Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 12:47, контрольная работа
Античная философия, то есть философия древних греков и древних римлян, зародилась в VI в. до н. э. в Греции и просуществовала до VI в. н. э. (когда император Юстиниан закрыл в 529 г. последнюю греческую философскую школу, Платоновскую Академию). Таким образом, античная философия просуществовала около 1200 лет. Однако её невозможно определять только с помощью территориальных и хронологических определений. Самый важный вопрос – это вопрос о сущности античной философии.
Введение
1. Основные формы материализма и идеализма в философии античности.
2. Развитие диалектических идей в античной философии.
3. Дайте сравнительную характеристику философии Древнего Востока и философии Древней Греции (восточной и западноевропейской философских традиций). В чем состоят их различия и сходство?
Заключение
Список использованной литературы
Содержание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Античная философия,
то есть философия древних греков и древних
римлян, зародилась в VI в. до н. э. в Греции
и просуществовала до VI в. н. э. (когда император
Юстиниан закрыл в 529 г. последнюю греческую
философскую школу, Платоновскую Академию).
Таким образом, античная философия просуществовала
около 1200 лет. Однако её невозможно определять
только с помощью территориальных и хронологических
определений. Самый важный вопрос – это
вопрос о сущности античной философии.
Согласно учению о том, что процесс исторического
развития есть смена общественно - экономических
формаций, а формация есть «общество, находящееся
на определенной ступени исторического
развития, общество со своеобразным отличительным
характером», причем для изучения жизненного
функционирования мышления в эпоху античной
культуры необходимо отдавать себе отчет
в том, что такое общинно-родовая формация
и что такое формация рабовладельческая.
Античная философия в VI в. до н. э. как раз
и зарождается вместе с рабовладельческой
формацией, но общинно–родовая формация
целиком никогда не исчезала в античное
время, а в последнее столетие своего существования
оказалась даже прямой реставрацией именно
общинно–родового мировоззрения.
Крупнейшими цивилизациями древнего мира
были древнегреческая и древнеримская
цивилизации. Они занимали расположенные
географически близко друг к другу территории,
существовали почти в одно и то же время,
поэтому нет ничего удивительного, что
они тесно связаны между собой. Обе цивилизации
обладали развитыми культурами, которые
развивались, взаимодействуя друг с другом.
Поэтому для изучения культуры, да и других
сторон развития греческой и римской цивилизации
очень удобно применять один из наиболее
важных методов исторического исследования
– сравнение.
Конечно, изучение древнего мира проводится
не из простого любопытства. Исторические
события взаимосвязаны и оказывают большое
влияние друг на друга. Цивилизации Древней
Греции и Древнего Рима позднее стали
основой для возникновения европейской
цивилизации, и оказали огромное влияние
на развитие средневекового, а, следовательно,
и современного мира. “Без того фундамента,
который был заложен Грецией и Римом, не
было и современной Европы”. Исследование
культуры и быта этих цивилизаций помогает
проследить тенденции развития современной
культуры и предсказать её будущее. Актуальность
данной темы главным образом и обуславливает
выбор данной темы реферата.
1. Основные
формы материализма и идеализма в философии
античности.
Античная философия возникла и жила в
«силовом поле», полюсами которого являлись,
с одной стороны, мифология, а с другой
– формирующаяся именно в Древней Греции
наука.
В античной Греции философия формируется
в тот период, когда смысл человеческой
жизни, ее привычный строй и порядок оказываются
под угрозой, когда прежние традиционно-мифологические
представления рабовладельческого общества
обнаруживают свою недостаточность, свою
неспособность удовлетворять новые мировоззренческие
запросы.
Древнегреческая философия возникла не
как область специальных философских
исследований, а в неразрывной связи с
зачатками научных знаний – математических
и естественнонаучных, в связи с зачатками
политических знаний, а также в связи с
мифологией и искусством. Только в эпоху
так называемого эллинизма, начиная с
III в. до н.э., некоторые науки, прежде всего
математика и медицина, обособляются в
специальные области исследования. Однако
и после этого древнегреческая философия
продолжает развиваться как мировоззрение,
заключающее ответы не только на вопросы
собственно философские, но и на вопросы
наук: математических,
естественных и общественных.
Философия Древнего Рима возникла в конце
республиканского периода Рима (II–I вв.
до н. э.) и развивалась параллельно с греческой
философией – во времена Римской империи
приблизительно до времени ее падения
(конец V – начало VI в. н. э.).
