Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2015 в 12:37, контрольная работа
Жизнь с ее сложными конфликтами, культура и наука с их огромными завоеваниями требуют от нас, и в первую очередь от молодых людей, гражданской ответственности, активной любознательности, широкого кругозора, утонченной интуиции, творческого воображения и постоянного совершенствования. Можно сказать, что философия - это все единосущее, "схваченное в мыслях"; это альфа и омега духовной жизни думающего человечества, это теоретическое ядро всей культуры народов мира. Человек как существо разумное с самого начала был любознательным.
Введение
1. Понятие философии
2. Философия и частная наука
Заключение
Список использованной литературы
Контрольная робота по «Философии»
Студента 1 курса
Направления Агрохимия и почвоведения
Заочного отделения
Агрономического факультета Казанского ГАУ
Зайнуллина Фаннура Минфаризовича
Номер зачетной книжки: А314293
Казань 2015 год
Тема
Взаимоотношение философии и частных наук.
Содержание
Введение
1. Понятие философии
2. Философия и частная наука
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Жизнь с ее сложными конфликтами, культура и наука с их огромными завоеваниями требуют от нас, и в первую очередь от молодых людей, гражданской ответственности, активной любознательности, широкого кругозора, утонченной интуиции, творческого воображения и постоянного совершенствования. Можно сказать, что философия - это все единосущее, "схваченное в мыслях"; это альфа и омега духовной жизни думающего человечества, это теоретическое ядро всей культуры народов мира. Человек как существо разумное с самого начала был любознательным. Само желание осмыслить сущность таинственного, неизвестного представляло собой потребность, в зачаточной форме, в философском мышлении. Само слово "философия" идет от древнегреческого философа Пифагора. В прямом переводе оно означает любовь к мудрости, то есть любомудрие. Человеку присуща духовная потребность в полном представлении о мире. Согласно С.Н. Булгакову, человек не в состоянии примириться с ожиданием удовлетворения этой потребности, пока будущая наука предоставит ему необходимые и полные знания; ему нужно получить ответы и на вопросы, выходящие за пределы позитивной науки.[1] В то же самое время человек не в состоянии отказаться от того, чтобы задавать себе данные вопросы, сделать вид, что их нет, по сути, не замечать их. Для человека как мыслящего существа намного важнее любой специальной научной теории решение вопросов о том, какова природа добра и зла, имеют ли какую-нибудь цену наша жизнь и наши деяния, что такое есть наш мир в целом, какова его основа, имеет ли он какой-нибудь смысл и ясную цель, и т.п. Философия — это всегда стремление открыть что-то новое. Изучение философии можно сравнить со вхождением в храм мудрости, ибо всегда под философией понималось стремление к высшему познанию, что отличало ее от житейской мудрости, естественных научных знаний и религиозно-мифологического понимания мира. Вместе с тем философия — это открытая, развивающаяся система. Способом ее существования является творческий поиск, для которого нет ничего окончательного решенного, навсегда установленного и который связан со стремлением человека дойти ”до оснований, до корней, до сердцевины” в изысканиях ответа на конечные вопросы бытия как такового, собственного ”Я”, смысла жизни и возможностей человека в мире. Тема данной работы весьма актуальна и неоднозначна в трактовке самого вопроса философии. Система научного знания для философии имеет достаточно спорную сущность, поэтому привлекает интерес.
Цель данной работы: Обосновать взаимосвязь философии и науки. Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой задачи:
1) Определить понятие философии;
2) Рассмотреть взаимосвязь между частной наукой и философией;
3) Охарактеризовать науку внутри предмета философии;
4) Рассмотреть место философии в системе научного познания.
1. Понятие философии
Однажды Пифагор, будучи уже известным мудрецом, нанес визит царю Пелопоннеса Леонтию. Во время беседы последний спросил Пифагора: "Какое твое занятие?" Мудрец ответил, что у него нет занятия, он - философ. Леонтий не знал значения этого слова и попросил объяснить. Пифагор ответил, что как на Олимпийские игры одни идут, чтобы обрести славу, другие - для получения барышей, и только немногие - для удовольствия, так и в мир люди являются с разными интересами и целями. Одни - для накопления богатства, другие - для получения наслаждений и только некоторые, избранные - для поиска истины и изучения природы. Вот эти последние и именуются философами, т.е. любителями (phileo - любить) мудрости (sophia - мудрость).[2]
Философ - это мудрец, располагающий знанием о мире во всех его проявлениях и на всех уровнях (макрокосмосе), в том числе о человеке (микрокосмосе) как частице, элементе космоса. Независимо от рода занятий и сферы применения в античной Греции все знания были едиными, нерасчлененными, синкретичными. Поэтому не случайно философами назывались (и фактически ими являлись) и медик Гиппократ, и математик Пифагор, и физик Архимед. По мере развития знаний, с одной стороны, происходит уточнение содержания понятия "мудрость". Все были едины в том, что мудрость - это знание. Но знание о чем? Пифагор под мудростью подразумевал поиск истины; софисты - умение доказывать то, что нужно в данный момент, безотносительно к истине; Платон - открытие "вечных истин"; Аристотель - постижение всеобщего, знание первоначал, причин и целей.
