Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 15:49, доклад
раннегречиская философия,
Космоцентризм философии Античности
Начало развития европейской философии
было положено в Древней Греции в Y-IY вв.
до н.э. Она развивалась в тесной связи
с зачатками конкретных знаний о природе.
Первые древнегреческие философы были
одновременно и естествоиспытателями. Они пытались научно
объяснить происхождение Земли, Солнца,
звезд, животных растений и человека. Ими
были высказаны интересные идеи о движении,
величине и форме небесных тел, о причине
солнечных затмений, о количестве дней
в году и т.д. Спецификой древнегреческой
философии в ее начальный период является
стремление понять сущность природы, мира
в целом, космоса. Главный вопрос древнегреческой
философии - о первоначале мира. Здесь
философия перекликается с мифологией,
наследует ее мировоззренческую проблематику.
Если в мифологии - кто родил сущее, то
философы ищут субстанциальное начало
- из чего все произошло. Фалес рассматривал
все существующее многообразие вещей
и явлений в природы как проявление единого,
вечного начала - воды. Все вещи возникают
из воды и, разрушаясь, вновь превращаются
в воду. Испарения воды питают небесные
огни - Солнце и другие светила. Аналогичные
воззрения развивали Анаксимен и Анаксимандр.
У Анаксимена первоначалом и субстратом
всех вещей является - воздух, у Анаксимандра
- апейрон - неопределенное, вечное и бесконечное,
постоянно находящееся в движение первоначало.
Гераклит в качестве субстанционально
- генетического начала Вселенной рассматривает
огнь. У Гераклита огонь выступил как субстанция
бытия, поскольку прибывает всегда равным
самому себе, неизменным во всех превращениях
и как первоначально, конкретная стихия.
Мир по Гераклиту - упорядоченный Космос.
Он вечен и бесконечен. Он не создан ни
богами , ни людьми, а всегда был, есть и
будет вечно живым огнем, закономерно
воспламеняющимся и закономерно воспламеняющимся
и закономерно потухающим. Все предметы
и явления природы рождаются из Огня и,
исчезая, вновь превращаются в огонь. Все
изменения мироздания у Гераклита происходят
в известной закономерности, подчиняясь
судьбе, которая которая тождественна
необходимости. Необходимость - это всеобщий
закон - Логос (разум). Логос Гераклита
есть выражение логической структуры
Космоса, логической структуры образа
мира, непосредственно данного живому
созерцанию. Космология Гераклита строится
на основе стихийной диалектики. Мир -
это упорядоченная система, Космос. Образование
Космоса происходит на основе всеобщей
изменчивости явлений, общей текучести
вещей. Движение свойственно всему существующему.
Вся природа, не останавливаясь изменяет
свое состояние. Таким образом, в раннегреческой
философии налицо совмещение философского
и физического (естественнонаучного) подхода
в объяснении первоначала мира. С одной
стороны, они довольно четко осуществляют
субстанционалистский подход, с другой
стороны, субстанция бытия у них отождествляется
с конкретной стихией, явлением природы.
И эта стихия в образной форме давала представление
о первоначале всесущего. В дальнейшем
элеаты (Парменид, Зенон, Ксенофан) перешли
в истолковании субстанции от конкретных
природных стихий (воды, воздуха, земли,
огня) - к бытию как таковому. Центральное
понятие их философии - бытие. Бытие, у
Парменида, вечно, оно не возникает и не
уничтожается, оставаясь тождественным
и всегда равным самому себе. Оно однородно
и непрерывно, все наполнено бытием, нет
пустого пространства, поэтому оно непрерывно.
Бытие плотно примыкает к бытию. Бытие
бесконечно в пространстве, оно шарообразно.
Это связано с его однородностью, с тем,
что оно повсюду одинаково, всюду равно
отстоит от центра. Ксенофан это единое,
вечное, несотворенное и не уничтожаемое
начало называет Богом. Бог - субстанция
мира. У Ксенофана Бог тождествен Космосу.
Надо отметить, что Парменид многообразие
мира сводит к двум началам. Первое - Эфирный
огонь, чистый свет, теплое; второе - густая
тьма, ночь, земля как костное начало, холод.