Характерная особенность древнегреческой
философии состоит прежде всего в противопоставлении
философских размышлений практической
деятельности, в ее своеобразном отношении
к мифологии. Духовное развитие в VII–IV
вв. до н. э. шло от мифологии и религии
к науке и философии. Важным звеном и условием
этого развития оказалось усвоение греками
научных и философских понятий, выработанных
в странах Востока – в Вавилоне, Иране,
Египте, Финикии. Особенно велико было
влияние вавилонской науки – математики,
астрономии, географии, системы мер. Космология,
календарь, элементы геометрии и алгебры
были заимствованы греками от их предшественников
и соседей на востоке.
Постепенно в античной философии возникает
два основных типа философского мировоззрения
– материализм и идеализм. Их борьба составляет
основное содержание философского развития
во все последующее время. Одновременно
возникает противоположность двух основных
методов мышления – диалектики и метафизики.
Обычно утверждают, что вещественная картина
мира в античности была только у так называемых
материалистов. Здесь, однако, кроются
две существенные неточности и одна значительная
ошибка.
Ведь не только в античном материализме
картина мира является более или менее
вещественной. Понять специфику античного
материализма можно только в том случае,
если связать его более или менее существенно
с античной жизнью, т.е. с античной рабовладельческой
формацией. Античное мировоззрение всегда
и всюду выдвигает на первый план именно
вещи в их непосредственной данности,
именно тела в их стихийном и естественном
взаимопорождении. Раз это вытекает, как
мы утверждаем, из социальной истории
господина и раба, то этим уже обоснован
специфический характер тех греческих
учений, которые в первую очередь ставили
вопрос именно о вещах и телах. Вещи и тела
оказывались тут взятыми в их полной непосредственности,
т.е. прежде всего в их реальной видимости
и осязаемости. Атомы Демокрита в этом
смысле были и должны были быть некоторого
рода вещичками, миниатюрными фигурками
и статуэтками. Здесь особенно подчеркивается
видимость и осязаемость атомов, их пластическая
фигурность и статуарность. Отсюда понятно
все отличие античного атома от западноевропейского
– силового, а в дальнейшем – электрического.
Последний поражает нас чем угодно, но
только не своей геометрической пластикой.
Не вскрыв существенную связь античного
материализма с вещественно-стихийным
характером рабовладельческой формации,
нельзя понять специфику античного материализма
и атомизма.
Вторая неточность в традиционном изложении
античного материализма заключается в
том, что его обычно рассматривают не в
контексте античной рабовладельческой
формации, а в контексте западноевропейской
буржуазной философии. Тем самым античный
материализм очищается от всего того,
что является характерным для рабовладельческой
формации вообще. Так, например, часто
считают, что если западноевропейский
буржуазный материализм не признает никаких
богов, то таковым же должен быть и античный
материализм. Демокрита поэтому всячески
очищают от теологии, которую он фактически
проповедовал. Эпикура делают прямым атеистом,
оставляя без внимания источники, гласящие
об эпикуровских богах и о том, что сам
Эпикур, например, посещал храмы. Из Лукреция
делают настоящего Бюхнера, отрывая его
учение от всей цельности его философско-художественного
мировоззрения и оставляя без внимания
его кричащую проповедь вечной мировой
смерти.
Гегелевский мир идей – это мир чистых
понятий, развивающихся из самих себя;
и мировой дух у Гегеля есть не что иное,
как саморазвитие этих логических понятий.
Есть ли что-нибудь общее между гегелевским
и платоновским миром идей? Только очень
плохое знание истории философии и только
полное невнимание к марксистскому учению
об определяющей роли общественно-экономических
формаций может приводить к отождествлению
Гегеля и Платона. У Платона идеи вовсе
не логические понятия, но весьма насыщенные
бытийственные субстанции; это, собственно
говоря, боги, правда, не в популярно-народном,
но в философски-разработанном смысле.
Во-вторых, мир идей вовсе не есть для Платона
наивысшее последнее бытие, каким является
для Гегеля его логическое понятие; этот
мир идей объемлется еще более высокой
субстанцией, или Единым, которое уже «по
ту сторону сущности». Если же мы возьмем
не Гегеля, а, скажем, Фихте, то его система
идеализма еще более далека от Платона
ввиду своего принципиального субъективизма.
Платоновская идея есть по своему содержанию
не что иное, как самая обыкновенная вещь,
но только взятая в своем бесконечном
пределе. Всякая эмпирическая вещь появляется
и уничтожается, растет и умирает; она
имеет в течение своего существования
бесконечное количество разного рода
ступеней и степеней, бесконечное количество
разного рода качеств, свойств, форм, бесконечное
количество мельчайших оттенков, связанных
с различными временами и местами ее существования.
