1)Онтология Платона
Онтология-учение о бытии как таковом, раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия. Иногда О. отождествляют с метафизикой, но чаще рассматривают как ее основополагающую часть, как метафизику бытия.
Введя в онтологию понятие идеи, Платон разделил сущее на идеальное
и материальное и, соответственно, сформулировал
две точки зрения в философии: идеалистическую
и материалистическую. Сделал он это в
диалогах «Теэтет» и «Софист»: одни «утверждают,
будто существует только To что допускает
прикосновение и осязание, и признают
тела и бытие за одно и тоже»; другие настаивают
«на том, что истинное бытие это некие
умопостигаемые и бестелесные идеи», К
сказанному он добавляет; «Относительно
этого между обеими сторонами... всегда...
происходит сильнейшая борьба».
Во-вторых, основанием природного бытия
является материя, ибо все сущее в природе
— вещественно. Веда идея — это только
«смыслообраз» вещи, который должен еще
найти свое воплощение. Но Платон рассказывает
о материи очень неохотно и туманно и не
пользуется соответствующим понятием,
предпочитая образы и метафоры. Она описывается
в виде пространства, которое «дарует
обитель всему рождающемуся», и некоей
«воспреемницы и как бы кормилицы всякого
рождения» . Последнюю характеризует то,
что она «приемлет все тела», «принимает
любые отпечатки, находясь в движении
и меняя формы под воздействием того, что
в нее входит». Под ней и можно понимать
телесное начало, первоматерию, главным
признаком которой становится не столько
ее вещественность сколько способность
чем-либо быть, изменяться, ее пластичность.
Это провозвестие жидкой материи Лейбница.
Что касается причин, то Платон называет
два рода причин: одаренные умом и лишенные
разума. Причины, лишенные разума, представляет
сила необходимости. Необходимость - вид
беспорядочной причины вместе с соответствующим
способом действия. Необходимость—причина,
порождающая телесное бытие.
Силой необходимости возникли четыре
элемента (огонь, воздух, вода, земля). Их
природа — это как бы металл (золото) для
фигурок. Кормилица «растекается влагой»,
«пламенеет огнем» и т. д. Она трясется
и дробится. Образовавшиеся части неслись
как при просеивании зерна и отсеивании
мякины (вспомним Демокрита); плотное и тяжелое ложилось
в одном месте, рыхлое и легкое отлетало
в сторону. Таким образом, четыре рода
обособились в пространстве до рождения
Вселенной.
2) Космология Платона. Бог-мастеровой (демиург) соединил
идеи с материей, получился
Космос, существо одаренное совершенством
идей, в частности математических. В качестве
образца для сотворения демиург взял мир
идей.
В рассуждениях Платона заметна
непоследовательность: идеи превыше всего,
вместе с тем ими распоряжается бог-демиург.
Материя в своем исходном состоянии мыслится
независимо от идей, лишь в результате
усилий демиурга она как бы оживляется
идеями.
Как бы то ни было, почти 2000 лет
многие поколения людей в понимании космоса
руководствовались, и довольно успешно,
космологией Платона.
3)Гносеология Платона
Гнесеология- раздел философии, в котором анализируется природа и возможности знания, его границы и условия достоверности.
Учение Платона о познании неотделимо
от его учения о бытии, от его психологии,
космологии и мифологии. Учение о познании
оборачивается мифом. По мнению Платона,
душа наша бессмертна. До того, как она
вселилась на землю и приняла телесную
оболочку, душа будто бы, созерцала истинно
сущее бытие и сохраняла знание о нём.
Человек будет знать, не учась ни у кого,
а только отвечая на вопросы, т. е. почерпнёт
знание в самом себе, следовательно, вспомнит.
Поэтому, суть процесса познания, по Платону,
состоит в припоминании душой тех идей,
которые она уже когда-то созерцала. Платон
писал, что «и раз в природе всё друг другу
родственно, а душа все познала, ничто
не мешает тому, кто вспомнил что-нибудь
одно, - люди называют это познанием –
самому найти и всё остальное, если только
он будет неутомим в поисках». Поэтому
природа души должна быть сродни природе
«идей».
