Вполне возможно, что универсальны
и механизмы эволюции. В качестве
главного из них сегодня рассматривается
явление самоорганизации, т.е. спонтанного,
самопроизвольного перехода открытой
неравновесной системы на более
высокий уровень организации
и порядка.
Форма социального бытия
в последнее время проявила себя
в следующих тенденциях:
- технологизация - означает, что в составе социального бытия все больший вес набирают технические средства адаптации человека к природной среде и регуляции собственно социальной жизни;
- институциализация – свидетельствует о том, что нарастает степень организации и формализации общественной жизни: роль субъектов действия все больше переходит к социальным институтам;
- глобализация - заключается в растущей взаимозависимости различных регионов мира, «сжатии» социального пространства, неизбежной стандартизации образцов социального действия;
- виртуализация – выражает появление в социальном бытии некоего нового слоя, к которому все больше смещается активность людей.
Форма духовного бытия
напрямую зависит от состояния социального
бытия в целом и поэтому
фактически повторяет (воспроизводит)
основные тенденции его развития.
Вместе с тем, будучи образованием,
относительно автономным, духовное (идеальное)
бытие получило в XX в. и некоторые
специфические характеристики:
- в полную мощь проявлена инструментальность;
- обнаружены индивидуальные и коллективные несознаваемые духовные структуры;
- та часть духовного бытия, в которой формируется социальные ценности, не подчинилась тенденции к стандартизации и унификации, но напротив – обнаружила стремление к нарастанию многообразия; в результате ценностные критерии стали размываться, и главными правилами поведения в этой сфере стали плюрализм и толерантность;
- духовное бытие потеряло «ориентацию во времени», потускнела перспектива общественного прогресса, рухнули идеологии общих целей;
- духовное бытие становится менее устойчивым.
Таковы некоторые особенности
основных форм бытия, выявленные развитием
философии и науки XX – XXI веков.
Заключение.
Необходимость особого философского
осмысления бытия объясняется, во-первых,
тем, что построение любой теоретической
модели мира требует выбора исходных
аксиом (креационизм – самоорганизация,
материальность – идеальность), обоснованность
которых не может быть найдена
в пределах наличного человеческого
опыта. Оправдание такого выбора ищут
в рассуждениях о «предельных
основаниях бытия», а это, как известно,
есть предмет философии. И во-вторых,
философский ракурс проблемам бытия
придает необходимость сопряжения
бытия мира и бытия человека, непреходящая
потребность вписать смысл человеческой
жизни в более общий смысл
мирозданья, уразуметь направленность
развития того и другого. Поэтому
философский анализ проблемы бытия
сегодня актуален ничуть не менее, чем
две с половиной тысячи лет
назад.
Список
используемой литературы:
- Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В. Н. Лавриненко, проф. В. П. Ратникова. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004 –622 с.
- Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В. Н. Лавриненко, проф. В. П. Ратникова. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998 – 584 с.
- Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений. – Изд. 13-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006 – 576 с. – (Высшее образование).
- Философия: Учебник для вузов. 2-е изд./Под ред. Кармина А. С., Бернацкий Г. Г. – СПб.: Питер, 2006 – с 560.
- Философия: Учеб. пособие 5-е изд./Под ред. Бучило Н. Ф., Чумаков А. Н., перераб. И доп. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008 – с. 480.
- Философия: Учебник для вузов/Под ред. Проф. Л. А. Никитич. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 575 с.
- Философия: Учебник для вузов/Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. – 4-е издание., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 732 с. – (Серия «Золотой фонд российских учебников».)
Данная
работа скачена с сайта http://www.vzfeiinfo.ru ID
работы: 32271