Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 12:46, контрольная работа
1. В чем сущность проблемы человека в философии? Как она решалась различными философскими направлениями?
2. В каком суждении выражена точка зрения географического детерминизма?
- без природной среды общество не может существовать;
- природная среда определяет политику, культуру общества;
- природная среда может ускорить или замедлить историю;
3. Древнегреческий философ Протагор утверждал, что сколько людей, сколько и истин. У каждого человека – своя истина и никакой общей истины нет. К какому направлению в теории познания можно отнести Протагора? Согласны ли вы с его рассуждениями?
"Проблема человека
есть основная проблема
Проблема человека оформляется в философии и культуре далеко не сразу. В философии античности и Древнего Востока человек понимался как фрагмент природы, сущность которого обусловлена без личностным мировым духом или разумом, а его жизненный путь определен законами судьбы. Существенное отличие западной и восточной философии на этом этапе заключалось в том, что Восток никогда не знал того резкого противопоставления тела и души, которое оформилось в западной философии и культуре, начиная с Платона.
Если говорить конкретнее
об античной философии, то следует указать
следующие факты. В период своего
становления философия была направлена
"вовне", на объективный мир. Накопление
философского объема знаний, разработка
инструментария мышления, изменения в
общественной жизни обусловили переход
от преимущественного изучения природы
к рассмотрению человека. Возникает субъективистско-
Говоря об античной философии,
отметим еще и то, что, начиная
с Платона, дилемма души и тела
заостряется. Человек в философии
этого мыслителя выступает как
изначально дуальное существо: своим
телом он принадлежит суетному миру
природы, а своей разумной душой
ностальгирует об утерянных космической
гармонии и вечных идеях. Альтернативой
Платону в античности стал Аристотель,
который, в противоположность первому,
примирил человека не только с природным
миром, но и с самим собой, ориентировав
личность на достижения счастья в
конкретном эмпирическом опыте, а не
в космических странствиях
В христианской философии
библейское представление о человеке
как образе и подобии Бога, внутренне
раздвоенном вследствие грехопадения,
сочетается с учением о соединении
божественной и человеческой природы
в образе Христа, следовательно, возможности
внутреннего приобщения каждого
человека к божественной благодати.
Заостряется внимание на противоречивой
связи в человеке души и тела,
животного и божественного
Плоть человека - арена низменных страстей и желаний. Отсюда постоянное стремление человека приобщиться к высшей сущности - Богу. Средневековая христианская философия, провозгласив человека "Образом и подобием Бога", впервые в истории философии и культуры утвердила ценностный статус личности, наделив ее свободой воли и возвысив ее над миром природной необходимости и судьбы.
Философия Ренессанса обосновала самодостаточную ценность человека и его земной жизни. Человек здесь актуализирован без непременной для средневекового мировоззрения соотнесенности с Богом. В своих творческих возможностях человек сам выступает как микротеос.
В философии Нового времени в соответствии с идеей Декарта "cogito ergo sum" ("я мыслю, следовательно, я существую") делается акцентировка самосознания и связанных с ней процессов индивидуализации личности. Одновременно человек теряет ренессансный универсализм и гармоничность, многообразие его способностей сводится к разуму, тело механизируется и подчиняется всеобщим естественным законам. Познание необходимости очерчивает границы человеческой свободы. Несмотря на особые полномочия разума, человек этого времени преимущественно представлен как пассивное начало, являющееся производным от внешних обстоятельств.
Творческий статус человека
был обоснован немецкой классической
философией и романтизмом. Романтики
подчеркнули иррациональную природу
свободы, благодаря которой гений
творчества достигает вершин. Немецкая
классическая философия через идею
трансцендентального субъекта обосновала
миро созидающие возможности человеческого
разума. Исходя из дуалистического
понимания человека как существа,
принадлежащего двум различным мирам
- природной необходимости и
Подводя итоги разговору о проблеме человека в истории классической философии, отметим, что практически любая философская система так или иначе касалась этой проблемы, пытаясь ответить на вопросы: что есть человек? для чего он живет? каким образом познает мир? и др. Иной вопрос: когда эта проблема стала центральной?
Первая половина ХХ века
ознаменовалась поворотом западной
философии к человеку. Проблема человека
стала центральной для ряда философских
и религиозных течений. Шелер
в своей работе "Положение человека
в космосе" (1928) выдвинул задачу создания
основополагающей науки о человеке.
Он разработал обширную программу философского
познания человека во всей полноте
его бытия, которая должна была соединить
конкретно-научное изучение человека
с целостно-философским его
- без природной среды общество не может существовать;
- природная среда может
Географический детерминизм — концепция, согласно которой географические условия предопределяют специфику экономической, социальной и политической жизни государств, формируют национальный дух и национальный характер.
Географический детерминизм (от лат. determino — определяю), немарксистская социологическая концепция, пытающаяся объяснить явления общественной жизни особенностями природных условий и географическим положением страны или района. Представители Г. д. видят в географической среде или её отдельных элементах определяющую силу развития человеческого общества (см. Географическая школа в социологии). Марксизм-ленинизм доказал несостоятельность Г. д. и определил подлинные закономерности общественного развития, отношения между человеческим обществом и географической средой.
В начальной фазе Г. д. играл прогрессивную роль, хотя и содержал в себе в неразвитой форме некоторые реакционные идеи (в частности, признание неразвитости народов, живущих в разных климатических условиях, объяснение рабства, деспотизма и т.п. природными условиями). В переходный период от феодализма к капитализму Г. д. отражал борьбу поднимавшегося класса буржуазии против феодализма. В дальнейшем Г. д. стал использоваться для оправдания колониальной эксплуатации и захватнических войн. Особенно широко Г. д. используется в период империализма, когда приобретает распространение лженаучная концепция — геополитика.
В русле гуманистической традиции Протагор был одним из первых, кто выделил человека, задумался над его оценкой, сравнил его с другими существами, окружающим миром и обратил внимание на процессы познания и деятельности.
Протагор вместе с другими
софистами впервые подверг
Протагора можно отнести к направлению познания - скептицизм(или иначе, релятивизм). Скептики считают, что поиск единой для всех истины -- дело безрезультатное и неблагодарное. Практически по любому вопросу, будь то природа или мораль, можно сформулировать два прямо противоположных мнения, и оба они будут равно обоснованы. Скептици́зм — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. Умеренный скептицизм ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям. В обыденном смысле скептицизм — психологическое состояние неуверенности, сомнения в чем-либо, заставляющее воздерживаться от высказывания категорических суждений.
Я согласен с рассуждениями Протагора, так как считаю что у каждого человека существует своя точка зрения на различные вопросы, вещи, на мир в целом. О каждой вещи можно высказать одновременно разные и, более того, противоречащие одно другому суждения, причем они будут одинаково убедительны.