Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 12:46, контрольная работа

Описание работы

1. В чем сущность проблемы человека в философии? Как она решалась различными философскими направлениями?
2. В каком суждении выражена точка зрения географического детерминизма?
- без природной среды общество не может существовать;
- природная среда определяет политику, культуру общества;
- природная среда может ускорить или замедлить историю;
3. Древнегреческий философ Протагор утверждал, что сколько людей, сколько и истин. У каждого человека – своя истина и никакой общей истины нет. К какому направлению в теории познания можно отнести Протагора? Согласны ли вы с его рассуждениями?

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 21.70 Кб (Скачать файл)
  1. В чем сущность проблемы человека в философии? Как она решалась различными философскими направлениями?

"Проблема человека  есть основная проблема философии.  Еще греки поняли, что человек  может начать философствовать  только с себя. Разгадка бытия  для человека скрыта в человеке. В познании бытия человека  есть совсем особая реальность, не стоящая в ряду других  реальностей. Человек не есть  дробная часть мира, в нем заключена  цельная загадка и разгадка  мира". Эти слова Николая Бердяева, на мой взгляд, ни у кого  не вызовут сомнений. Проблема  человека - центральная проблема  во всей мировой философской  мысли. Да и не только философия,  но и любая другая деятельность  людей имеет ориентированный  на самого человека стержень, исчезновение которого приводит  к потере цели всякой деятельности, ее движущих символов. Человека  изучают биология, медицина, психология, лингвистика и другие науки,  обращая внимание на его частные  проявления. Какова же специфика  философского подхода к человеку? Он предполагает исследование  человека в его целостности,  выявление его сущности. В философии  "исследуется родовая сущность "человека вообще" независимо  от исторического этапа и условий  общественной жизни". И хотя  некоторые исследователи отрицают  такое "над историческое" рассмотрение человека, сводя его сущность к "совокупности общественных отношений", но остается безусловным - человек всегда сохраняет некоторые экзистенциальные свойства, которые не зависят от конкретно-исторической среды его существования. "Именно они создают вертикальную "связь времен", обеспечивают "коммуникабельность" разных эпох культуры, позволяя нам "общаться" с Гомером и Конфуцием, Петраркой и Омаром Хайямом как с современниками".

Проблема человека оформляется  в философии и культуре далеко не сразу. В философии античности и Древнего Востока человек понимался  как фрагмент природы, сущность которого обусловлена без личностным мировым духом или разумом, а его жизненный путь определен законами судьбы. Существенное отличие западной и восточной философии на этом этапе заключалось в том, что Восток никогда не знал того резкого противопоставления тела и души, которое оформилось в западной философии и культуре, начиная с Платона.

Если говорить конкретнее об античной философии, то следует указать  следующие факты. В период своего становления философия была направлена "вовне", на объективный мир. Накопление философского объема знаний, разработка инструментария мышления, изменения в общественной жизни обусловили переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению человека. Возникает субъективистско-антропологическая тенденция в философии. Родоначальниками этой тенденции являются софисты и Сократ. В их философии человек становится единственным бытием. Софист Горгий доказывает, что человек только в себе самом может найти истину. Эта идея была четко сформулирована и другим известным софистом Протагором: "Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют". Таким образом, можно констатировать, что именно со времен софистов и Сократа (который в начальный период своего творчества был их учеником) проблема человека становится одной из важнейших проблем философии.

Говоря об античной философии, отметим еще и то, что, начиная  с Платона, дилемма души и тела заостряется. Человек в философии  этого мыслителя выступает как  изначально дуальное существо: своим  телом он принадлежит суетному миру природы, а своей разумной душой  ностальгирует об утерянных космической  гармонии и вечных идеях. Альтернативой  Платону в античности стал Аристотель, который, в противоположность первому, примирил человека не только с природным  миром, но и с самим собой, ориентировав личность на достижения счастья в  конкретном эмпирическом опыте, а не в космических странствиях души. Вообще же образ человека в античной философии космоцентричен (человек рассматривался как микрокосм в гармонии духа и тела), в отличие от христианского средневекового мировоззрения, которое имеет в своей основе теоцентрическую модель человека.

В христианской философии  библейское представление о человеке как образе и подобии Бога, внутренне  раздвоенном вследствие грехопадения, сочетается с учением о соединении божественной и человеческой природы  в образе Христа, следовательно, возможности  внутреннего приобщения каждого  человека к божественной благодати. Заостряется внимание на противоречивой связи в человеке души и тела, животного и божественного начал. Августин представлял душу как независимую  от тела и именно ее отождествлял с  понятием "человек". Фома Аквинский  рассматривал человека как единство тела и души, как существо промежуточное  между животным и ангелом.

Плоть человека - арена низменных  страстей и желаний. Отсюда постоянное стремление человека приобщиться к  высшей сущности - Богу. Средневековая  христианская философия, провозгласив человека "Образом и подобием Бога", впервые в истории философии и культуры утвердила ценностный статус личности, наделив ее свободой воли и возвысив ее над миром природной необходимости и судьбы.

Философия Ренессанса обосновала самодостаточную ценность человека и его земной жизни. Человек здесь актуализирован без непременной для средневекового мировоззрения соотнесенности с Богом. В своих творческих возможностях человек сам выступает как микротеос.

В философии Нового времени  в соответствии с идеей Декарта "cogito ergo sum" ("я мыслю, следовательно, я существую") делается акцентировка самосознания и связанных с ней процессов индивидуализации личности. Одновременно человек теряет ренессансный универсализм и гармоничность, многообразие его способностей сводится к разуму, тело механизируется и подчиняется всеобщим естественным законам. Познание необходимости очерчивает границы человеческой свободы. Несмотря на особые полномочия разума, человек этого времени преимущественно представлен как пассивное начало, являющееся производным от внешних обстоятельств.

