Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 12:44, контрольная работа
Советское право возникло в России в результате Октябрьской революции 1917 г. как социалистическое по своему характеру. Его идеологическим и теоретическим обоснованием были основные идеи марксизма-ленинизма о праве и государстве.
В соответствии с этим учением, социалистическое право закономерно приходит на смену праву буржуазному и является полным его отрицанием, а потому подлежит уничтожению вся государственная надстройка. Его социальное назначение — выражать классовые интересы и быть средством построения бесклассового коммунистического общества. Эти постулаты определили и практику правового строительства в нашей стране.
1. Представить особенности советского права: в теории, практике………….3
2. Представить революционный характер позитивной философии О. Конта: правовые аспекты……………………………………………………………….8
3. Сравните представления о праве у Платона и Аристотеля……………….12
Министерство образования и науки Российской Федерации
Бузулукский гуманитарно-технологический институт
(филиал) ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
высшего профессионального образования -
«Оренбургский государственный университет»
Факультет заочного обучения
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
по дисциплине «Философия права»
Вариант № 2
БГТИ (филиал) ОГУ 030501.65.6013.420.ОО
_______________ Пузикова В.С..
«_____»_________________2013г.
Исполнитель
Студент гр. 4023
____________________________Ма
«_____»_______________2013 г.
«_____»_______________2013 г.
Содержание:
1. Представить особенности советского права: в теории, практике………….3
2. Представить революционный
3. Сравните представления о
1 Представить особенности советского права: в теории, практике
Советское право возникло в России в результате Октябрьской революции 1917 г. как социалистическое по своему характеру. Его идеологическим и теоретическим обоснованием были основные идеи марксизма-ленинизма о праве и государстве.
В соответствии с этим учением, социалистическое право закономерно приходит на смену
праву буржуазному и является полным его
отрицанием, а потому подлежит уничтожению
вся государственная надстройка. Его социальное
назначение — выражать классовые интересы
и быть средством построения бесклассового
коммунистического общества. Эти постулаты
определили и практику правового строительства
в нашей стране.
Вновь создаваемое советское право отличалось
рядом принципиальных особенностей, которые в той или иной
мере сохраняют свое значение и по настоящее
время.
Эффективность правового регулирования зависит и от многих других факторов: состояния нравственности в обществе, уровня работы, правоохранительных органов и т.д. Только совокупность всех необходимых условий обеспечивает эффективность правового регулирования общественных отношений.
В нем отрицалась преемственность с предшествующими
типами права и прежде всего — с дореволюционным русским правом. Первые декреты Советской
власти показали, что партия и пролетариат
намерены создать свое принципиально
иное право. Ставилась также задача
«совершенно уничтожить, смести до основания
весь старый суд и его аппарат». По этой
причине, наряду со старыми, действительно
реакционными правовыми положениями были
отброшены те институты, процедуры, структуры,
которые, несомненно, принесли бы пользу
народу.
Речь идет об институтах присяжных заседателей,
судебных следователей, хорошо продуманной
и эффективной структуре уголовного сыска
и др. В то же время имевшее место восприятие
старых юридических положений (а без этого
вообще невозможно было построить правовое
здание) считалось вынужденной и временной
мерой.
Такой «юридический пролеткульт» нанес
непоправимый урон отечественному правоведению, вырвав его из цепочки
мировой цивилизации.
Право носило
ярко выраженный классовый характер. Это
довольно последовательно выражалось
в законодательстве. Представители свергнутого
класса буржуазии не могли быть назначены
на руководящие должности в государственном
аппарате, где разрешалось лишь использовать
их опыт и знания; они лишались избирательных
прав; принадлежность к бывшему состоятельному
сословию усугубляла юридическую ответственность,
а нередко являлась единственным основанием
для ее применения. Для борьбы прежде всего
с классовыми противниками в Уголовный
кодекс 1922 г. был введен институт аналогии,
ибо принцип «нет преступления без указания
на то в законе» мешал «революционному
правосудию». Законодательно закреплялось
преимущество рабочего класса и перед
крестьянством. В частности, Конституция
РСФСР 1918 г. норму представительства на
Всероссийский съезд Советов устанавливает
из расчета один депутат на 25000 городских
жителей и один депутат на 125000 сельских
жителей.
На I Всесоюзном съезде марксистов-государственников
и правовиков, состоявшемся в 1931г., «пролетарский
суд» был назван «органом подавления классовых
врагов». Резолюция съезда объявила «буржуазно-лицемерным»
принцип «нет преступления, нет наказания
без указания о том в законе». В ней же
осуждались принцип «абстрактной законности»
и идея правового государства.
Классовый подход подавлял в советском
праве гуманные начала, идеи справедливости
и свободы. Необходимостью классовой борьбы
объяснялись неоправданно жесткие послереволюционные
карательные акции и массовый террор тридцатых-пятидесятых
годов. Классовым (хотя и в несколько смягченном
виде) советское право продолжало оставаться
до начала девяностых годов. Устраненные
пару десятилетий назад различия между
рабочим и крестьянином в оплате труда,
пенсионном обеспечении — наглядный тому
пример.