Объединим всю эту бесконечность оттенков
данной вещи в ее реальном становлении
в одно целое и представим себе, что это
целое вещи концентрирует в себе и направляет
решительно все судьбы этой вещи, начиная
от ее зарождения и кончая ее уничтожением.
Это целое вещи и будет, по Платону, ее
идеей. Вещи, таким образом, вполне зависят
здесь от своих идей, поскольку именно
идеи трактуются здесь как причины вещей,
как источник их бытия и как направляющий
принцип. Однако, если рассматривать эти
идеи по их содержанию, то вовсе не они
управляют, по Платону, вещами, а, наоборот,
вещи управляют этими идеями. Мир идей,
по Платону, таким образом, есть не что
иное, как самый обыкновенный физический
Космос, но только взятый в своем пределе,
как система предельно обобщенных родовых
понятий. С помощью идей Платон прикрепляет
вещи к ним самим так же, как врабовладельческой
формации значение господина, согласно вышеприведенному
анализу, сводится лишь к прикреплению
раба, понимаемого как вещь, к нему самому,
к его естественным и максимально производительным,
но чисто материальным возможностям.
То же самое можно сказать и об Аристотеле,
если иметь в виду его учение о Перводвигателе.
Аристотель, критикующий Платона, нисколько
не смущается выдвигать учение о том, что
он называет «формой форм», «умом», «перводвигателем».
Почему это происходит? Почему материалистически
настроенный Аристотель считает возможным
учить о мировом Перводвигателе? Дело
в том, что Перводвигатель, по крайней
мере по своему содержанию, нисколько
не мешал у Аристотеля материализму. По
своему содержанию этот Перводвигатель
ровно ничего не привносит нового в естественно
протекающий мировой процесс. Он только
санкционирует его, увековечивает царящие
в нем закономерности, обосновывает его
на нем же самом, прикрепляет его к нему
же самому и оформляет его максимальную,
совершенно естественно принадлежащую
ему производительную силу. Формально
это – идеализм, но по существу, по самому
содержанию – это самый настоящий материализм.
Еще более удивительна склонность к вещественным
и материальным интуициям у тех античных
мыслителей, которые были уже стопроцентными
мистиками, – у неоплатоников III – VI вв.
н.э. Однако, этот вопрос слишком сложен
и специален, и мы не можем здесь его рассматривать.
Из всего изложенного вытекает, что вся
античная философия с начала до конца,
включая всех идеалистов и мистиков, отличается
приматом вещественных и телесных интуиций,
т.е. вся античная философия в значительной
мере пронизана более или менее материалистической
тенденцией. Это определяется лежащей
здесь в основе рабовладельческой формацией
и вытекающим из нее вещественным и телесным
опытом жизни. Всем известно, что античность
– это язычество, а язычество есть
обожествление природы. Констатируя последнее,
следует, однако, уметь это языческое обожествление
природы объяснить из соответствующей
социально-экономической формации.
Античный материализм резко отличается
от всех других типов материализма прежде
всего от материализма буржуазного, который
возникает не на рабовладельческой основе
и поэтому вовсе не на вещественных интуициях.
Материализм буржуазный возникает на
основе частнопредпринимательского отношения
к жизни и природе, на основе индивидуалистического
сознания.
И каково бы ни было внутреннее содержание
идеализма и материализма, борьба между
ними наполняет всю историю философии.
Исключить изучение этой борьбы в античной
философии – значит убить в последней
все живое и отказаться от понимания того,
в чем заключался ее исторический процесс,
периоды ее прогресса и регресса. Но, конечно,
развиваясь на одной и той же социально-экономической
почве, античный материализм и идеализм
не могут не иметь некоторых общих черт,
резко отличающих эти системы, как и всю
античность, и от средневекового, и от
буржуазно-капиталистического, и от социалистического
мировоззрений.
2. Рождение первых
философских диалектических идей
Философия начиналась с поиска ответа
на вопрос, уже поставленный до неё в мифологии,
- о происхождении мира. Философия сформулировала
его в более чистом теоретическом виде
и сумела найти принципиально новое решение
с помощью учения о первоначале.
Идея первоначала была выдвинута первыми
греческими философами, представителями
Милетской школы: Фалесом (конец VII – пер.
пол. VI вв. до н. э.), Анаксименом (VI в. до
н. э.), Анаксимандром (VI в. до н. э.) и Гераклитом
из Эфеса (544 или 540 – 480 гг. до н. э.).