Из смешения этих двух начал происходит
все многообразие видимого мира. Вселенная
представляется Парменидом как состоящая
из концентрированных кругов или венцов,
которые лежат слоями вокруг Земли, расположенной
в центре Вселенной. Всех их окружает небесная
твердь. Промежуточные круги состоят из
смеси огня и земли. В самом центре всех
сфер царствует великая богиня Правды
и необходимости, которая управляет всеми
происходящими в мире явлениями.
Итак, согласно элеатам: 1) бытие есть,
а не бытия нет, 2) бытие едино и неделимо,
в противоположность множественности
и делимости всех вещей чувственного мира,
3) бытие познаваемо, а небытие непознаваемо,
его нет для разума, а значит, оно не существует.
Знаменитый греческий философ Демокрит
принимает тезис о том, что бытие есть
нечто простое, понимая под ним неделимое
- атом. В атомизме Демокрита отвергается
положение элеатов о неподвижности бытия,
поскольку это положение не дает возможности
объяснить движение и изменение, происходящее
в чувственном мире. Стремясь найти причину
движения, Демокрит раздробляет единое
бытие Парменида на множество отдельных
"бытий"- атомов. Платон подобно элеатам
характеризует бытие как вечное и неизменное,
познаваемое лишь разумом и недоступное
чувственному восприятию, но бытие у Платона,
так же как у Демокрита предстает как множественное.
Однако, если у Демокрита бытие понимается
как материальный, физический атом, то
у Платона - бытие идеальное, бестелесное
образование - идея(родоначальник идеалистической
линии в философии).
Аристотель видел ошибку Платона в том,
что тот приписал идеям самостоятельное
существование, обособив и отделив их
от чувственного мира, для которого характерно
движение, изменение. Аристотель сохраняет
элеатское понимание бытия как чего-то
устойчивого, неизменного, неподвижного,
но отвергает учение Платона об идеях
как сверхчувственных умопостигаемых
предметах, отдаленных от "причастных"
им вещей. Платон признавал реально существующими
виды и роды. Аристотель же назвал сущностью
(бытием) индивидуумы (индивидуум - неделимое).
Например, вот этого человека, вот эту
лошадь, а виды и роды суть лишь вторичные
сущности, производные от первичных.
В период эллинизма (IYв. до н. э. - Y) меняется
мировоззренческая ориентация философии,
ее интерес сосредоточивается на жизни
отдельного человека. Эпикурейцы и стоики
возрождают субъективистско-
Подводя итог античной философии, отмечаем,
что философия возникает как учение о
бытие, которое на начальных этапах отождествляется
с природой. Отсюда объективистская, натуралистическая
тенденция в раннегреческой философии.
Позднее с развитием общественных отношений
и формированием личности бытие осмысливается
как бытие человека - субъективистский
антропологизм. Однако и натурализм и
антропологизм развиваются в рамках космоцентризма.
Бытие рассматривается как упорядоченная
система - Космос, важной составной частью
которого является человек. Все проблемы
человека рассматриваются и решаются
в органической связи с занимаемым им
местом и ролью в Космосе.
Милетская школа
Фале́с Милетский
(др.-греч. Θαλῆς ὁ Μιλήσιος, 640/624 — 548/545 до Рождества Христова) — древнегреческий философ и математик из Милета (Малая Азия). Представитель ионической натурфилософии и основатель милетской (ионийской) школы, с которой начинается история европейской науки. Именем Фалеса названа геометрическая теорема.
Факты биографии
Имя Фалеса уже в V век до Рождества Христова стало нарицательным для мудреца. “Отцом философии” Фалеса называли уже в его время.
Достоверно известно только то, что Фалес был знатного рода, и получил на родине хорошее образование. Фалес имел финикийские корни, и в греческом Милете он был иммигрантом, на что указывает, например, Геродот.
Фалес был торговцем и много путешествовал. Некоторое время жил в Египте, в Фивах и Мемфисе, где учился у жрецов, изучал причины наводнений, продемонстрировал способ измерения высоты пирамид. Считается, что именно он “привез” геометрию из Египта и познакомил с ней греков. Его деятельность привлекла последователей и учеников, которые образовали милетскую (ионийскую) школу, и из которых сегодня наиболее известны Анаксимандр и Анаксимен.