Чем значительнее происходящие в мире перемены, тем острее человек ощущает необходимость мировоззренческого самоопределения, причем каждый должен совершить этот путь сам, опираясь на собственные знания, опыт и духовные силы. Философия, являясь способом самопознания человека и критического осмысления окружающей действительности, помогает осознать единство бытия и в то же время — его неповторимость в каждое мгновение и для каждого индивида.
Способность к разумному рефлексивному мышлению не является для человека врожденной, ей необходимо обучаться, а лучшая школа такого мышления — это приобщение к философии, вхождение в круг ее проблем и размышлений. Не случайно Цицерон назвал философию культурой ума.
Философия — теоретически сформулированное мировоззрение. Это система самых общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру. Если сравнить это определение с определением мировоззрения, то станет ясно, что они схожи. И это не случайно: философия отличается от иных форм мировоззрения не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью интеллектуальной разработанности проблем и методов подхода к ним. Вот почему, определяя философию, употребляются такие понятия, как теоретические мировоззрение, система взглядов.[3]
На фоне стихийно возникавших (житейских, мифологических) форм миропонимания философия предстала как специально разрабатываемое учение о мудрости. В отличие от мифологических и религиозных традиций философская мысль избрала своим ориентиром не слепую, догматическую веру, и не сверхъестественные объяснения, а свободное, критическое, основанное на принципах разума размышление о мире и человеческой жизни.
Возникновение философии означало появление особой духовной субстанции — поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами, надеждами. В древнегреческой философии было схвачено и передано последующим поколениям ценное прозрение того, что познание само по себе неполноценно, что оно — лишь одна из функций культуры, приобретающая смысл только в сочетании с ценностями человеческой жизни. Гениальной догадкой, возникшей у самых истоков философской мысли, было и понимание того, что мудрость — это не что-то готовое, что можно открыть, выучить, затвердить и использовать. Это стремление, поиск, требующий напряжения ума и духовных сил человека, это путь, который каждый человек, даже приобщаясь к мудрости великих, к мудрости прошлых веков и наших дней, все же должен пройти сам.
Философия есть не только учение об общих принципах бытия и познания, но и орудие последовательного изменения действительности в целях освобождения человека от всех видов эксплуатации и угнетения, в интересах развития личности, удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, созидания общества социальной справедливости. Философия - доктрина об общих принципах жизни вселенной, о сути и развитии человеческого общества, о человеке и его жизни в мире, это теория культуры, эстетика, этика, проблемы творчества, теория познания и, в конце концов, ее собственная история, то есть история философии.
Последняя является существенным компонентом предмета философии: история философии - это часть содержания самой философии.
Таким образом, исторически сформировался предмет философии, круг ее разделов и задач. Конечно же, такое разделение имеет до некоторой степени условный характер: все эти разделы формируют единство, в котором все компоненты тесно взаимосвязаны между собой. Предметом философии является не одна любая сторона сущего, а сущее во всей полноте своего смысла и содержания.
Философия направлена не на то, чтобы определить четкие границы и внешние взаимодействия между частицами и частями мира, а на то, чтобы, преодолевая эти границы, осмыслить их внутреннюю связь и единство. Главные задачи познающей себя философской мысли, начиная от Сократа, – поиски высшего начала и смысла жизни. Исключительность и смысл жизни человека в мире, философия истории и социальная философия, проблемы эстетики и нравственности, идеи познания, смерть и бессмертие, идея души, проблемы сознания, отношение человека к Богу, а также история самой философии, - таковы, коротко говоря, основные проблемы философской науки, таково ее предметное самоопределение.[4]
2. Философия и частная наука
Философия есть теоретическая основа мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого возникает своего рода духовное облако суммированных взглядов будничной мудрости, что является необходимым, но не достаточным уровнем мировоззрения. Однако мировоззрение обладает и высшим уровнем, на котором целенаправленно исследуются искусства, науки, главные принципы религиозных взглядов и опыта, тончайшая область нравственной жизни общества. В зависимости от того, каким образом решается вопрос о соотношении материи и духа, мировоззрение называют материалистическим или идеалистическим, атеистическим или религиозным.
Существует много определений столь уникального явления, как наука, но в силу её сложности и многогранности какое-то одно, универсальное определение вряд ли вообще возможно. На протяжении своей истории она претерпела столько изменений и каждое её положение настолько связано с другими аспектами общественной деятельности, что любая попытка дать определение науки, а таких было немало, может выразить более или менее точно лишь одну из её сторон. И всё-таки во всех случаях довольно чётко прослеживается выделение двух подходов к пониманию науки, когда её трактуют в широком или узком смысле.