Творческий статус человека был обоснован немецкой классической философией и романтизмом. Романтики  подчеркнули иррациональную природу  свободы, благодаря которой гений  творчества достигает вершин. Немецкая классическая философия через идею трансцендентального субъекта обосновала миро созидающие возможности человеческого  разума. Исходя из дуалистического  понимания человека как существа, принадлежащего двум различным мирам - природной необходимости и нравственной свободы, Кант разграничивает антропологию в "физиологическом" и "прагматическом" отношении: первая изучает то, что  делает природа из человека, вторая - что человек делает из себя сам, как свободно действующее существо. В немецкой классической философии  нашли обоснование также культурно-историческая ангажированность человеческого сознания (Гегель) и возможности чувственности  в создании подлинно человеческих связей и отношений (Фейербах).

Подводя итоги разговору  о проблеме человека в истории  классической философии, отметим, что  практически любая философская  система так или иначе касалась этой проблемы, пытаясь ответить на вопросы: что есть человек? для чего он живет? каким образом познает  мир? и др. Иной вопрос:  когда эта  проблема стала центральной?

Первая половина ХХ века ознаменовалась поворотом западной философии к человеку. Проблема человека стала центральной для ряда философских  и религиозных течений. Шелер  в своей работе "Положение человека в космосе" (1928) выдвинул задачу создания основополагающей науки о человеке. Он разработал обширную программу философского познания человека во всей полноте  его бытия, которая должна была соединить  конкретно-научное изучение человека с целостно-философским его постижением. За философским течением, основателем  которого стал Макс Шелер, закрепился термин "философская антропология". Но этот термин имеет и другое, более  широкое значение. Им обозначается раздел философского знания, посвященный  всестороннему рассмотрению проблемы человека. "Философская антропология - это раздел философии, в котором  изучается человек как особый род сущего, осмысливаются проблемы человеческой природы и человеческого  бытия, анализируются модусы человеческого  существования, выявляется потенциал  антропоцентрической картины мира". В этом смысле почти любая философская  система имеет свою антропологию, т.е. пытается объяснить проблему человека.

 

  1. В каком суждении выражена точка зрения географического детерминизма?

             - без природной среды общество  не может существовать;

    • - природная среда определяет политику, культуру общества;

             - природная среда может ускорить  или замедлить историю;

Географический детерминизм  — концепция, согласно которой географические условия предопределяют специфику  экономической, социальной и политической жизни государств, формируют национальный дух и национальный характер.

Географический детерминизм (от лат. determino — определяю), немарксистская социологическая концепция, пытающаяся объяснить явления общественной жизни особенностями природных условий и географическим положением страны или района. Представители Г. д. видят в географической среде или её отдельных элементах определяющую силу развития человеческого общества (см. Географическая школа в социологии). Марксизм-ленинизм доказал несостоятельность Г. д. и определил подлинные закономерности общественного развития, отношения между человеческим обществом и географической средой.

 

В начальной фазе Г. д. играл  прогрессивную роль, хотя и содержал в себе в неразвитой форме некоторые  реакционные идеи (в частности, признание  неразвитости народов, живущих в  разных климатических условиях, объяснение рабства, деспотизма и т.п. природными условиями). В переходный период от феодализма к капитализму Г. д. отражал  борьбу поднимавшегося класса буржуазии  против феодализма. В дальнейшем Г. д. стал использоваться для оправдания колониальной эксплуатации и захватнических войн. Особенно широко Г. д. используется в период империализма, когда приобретает  распространение лженаучная концепция  — геополитика.

 

  1. Древнегреческий философ Протагор утверждал, что сколько людей, сколько и истин. У      каждого человека – своя истина и никакой общей истины нет. К какому направлению в теории познания можно отнести Протагора? Согласны ли вы с его рассуждениями?

В русле гуманистической  традиции Протагор был одним из первых, кто выделил человека, задумался  над его оценкой, сравнил его  с другими существами, окружающим миром и обратил внимание на процессы познания и деятельности.

Протагор вместе с другими  софистами впервые подверг решительной  критике распространенное убеждение  о возможности достоверного знания и выдвинул идею о субъективном характере  человеческих представлений и оценок. Суть этой идеи заключалась в том, что истина (добро, прекрасное и т. п.) существует лишь для нас, для самих  людей. С этой точки зрения, истина не существует независимо от человека и общества. Однако так как у  разных людей, народов и групп  общества имеются разные представления  об истинном, справедливом и прекрасном, то отсюда следует, что сколько людей, столько и истин, столько и оценок, и мнений о справедливом и прекрасном. То есть единой общечеловеческой истины не существует.

Протагора можно отнести  к направлению познания - скептицизм(или иначе, релятивизм). Скептики считают, что поиск единой для всех истины -- дело безрезультатное и неблагодарное. Практически по любому вопросу, будь то природа или мораль, можно сформулировать два прямо противоположных мнения, и оба они будут равно обоснованы. Скептици́зм — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. Умеренный скептицизм ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям. В обыденном смысле скептицизм — психологическое состояние неуверенности, сомнения в чем-либо, заставляющее воздерживаться от высказывания категорических суждений.

Я согласен с рассуждениями  Протагора, так как считаю что у каждого человека существует своя точка зрения на различные вопросы, вещи,  на мир в целом. О каждой вещи можно высказать одновременно разные и, более того, противоречащие одно другому суждения, причем они будут одинаково убедительны.


Информация о работе Контрольная работа по "Философии"