Предание рисует Фалеса не только собственно философом и учёным, но также “тонким дипломатом и мудрым политиком”; Фалес пытался сплотить города Ионии в оборонительный союз против Персии. Сообщается, что Фалес был близким другом милетского тирана Фрасибула; был связан с храмом Аполлона Дидимского, покровителя морской колонизации.
Некоторые источники утверждают, что Фалес жил в одиночестве и сторонился государственных дел; другие — что был женат, имел сына Кибиста; третьи — что оставаясь холостяком, усыновил сына сестры.
Относительно времени жизни Фалеса существует несколько версий. Наиболее последовательно традиция утверждает, что он родился в период с 39-й по 35-ю олимпиаду, а умер в 58-ю в возрасте 78 или 76 лет, то есть приблизительно с 624 по 548 до Рождества Христова Некоторые источники сообщают, что Фалес был известен уже в 7-ю олимпиаду (752—749 до Рождества Христова); но в целом время жизни Фалеса сводится на период с 640—624 по 548—545 до Рождества Христова, т.о. умереть Фалес мог в возрасте от 76 до 95 лет. Сообщается, что умер Фалес, наблюдая за гимнастическими состязаниями, от жары и, скорее всего, давки. Считается, что есть одна точная дата, связанная с его жизнью, — 585 до Рождества Христова, когда в Милете было солнечное затмение, которое он предсказал (по современным вычислениям, затмение произошло 28 мая 585 до Рождества Христова, во время войны между Лидией и Мидией).
Деятельность
Сведения о конкретных событиях жизни Фалеса скудны и противоречивы.
Как сообщают, будучи военным инженером на службе у царя Лидии Креза (или во время одного из путешествий), Фалес, чтобы облегчить переправу войска, пустил реку Галис по новому руслу. Неподалеку от г. Мител он спроектировал плотину и водоотводный канал и сам руководил их постройкой. Это сооружение значительно понизило уровень воды в Галисе и сделало возможной переправу войск.
В Милете, в одной из гаваней, Фалес установил дальномер — прибор, который позволял определять расстояние от берега до корабля, находящегося далеко в море. Свои деловые качества Фалес доказал, захватив монополию на торговлю оливковым маслом; однако в биографии Фалеса этот факт имеет эпизодический и, скорее всего, “дидактический” характер.
Упомянутое выше предсказание солнечного затмения 585 до Рождества Христова — по-видимому единственный бесспорный факт из научной деятельности Фалеса Милетского; во всяком случае сообщается, что именно после этого события Фалес стал известен и знаменит.
О политической активности Фалеса известно ещё меньше, чем об общественной и научной. Сообщают, что Фалес был сторонником некоего объединения ионийских полисов (наподобие конфедерации, с центром на о. Хиос), как противодействия угрозе со стороны Лидии, а позже и Персии. Причем Фалес, в оценке внешних опасностей, видимо считал угрозу со стороны Персии большим злом, чем со стороны Лидии; упомянутый эпизод со строительством плотины имел место во время войны Креза, царя Лидии с персами. В то же время Фалес выступил против заключения союза милетян с Крезом, чем спас город после победы Кира, царя Персии, от разорения.
Сочинения
Сочинения Фалеса не сохранились; свидетельств его современников также не существует, то есть неизвестно, писал ли он что-то вообще. Возможно, Фалес не писал ничего, и все известное об учении Фалеса происходит из вторичных источников, в первую очередь из работ Аристотеля и Диогена Лаэртского. Если допустить, что Фалес писал, то уже Аристотель не имел списков его работ.
Наиболее последовательно традиция приписывает Фалесу два сочинения. Первое, “Περὶ τροπὴς καὶ ἰσημερίας” (“О поворотах солнца и равноденствии”, свидетельство Диогена Лаэртского); его содержание известно только в передаче более поздних авторов, причем часто без указания источника. Второе, “Судоходная (морская) астрономия”; авторство Фалеса в написании этой книги ставилось под сомнение самими древними греками. Возможно, это лишь дань традиции, по которой считается, что Фалес первый в античном мире стал заниматься астрономией на подлинно научной основе. Вообще по традиции, полное собрание его сочинений составляло всего 200 стихов, написанных, как свойственно тому времени, гекзаметром.