Первоначало мыслилось им как нечто единое
с природой. Сама природа, а не что–то
неприродное рассматривается ими как
причина всего сущего.
Указания на первоначало означало переход
от мифологического к философскому мышлению
– выделялось всеобщее. Однако на первых
парах это всеобщее было представлено
не в понятийной, а в наглядной форме: Фалес
таким началом считал воду, Анаксимен
– воздух, Гераклит – огонь. Вода, воздух,
огонь, в дальнейшем стихии Эмпедокла
(земля, вода, воздух, огонь) были символами
всеобщего. Они были не просто вещественными,
но также и разумными, даже божественными.
Вода Фалеса - это философское переосмысление
мифологического Океана, огонь Гераклита
– не просто огонь, а огнелогос – разумный,
вечный и божественный космический огонь.
Соединив в первоначале субстанциальную
основу (то, что является причиной возникновения
всего) и материальной субстрат (то, из
чего сделаны все вещи), первые греческие
философы положили конец теогонической
трактовке мира, так как миф был заменен
логосом, разумным словом, философским
понятием.
Всё последующее развитие античной философии
было спором о первоначале, последовательным
развертыванием мышления о всеобщем.
Натурфилософское представление о первоначале
было внутренне противоречивым и в дальнейшем
тупиковым ходом развития мысли. Сразу
возникали вопросы: почему, на каких основаниях
отдается предпочтение тому или иному
началу – воде, воздуху, огню или сразу
четырём стихиям, можно ли объяснить всю
природу при помощи её части – ведь природа
не может быть и тем, что объясняется, и
принципом объяснения.
В философском мировоззрении древних
греков значительное место принадлежало
и диалектическим идеям. Сама концепция
первоначала как единой основы мира во
всем его многообразии содержала диалектический
подход к миру, который наиболее ярко проявился
у Гераклита.
Идея борьбы противоположных начал сочеталось
у Гераклита с мыслью о вечности происходящих
в мире изменений, символизируемых в образе
потока, течения реки. Высказывания Гераклита
«всё течет, все изменяется» и Кратило
«нельзя дважды войти в одну и ту же реку»
давно вошли в философскую культуру.
Диалектика Гераклита ещё не была выражена
в понятиях, а строилась на основе наглядных,
предельно конкретных, чувственно достоверных
образах-понятиях и смыслообразах.
Зарождающаяся греческая философия хотя
уже вышла на уровень философских проблем,
но ещё не была философией в собственном
смысле слова, а протофилософией или предфилософией.
Для нее было характерно наличие многих
образов мифологии, не разработанность
собственной философской терминологии,
отсутствие философской аргументации.
3. Дайте сравнительную
характеристику философии Древнего Востока
и философии Древней Греции (восточной
и западноевропейской философских традиций).
В чем состоят их различия и сходство?
Основные особенности древнегреческой
и древнеримской цивилизаций и их культуры
Конечно, греческая и римская культуры
очень похожи. “И у греков, и у римлян было
свое историческое призвание – они дополняли
друг друга, и фундамент современной Европы
– их общее дело” . Но в тоже время между
этими двумя цивилизациями было очень
много существенных различий. В первую
очередь, это было обусловлено сложностью
связи на больших расстояниях, что сильно
ограничивало взаимодействие двух культур.
Общественное устройство Греции - рабовладельческая
демократия, и для неё характерно такое явление, как
народный суверенитет – признание народа
в качестве единственного источника власти.
Также существовала система выборных
должностей. Прослеживалась тенденция
к нивелировке – усреднению доходов между
богатыми и бедными. Демократия ставила
закон выше власти, а сами законы не считались
чем-то данным свыше, они были созданы
не богами, а человеком.
Важнейшим центром Средиземноморской
империи был город Рим, население которого
выросло до 1—1,5 млн. жителей.
Столицу империи и другие большие города
украшали великолепные крупные здания
— храмы местных и общеимперских божеств,
дворцы, “базилики” , портики для прогулок,
а также различного вида здания для общественных
развлечений, театры, амфитеатры, цирки.
В амфитеатрах шли представления — травля
зверей, бои гладиаторов, публичные казни.
В цирках происходили скачки на запряженных
четверками лошадей колесницах — “квадригах”
. До настоящего времени, кроме грандиозного
римского амфитеатра “Коллосея” (Колизея)
, построенного в 80 г. н.э. и вмещавшего
около 50 тыс. зрителей, в различных местах,
некогда бывших городами Римской империи,
сохранились остатки амфитеатров (Париж,
Арль, Верона, Капуя, Помпеи, Пула, и т.д.)
