Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 06:37, контрольная работа
1. Приведите примеры политических, экономических и социально-культурных мифов XXI века и определите их степень
влияния на общество.
2. Используя материал из хрестоматий по философии, выпишите в хронологическом порядке 10 определений философии. Какое из них, на ваш взгляд, является более точным?
3. . Дайте подробное объяснение таким характеристикам протофилософии как ассоциативность, гилозоизм, антропоморфизм, аниматизм, социоморфизм.
Министерство образования
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сибирский государственный индустриальный университет»
Кафедра философии.
Контрольная работа№1
Новокузнецк 2012
1.9. Приведите примеры политических, экономических и соци-
ально-культурных мифов XXI века и определите их степень
влияния на общество.
1. Миф о том, что ГМО
вредны.
2. Теория заговора
— совокупность гипотез, показывающая
жизненно важное (общественно-значимое)
событие (ряд событий) или ход истории
как результат заговора со стороны некоторой
группы людей (обычно сословия), управляющих
этим процессом из корысти или амбиций
(различных личных, групповых, клановых
и др. интересов).
Например, это может быть заговор "всемирного
правительства" одного народа с целью
поработить все другие народы.
Теория изложена в фильме Zeigeist
3. Существуют разного рода научные мифы:
НЛО, Снежный человек, Лох-Несское чудовище
4. Стремление объяснить сложный современный
мир одной идеей
Демократия как Мировое зло
Вашингтонский Обком
Невидимая Рука Рынка
Национальная Идея
Добрый Царь как необходимое условие Всего
Хорошего
Злой Царь как единственный источник Всего
Плохого
СССР как потерянный рай
СССР как ад на земле
Целебные Натуральные Продукты
Страшная Химия
2.1. Используя материал из хрестоматий по философии, выпишите в хронологическом порядке 10 определений философии. Какое из них, на ваш взгляд, является более точным?
Однажды Пифагор, будучи уже
известным мудрецом, нанес визит
царю Пелопоннеса Леонтию. Во время беседы
последний спросил Пифагора: "Какое
твое занятие?" Мудрец ответил, что у
него нет занятия, он - философ. Леонтий
не знал значения этого слова и попросил
объяснить. Пифагор ответил, что как на
Олимпийские игры одни идут, чтобы обрести
славу, другие - для получения барышей,
и только немногие - для удовольствия,
так и в мир люди являются с разными интересами
и целями. Одни - для накопления богатства,
другие - для получения наслаждений и только
некоторые, избранные - для поиска истины
и изучения природы. Вот эти последние
и именуются философами, т.е. любителями
(phileo - любить) мудрости(sophia-мудрость).
Философию философией [любомудрием], а
себя философом [любомудром] впервые стал
называть Пифагор, когда спорил в Сикионе
с Леонтом, тираном Сикиона или Флиунта
<…>; мудрецом же, по его словам, может
быть т олько Бог, а не человек. Ибо преждевременно
было бы философию называть «мудростью»,
а упражняющегося в ней — «мудрецом»,
как если бы он изострил уже свой дух до
предела; а философ [«любомудр»] — это
просто тот,
Философия – это уподобление Богу в меру
человеческих сил (Платон, опираясьнамысльПифагора.
Философия- это очищение и совершенствование
человеческой жизни; очищение от неразумия
материи и смертного тела, и совершенствование
как возвращение блаженства, возвышающее
человека до божественного подобия. Путь
к этому добродетель, которая избавляет
от неуравновешенности переживаний, и
истина, сообщающая одаренным людям божественный
образ. (Гиерокл) Есть некоторая наука,
которая рассматривает сущее как такое
и то, что ему присуще самому по себе. Эта
наука не тождественная ни с одной из частных
наук. Аристотель Известный средневековый
армянский философ Давид Анахт (Непобедимый)
изучив определения философии у известнейших
мыслителей Древней Греции и средневековья,
в своей фундаментальной работе “Определения
философии” вывел 6 определений:
1.Философия-учениеобытие.
2.Философия - учение о человеческих и божественных
сущностях.
