- Дать определение
терминам: атомарная теория, время, дуализм,
система, сознание.
Атомарный - существующий в форме отдельных
атомов, не соединённых в более сложные
состояния (молекулы и т. д.) . Атомарная теория
- взгляд на мир, состоящий из отдельных
простых частиц. Атом - это частица, полученная
путем концентрации тонкой энергии. Получается,
что атом это энергетическая частица,
из которой состоит вся материя. Т. е. наш
материальный мир - это мир, построенный
из плотной энергии
Время, основная (наряду с пространством)
форма существования материи, заключающаяся
в закономерной координации сменяющих
друг друга явлений. Оно существует объективно
и неразрывно связано с движущейся материей.
Время – это средство измерения (мера)
последовательности событий (раньше, позже,
одновременно, первый, второй и т. д.) и
расстояний (в математическом смысле)
между событиями.
Время у Ньютона – это некий двигающийся
одномерный вектор, который существует
и двигается (течёт) как первичный фоновый
поток от прошлого через настоящее к будущему.
Время существует само по себе как фундамент
бытия. На фоне движения этого базового
потока времени происходят все события
физического мира, и они как бы нанизываются
на это базовое движение времени. Время
безконечно, непрерывно и абсолютно
Дуализм (от лат. dualis — двойственный) — термин,
имеющий несколько значений в истории
человеческой мысли. В определённой области
знания понятие включает в себя пересечение
двух фундаментальных классов вещей или
принципов, взаимовлияющих друг на друга,
но не меняющих свою структуру.
Дуализм в религии
В теологии дуализм обычно означает дитеизм
(или битеизм), то есть убеждение, что существует
два соперничающих друг с другом бога.
Например, один злой, другой добрый; один покровительствует порядку,
другой — хаосу.
Хотя дитеизм /битеизм подразумевает
моральный дуализм, они не равнозначны,
так как битеизм/дитеизм подразумевает
(по крайней мере) двух богов, в то время
как моральный дуализм не подразумевает
никакого «теизма» вообще.
Дитеизм/битеизм в религии не
обязательно предполагает, что она не
может быть одновременно монистической. Например, зороастризм, являясь ярким представителем
дуалистических религий, содержит в то
же время монотеистические черты. Зороастризм
никогда не проповедовал явный монотеизм
(подобно иудаизму или исламу), являясь
на деле оригинальной попыткой унификации
политеистической религии под культом
единого верховного Бога[1]. Такие религии как зурванизм, манихейство, и мандеизм все были представителями дуалистических
философий, но также и монистическими
религиями, так как в каждой есть верховный
и трансцендентальный Первый Принцип,
из которого две равные, но противоположные
сущности произошли.
Это также верно для известных гностических сект, таких как богомилы, катары и так далее. Их верования можно
сравнить с маркионизмом, который утверждал, что Старый
и Новый Заветы были работой двух разных
враждующих богов, ни один из которых не
был выше другого (оба были Первым Принципом,
но разных религий).
Дуализм — философское учение,
которое признаёт равноправие идеального и материального, но не признаёт их относительность.
Дуализм в философии
сознания
В философии
сознания дуализм — это дуализм души
и тела, точка зрения, согласно которой сознание (дух — нематериальный ресурс)
и материя (физическое тело — материальный
ресурс) представляют собой две взаимодополняющие
и равные по значению субстанции. Как правило, основывается
на общефилософском дуализме. Основоположниками
являются Аристотель и Декарт. Это классический вид дуализма — субстанциальный
или картезианский дуализм. Материальное и идеальное
различаются в своих фундаментальных
свойствах. Материальные предметы занимают
определенное положение в пространстве,
имеют форму, характеризуются массой,
духовные феномены субъективны и интенциональны.
Другой формой дуализма, не
признающего существование особой духовной
субстанции, является дуализм свойств
(качеств). Согласно дуализму свойств,
не существует духовной субстанции, но мозг, как материальное образование,
обладает уникальными, особыми свойствами
(качествами) — которые порождают психические
феномены.[2]
Дуализм порождает проблемы
отношений материального и духовного,
физического и психического. Одной из
таких проблем является вопрос о каузальности этих сущностей. Каково направление
причинной связи? Обуславливает ли физическое
в мозге психические процессы или наоборот,
или каузальность в этом случае двунаправленна?
Декарт придерживался второй позиции,
называемой интеракционизмом.
Физические процессы в мозге влияют на
ментальные явления, и наоборот психические
события являются причиной физических
процессов. Эпифеноменализм
отрицает каузальную роль психических
сущностей в отношении физических процессов.
Такие психические явления как намерения,
мотивы, желания, восприятия не имеют никакого
влияния на физические процессы и могут
рассматриваться как побочные, сопутствующие
процессы — эпифеномены — по отношению к происходящим
в мозге каузальным событиям нейронных взаимодействий. Таким образом
психические явления — это то, каким образом
человек чувствует обуславливающие его
поведение события нейронных взаимодействий, —
и сами по себе причиной не являются.[3]
Создав глубоко противоречивое
дуалистическое учение об источниках
познания, Кант дал мощный толчок для дальнейшего
развития философской мысли, попытавшейся
в принципе по-разному устранить эту половинчатость.
Их последователи создали мировоззрение
дуализма, основанное на законах и принципах
разума. (См. законы, принципы разума). Теперь
дуализм — стройная теория, имеющая основой
собственные аксиомы.
Дуализм отличают[4] от монизма и плюрализма.
Дуализм в физике
Является основой колебательных
процессов.
