Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 11:34, контрольная работа
Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология, или метафизика), о сущности и развитии Человеческого общества (социальная философия и философия истории), учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология), теорию познания (гносеология), проблемы творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, свою собственную историю, т.е. историю философии, которая являет собой существенную составляющую предмета философии: история философии есть часть содержания самой философии.
Введение
1.Общая характеристика эпохи Средневековья.
2.Особенности средневековой философии. «Бог ичеловек»– центральная проблема.
3.Основные философские течения (патристика исхоластика, реализм иноминализм). Выдающиеся философы: Августин, Ансельм, Абеляр, Авиценна, Ф.Аквинский, У.Оккам идр. (одного по выбору).
Заключение
Список использованной литературы
3. Основные философские
течения (патристика и схоластика, реализм
и номинализм). Выдающиеся философы: Августин,
Ансельм, Абеляр, Авиценна, Ф. Аквинский,
У. Оккам и др.
Патристика (от лат. pater - отец) - совокупность
теологических и философских доктрин
христианских мыслителей II-VIII вв. почитаемых
в качестве "отцов церкви". Это и один
из двух важнейших этапов средневековой
философии, когда рассматривались вопросы
сущности бога, отношения к античной философии,
цели человеческой истории (Град Божий),
души человека, зла в земной жизни. В числе
важнейших мыслителей того времени апологеты
Тертуллиан и Ориген, автор сочинения
"О граде Божьем" Августин
Блаженный, Григорий Нисский, Иоанн
Дамаскин, Боэций. По Августину, мир представляет
собой лестницу существ, восходящих к
созидателю. Особое место занимает человек,
обладающий бессмертной душой. Человек
субъективно действует свободно, но на
самом деле через него действует бог.
Схоластика (от лат. scholastic - школьный, ученый) - тип философствования, когда средствами разума, путем рассуждений человек пытается обосновать принятые на веру идеи и положения. Философии вменялось в обязанность рационалистическими (логическими) рассуждениями обосновывать положения Священного писания, безусловно принимаемые за истину. Философия ставилась в позицию "служанки богословия". + Период схоластики XI-XV вв. - время становления первых европейских университетов. Важнейшей проблемой схоластики была проблема отношения разума и веры. В то время считалось, что истина уже дана в священных текстах и надо только верно истолковать их, Вера ставилась при этом выше разума. Чрезмерная умозрительность, следование форме нередко в ущерб существу дела, копание в мелочах и тому подобные черты сделали схоластику синонимом долгих и пустопорожних споров. Метод мышления, распространенный в средневековой философии - метафизический (в смысле антидиалектический). Догматизм как форма косного мышления, не умеющего видеть изменчивость бытия и увязывать знания с жизнью - характерная черта философии этого периода. Догма - положение, не подлежащее пересмотру, принимаемое на веру. Церковь строила систему религиозного учения на догматах, утверждаемых Вселенскими Соборами и являющихся Символом веры.
Важной философской проблемой было отношение общего к единичному. Полемика об этом известна как спор так называемых реалистов и номиналистов об универсалиях, то есть о природе общих родов и понятий. Реалисты утверждали, что общие роды - универсалии (древо, человек и др.) существуют как некие идеальные формы независимо от человеческого сознания и материального мира. Такова, например, была позиция английского философа Ансельма Кентерберийского (1033-1109 гг.) и многих их сторонников. Тогда как номиналисты - французский философ Росцелин (1050-1125 гг.) и др. - считали, что универсалии - это общие имена конкретных предметов, которым в реальности ничего не соответствует. Эти крайние позиции привели философов, правда много позже к постижению диалектики единичного, особенного и общего.
Концептуализм как одно из направлений в споре номиналистов и реалистов об " универсалиях" попытался найти "золотую середину" в решении этого вопроса. Его ещё часто называют умеренным номинализмом или умеренным реализмом. На позициях концептуализма стояли философы умеющие мыслить диалектически. В первую очередь, это арабский философ Ибн-Сина (Авиценна) и французский философ Пьер Абеляр (1079-1142 гг.). Стремясь преодолеть крайности реализма и номинализма, Абеляр рассуждал следующим образом: Существовать реально могут только единичные вещи. Но вещи могут иметь не только уникальные свойства, но и свойства, сходные с другими вещами. Человеческий разум в состоянии выделить эти общие свойства в предметах и назвать их, - так образуются общие понятия, которые Абеляр называл концептами, т.е. идеями (отсюда названия течения концептуализм).
Таким образом, концептуализм
признает существование общего
и единичного в самих вещах,
но там они существуют в
нерасчлененном виде, слитно (идея,
несомненно, диалектическая). Разум
же человека позволяет
Впоследствии эту способность человеческого разума назовут абстрактным мышлением. Учение концептуализма явилось очень важным достижением в понимании специфики человеческого познания. И все-таки взгляды Абеляра нельзя назвать материалистическими, т.к. он оставляет место Богу и считал, что наряду с существованием понятий в человеческой голове они существуют в уме Бога, выступая в качестве образцов, по которым он творить вещи, а это позиция объективного идеализма сродни Платоновскому.