3.Философия-
4.Философия - это способ уподобления богу
по мере человеческих возможностей.
5.Философия - мать-наука среди наук и мать-искусство
среди искусств.
6.Философия-
Так как не может быть ничего более прекрасного…
чем достижение истины, то, очевидно, стоит
заниматься философией, которая и есть
поиск истины.
П.Гассенди
Философия — это познание истинной сущности
нашего мира, в котором существуем мы и
который существует в нас, — то познание
мира в общем и целом, свет которого, однажды
воспринятый, освещает затем и все отдельное,
что бы ни встретилось каждому в жизни,
и открывает его внутреннее значение—Артур
Шопенгауэр. Ответ на вопрос "что такое
философия?" состоит в нашем соответствии
тому, к чему философия держит путь. А это
есть Бытие сущего. В таком соответствии
мы с самого начала вслушиваемся в то,
что уже передала нам философия, понятая
по-гречески, т.е. φιλοσοφία. Поэтому мы
попадаем в соответствие, т.е. отвечаем
на наш вопрос, только если продолжаем
разговор с тем, во что нас предает, т.е.
высвобождает, философская традиция. Мы
находим ответ на наш вопрос о философии
не в почерпнутых из истории определениях
философии, а в разговоре с тем, что было
передано нам традицией как Бытие сущего.
Хайдеггер
Философия — это совокупность положений
и практик, которые можно иметь в своём
распоряжении или предоставлять в распоряжение
другим для того, чтобы заботиться о себе
и о других так, как это следует делать.
— Фуко, Мишель
3.7. Дайте подробное
объяснение таким
Ассоциативность – отсутствие разделения существующих
между объектами соотношений на существенные
и второстепенные. Ассоциация - случайная
отдаленная часть мысли. Для мифологии
«случайных совпадений» не было, а все
было важно.
Типичная ассоциация:
1) ассоциация смежности: все предметы,
которые раньше были частью единого целого,
всегда сохраняют связь друг с другом
и могут друг на друга влиять. Так, например,
люди хранили выпавшие зубы, опасались
стричь волосы.
2)ассоциация контакта – предметы, соприкасаясь,
передают друг другу свои свойства. Если
по новому саду пройдет женщина, ожидающая
ребенка, то сад будет хорошо плодоносить.
3)ассоциация сходства или подобия–предметы,
схожие внешне, родственны друг другу,
могут друг на друга влиять. Так, чтобы
излечиться от «желтухи», надо пристально
посмотреть в глаза канарейке, а камень
бирюзы в кольце должен защитить от змеи,
похожей окраски.
4)бинарность (двоичность) мир в мифологии
представлялся непосредственным единством
двух противоположных начал.
Мифологическая картина мира еще не содержит
в себе переходов и промежуточных состояний.
Мифология выстроили наглядную и естественную
систему представлений о реальности, в
которой каждое явление находит объяснение.
Мифологическая картина мира отвечала
принципу справедливости: любой поступок
всегда имел соответствующее наказание
или награду. Кроме того, мифология была
хорошей основой для деятельности: для
достижения любой цели в мифологии предлагались
средства для действий. Практическая система
действий, основанная на мифологии, как
теоретическом образе мира называется
магией. Магия – прикладная мифология.
Сущность магии – вместо реального действия,
направленного на реальный объект можно
предпринять символическое действие,
направленное на заместитель объекта,
при этом заместитель и объект должны
быть связаны одной из ассоциаций.
Кризис мифологического мышления начинается
с проблемной ситуации, с вопросов о том,
почему магический ритуал не привел к
желаемому результату.