Практика
Астрономия
Считается, что Фалес первым (из известных на сегодня древних учёных) изучил движение Солнца по небесной сфере. Открыл наклон эклиптики к экватору, установив, что “зодиак наискось накладывается на три средних круга, касаясь всех трех”. Научился вычислять время солнцестояний и равноденствий (главных четырёх из восемнадцати астрономически и календарно значимых событий), установил неравность промежутков между ними.
Фалес первым определил угловой размер Луны и Солнца; он нашёл, что размер Солнца составляет 1/720 часть от его кругового пути, а размер Луны — такую же часть от лунного пути.
Фалес первым стал утверждать, что Луна светит отражённым светом; что затмения Солнца происходят тогда, когда между ним и Землей проходит Луна; а затмения Луны происходят тогда, когда Луна попадает в тень от Земли.
Фалес ввёл календарь, по египетскому образцу (в котором год состоял из 365 дней, делился на 12 месяцев по 30 дней, и пять дней оставались выпадающими).
Считается, что Фалес “открыл” для греков созвездие Малой Медведицы как путеводный инструмент.
Считается, что Фалес первый разбил небесную сферу на пять зон: арктический всегда видимый пояс, летний тропик, небесный экватор, зимний тропик, антарктический невидимый пояс. То же самое, однако, утверждается и об Энопиде, и о Пифагоре; по свидетельству Ямвлиха “Фалес склонил Пифагора плыть в Египет и войти в контакт с жрецами, особенно с жрецами Мемфиса и Диосполя, так как, мол, он и сам набрался у них того, что создает ему репутацию мудреца”.
Считается, что Фалес “изобрел глобус”. Можно утверждать, что Фалес (начав с геометрического изучения углов) создал “математический метод” в изучении движения небесных тел.
Геометрия
Считается, что Фалес первым доказал несколько геометрических теорем, а именно:
Теоремы Фалеса:
вертикальные углы равны;
треугольники с равной одной стороной и равными углами, прилегающими к ней, равны;
углы при основании равнобедренного треугольника равны;
диаметр делит круг пополам;
вписанный угол, опирающийся на полуокружность, всегда будет прямым.
если параллельные прямые, пересекающие стороны угла, отсекают на одной стороне его равные отрезки, то они отсекают равные отрезки и на другой его стороне.
Фалес первый вписал прямоугольный треугольник в круг. Нашёл способ определять расстояние от берега до видимого корабля, для чего использовал свойство подобия треугольников. В Египте “поразил” жрецов и фараона Амасиса тем, что сумел точно установить высоту пирамиды Хеопса. Он дождался момента, когда длина тени палки становится равной её высоте, и тогда измерил длину тени пирамиды.
Учение
Космогония
Фалес полагал, что все рождается из воды; все возникает из воды и в неё превращается. Начало элементов, сущих вещей — вода; начало и конец Вселенной — вода. Все образуется из воды путем её затвердевания/замерзания, а также испарения; при сгущении вода становится землей, при испарении становится воздухом. Причина образования/движения — дух (πνευμα), “гнездящийся” в воде.
Важные замечания, встречающиеся у разных комментаторов:
По замечанию Гераклита-
Космология
Фалес полагал, что Космос — един. Вода и все, что из неё произошло, не являются мертвыми, но одушевлены; Космос одушевлен (εμψυχος) и полон божественных сил (δαίμονες). Душа, как активная сила и носитель разумности, причастна божественному строю вещей. Природа, как живая, так и неживая,обладает движущим началом (душой, ψυχή).Важное замечание, встречающееся у разных комментаторов: Фалес вслед за Гомером представляет душу в виде тонкого эфирного вещества. По замечанию Плутарха: “После него Анахарсис заметил: „Прекрасно полагает Фалес, что во всех важнейших и величайших частях космоса имеется душа, а потому и не стоит удивляться тому, что промыслом бога совершаются прекраснейшие дела“.
Физика
Фалесу приписываются
1. Земля плавает в воде, как
кусок дерева, корабль или какое-нибудь
другое тело, которому по природе
свойственно держаться на