Истинное значение даёт только
мышление. Мышление же – это независимый
от чувственных восприятий, абсолютно
самостоятельный процесс припоминания.
Чувственное восприятие порождает лишь
мнение о вещах. В связи с этим процесс
познания определяется Платоном как диалектика,
то есть искусство вести устную речь, искусство
ставить вопросы и отвечать на них, пробуждая
воспоминания. Другими словами, это разумное
постижение истинно сущих родов бытия
или идей - «совершеннейшее знание». Диалектика
Платона – путь или движение мысли через
неистинное к истинному. Вызвать душу
к размышлению может такое впечатление
или такая мысль, которые заключают в себе
противоречие. «То, что воздействует на
ощущения одновременно со своей противоположностью,
я определил как побуждающее, - говорит
Платон, - а что таким образом не воздействует,
то и не будит мысль». Первая половина
задачи диалектического, в платоновском
смысле, исследования состоит в определении
однозначного, точно фиксированного определения
«вида». Необходимо, по словам самого Платона,
«охватывая всё общим взглядом, возводить
к единой идее то, что повсюду разрозненно,
чтобы, давая определение каждому, сделать
ясным предмет поучения». Вторая половина
той же задачи состоит в том, чтобы «разделять
на виды, на естественные составные части,
стараясь при этом не раздробить ни одной
из них».
«Диалектика Платона явилась
важным этапом в развитии логики. По Платону,
знание возможно не для всякого. «Философия»,
буквально «любовь к мудрости», невозможна
ни для того, кто уже обладает истинным
знанием (боги уже обладают им), ни для
того, кто совсем ничего не знает (невежда
и не думает, что нуждается в знании). Поэтому,
философ – тот, кто стоит между полным
знанием и незнанием и стремится от менее
совершенного знания восходить все к более
и более совершенному знанию.
Предмет диалога «Теэтэт» -
вопрос о существе знания. В диалоге опровергается
три несостоятельных с точки зрения Платона
решения этого вопроса: 1) знание есть чувственное
восприятие; 2) знание – правильное мнение;
3) знание – правильное мнение со смыслом.
В первом вопросе Платон отталкивается
от учения о безусловной текучести и относительности
всего существующего. Чувственному, как
текучему, должно предшествовать нечто
не текучее и не чувственное, следовательно,
знание не тождественно чувственному
восприятию. Во-вторых, знание нельзя определить
как истинное мнение, независимо от соотношения
мнения истинного с мнением ложным. Если
брать мнение именно как мнение, то ничего
нельзя сказать ни о его истинности, ни
о его ложности. Правильное мнение вообще
не определимо без чистого знания как
такового. И, в-третьих, как не понимать
«смысл» - как объяснение в виде слов как
таковых, как объяснение в виде целостной
структуры слов, как указание на отличительный
признак, - во всех этих случаях прибавка
«смысла» к «правильному мнению» не может
создать знания. Итак, знание, по Платону,
не есть ни ощущение, ни правильное мнение,
ни соединение правильного мнения со смыслом.
Знание должно быть соединением чувственности
и ума и ум должен осмысливать элементы
чувственного опыта.
4)Этика Платона
Учение Платона (427-347 гг. до н.э.) — первая
попытка систематизации этических идей,
осуществленная на объективно-идеалистической
основе. Разделяя рационалистическую
установку своего учителя, Платон также
ставил перед собой задачу определения
общих понятий, избирая для этого дедуктивный
метод исследования. В результате оп пришел
к обоснованию идеи дуализма мира: видимого
мира явлений и сверхчувственного, потустороннего
мира вечных идей.