ГИЛОЗОИЗМ (греч. hyle - вещество, материя и zoe - жизнь) - философская концепция, признающая одушевленность всех тел, космоса, материи, природы. Г. снимал принципиальное различие между неорганической и живой природой. Термин Г. был введен Кедвортом в 1678 для обозначения ранних греческих философских концепций, признающих одушевленность всеобщим свойством макро- и микрокосма (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Социокультурные истоки Г. уходят корнями в особенности культуры ранних традиционных обществ и Запада, и Востока, рассматривающих природу как единый целостный живой организм. (Смыслообразы пуруши, праны, атмана-брахмана в древнеиндийской философии; субстанции "ци", смыслообразы "Тянь" (Неба) - в древнекитайской; "огня" у Гераклита и т.д.). Г. был присущ воззрениям Платона и Аристотеля. В эпоху Возрождения Г. под влиянием концепций античных мыслителей используется в качестве аргумента при обосновании единства человека с его сознанием и природы. Так, Бруно утверждал, что мировая душа как принцип жизни, как духовная субстанция, находится во всех без исключения вещах, составляя их движущее начало. Появление концепций Г. в философии Нового времени связано с поисками ответа на вопрос об основаниях и предпосылках становления чувствительности у живых существ и мышления, сознания у человека. Так, Спиноза признавал мышление свойством, присущим всей природе, атрибутом материи. Положение о всеобщей чувствительности материи защищают и отстаивают французские материалисты 18 в. (Дидро, Робине, Кабанис). Г. противостоял поискам оснований психики и сознания в особой надприродн ой, нематериальной, духовной субстанции. В то же время Г. отвергает и механистические представления о косной, "мертвой" материи и виталистические утверждения о существовании особой "жизненной силы", определяющей способность к ощущениям у живых существ. Г. подготавливает почву для становления эволюционных представлений о чувствительности, психике, разуме. Г. в противоположность механицизму, характерному для метафизического материализма, снимает противопоставление инертной материи внешней силе, приводящей ее в состояние движения. В понимании сознания, психики человека и животных Г. (приписывающий всей материи способность ощущать) являл собой наивную попытку отыскать корни психических явлений в материальном мире.
Антропоморфизм (греч. ανθρωπος человек, μορφή
вид) — наделение человеческими качествами
животных, предметов, явлений, мифологических
созданий. Мировоззренческая концепция,
выраженная номинативными средствами
языка, изобразительных искусств и т. п.
Согласно этому принципу, неодушевлённые
предметы, живые существа и вымышленные
сущности, не обладающие человеческой
природой, могут наделяться человеческими
качествами, физическими и эмоциональными.
Рассматриваемые объекты в состоянии,
в частности, чувствовать, испытывать
переживания и эмоции, разговаривать,
думать, совершать осмысленныечеловеческиедействи
В настоящее время антропоморфизм как
мировоззренческий принцип сохраняется
в рамках религиозных систем, особенно
наиболее архаичных из них. Он характерен
также для ранней стадии развития ребёнка.
Дети дошкольного возраста объясняют
любые причинно-следственные отношения
в окружающей природе по аналогии с отношениями,
существующими между людьми, например:
«Месяца нет на небе, потому что он ушёл
в гости». В повседневной жизни антропоморфизм
продолжает сохраняться не как принцип
мировоззрения, а как один из принципов
языковой номинации. Это касается также
языков науки и техники. В частности, антропоморфные
номинации широко распространены в компьютерной
терминологии: интеллектуальные сети,
память компьютера, диалоговая программа,
ответ на запрос. Интересен также обратный
феномен, наблюдаемый в сленге компьютерных
специалистов: «мне надо „перезагрузиться“»,
«„оперативки“ не хватает, чтоб запомнить»
и т. п.
