сократа. Философия Сократа вызвала
появление т.н. сократических школ (киники,
мегарики, киренаики), различавшихся своим
пониманием сократовской философии. Самым
выдающимся учеником Сократа был Платон,
создатель Академии, учитель другого крупнейшего
мыслителя античности – Аристотеля, основавшего
перипатетическую школу (Ликей). Они создали
целостные философские учения, в которых
рассмотрели практически весь спектр
традиционных философских тем, разработали
философскую терминологию и свод понятий,
базовый для последующей античной и европейской
философии. Общим в их учениях было: различение
временной, чувственно-воспринимаемой
вещи и ее вечной неуничтожимой, постигаемой
умом сущности; учение о материи как аналоге
небытия, причине изменчивости вещей;
представление о разумном устройстве
мироздания, где все имеет свое предназначение;
понимание философии как науки о высших
началах и цели всякого бытия; признание
того, что первые истины не доказываются,
но непосредственно постигаются умом.
И тот, и другой признавали государство
важнейшей формой бытия человека, призванной
служить его нравственному совершенствованию.
При этом у платонизма и аристотелизма
были свои характерные черты, а также расхождения.
Своеобразие платонизма составляла т.н.
теория идей. Согласно ей видимые предметы
есть лишь подобия вечных сущностей (идей),
образующих особый мир подлинного бытия,
совершенства и красоты. Продолжая орфико-пифагорейскую
традицию, Платон признавал душу бессмертной,
призванной к созерцанию мира идей и жизни
в нем, для чего человеку следуют отвращаться
от всего материально-телесного, в котором
платоники усматривали источник зла. Платон
выдвинул нетипичное для греческой философии
учение о творце видимого космоса – боге-демиурге.
Аристотель подверг критике платоновскую
теорию идей за производимое ею «удвоение»
мира. Сам он предложил метафизическое
учение о божественном Уме, первоисточнике
движения вечно существующего видимого
космоса. Аристотель положил начало логике как особому учению
о формах мышления и принципах научного
знания, выработал ставший образцовым
стиль философского трактата, в котором
рассматривается сначала история вопроса,
затем аргументация за и против основного
тезиса путем выдвижения апорий, и в заключение
дается решение проблемы.
Эллинистическая
философия
(кон. 4 в. до н.э. – 1
в. до н.э.). В эпоху эллинизма самыми значимыми
наряду с платониками и перипатетиками
стали школы стоиков, эпикурейцев и скептиков.
В этот период основное назначение философии
видят в практической жизненной мудрости.
Главенствующее значение приобретает
этика, ориентированная не на общественную
жизнь, но на внутренний мир отдельного
человека. Теории мироздания и логика
служат этическим целям: выработке правильного
отношения к действительности для достижения
счастья. Стоики представляли мир как
божественный организм, пронизанный и
полностью управляемый огненным разумным
началом, эпикурейцы – как различные образования
атомов, скептики призывали воздерживаться
от какого-либо утверждения о мире. Различно
понимая пути к счастью, все они сходно
усматривали блаженство человека в безмятежном
состоянии духа, достигаемом путем избавления
от ложных мнений, страхов, внутренних
страстей, приводящих к страданиям.
Неоплатонизм
(3 в. до н.э. – 6 в.
н.э). В последние века своего
существования главенствующей школой
античности была платоническая,
воспринявшая влияния пифагореизма,
аристотелизма и отчасти стоицизма.
Для периода
в целом характерен интерес
к мистицизму, астрологии, магии (неопифагореизм),
различным синкретическим религиозно-философским
текстам и учениям (Халдейские оракулы,
гностицизм, герметизм). Особенностью
неоплатонической системы было учение
о первоначале всего сущего – Едином, которое
превыше бытия и мысли и постижимо только
в единении с ним (экстазе). Как философское
направление неоплатонизм отличался высоким
уровнем школьной организации, развитой
комментаторской и педагогической традицией.
Его центрами были Рим (Плотин, Порфирий),
Апамея (Сирия), где была школа Ямвлиха,
Пергам, где основал школу ученик Ямвлиха
Эдесий, Александрия (главные представители
– Олимпиодор, Иоанн Филопон, Симпликий,
Элий, Давид), Афины (Плутарх Афинский,
Сириан, Прокл, Дамаский). Детальная логическая
разработка философской системы, описывающей
иерархию мира, рожденного от первоначала,
сочеталась в неоплатонизме с магической
практикой «общения с богами» (теургией),
обращением к языческой мифологии и религии.
В целом для античной философии характерно
рассмотрение человека прежде всего в
рамках системы мироздания как одного
из подчиненных ее элементов, выделение
в качестве главного и самого ценного –
разумного начала в человеке, признание
созерцательной деятельности ума наиболее
совершенной формой истинной деятельности.
Широкое разнообразие и богатство античной
философской мысли обусловили ее неизменно
высокую значимость и огромное влияние
не только на средневековую (христианскую,
мусульманскую), но и на всю последующую
европейскую философию и науку. (1 в. до
н.э. – 3 в. н.э.). В период поздней античности
полемика между школами сменяется поиском
общих оснований, заимствованиями и взаимным
влиянием. Развивается тенденция «следовать
древним», систематизировать, изучать
наследие мыслителей прошлого. Получает
распространение биографическая, доксографическая,
учебная философская литература.