Несмотря на всевластие в духовной жизни религии и церкви, философы Уильям Оккам (1285-1349 гг.), Аверрос (1126-1198 гг.) Пьер Абеляр и другие высказывали смелые философские, научные идеи и суждения, отстаивали роль философии в постижении мира и человека.
Одним из крупнейших представителей философской схоластики был итальянец по рождению Фома Аквинский (1225-1274 гг.), явившийся основателем религиозной философии католицизма, известной под названием "томизм". Фома Аквинский - центральная фигура средневековой философии позднего периода, выдающийся философ и богослов, систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель одного из двух господствующих ее направлений томизма. Исходным принципом учения Фомы является божественное откровение. Он разграничивает области философии и теологии: предметом первой являются "истины разума", а второй "истины откровения". В силу того что конечным объектом той и другой и источником всякой истины является Бог, не может быть принципиального противоречия между откровением и правильно действующим разумом, между теологией и философией. Однако не все "истины откровения" доступны рациональному доказательству. Философия находится в услужении у богословия.
Исходя во многом из учения Аристотеля, Фома Аквинский рассматривал Бога как первопричину и конечную цель сущего, как "чистую форму", "чистую актуальность". Сущность всего телесного заключается в единстве формы и материи. Фома канонизировал христианское понимание соотношения идеального и материального как соотношение изначального принципа формы ("принципа порядка") с колеблющимся и неустановившимся принципом материи ("слабейшим видом бытия"). Слияние первопринципа формы и материи рождает мир индивидуальных явлений.
Индивидуальность человека это личностное единство души и тела, именно душа обладает животворящей силой человеческого организма. Душа нематериальна и самосуща: она субстанция, обретающая свою полноту лишь в единстве с телом. Личность для Фомы Аквинского самое благородное во всей разумной природе. Он придерживался идеи бессмертия души.
Основополагающим принципом познания он считал реальное существование всеобщего. По его мнению, всеобщее существует трояко: "до вещей" (в разуме Бога как идеи будущих вещей, как вечные идеальные прообразы сущего), "в вещах", получив конкретное осуществление, и "после вещей" в мышлении человека в результате операций абстрагирования и обобщения. Человеку присущи две способности познания чувство и интеллект. Познание начинается с чувственного опыта под действием внешних объектов. Но воспринимается не все бытие объекта, а лишь то в нем, что уподобляется субъекту.
При вхождении в душу познающего познаваемое теряет свою материальность и может войти в нее лишь в качестве "вида". "Вид" предмета является его познаваемым образом. Вещь существует одновременно вне нас во всем своем бытии и внутри нас в качестве образа.
В своих этических воззрениях
Фома Аквинский опирался на принцип свободы
воли человека, на учение о сущем как благе,
о Боге как абсолютном благе и о зле как
лишенности блага. Зло являет собой лишь
менее совершенное благо; оно допускается
Богом ради того, чтобы во Вселенной осуществлялись
все ступени совершенства. Важнейшей идеей
в этике томизма является концепция, согласно
которой блаженство составляет конечную
цель человеческих устремлений.
Заключение:
Философские идеи в средние
века чаще всего были облачены в религиозные
одежды. Строго говоря, религия не является
философией. Религия это богопослушание,
сверхъестественная связь человека с
богом. Для религии характерны чудеса,
безудержная вера в догматы. В философии
то и другое ставится под сомнение. В то
же время нельзя не видеть и определенное
сходство религии и философии. Как мы видели
на примере анализа воззрений Платона
и Аристотеля, тема бога не является чуждой
для философии. Поиски единого очень часто
приводят к теме бога. В религиозных воззрениях,
равно как и в любых других воззрениях,
всегда содержатся философские идеи. Именно
с этих позиций рассмотрим христианство.
Нас интересуют новые философские принципы,
развитые в средние века.
Средневековая философия выдвинула плеяду выдающихся философов: Августин, Ансельм, Абеляр, Фома Аквинский. Но даже на этом фоне выделяется величественная фигура Иисуса Христа. Многие считают его великим философом. Величие это видят в том, что он выдвинул философию не для избранных мудрецов, а для всех, образно говоря, даже для нищих духом, например для детей.
Список использованной
литературы:
1. Гертых В. Свобода и моральный
закон у Фомы Аквинского // Вопросы философии,
1, 1999.
2. Грецкий С. В. Проблемы антропологии
в философских системах Ибн Сины и Фомы
Аквинского. Душанбе, 1999.
3. Жильсон Э. Философ и теология. М., 1998.
4. История философии: Энциклопедия. - Мн.:
Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002.
5. Ляшенко В. П. Философия. М., 2007.
6. Маритен Ж. Философ в мире. М., 1997.
7. Спиркин А. Г. Философия. М. 2004.
8. Свежавски С. Святой Фома, прочитанный
заново // Символ. 33. Июль 2000. Париж, 2000.
9. Чанышев А.Н. Курс лекций по
древней и средневековой философии. -М.:
Высшая школа, 1999.Курантов А. П., Стяжкин
Н. И. Оккам. - М.: Мысль, 1999. - (Мыслители прошлого).
10. Честертон Г. Святой Фома Аквинский
/ Честертон Г. Вечный человек. М., 1999