Исторически можно выделить следующие этапы взаимоотношения науки и философии:
1) Натурфилософский. Возник в Древней Греции.
Философы умозрительно сочиняли картину мира, природы, опираясь на мифологию, то есть без особой опоры на науку, без доказательств.
На более поздних этапах (XVII-XVIII века) начали интенсивно развиваться математика, механика.
2) Позитивистский этап (30-40 года XIX века).
Был представлен такими деятелями как Рассел, Карнап, Випкинштейн, Конт и др. Позитивистский этап проходил под лозунгами: «Философия ничего конкретного миру не дает, - это выдумки, поэтому только конкретные науки дают нам позитивные знания», «Наука сама по себе философия», «Долой метафизику, да здравствует физика», «Философия имеет дело с псевдопроблемами, которые связаны с языковыми играми». Реалии сегодняшнего дня таковы, что остро стоит вопрос о том, что может дать наука для философии и философия для науки.[5]
Любая наука – это некоторый отрывок знания, а все науки в их простом сложении - сумма таких обрывков. Философия же дает систему знаний о мире в целом. Она занята не просто суммированием всех научных знаний, а объединяет данные знания, беря их в наиболее общем виде и, базируясь на данном "интеграле", выстраивает систему знаний о мире как целом, об отношении человека к миру, то есть о нравственности, о познании, о разуме и т.д. "Ее задача - не одна какая-либо сторона существующего, а все существующее, вся вселенная в полноте своего содержания и смысла; она стремится не к тому, чтобы определить четкие границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а к тому, чтобы понять их внутреннюю связь, чтобы понять их внутреннюю связь и единство".[6]
Наука – это развивающаяся система знаний, связанная с открытием новых явлений и законов, вид познавательной, духовной деятельности и вместе с тем особый, выполняющий важную роль в обществе, социальный институт, предполагающий наличие академий, министерств, университетов и других организаций. Различают гуманитарные (в том числе социально-политические, общественные), естественные и технические науки. Кроме того в структуре современной науки можно выделить 3 слоя знания.
Всеобщее – Региональное - Частонаучное.
¾ Первый слой представлен философией, а также примыкающей к ней математикой. Это слой всеобщего знания.
¾ Второй слой составляет частные науки, которые изучают объекты в рамках одной из форм материи и движения, либо на стыке двух соседних структурных уровней материального мира (промежуточные науки типа биофизики). Сюда же относятся сельскохозяйственные и медицинские науки, техническая сфера знаний. Этот слой науки, называют частнонаучным.
¾ В середине XX в. возникли две отрасли научного знания междисциплинарного характера – общая теория систем и теоретическая кибернетика, которые образуют особый, третий, слой науки, занимая промежуточное положение между философией и математикой, с одной стороны, и частными науками – с другой.
Классификация наук, предложенная по, так сказать «объёмному» принципу, существенно дополняет традиционное деление наук на гуманитарные, естественные и технические, поскольку ни общая теория систем, ни теоретическая кибернетика не сводится ни к гуманитарным, ни к естественным, ни к техническим наукам.
Теория систем и кибернетика – порождение эпохи НТР. Подобно тому, как в прошлом веке возникли неаристотелевская логика и неевклидова геометрия, начало XX в. было ознаменовано возникновением теории относительности и квантовой механики, середина века – общей теории систем и теоретической кибернетики, которые тоже радикальным образом изменили научную картину мира как высшую форму систематизации научного знания.
Структура философии определяет её функции. В соответствии со своим статусом философия выполняет по отношению ко всем без исключения отраслям знаний две основные функции – мирную и методологическую. В ретроспективном плане философия всегда выполняет мирную функцию, а в перспективном, в отношении к дальнейшему развитию науки, имеет методологическое значение. Именно философия помогает наукам поддерживать «критический дух», необходимый уровень научной обоснованности, увидеть недостатки в методах и средствах исследования, понять необходимость постоянного научного поиска. Все это открывает путь к усовершенствованию реальной действительности, гармонизации отношений человека и природы, разрушению установленных стереотипов и догматического мышления, научных спекуляций и химерный измышлений. «Главная причина бедности наук — это чаще всего кажущиеся богатство. Задача их не в том, чтобы отворить дверь их бесконечной мудрости, а в том, чтобы подвести границу бесконечному заблуждению»,— такое значение и роль науки провозглашает Бертольд Брехт устами Галилея.[7] И философия играет в этом определенную роль. Каждая из наук, систем знания (это касается и естествознания, и обществоведения) сделала предметом своего исследования отдельные сферы, проблемы, в то время как философия ориентирована на интеграцию и усовершенствование конкретных знаний о человеке, обществе, природе, Вселенной.