. Они были украшены великолепными произведениями
искусства, рельефами и статуями. Отличительной
чертой городов эпохи I—III вв. н.э. были
каменные мостовые, водопроводы (“акведуки”),
канализация.
Наиболее важные сходства и различия приведены
в таблице.
Основные черты сходства и различия культуры
Древней Греции и Древнего Рима
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Древнеримская и древнегреческая
цивилизации очень сходны друг с
другом. В некоторых случаях их
культуры даже можно рассматривать
как одну общую греко-римскую
культуру. Являясь вторым самостоятельным
этапом истории мировой культуры,
античная культура построена на вере
в силу освобожденного человеческого
духа, в знание и правду жизни. Развиваясь
под влиянием ранней цивилизации, культура
античности внесла огромный вклад в
развитие мировой культуры. Дошедшие
до нас памятники архитектуры
и скульптуры, шедевры живописи и
поэзии, являются свидетельством высокого
уровня развития культуры. Они имеют
значение не только как произведения
искусства, но и социально-нравственное
значение.
Скорее всего, греческая культура оказала
большее влияние на развитие римской за
счет того, что она развивалась в более
ранний период времени, а римская культура
как бы наследовала её черты, она являлась
их логическим развитием и конечно добавляла
к ней множество новых признаков и особенностей.
Поэтому, рассматривая римскую культуру,
можно часто говорить, что описанные её
особенности присущи и греческой культуре.
На почве античной культуры впервые появились
и стали развиваться категории научного
мышления, велик вклад античности в развитие
астрономии, теоретической математики.
Именно поэтому античная философия и наука
сыграли столь важную роль в возникновении
науки нового времени, развитии техники.
В целом же культура античности явилась
основой для дальнейшего развития мировой
культуры.
Заключение
Обозревая общую историю античной философии,
мы приходим к одному непреложному выводу,
который не делается у многих исследователей
только потому, что большинство излагателей
заканчивает период античной философии
Аристотелем с игнорированием последующей
философии, а эта последующая античная
философия заняла ещё почти целое тысячелетие.
Но какой же вывод мы должны делать, если
иметь ввиду не только первые два века
античной философии, но и всё её тысячелетнее
существование?
Вывод этот заключается в том, что античная
философия началась с мифологии и кончилась
тоже мифологией. Но та мифология, которая
была вначале, была мифологией, нерасчлененной
в идеологических понятиях, была полностью
слитной в этом отношении, была мифологией
дорефлективной. В связи с наступлением
эпохи рефлективного мышления (а это эпоха
началась в связи с разделением умственного
и физического труда, т. е. в связи только
с рабовладельческой формацией) мифология
в качестве цельной и нераздельной уже
стала трактоваться в античности как преодоленный
и уже архаический период. В связи с этим
античное сознание уже шло от мифа к логосу,
т. е. от единого и целостного чувственно-материального
космоса к его построению на основах разума.
Однако отдельные элементы, из которых
состоял древний миф, в конце концов тоже
приходили к своему исчерпанию, и возникала
потребность снова объединить все эти
отдельные моменты мифа, но объединить
их уже на основе разума. А так как миф
весь состоял из противоречий, совмещаемых
в одно целое, то новое совмещение этих
противоречий, а именно совмещение на
основе разума, необходимым образом становилось
диалектикой, а с исчерпанием этой диалектики
наступал конец и самой античной философии.
Таким образом, античная философия началась
с дорефлективной мифологии, которую она
преодолевала путём рефлексии, и кончилась
уже мифологией рефлективной, т.е. диалектикой.
Идеальное и материальное, общее и единичное,
ум и душа, душа и тело – все эти пары противоположностей,
создавшие собою тематику всей античной
философии, в конце этой последней стали
диалектически преодолеваться, почему
античная философия и кончилась диалектикой
мифа. Поэтому необходимо сказать, что
античная философия началась с мифологии
и кончилась мифологией. Но при этом необходимо
строжайше установить, что путь от первобытной,
дорефлективной мифологии к рефлективной
мифологии периода высшей античной цивилизации
проходил через разные этапы того, что
иначе и нельзя назвать как диалектикой.
При этом, несмотря на мифологическую
подоплеку, античная философия проходила
через ряд тончайших диалектических этапов
и в конце концов пришла тоже к высшему
торжеству разума в виде строжайше и систематически
построенной диалектики.
С исчерпанием исходной мифологии была
исчерпана и вся построенная на ней диалектика,
а с исчерпанием диалектики погибла и
вся античная мифология.
Список использованной
литературы