Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 12:30, контрольная работа
Философия (греч. philosophía, буквально – любовь к мудрости, от philéo – люблю и sophía – мудрость), форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека и мира; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия направлена на выработку обобщённой системы взглядов на мир и на место в нём человека; она исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру.
С.
Введение
1.
2. Основные идеи позитивизма
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
С. | |
Введение |
|
1. |
|
2. Основные идеи позитивизма |
|
Заключение |
|
Список использованной литературы |
|
Введение
Философия (греч. philosophía, буквально – любовь к мудрости, от philéo – люблю и sophía – мудрость), форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека и мира; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия направлена на выработку обобщённой системы взглядов на мир и на место в нём человека; она исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру.
С развитием в первой половине 19 века математики, физики, химии, возникает микробиология. Знание, соединенное с практикой, представляется всемогущим. Доверие к философии – “царице наук” - сменилось скептическим к ней отношением. Несмотря на различные формы позитивизма, разное время и место их формирования, все три этапа имеют общие особенности. Претензии традиционной философии с его поиском “начал и причин” признается неосновательным. Изучению поддается только мир явлений. Философия как метафизика должна быть упразднена, либо она станет наукой в качестве обобщающих научных знаний. Позитивизм – философское направление, утверждающее, что источником подлинного, “положительного” знания могут быть лишь отдельные конкретные (эмпирические) науки и их синтетические объединения, а философия как особая наука не может претендовать на самостоятельное исследование реальности.
В качестве знания воспринимали только такие его формы, которые давали возможность использовать их в прямом практическом взаимодействии людей с реальной действительностью. Именно этим и было обусловлено стремление П-тов придать научным знаниям вид «непосредственно данного», «практически полезного».
1. Позитивизм и основные этапы её развития
Позитивизм (лат. positivus — положительный) в качестве главной проблемы рассматривает вопрос о взаимоотношении философии и науки. Главный тезис позитивизма состоит в том, что подлинное (положительное) знание о действительности может быть получено только лишь конкретными, специальными науками.
Первая историческая форма позитивизма возникла в 30-40 г. XIX века как антитеза традиционной метафизике в смысле философского учения о началах всего сущего, о всеобщих принципах бытия, знание о которых не может быть дано в непосредственном чувственном опыте. Основателем позитивистской философии является Огюст Конт (1798-1857), французский философ и социолог, который продолжил некоторые традиции Просвещения, высказывал убеждение в способности науки к бесконечному развитию, придерживался классификации наук, разработанной энциклопедистами.
Кант утверждал, что всякие попытки приспособить «метафизическую» проблематику к науке обречены на провал, ибо наука не нуждается в какой-либо философии, а должна опираться на себя. «Новая философия», которая должна решительно порвать со старой, метафизической («революция в философии») своей главной задачей должна считать обобщение научных данных, полученных в частных, специальных науках.
Вторая историческая форма позитивизма (рубеж XIX-XX вв.) связана с именами немецкого философа Рихарда Авенариуса (1843-1896) и австрийского физика и философа Эрнста Маха (1838-1916). Основные течения — махизм и эмпириокритицизм. Махисты отказывались от изучения внешнего источника знания в противовес кантовс-кой идеи «вещи в себе» и тем самым возрождали традиции Беркли и Юма. Главную задачу философии видели не в обобщении данных частных наук (Конт), а в создании теории научного познания. Рассматривали научные понятия в качестве знака (теория иероглифов) для экономного описания элементов опыта — ощущений.
В 10-20 гг. XX века
появляется третья форма позитивизма
— неопозитивизм или
Логический позитивизм или логический эмпиризм представлен именами Мори-ца Шлика (1882-1936), Рудольфа Карнапа (1891-1970) и других. В центре внимания проблема эмпирической осмысленности научных утверждений. Философия, утверждают логические позитивисты, не является ни теорией познания, ни содержательной наукой о какой-либо реальности. Философия — это род деятельности по анализу естественных и искусственных языков. Логический позитивизм основывается на принципе верификации (лат. verus — истинный; facere — делать), который означает эмпирическое подтверждение теоретических положений науки путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами, чувственными данными, экспериментом. Научные утверждения, не подтвержденные опытом, не имеют познавательного значения, являются некорректными. Суждение о факте называется протоколом или протокольным предложением. Ограниченность верификации впоследствии выявилась в том, что универсальные законы науки не сводимы к совокупности протокольных предложений. Сам принцип проверяемости также не мог быть исчерпаем простой суммой Какого-либо опыта. Поэтому сторонники лингвистического анализа—другого влиятельного направления неопозитивизма Джордж Эдуард Мур (1873-1958) и Людвиг Витгенштейн (1889-1951), принципиально отказались от верификационной теории значения и некоторых других тезисов.