Конституция и современное российское законодательство закрепили приоритет
общечеловеческих начал. Однако для их
реализации пока не созданы социально-экономические,
политические и иные условия.
Развитие советского права определялось
не столько объективными потребностями
общества, сколько решениями (зачастую
волюнтаристскими) правящей коммунистической
партии. На протяжении десятилетий советское
право было средством осуществления партийной
политики и идеологии, жесткого регулирования
экономики, гасившего всякую хозяйственную
самостоятельность, средством тоталитарного
вмешательства во все сферы социальной
и даже личной жизни.
Широкое распространение получил уникальный, единственный в своем роде гибрид партийного и государственно-правового документа — совместные постановления ЦК КПСС и высших органов государственной власти и управления.
Драматизм советского права усугублялся атмосферой правового нигилизма, царившего в обществе. В первые послереволюционные годы это выражалось в пренебрежении к праву как явлению временному, чуждому новому строю, сдерживающему революционную поступь пролетариата. Подобные взгляды высказывались даже в солидных юридических публикациях. «Право и законность, — писал И. Ильинский, — лозунги, несколько отдающие стариною в эпоху диктатуры пролетариата» . По словам М. Рейснера, «если право не «опиум для народа», то во всяком случае довольно опасное снадобье, обладающее в горячем состоянии свойствами взрывчатого вещества, а в холодном — всеми признаками крепкого, иногда слишком крепкого клея или замазки».
Практикам-юристам, не получившим надлежащей правовой подготовки и имеющим смутное представление о юриспруденции, очень мешали правовая форма, закрепленная законом процедура. Страницы юридических журналов обошла рекомендация, данная II Всероссийским совещанием судебно-прокурорских работников: «минимум формы, максимум классового существа». Стремление к соблюдению процессуальной формы нередко рассматривалось как проявление правого уклона. Со временем эта аргументтация сменилась другой — пролетарское государство не может и не должно тратить средства на сложные процессуальные структуры и процедуры.
Общеизвестна правильная по своей сути
фраза: «Дешевое правосудие дорого обходится
обществу». Дешевыми правосудие и весь
процесс применения государственного
принуждения становятся при недостаточной
разработке процедурной формы, ее примитивности,
а порой и отсутствии (разумеется, с учетом
и других факторов). Не случайно вопиющие
нарушения законности, имевшие место в
нашей стране в период массовых репрессий,
были связаны с упрощением процессуальной
формы, с грубейшими нарушениями процедурного
порядка применения государственного
принуждения. Развитие и совершенствование
процессуальной формы в правоприменительной
деятельности — одно из важнейших условий
формирования Российского правового государства.
Правовой
нигилизм — явление живучее. Его питательной
средой являются должностные амбиции,
правовая безграмотность руководителей
государственных органов, населения, бесконтрольность
и отсутствие ответственности за «вольное»
обращение с правом. Закономерна поэтому
вспышка правового нигилизма в настоящее
время.
Нельзя сказать, что ничего в стране не
делалось по преодолению правового нигилизма,
совершенствованию правовой системы.
Кодификация основных отраслей права,
проводившаяся в 60-е и последующие годы,
улучшение деятельности правоохранительных
органов дали положительные результаты.
Бесплодные разговоры об отмирании государства
и права сменились мерами по их укреплению
и развитию. Несомненна заслуга права
и в достижении тех положительных результатов,
которые также имелись у советского общества.
Современное
право России переживает нелегкие времена.
Идет громадная работа по обновлению законодательства,
создается нормативно-правовая база рынка,
определяются наиболее оптимальные варианты
регулирования национально-государственных
отношений, возникают новые государственные
структуры, работающие на иных, чем ранее,
началах. Есть опасность, что решение этих
глобальных задач отодвигает на задворки
права главного его субъекта — человека.
Чтобы этого не произошло, каждый из принимаемых
законодательных актов должен соответствовать
основным естественным правам человека.
Развивая общечеловеческие начала и обретая
тем самым широкую социальную базу (слои
населения, поддерживающие право), российское право обретет
подлинную ценность и займет подобающее
ему место в нашем обществе.
Основатель философии позитивизма, известной
также под названиями "Социальная физика"
и "Социология" Огюст Конт (1798 - 1857
гг.) провозгласил новую перспективу в
историческом движении общества, обнаруженную и предсказываемую
научным знанием. Однако в этом вопросе
он имел и предшественников в лице Тюрго,
Кондорсе и Сен-Симона. Особо следует отметить
влияние на него социальной философии
Сен-Симона. В 1822 г. Сен-Симон и Конт совместно
разработали "План научных работ необходимых
для реорганизации общества", в котором
провозглашена идея о том, что политика
должна стать социальной физикой, а целью
последней станет открытие естественных
и неизменных законов прогресса, аналогичных
закону тяготения, открытого Ньютоном
в механической физике.