СИСТЕМА [system] — множество элементов, находящихся в отношениях
и связях друг с другом, которое образует
определенную целостность, единство. Следует
отметить, что это определение (взятое
нами из БСЭ) не является ни единственным,
ни общепризнанным. Есть десятки определений
понятия “С.”, которые с некоторой условностью
можно поделить на три группы.
Систе́ма (от др.-греч. σύστημα —
целое, составленное из частей; соединение) — множество элементов,
находящихся в отношениях и связях друг
с другом, которое образует определённую
целостность, единство.
Сведение множества к единому — в этом
первооснова красоты.
Пифагор
В
повседневной практике термин «система»
может употребляться в различных значениях,
в частности:
теория, например, философская система Платона;
классификация, например, Периодическая система химических
элементов Д. И. Менделеева;
завершённый метод
практической деятельности, например, система Станиславского;
способ организации
мыслительной деятельности, например, система счисления;
совокупность объектов
природы, например, Солнечная система;
некоторое свойство
общества, например, политическая система, экономическая система и т. п.;
совокупность установившихся
норм жизни и правил поведения, например, законодательная система или система моральных ценностей;
закономерность («в его действиях прослеживается система»);
стандарт («оружие новой системы»).
Определения системы
Существует
по меньшей мере несколько десятков различных
определений понятия «система», используемых
в зависимости от контекста, области знаний
и целей исследования. Основной фактор,
влияющий на различие в определениях,
состоит в том, что в использовании понятия
«система» есть двойственность: с одной
стороны оно используется для обозначения объективно существующих
феноменов, а с другой стороны — как метод
изучения и представления феноменов, то
есть как субъективная модель
реальности.
В
связи с этой двойственностью авторы определений
различают по меньшей мере два аспекта:
как отличить системный объект от несистемного
и как построить систему путём выделения
её из окружающей среды. На основе первого
подхода даётся дескриптивное (описательное)
определение системы, на основе второго —
конструктивное, иногда они сочетаются.
Подходы к определению системы также предлагают
делить на онтологический (соответствует дескриптивному), гносеологический и методологический (последние два соответствуют конструктивному).
Так,
данное в преамбуле определение из БРЭСявляется
типичным дескриптивным определением.
Примеры
дескриптивных определений:
Система — комплекс взаимодействующих компонентов.
Система — совокупность элементов, находящихся в определённых отношениях друг с другом и со средой.
Система — множество взаимосвязанных элементов, обособленное от среды и взаимодействующее с ней, как целое.
Примеры
конструктивных определений:
Система — комбинация взаимодействующих
элементов, организованных для достижения
одной или нескольких поставленных целей.
Система — конечное множество функциональных элементов и отношений между ними, выделенное из среды в соответствии с определенной целью в рамках определенного временного интервала Система — отражение в сознании субъекта (исследователя, наблюдателя) свойств объектов и их отношений в решении задачи исследования, познания.
Система S на объекте А относительно интегративного свойства (качества) есть совокупность таких элементов, находящихся в таких отношениях, которые порождают данное интегративное свойство. Система — совокупность интегрированных
и регулярно взаимодействующих или взаимозависимых
элементов, созданная для достижения определенных
целей, причем отношения между элементами
определены и устойчивы, а общая производительность
или функциональность системы лучше, чем
у простой суммы элементов (PMBOK).
Таким
образом, главное отличие конструктивных
определений состоит в наличии цели существования
или изучения системы с точки зрения наблюдателя
или исследователя, который при этом
явно или неявно вводится в определение.
Созна́ние — состояние психической жизни индивида, выражающееся
в субъективной переживаемости событий
внешнего мира и жизни самого индивида,
а также в отчёте об этих событиях.
Термин сознание является
трудным для определения, поскольку данное
слово используется и понимается в широком
спектре направлений. Сознание может включать
мысли, восприятия, воображение и самосознание
и пр. В разное время оно может выступать
как тип ментального состояния, как способ
восприятия, как способ взаимоотношений
с другими. Оно может быть описано как
точка зрения, как Я. Многие философы рассматривают
сознание как самую важную вещь в мире.
С другой стороны, многие ученые склонны
рассматривать это слово как слишком расплывчатое
по значению для того, чтобы его использовать.
Сознание... никогда не может
быть чем-либо иным, как осознанным бытием...
а бытие людей есть реальный процесс их
жизни.
Маркс, Энгельс.
Немецкая идеология
Сознание — категория для обозначения
ментальной деятельности человека по
отношению к самой этой деятельности.
Проблема того, чем же является
сознание и каковы его рамки, и в чём же
смысл существования данного термина
выступает предметом исследования философии
сознания, психологии, нейробиологии, дисциплин, изучающих проблемы искусственного
интеллекта. Проблемы практического рассмотрения
включают в себя следующие вопросы: как
можно определить наличие сознания у тяжело
больных или находящихся в коме людей; может ли существовать
не-человеческое сознание и как его можно
измерить; в какой момент зарождается
сознание людей; могут ли компьютеры достичь
сознательных состояний и пр.
В общем смысле сознание временами
также означает состояние бодрствования
и ответную реакцию на окружающий мир
в противоположность состояниям сна или
комы.
Сознание как способность следует
отличать от такой способности как мышление. Простейшее сознание — это
ощущение своего состояния, или состояния
своих «органов чувств», собственного
бытия в целом. Сознание наблюдаемо только
для самого субъекта. Оно не наблюдаемо
объективными средствами. Не очевидно,
что сознание требуется для разумного
поведения.[2] В этом случае возникает разговор
о соотношении субъекта и объекта, сознания и мира. В противоположность
сознанию, мышление есть способность мыслить —
фиксировать мир в понятиях и делать на основе них выводы
в форме суждений и умозаключений.