АНИМАТИЗМ (от лат. animatus — одушевленный) — вера в существование сверхъестественной силы, распространенной повсюду и оказывающей влияние на жизнь людей. Термин «А.» был введен в научный оборот английским антропологом и религиоведом Р. Мареттом для описания религиозных верований первобытных людей. Опираясь на свидетельства миссионеров и этнографов, изучавших меланезийские племена, Маретт вступил в полемику со сторонниками анимистической концепции происхождения религии (см. Анимизм). Он утверждал, что на начальной стадии развития религии главную роль играла не вера в существование душ, духов и призраков, а вера в некую силу — мана. Мана, по мнению аборигенов тихоокеанских островов, распространяется в мире не равномерно. Явления природы, предметы, животные и люди могут обладать ею в большей или меньшей степени. Напр., человек, который отличается ловкостью, здоровьем и красотой, имеет много мана, плодоносящее дерево также обладает мана, а предмет, который оказался бесполезным в нужный момент, лишен чудодейственной силы. Вся религия первобытных людей, подчеркивал Маретт, сводится к тому, чтобы овладеть этой силой и использовать ее себе на благо. Вера в существование такой силы была обнаружена у разных племен и народов. Если меланезийцы называли ее мана, то у ирокезов она была известна под именем оренда, у алгонкинов — маниту, у жителей Западного Судана — ньяма, у пигмеев — мегбе, у зулусов — умойя и т.п. Отсюда был сделан вывод об универсальном характере этой веры на ранних этапах религиозной истории. Более того, различные модификации веры в чудодейственную силу сохраняются и в развитых религиях и в сфере обыденного сознания современных людей.
Социоморфизм. Соотношение человек — общество. Здесь человек — социальный индивид. Его сущность в обществе. Индивид обретает человеческую психику, присваивая соц. опыт, опыт общественных отношений. Крайнее выражение социоморфизма: Родившийся индивид — это чистая доска, на который социум «пишет» нужные и полезные для общества психические свойства и способности человека. Более мягким вариантом является положение о ведущей, глав. роли в становлении психики индивида разности видов предметной деятельности, осваивая которое он становится способен к нормальному функционированию в социуме. Теоретическая схема — «индивид — социальная структура». Смысл развития — социального индивида, формирование внутреннего мира человека по определённой, социально заданной норме, образцу или мерке. Общий способ развития — это социального индивида, совершенствование его по социально заданной норме, присвоение соц. опыта происходит в форме организованного и управляемогого учебно-воспитательного процесса. В педагогике — это формирование, в психологии—в облике интериоризации (усвоения) всех видов и способов деятельности индивида.
4.1. Прочитайте «Миф о пещере» Платона и выявите онтологические, гносеологические, аксиологические и праксиологические проблемы, обсуждаемые Сократом и Главконом.
Миф о Пещере - ядро идеалистического представления Платона об устройстве и смысле жизни человека. Это миф описывается в Государстве Платона как диалог между Сократом и Главконом, братом Платона и изначально, в самом тексте, показывает необходимость управления Идеальным Государством философами, поскольку именно они способны видеть реальный мир и действовать на благо всех. В «Федоне» Платон клеймит чувственный мир устами Сократа как тюрьму души, что еще раз подтверждает значимость Мифа о Пещере как основной мифологемы в идеализме Платона, где подлинная реальностью только мир вечных идей и доступ к нему душа может получить через философию.
Четыре значения мифа о пещере
Онтологическая градация бытия: чувственное и сверхчувственное, где тени на стенах — простая видимость вещей; статуи — вещи которые чувственно воспринимаются; каменная стена — линия, разделяющая два рода бытия; предметы и люди вне пещеры — это истинное бытие, ведущее к идеям; солнце — Идея Блага.
Ступени познания: созерцание теней — воображение (eikasia), видение статуй — (pistis), т.е. верования, от которых мы переходим к пониманию предметов как таковых и к образу солнца, сначала опосредованно, потом непосредственно, — это фазы диалектики с различными ступенями, последняя из которых — чистое созерцание, интуитивное умопостижение.
Качество жизни человека: аскетическое, мистическое и теологическое. Человек, который руководствуется только чувствами — живет исключительно в пещере, жить в духе — руководствоваться чистым светом правды. Движение от чувственного мира к миру идеального через философию это "освобождение от оков", т.е. преображение. И, наконец, Солнце-Благо есть высшая ступень познания и означает созерцание божественного.
Политический аспект: для тех кто познал Солнце-Баго возможно возвращении в пещеру, чтобы освободить и вывести к свету истины тех, с которыми он провел долгие годы рабства.
