Контрольная работа по «Философия»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 16:57, контрольная работа

Описание работы

В философской науке были предприняты усилия, направленные на преодоление догматического разделения и обособления диалектического и исторического материализма, что подспудно приводило к идее существования «двух материализмов». Утвердилось истолкование структуры марксисткой философии как целостного учения, как философии диалектического и исторического материализма, то есть такой структуры философии, в которой диалектический и исторический материализм находятся не на положении «двух частей», «двух материализмов», а во внутреннем их единстве

Содержание работы

Введение
1. Теоретические предпосылки марксизма. Философская эволюция К. Маркса и Ф. Энгельса
2. Единство диалектики и материализма в марксистской философии. Сущность диалектико-материалистической концепции мироустройства
3. Историческая судьба марксизма
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 38.03 Кб (Скачать файл)

Разработка материалистической диалектики как теории и метода осуществлялась Марксом и Энгельсом в следующих работах: "Немецкая идеология", "Святое семейство", "Капитал", "Тезисы о Фейербахе", "Диалектика природы", "Анти-Дюринг".

Главное в диалектике - понимание мира как органической системы. Это означает, что он состоит из множества разнообразных, но необходимым образом связанных между собой элементов. И, - что самое главное, - он содержит причину своего развития в самом себе. Диалектика имеет место там, где развитие мира осуществляется за счет внутреннего противоречия. Таким образом, диалектика выступает в качестве учения о мире как целостной системе, главным законом которой является закон противоречивой, необходимой связи её элементов.

Под "связью" в диалектике понимается такое отношение между вещами или процессами, когда изменение свойств или состояний в одних, автоматически влечет за собой изменение свойств или состояния в других.

Понятие развития - центральное в диалектике. Оно рассматривается как саморазвитие. Процесс развития Маркс и Энгельс подчиняют, вслед за Гегелем, действию трех законов:

Закона единства и борьбы противоположностей.

Закона взаимного перехода количественных и качественных изменений.

Закона отрицания.

Каждый из этих законов выражает определенную сторону целостного процесса развития: закон единства и борьбы противоположностей характеризует источник развития; закон взаимного перехода количественных и качественных изменений - механизм развития, а закон отрицания отрицания - цель развития.

Большинство критиков марксистской философии полагают, что утверждения об объективном характере диалектики безосновательны. Если диалектика и имеет право на существование - то только в качестве одного из методов познания.

Представление о диалектике как системе методов познания занимает важное место в марксизме. В отличие от своих более поздних критиков, Маркс и Энгельс считали диалектический метод всеобщим методом познания.

Диалектический метод - это система методов и принципов, позволяющих воспроизвести в мысли объективную логику предмета или явления.

Основные методологические принципы марксистской диалектики

Принцип системности.

Принцип восхождения от абстрактного к конкретному.

Принцип единства исторического и логического.

Категории марксистской диалектики

Категориальный аппарат своей философии Маркс и Энгельс почти полностью заимствовали у Гегеля. Категории выстроены в систематическое единство, согласно логике движения мысли от наиболее общего и абстрактного к конкретному. В начале стоит категория единичного, в конце - категория действительности. Переход от одной категории к другой осуществляется по законам диалектики.

Таким образом, диалектика, в качестве метода, представляет собой систему взаимосвязанных и взаимозависимых законов, принципов и категорий, предписывающую строго определенных порядок познания и преобразования действительности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Историческая судьба марксизма

Распространение материалистического принципа в объяснении мира на понимание истории позволило увидеть внутренние социальные противоречия как источник развития общества. Исторический процесс предстал как поступательная смена общественно - экономических формаций и лежащих в их основе способов материального производства.

Марксизм оказал влияние на развитие социальной мысли 19 - 20 вв. В это же время подверглись критике содержавшие в нем утопические, противоречивые и ошибочные представления. В марксизме абсолютизировалась роль социальных антагонизмов, классовой борьбы и насилия, отрицались возможности эволюции буржуазного общества, значение частной собственности как основы гражданского общества, романтизировалась историческая роль пролетариата, неадекватно истосковался труд как источник стоимости; утверждалась необходимость ликвидации парламентских институтов и разделение властей; отвергалась общечеловеческая нравственность. Марксизм стал идеологической основой социал - демографического движения, которое с начало 20 в. разделилось на революционное (В. И. Ленин и др. реформистское (Э. Бернштейн и др.) течения. В реформизме подверглись критике теоретические основы марксизма, что привело к отказу от его основных положений. В революционном течении возобладало крайне левое истолкование марксизма. После Октябрьской революции в России марксизм подвергался догматизации и вульгаризации и был поставлен на службу коммунистическому тоталитаризму. Крушение тоталитарных режимов с конца 80-х годов во многих странах, где марксизм был государственной идеологией. открыло новый этап его изучения оценки.