Существует множество объяснений платонического
идеализма. Гак, например, B.C. Соловьев
полагал, что первое основание платонического
идеализма содержалось в учении Сократа,
второе было дано его смертью. В самом
деле, Сократ обнаружил несоответствие
сущего должному, противоречие между общими
моральными понятиями и их единичными
воплощениями, но не мог найти в реальном
мире аналогов добра и красоты самих по
себе. Продолжая исследование этой проблемы,
Платон «постулирует существование таких
аналогов в виде самостоятельного изначального
царства неких идеальных сущностей. Он
предположил, что за невидимыми пределами
чувственного мира, в «умном месте» находится
особый класс предметов, идей, своеобразным
отражением которых как раз и являются
общие понятия» (А.А. Гусейнов). Гибель
Сократа действительно могла стимулировать
подобные настроения: «тот мир, в котором
праведник должен умереть за правду, не
есть настоящий подлинный мир» (B.C. Соловьев).
Должен существовать иной мир, где «правда
живет», — вот его и называет Платон миром
вечных идей.
Собственная этическая концепция Платона
может быть разделена на две взаимосвязанные
части: индивидуальную шику и политическую
(или социальную) этику. Первая представляет
собой учение об интеллектуальном и нравственном
совершенствовании человека, связанном
с гармонизацией его души. Душа противопоставляется
телу именно потому, что телом человек
принадлежит низшему чувственному миру,
а душой может соприкасаться с истинным
миром — миром вечных идей. Главные стороны
человеческой души являются основой добродетелей:
разумная — мудрости, волевая — мужества,
аффективная — умеренности. Добродетели,
носящие врожденный характер, — это своеобразные
ступеньки гармонизации души и восхождения
к миру вечных идей. В этом восхождении—
смысл человеческого бытия. Средством
возвышения является пренебрежение к
телесному, власть разума над страстями.
Определяемая этими идеями, социальная
этика Ила- топа предполагает закрепление
добродетелей за каждым сословием (правители
должны обладать мудростью, воины мужеством,
низшее сословие — умеренностью). Благодаря
жесткой политической и, соответственно,
моральной иерархии, в государстве должна
реализоваться высшая добродетель — справедливость,
свидетельствующая, по мнению Платона,
о социальной гармонии. В жертву социальной
гармонии приносятся интересы отдельной
личности: в утопии Платона нет места индивидуальности.
Совершенное государство, изображенное
им, оказалось весьма непривлекательным
не столько даже из-за духа интеллектуального
аристократизма, сколько из-за ущербности
пребывания в нем представителей любого
сословия: «порядок» в обществе не приносит
им счастья.
Стремление Платона (пусть и не реализованное
адекватно) к синтезу личного и общественного
блага, должного и сущего, истины и добра,
попытка обоснования объективного источника
морали и ее ригористического смысла оказались
исключительно плодотворными для дальнейшею
развития этики. Конструктивных идей и
«гениальных догадок» у Платона множество,
об одной из них необходимо упомянуть
в данном случае. Нравственность индивида
философ не представлял вне связи с целым,
с обществом, т.е. полагал, что содержание
индивидуального бытия должно быть социально
значимым. Эту идею Платона (во многом
являющуюся ключом к пониманию существа
морали), как и другие его идеи, еще предстояло
осмыслить и развить, что в значительной
степени удалось сделать его ученику.
5) Биография Аристотеля(384-322 гг. до н.э.) Древнегреческий философ. Родина
Аристотеля —полис Стагира на северо-западном
побережье Эгейского моря. Его отец был
придворным врачом царя Аминта II, деда
Александра Македонского. Это позволило
будущему философу получить хорошее образование.
Семнадцатилетним юношей он прибыл
в Афины и стал слушателем Академии Платона,
оставаясь в ней до самой смерти учителя.
Это был единственный ученик, осмелившийся
спорить с Платоном. Тот однажды в шутку
заметил, что Аристотель лягает его, как
маленький жеребенок
свою мать. Философ высоко ценил Платана,
но видел уязвимые места в его учении о
мире идей и вещей. Широко известно такое
высказывание Аристотеля: «Платон мне
друг, но истина дороже».
Покинув Афины, он отправился в малоазийскую
Грецию. Его пригласил македонский царь
Филипп II воспитывать своего сына Александра.
Философ переехал в столицу Македонии
Пеллу. В роли воспитателя
он оставался в течение
четырех лет. Аристотель
не пытался сделать
из Александра философа,
их отношения не были
особенно теплыми. Существует
такое высказывание
Александра о своем
учителе: «Я чту Аристотеля
наравне со своим отцом,
так как если отцу я
обязан жизнью, то Аристотелю
тем, что дает ей цену».