Основной труд
Конта - шеститомный "Курс положительной
философии" был опубликован между 1830-1842
годами. Конт отвергал в нем все попытки
философии постичь сущность вещей и провозглашал
главной задачей философии ответы на вопросы,
как возникают и протекают те или иные
явления, а не какова их природа. "Основной
характер позитивной философии, - писал
он, - выражается в признании всех явлений
подчиненными неизменным естественным
законам, открытие и сведение числа которых
до минимума и составляет цель всех наших
усилий, причем мы считаем безусловно
недоступным и бессмысленным искание
так называемых причин, как первичных,
так и конечных". Согласно Конту, вся
история развития мышления может быть
представлена в трех стадиях - теологической,
метафизической и позитивной.
В своих политических
ориентация Конт, в отличие от Сен-Симона,
придерживался консервативно-охранительной
позиции. Он видел главный источник морального
и политического кризиса общества и даже
основную причину революционных настроений
в "глубоком разногласии умов и отсутствии
общих идей". Выход он усматривал в обнаружении
таких положительных научных истин, которые
будучи хорошо усвоенными, окажутся в
состоянии чуть ли не сами по себе привести
человечество к миру и счастью.
Наукократическая вера в самодовлеющую
преобразующую силу научного знания, зачатки
которой прослеживаются в построениях
Ф.Бэкона, просветителей и Сен-Симона,
получают у Конта умеренно реформистское
звучание. Вполне уместной оказалась и характерная для позитивистского
умонастроения совокупность методологических
формул и социальных ориентиров: научное
изучение социальной статики и социальной
динамики ради целей объяснения и предвидения;
"порядок и прогресс" - как главная
формула умеренного реформаторства на
все времена; социальная солидарность
в общественном взаимодействии; социократия
как идеал общественно-политического
устройства, при котором управление осуществляется
наиболее пригодными по роду своих основных
занятий людьми. Эти идеи были обстоятельно
обсуждены в "Системе позитивной политики"(1852-1854гг.).
Контовское
представление о праве исходит из идеи
о том, что подчиненность нравственных
и общественных явлений неизменным законам
не противоречит свободе человека. Истинная
свобода состоит, согласно такому представлению,
в возможно беспрепятственном следовании
познанных законов, соответствующих данному
явлению - когда падающее тело устремляется
к центру Земли, это следование с пропорциональной
времени падения скоростью и есть свобода.
Так и в жизни человека или растения. Каждая
их функция жизнедеятельности свободна
лишь в случае, если она совершается в
соответствии с законами и без всяких
внешних и внутренних препятствий.
Вот почему всякое
человеческое право, всякая человеческая
свобода есть бессмысленная анархия, если
они не подчиняются какому-то закону, в
этом случае они не способствуют никакому
порядку - ни индивидуальному, ни коллективному.
Человеческие привязанности не могут
сразу перейти от семейной общины к человечеству, поэтому необходимо посредничество
патриотизма, любви к отечеству. Современные
общественные беспорядки, по мнению Конта,
усиливаются более всего честолюбием
мелкой буржуазии, ее слепым презрением
к народу. В идеальном строе, желательно,
поэтому полное исчезновение среднего
класса при сохранении богатого патрициата
и остальной части, именуемой пролетариатом.
Все законы,
сконструированные положительной философией,
есть "всеобщие факты" или вполне
подтвержденные наблюдением гипотезы.
Вместе с тем, "оцененная объективно,
их точность всегда остается приблизительной".
Различные неизмененные законы образуют
некую "естественную иерархию, в которой
каждая категория (законов) базируется
на предшествующей, согласно их нисходящей
степени обобщения и возрастающей сложности".
Подлинная философия
имеет в виду систематизацию, насколько
это возможно, всей жизни человека - индивидуальной
и в особенности коллективной, рассматриваемой
сквозь призму трех классов феноменов,
ее характеризующих: мысли, чувства и действия.
Тремя источниками общественных изменений
являются раса, климат и "собственно
политическая деятельность", рассматриваемая
во всей полноте ее научного развития.
Человеческое достоинство, зависит как
и человеческое счастье, главным образом
от "достойного добровольного применения
любых сил, которое реальный порядок (как
искусственный, так и естественный) делает
для нас доступными". В этой грандиозной
деятельности и общая фундаментальная
цель и обязанность философии заключается
в координации, а не в виде непосредственного
руководства.
Функции философии
тесно переплетаются с функциями "систематической
морали, представляющей собой естественное
характерное приложение философии и повсеместный
проводник политики". Конт сознательно
отверг религию христианского Бога и провозгласил
религию Человечества, именуемого Великим
Существом, которое есть прежде всего
"совокупность прошлых, будущих и настоящих
людей, которые способствуют усовершенствованию
всеобщего порядка".
Общесоциологическое учение Конта получило
сравнительно широкое признание в России
конца прошлого века и оказало влияние
даже на его критиков. Особенно привлекательным
оказалось контовское увлечение институционным,
в том числе политико-учрежденческим и
научно-прикладным реформаторством, что
сказалось на многих концепциях социального
прогресса конца XIX и XX в. В области правоведения
особое внимание привлекала идея человеческой
солидарности, которая получила новые
истолкования в теоретических построениях
Л. Дюги, М. Ориу и в своеобразной манере
П.А. Кропоткина.