5.4. Из предложенных ниже цитат, выберите одну и напишите сочинение в жанре философского эссе:
«Врач – философ; ведь нет большой разницы между мудростью и медициной» (Гиппократ)
Утверждают, что человек
продолжает жить до тех пор, пока его
помнят. В таком случае древнегреческий
врач Гиппократ поражает завидным долголетием
— ему не меньше двух с половиной
тысяч лет.
Вообще о жизни основателя древнегреческой,
да — можно с уверенностью добавить —
и современной медицины Гиппократа известно
немного. Слава его — в его научных трудах,
объединенных в наше время в одну книгу
— в так называемый «Гиппократов сборник».
Кстати говоря, труды Гиппократа начали
понемногу устаревать только во второй
половине XIX века. Хотя и сейчас далеко
не все труды его можно списать со счетов,
переведя в разряд истории медицины. Недаром
в начале XX века немецкие врачи выступали
с лозунгом: «Назад, к Гиппократу!»
За минувшие века Гиппократа ругали и
хвалили, его опровергали и ему следовали,
его уличали и ему поклонялись. И все это
время врачи, благодаря его книгам, спасали
больных и продолжали, развивали начатые
им научные изыскания.
Гиппократ был далеко не первым врачом
в своем семействе. И даже не первым Гиппократом-врачом.
Медицина для его рода была тем, что сейчас
называют семейным бизнесом. И начал этот
семейный бизнес знаменитый врач Асклепий,
предок Гиппократова рода. Тот самый божественный
Асклепий, коему поклонялись и в честь
которого возводили храмы обыватели того
времени.
До обожествления Асклепия эллины поклонялись
богу-исцелителю Амину.
Асклепий же был обыкновенным человеком
и талантливым медиком. Оба сына его, тоже
врачи, воевали под стенами Трои. От одного
из них — Подалирия — и берет начало род
Гиппократа. В древности, да и в более поздние
века, выдающихся способностей было вполне
достаточно, чтобы объявить человека полубогом
(по современному — святым), а то и богом
— как и поступили с Асклепием потомки.
Храмы его — асклепейоны — начали появляться
только в 7 веке до н. э. (в Афинах же — вообще
в 5 веке до н. э.), а это довольно поздно
для древнего бога или полубога.
Впрочем, и в те времена, и гораздо позже
(в том числе и в 20 веке) всегда находились
люди, которых обожествляли, и люди, которые
обожествляли своих кумиров. Ведь и Гиппократа
при Аристотеле называли «великий», а
несколько столетий спустя, при враче
Клавдии Галене, уже — «божественный».
Почему же Гиппократ все-таки не превратился
в очередного божка? Наверное, потому,
что родился не в такое далекое и легендарное
время, как Асклепий. Гиппократ жил в более
цивилизованные времена. Он был современником
великих драматургов Софокла и Еврипида,
скульпторов Фидия и Поликлета, философов
Сократа, Платона и Демокрита. По одной
из версий он даже лечил Демокрита. Все
эти знаменитости, как и он, не стали богами,
скорее всего потому, что тогда уже существовали
книги и библиотеки. Устные предания сменялись
фактами, запечатленными на папирусе и
пергаменте.
Уже во времена Гиппократа образованные
люди с нескрываемой насмешкой относились
к культу Асклепия, считая жрецов в его
храмах — а те как раз не были медиками
— не иначе как жульем и шарлатанами. И,
должно быть, не без оснований.
Мы все время забываем очень мудрую и ядовитую
древнюю поговорку: «Если не поможет врач
— не поможет и Бог». Однако за тысячелетия,
увы, люди так ничему и не научились. И
нынче хватает страждущих невежд, которые
надеются на помощь необразованных знахарей,
целителей, колдунов и шаманов. Таких минибожков,
как Асклепий, хватало и в языческие, и
в болеепоздниевремена.Потомки Асклепия
удачно продолжили семейное дело. Или,
если хотите, создали врачебную династию.