Однако, как только Александр
взошел на трон, он постарался
избавиться от Аристотеля,
не одобрявшего его
намерений завоевать
Грецию и весь мир.
Философ вернулся в
Стагиру, где провел
около трех лет. Возвратившись
в Афины, он открыл философскую
школу Ликей. Она находилась
рядом с храмом Аполлона
Ликейского —отсюда
и ее название. В словесных
стычках Аристотелю
не было равных Скоропостижная
смерть ученика и покровителя
Аристотеля Александра
Македонского вызвала
антимакедонское восстание,
а самого философа обвинили
в богохульстве. Не дожидаясь
суда, он покинул Афины.
Вскоре после этого
Аристотель умер на
острове
Наиболее известны следующие сочинения
философа: «Метафизика», «Протрептик»,
«Первая аналитика», «Вторая аналитика»,
«Топика», «Опровержение софизмов», «Категории»,
«Об истолковании». В этих трактатах изложена
наука о мышлении и его законах.
Он считал, что мир следует познавать
от частного к общему, а не наоборот —
от общего к частному, как утверждал Платон.
Позднее эти сочинения были объединены
под общим названием «Органон».
Основы физики нашли воплощение в
таких произведениях, как «Физика», «О
небе», «О возникновении и уничтожении»,
«Метеорология» и др. В «Метафизике» Аристотель
выстроил своеобразную «лестницу познания»,
первой ступенькой которой является чувственное
восприятие (слух, зрение, обоняние, вкус).
Вторая ступень — представление — возникает
на основе чувственного восприятия. Затем
следует опыт на основании памяти, свойственной
только человеку. Опыт, говорил Аристотель,
есть знание о единичном, тогда как наука
— знание об общем. Наука является высшей
ступенью познания: она исследует первоначала
и первопричины. Аристотелю принадлежит
первый психологический трактат «О душе»,
где ученый подразделил души на следующие
виды: вегетативные (растения), чувственные
(животные) и разумные (человек).
Разумная душа человека, в отличие
от остальных, после смерти непременно
соединяется с Космическим Разумом. Биология
также ведет свое начало с работ Аристотеля
«История животных», «О частях животных»,
«О движении животных», «О происхождении
животных». До нас дошли три этических
сочинения мыслителя: «Никомахова
этика», «Эвдемова этика»,
«Большая этика».
В политико-экономических сочинениях
«Политика» и «Экономика» Аристотель
разделил типы государственного устройства
на естественные и неестественные. Вопросы
искусствоведения рассмотрены им в его
«Поэтике» и «Риторике». Философия Аристотеля
делится на теоретическую, практическую
и творческую.
Именно Аристотелю принадлежит знаменитая
фраза о том, что корень учения горек, а
плоды его сладки. Когда ученого спросили,
какую пользу он извлек из философии, ответ
был таков: «Я стал добровольно делать
то, что другие делают лишь из страха перед
законом».
6)Онтология Аристотеля
Перводвигатель – Бог. В природе
существует принцип бессознательной целесообразности
развития
7) Учение Аристотеля
о душе
Аристотель пересмотрел подход Платона к душе.
С его точки зрения, разделение души и
тела - невозможный и бессмысленный акт,
так как «идея», «понятие» не может быть
реальным физическим предметом, каковым
является человек. Исходя из неотделимости души от тела, Аристотель
и дал свою трактовку души - душа есть форма
реализации способного к жизни тела, не
может существовать без тела и не является
телом. Разъясняя этот подход, Аристотель
говорит о том, что если бы мы хотели найти душу глаза, то
ею стало бы зрение, т. е. душа представляет
собой суть данного предмета, выражая
цель его существования. Душа не может
существовать без тела, так как форма -
это всегда форма чего-то. Душа является той целью, к которой стремится
вещь. Поэтому, исходя из души, можно
понять, к какому классу относится данный
предмет, зачем он нужен.