Четвертая форма позитивизма — постпозитивизм характеризуется отходом от многих принципиальных положений позитивизма. Подобная эволюция характерна для творчества Карла Поппера (1902-1988), пришедшего к выводу, что философские проблемы не сводятся к анализу языка. Главную задачу философии он видел в проблеме демаркации— разграничении научного знания от ненаучного. Метод демаркации основан на принципе фальсификации, т.е. принципиальной опровержимости любого утверждения, относящегося к науке. Если утверждение, концепция или теория не могут быть опровергнуты, то они относятся не к науке, а к религии. Рост научного знания заключается в выдвижении смелых гипотез и их опровержении.
2. Основные идеи позитивизма
Основная идея позитивизма состояла в том, что эра метафизики окончилась, началась эра положительного знания, эра позитивной философии. Поскольку наука опирается на законы и стремится к их открытию, то и Конт попытался обосновать свое учение несколькими сформулированными им законами. Это прежде всего: «закон трех стадий»; закон постоянного подчинения воображения наблюдению; энциклопедический закон, выражающийся в классификации наук.
«Закона трех стадий» определяет те этапы, которые проходит человечество в своем умственном развитии. Каждой стадии соответствуют свои методы формирования знания, и соответственно этим стадиям развиваются три типа философии.
Первая стадия - теологическая. Человек и природа на этой стадии рассматриваются как порождение особой воли вещей и сверхъестественной сущности и именно этими явлениями все объясняется. На этой стадии имеет место верховенство духовенства и военной власти и таких форм культуры, как фетишизм и религия.
Вторая стадия - метафизическая. Объяснение мира здесь осуществляется с помощью разнообразных абстрактных идей. На этой стадии он подчеркивает верховенство философов и юристов и, следовательно, соответствующих форм культуры. Также как и на первой стадии, человек здесь стремится достигнуть исчерпывающего абсолютного знания о мире. Но в отличие от первой стадии, объяснение явлений мира достигается не путем обращения к божественным началам, а сводится к ссылке на различные выдуманные первосущности, якобы скрывающиеся позади мира явлений, позади всего того, что мы воспринимаем в опыте, основу которого они составляют. Такими мнимыми сущностями можно считать воду у Фалеса, апейрон у Анаксимандра, воздух у Анаксимена, огонь у Гераклита, число у Пифагора, идеи у Платона, форму у Аристотеля и схоластов, субстанцию у Декарта и Спинозы, монады у Лейбница, «Я» у Фихте, «бессознательное» у Шеллинга, «вещь-в-себе» у Канта, абсолютную идею у Гегеля, материю у материалистов. Конт считал, что все мы это придумываем и создаем тем самым видимость ответа на вопрос о первоначале. Но, считал Конт, сам этот вопрос таков, что ответа на него не может быть дано, ведь все наше знание проистекает из опыта и им же ограничивается. У нас нет средств выйти за его пределы и потому нам не дано знать, что лежит в его основе или позади его. Но по сравнению с первой стадией, которая является скорее тупиком для мысли, вторая стадия обеспечивает мысли большую широту и подготовливает к истинно научной работе. Но беда метафизики в том, что как и теология она стремится узнать абсолютные начала и причины всего. А поскольку это невозможно, она и предается фантазиям.
Третья стадия - позитивная. Человечество на этой стадии отказывается и от теологических, и от метафизических вопросов и притязаний и устремляется по пути накопления положительного знания, получаемого частными науками. Ведущей формой культуры и основным ориентиром для философии здесь становится наука. Философия должна отбросить все свое метафизическое содержание. Она сохраняет свое значение в культуре как дисциплина, задача которой состоит в систематизации и объединении данных отдельных наук, приводя их к единству. Согласно Конту, в начале 19 века человеческий дух вступил в эту стадию своего развития. (В скобках заметим, что собственно теоретическая проблематика философии здесь полностью игнорируется).