И первым Гиппократом-врачом в семействе
был дед нашего Гиппократа — основателя
научной медицины.Сам Гиппократ, сын Гераклида
и Фенареты, родился на острове Кос 26 числа
месяца агриана в 460 году до н. э., а умер
в 377 году до н. э. (по другим сведениям —
в 375 году до н.э.), прожив по тем временам
очень долго — 83 года, и был похоронен
в Фессалии между городами Гирто и Лариссой
Фессалийской. По легенде, в его гробнице
поселился рой пчел. Их медисцелялмолочницуудетей.Если
верить подсчетам древних биографов, Гиппократ
был семнадцатым потомком Асклепия. Легко
догадаться, сколько неоценимых медицинских
знаний и опыта накопил их род за столько
поколений. Но лишь Гиппократ смог их обобщить,
логически выстроить, систематизировать
и дополнить. То есть провести чисто научную
работу. И, что немаловажно, опубликовать
медицинские труды. Дело в том, что прежде
подобные знания были семейным секретом.
Они передавались от родственника к родственнику,
от ученика к ученику, — без права разглашения.
Судя по его трудам и дошедшим до нас сведениям,
Гиппократ учился медицине у своего отца
и у знаменитых врачей того времени —
Геродика из Селимбрии, Горгия из Леотин,
Продика из Кеоса. Он много путешествовал,
написал немало научных трудов, был врачом
и другом македонского царя Пердикки —
соратника Александра Македонского. Лечил
богатых и знатных, но наверняка не отказывал
и остальным. Участвовал в войнах, боролся
с эпидемиями, за деньги учил тех, кто хотел
стать врачом. Считается, что именно он
написал клятву врача, которая не устарела
и поныне.
У Гиппократа были сыновья, Фессал и Дракон,
тоже врачи. Были дочери, но сколько их
было — неведомо. В те времена о феминизме
и слыхом не слыхивали. Женщины были всего
лишь любовницами, женами, матерями, рабынями.
О них не стоило писать — и о них, за редким
исключением, не писали.
Еще при жизни Гиппократ был обласкан
славой. Платон ставил его наравне с великими
скульпторами Фидием и Поликлетом. О нем
говорили, на него ссылались. Уже тогда
он был непререкаемым авторитетом. За
помощью к нему обращались целые государства.
Стилосу (палочке для письма) Гиппократа
приписывают около 60 уцелевших медицинских
сочинений. А его книги «Эпидемии» и «Афоризмы»
тысячелетиями считались верхом врачебной
мудрости. Впрочем, в том, что мы можем
прочесть его труды, есть и воля случая.
Сочинения многих знаменитых врачей древности
до нас вообще не дошли.
Книги Гиппократа попали на полки знаменитой
Александрийской библиотеки, где немало
выдающихся врачей последующих столетий
составляли словари и комментарии к ним.
Находились врачи, которые были с ним не
согласны, критиковали некоторые его методы
диагностики и лечения. И все же это не
помешало византийскому историку написать
о нем: «Что сказал Гиппократ, то сказал
сам Бог».
Он был человеком, а значит, у него наверняка
были свои слабости и недостатки. Впрочем,
славе человека всегда сопутствуют зависть
и сплетни завистников, которые стараются
принизить знаменитого человека. История
донесла до нас несколько сплетен о Гиппократе,
как о человеке крайне тщеславном. Например,
Андрей из Каристы, автор книги «О врачебной
генеалогии», записал, что Гиппократ некоторое
время служил хранителем храма в Книдосе.
Чтобы сохранить за собой славу открытий,
он сжег храмовую библиотеку с архивом
и всеми записями других врачей, после
чего бежал к фессалийским правителям.
Сохранилась сплетня, что он то же самое
сотворил с библиотекой на родном острове
Кос. Но если бы это было на самом деле,
вряд ли бы его и дальше почитали на родине.
А островитяне гордились великим земляком
все эти тысячелетия, да и в наше время
не забыли.
Даже сейчас, при современном развитии
мировой медицины, труды Гиппократа вызывают
интерес медиков. Не устарели его наблюдения,
некоторые диеты, не устарел его метод
врачебного мышления.
Врача Гиппократа помнят сотни веков —
память человеческая оказалась долговечнее
любого камня. Вряд ли судьба врача может
быть лучшей.