Душа - форма
живого органического тела. Это положение
разъясняется следующими метафорами:
«Подобно
тому, как если бы естественным телом было
какое-нибудь орудие, например, топор,
а именно сущностью его было бы бытие топором,
и оно было бы его душой. И если ее отделить,
то топор уже перестал бы быть топором...
Сказанное нужно рассмотреть и в отношении
частей тела. Если бы глаз был живым существом, то
душой его было бы зрение. Ведь зрение и есть сущность глаза как его
форма; с утратой зрения глаз уже не
глаз, разве только по имени, так же как
глаз из камня или нарисованный. Сказанное
же о части тела нужно приложить ко всему
живому телу... но живое в возможности —
это не то, что лишено души, а то, что ею
обладает».
По Аристотелю, каждая вещь есть единство материи и
формы. Вся природа —- это совокупность
форм, связанных с материей. Например,
применительно к дому материей являются
кирпичи, бревна, из которых он сделан,
а формой — назначение дома — быть укрытием
от дождя и жары. Впрочем, Аристотель допускает
существование форм без материи — это
нематериальный энергийный ум, верховный
разум. Он — форма форм.
Душа делает
тело живым. Без души оно было бы трупом.
В душе причина — основа — всех проявлений
живого тела; рост, дыхание, а также чувствование,
мышление обусловлены ею. В душе заложена цель активности живого
тела, всех его согласно работающих
жизненных сил. Душа под воздействием
внешней причины властно заставляет тело
осуществлять деятельность определенного
типа, заложенную в организме как цель
его развития: растение стремится быть
растением, животное — быть животным.
Тело и все его органы и части являются
инструментом на службе у души.
Душа как
форма тела означает, что она есть суть
тела, причина и цель всех его действий.
Все эти характеристики души Аристотель
объединяет и обобщает в специальном понятии энтелехия,
которым обозначает полную действительность
тела, то, что делает его живым, постоянную
возможность его жизненных функций, т.
е. существующую и тогда, когда душа не
проявляет себя активно (например, во время
сна). Душа
неразрывно связана с телом: ведь она есть
состояние активности тела.
Все душевные
состояния сопровождаются телесными проявлениями.
Поэтому изучение души есть дело двух
исследователей — естествоиспытателя
и диалектика. Например, «диалектик определил бы гнев как стремление
отомстить за оскорбление или что-нибудь
в этом роде; рассуждающий же о природе
— как кипение крови или жара около сердца».
Хотя душа бестелесна, ее носителем является
особое органическое вещество — пневма, которая у животных вырабатывается
в крови.
Орган души — сердце. Мозг выполняет
вспомогательную функцию, в нем кровь
охлаждается до нужной нормы. Аристотель
критиковал Платона за деление души на
части, раздельные по их локализации в
теле, и, доказывая единство души, говорил
не о частях, а об отдельных способностях,
силах души, которые только в переносном
смысле называл частями. В то же время
Аристотель признавал самостоятельность
и раздельность по крайней мере двух начал
— души как энтелехии тела, уничтожающейся
при его разрушении, и души как проявления
божественной сущности, приходящей в тело
и выходящей из него в момент смерти:
Аристотель писал о том, что существует три вида души - растительная,
животная и разумная. Каждая из них
обладает определенными функциями.
Так, растительная душа способна к размножению
и питанию.
Животная душа обладает кроме них
еще четырьмя функциями - стремлением
(чувствами), движением, ощущением и памятью.
Растительная и животная душа понимались
материалистически, они смертны, т. е. появляются
и исчезают одновременно с телом.
А разумная душа, которая есть только
у человека, обладает еще и способностью
к мышлению. Разумная душа идеальна, отделима
от тела, ее сущность божественна. После
смерти тела она не уничтожается, а возвращается
в бестелесный эфир воздушного пространства.
Аристотель, верно чувствуя качественное
отличие человека от животных и тем более
от растений, идеалистически объясняет
его источник.
Каждая более высокая форма души надстраивается
над предыдущей, приобретая те функции,
которые ей были присущи. Поэтому если
у растительной души всего две функции,
то у животной - шесть, а у разумной - семь.