На третьей стадии вступает в силу закон подчинения воображения наблюдению, потому что именно наблюдение рассматривается как универсальный метод приобретения знаний. А развитие науки Конт понимает как накопление знаний, и прежде всего законов. Так как наука не может проникнуть ни к каким сущностям, то по своему характеру научное знание является описательным. Сам Конт говорит об этом так: «Истинный позитивный дух состоит преимущественно в замене изучения первых или конечных причин явлений изучением их непреложных законов, другими словами, - в замене слова почему словом как». Наряду с описательной, Конт подчеркивает роль науки в предвидении будущего. В этом он усматривает также социальную роль науки.
Конт предложил свою классификацию наук, в основу которой он положил предмет научных дисциплин, характер их содержания, а также принципы движения от простого к сложному, от абстрактного к конкретному, от древнего к новому. И науки у Конта выстроились следующим образом: математика; астрономия; физика; химия; физиология; социальная физика (социология); мораль. В этом ряду также, согласно Конту, возрастает совершенство наук, точность даваемого ими знания. Конт, как видно, так и не нашел в своей классификации места истории и другим гуманитарным наукам, а логику свел к математике. И тем самым выходит, что образцом науки для позитивизма является естествознание. Его методы и приемы переносятся на общественные и гуманитарные науки, специфика которых никак не учитывается.
Конт пересмотрел и задачи философии. Он не отводит философии места в своей классификации. Он утверждал, что философия играет большую роль в культуре, но пока как наука несостоятельна в силу ориентации на метафизические проблемы. Поэтому первоочередной задачей для философии Конт считал отказ от метафизических проблем (т.е. мировоззренческих, по сути). Философия должна быть сконструирована по образу и подобию естественнонаучного знания, должна оперировать только наблюдаемыми фактами. Весь необходимый материал философия должна получать от других наук в силу того, что она не может добывать его самостоятельно. Задача позитивной философии - охватить совокупность данных наук. Но она должна представлять собой не их механическую сумму, а систему однородной науки. Об однородной науке есть смысл говорить в данном случае только с точки зрения метода, которым все науки пользуются.
Метод Конт рассматривает двояко: психологически - как систему интеллектуальных привычек, гносеологически - как наблюдение (астрономия), эксперимент (физика и химия), сравнение (биология). Сравнительный метод в общественных науках становится историческим методом.
Приоритет в изучении природы он отдал естествознанию. Но и в изучении общества он считал необходимым использовать методы и средства естественных наук. Он стал основателем социологии как позитивной социальной науки и называл ее «социальной физикой», выделяя в ней «социальную статику» и «социальную динамику».
Задача социологии, согласно Конту, состояла в необходимости создания научной модели общества. При этом Конт требовал отказаться от достижений в этой области эпохи Просвещения и буржуазных революций: от революционности, индивидуализма, суверенитета народа, равенства и братства индивидов.
Общество для Конта - это эволюционирующая целостность. Ее состояния можно описать с помощью социальной статики и социальной динамики и изучать так же, как естествознание изучает природные явления, и в результате получать объективные знания. «Социальная статика» у Конта - это учение об условиях существования общества, в том числе о функционировании социальных институтов (семьи, государства, церкви). «Социальная динамика» - это учение об изменении социальных систем. Выделяет Конт также «социальную политику» - как программу социального действия. Социология призвана разработать основы для новой эффективной социальной технологии. С помощью такой технологии общество должно развиваться стабильно, избегая революций, террора и хаоса.
Но
Конт еще не смог отречься окончательно
от канонов классической философии.
Он все еще тяготел к
Заключение
Позитивизм (фр. positivisme, от лат. positivus — положительный) — научное направление, доказывавшее, что источником истинного знания являются эмпирические, конкретные науки, имеющие объективные методы, а не умозрительные рассуждения.
Основная цель позитивизма — борьба с метафизикой. Под ней понимались термины, которым ничего не соответствовало в реальности. Поиск научного метода преследовал цель найти свободные от метафизических предрассудков достоверные основания знания. Позитивизм считает надежным знание, которое должно опираться на нейтральный опыт, а единственной, познавательно ценной формой знаний является эмпирическое описание фактов.