Прошедший после смерти Маркса век подтвердил правоту ряда его взглядов и вместе с тем показал необоснованность многих его прогнозов. Как и предвидел Маркс, научно технический прогресс ныне непосредственно определяет все стороны промышленного производства, многократно усилилась концентрация хозяйственной жизни, капитал приобрел транснациональный характер, в орбиту мирового капиталистического рынка вовлечены едва ли не все страны.

Вместе с тем, во второй половине 20 века классовая борьба в развитых странах была смягчена благодаря взаимным уступкам и согласованию интересов рабочих и предпринимателей и приняла формы, которые предполагают соблюдение норм рыночного хозяйства и парламентской демократии. Однако в странах третьего мира проблем войн, бедности, безработицы и отсталости по-прежнему носят острый характер.

Судьба учения К. Маркса и Ф. Энгельса весьма драматична, поскольку дальнейшее развитие марксизма как социально политического и философского течения сопровождалась бесчисленными фальсификациями и односторонними интерпретациями. В этой связи можно говорить о многообразии версий марксизма в контексте разных эпох и особенностей национального восприятия его учения в разных странах. Так, применительно к России можно говорить о ленинской, плехановской, сталинской и других версиях марксизма.

Вопреки ожиданиям Маркса революция произошла не в развитых капиталистических странах, а в полуотсталой России. Позднее возникло сообщество социалистических стран, в которых были установлены тоталитарные или авторитарные политические режимы, демократия попрана, а личность почти целиком подчинена государству или коллективу, что абсолютно противоречило представлениям Маркса о будущем обществе. Сложные пути развития человеческого общества в 20 веке с его многочисленными войнами и различного рода конфликтами высветили ряд недооцененных в марксовой теории общества факторов (прежде всего этнических, расовых, культурных, религиозных).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Диалектический и исторический материализм как философская наука о всеобщих законах природы, общества и мышления вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и человека в их взаимоотношении. Марксистская философия исследует мир не только как природное и социальное бытие и не только человека. взятого самого по себе, а мир в соотношении с человеком и человека в его взаимоотношении с миром. Специфика Философского знания заключается в том, что оно есть результат рассмотрения объектов познания не просто самих по себе, а под углом зрения культурно исторического сопряжения мира и человека.

В наш не спокойный и тревожный век роль философии в мире, раскрывается во многом по-новому. Она признана вести в свой вклад в духовное вооружение человечества, в духовную ориентацию человека по отношению к многообразному, противоречивому и в тоже время единому миру как месту его обитания, его «жизненного пространства» В этой связи особое значение приобретают мировоззренческие. гуманитарные, ценностные аспекты философского знания, а не одни лишь онтологические и теоретико-познавательные представления.

Философия призвана формировать целостную жизненную позицию человека как личности, как субъекта познания и преобразования мира и самого себя. Изучая философию люди хотят найти не просто совокупность объективных знаний о предметах и процессах окружающего мира. а нечто необходимое для их личностного существования - духовную ориентацию в поисках смысла жизни и своего назначения.

Единство диалектического исторического материализма как целостного учения, его творческое применение к решению проблем научного познания и общественной практики, его обращенность к коренным интересам развития и выживания человечества - все это обуславливает международный характер и жизненную силу философии марксизма.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Алексеев П. В., Панин А. Ю. Философия: учебник для вузов. - М.: ТЕИС.- 1996.-400с.

2. Гулыга А, В. Немецкая классическая  философия. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Ральф, 2001. - 416 с.: ил. (Библиотека истории  и культуры)

3. Диалектический и исторический  материализм / Под общ. ред. А. Г. Мысливченко, А.П. Шептулина. - 2-е изд., перераб. и  доп. - М.: Политиздат, 1988 - 446 с.

4. Ойзерман Т. И. Формирование философии  марксизма. - 2-е изд., дораб. М.: «Мысль», 1974

5. Ракитов А. И. Марксистско-ленинская  философия. -2-е изд., доп. и перераб. М.: Политиздат, 1988. - 431 с.

6.РодчанинЕ.Г. Философия. Исторический и философский  курс. - М.: ИКЦ «МарТ», 2004. - 400 с. (Серия  «Учебный курс»)

7. Хрестоматия по истории философии (русская философия): учеб. пособие  для вузов. В 3-х частях. Ч. З. - М.: Гуманитарный  издательский центр «ВЛАДОС». - 1997. - 672 с.

 

 


Информация о работе Контрольная работа по «Философия»