Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:27, реферат
Разумеется, все эти философские направления были во многих отношениях наивными и противоречивыми друг другу. Не порвав еще до конца с мифологией, они отводили Богам, сверхъестественным силам второстепенное, а то и третьестепенное место, пытались познать мир из него самого.
Для обозначения первоосновы, первопринципа, из которого возникает все остальное, в греческой философии употреблялись два термина: «СТОЙХЕОН», означающий элемент, ядро, основу, и «АРХЭ», означающий первоматерию, исходное состояние вещей, древнейшую форму в историческом смысле слова.
1. Введение……………………………………………………………………………………………………………………….3
2. Характерные черты античной философии……………….................................................…3
3. Периоды античной философии……………………………………………………………………………………4
4. Основные философы и школы досократовской философии……………………………………..5
4.1 Общее понятие досократических философских школ………………………………………….……5
4.2 Милетская школа…………………………………………………………………………………………….…..………6
А) Фалес
Б) Анаксимандр
В) Анаксимен
4.3 Гераклит Эфесский………………………………………..…….………………………………………………….……8
4.4 Элейская школа………………………….…………………………………………………………………………..……9
А) Ксенофан
Б) Мелисс
4.5 Пифагорейская школа..……………………………………………………………………………………………...10
А) Пифагор
Б) Эмпедокл
4.6 Древнегреческие атомисты……………………………………………………………………….……………..…12
А) Левкипп
Б) Демокрит
5. Заключение……………………………………………………………………………………………………………………13
6. Список литературы……………………………………………………………………………………………..…………14
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра «Философия»
Реферат
по дисциплине «Философия»
на тему: « Космоцентризм как основа философии Древней Греции »
Выполнил(а):
студентка 2 курса
дневного отделения
ЭФ спец. Мировая экономика
группа 11-02
Маричева Екатерина Дмитриевна
___________________
15.11.2012
Преподаватель:
Кушер Ю.Л.
___________________
Москва - 2012
1. Введение…………………………………………………………
2. Характерные черты
античной философии………………......
3. Периоды античной
философии………………………………………………………
4. Основные философы и школы досократовской философии……………………………………..5
4.1 Общее понятие досократических философских школ………………………………………….……5
4.2 Милетская школа…………………………………………………………………
А) Фалес
Б) Анаксимандр
В) Анаксимен
4.3 Гераклит Эфесский………………………………………..…….……
4.4 Элейская школа………………………….……………………………………
А) Ксенофан
Б) Мелисс
4.5 Пифагорейская школа..……………………………………………………………
А) Пифагор
Б) Эмпедокл
4.6 Древнегреческие атомисты…………………………………………………………
А) Левкипп
Б) Демокрит
5. Заключение……………………………………………………
6. Список литературы……………………………………………………
Космоцентризм – это философское объяснение мира через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил, согласно которому всё существующее зависит от космоса и осуществляется в космических циклах.
На протяжении VI-IV веков до нашей эры в Греции происходил бурный расцвет культуры и философии. За этот период были созданы новое мышление, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается никто не знает. Одни греческие философы (натурфилософы) считают, что основой вещей является чувственно воспринимаемые элементы: кислород, огонь, вода, земля и определенное вещество - алейрон; другие (пифагорейцы) - математические атомы; третьи (элеаты) усматривали основу мира в едином, незримом бытии; четвертые (Демокрит) считали такой основой неделимые атомы; пятые (школа Платона) придерживались мнения, что земной шар- лишь тень, результат воплощения царства чистой мысли.
Разумеется, все эти философские направления были во многих отношениях наивными и противоречивыми друг другу. Не порвав еще до конца с мифологией, они отводили Богам, сверхъестественным силам второстепенное, а то и третьестепенное место, пытались познать мир из него самого.
Для обозначения первоосновы, первопринципа, из которого возникает все остальное, в греческой философии употреблялись два термина: «СТОЙХЕОН», означающий элемент, ядро, основу, и «АРХЭ», означающий первоматерию, исходное состояние вещей, древнейшую форму в историческом смысле слова.
2.Характерные
черты античной философии:
1. Античная философия синкретична, это означает, что для нее характерна
большая слитность, нерасчлененность
важнейших проблем, чем для последующих
видов философствования. В современной
философии проводится обстоятельное расчленение
мира, например, на мир человека и мир природы,
для каждого из этих двух миров характерны
свои черты. Античный же философ, как правило,
распространял этические категории на
весь Космос. Окружающий мир или Природа
понималась как упорядоченное единое
целое, как гармоничное, закономерно устроенное
целое, то есть Космос – духовное начало,
мировой разум (Логос). Человек же понимался
как подобие Космоса, как гармонично вписанный
в Космос элемент. Человек – микрокосм,
он обладает духовным фактором – разумом,
который во многих учениях понимался как
частица мирвого разума (Логоса).
2.Античная философия космоцентрична:
ее горизонты всегда охватывают весь Космос,
в том числе и мир человека. Понимание
космоса находится в центре понимания
мира. Это означает, что именно античные
философы выработали самые универсальные
категории. Современный же философ, как
правило, занимается разработкой «узких»
проблем, например проблемы времени, избегая
рассуждений о Космосе в целом. Аристотель
понимал Душу, как движущее начало, но
утверждал, что сама Душа не может двигаться.
Душа есть причина как, то, откуда движение,
как цель и как сущность одушевленных
тел. Душа есть суть бытия и форма естественного
тела, которое в самом себе имеет начало
движения и покоя.
3.Античная философия исходит из Космоса, чувственного и умопостигаемого. В этом смысле она в отличие от средневековой философии не теоцентрична, т.е. не ставит на первое место представление о Боге. Впрочем, Космос в античной философии часто считается абсолютным божеством.
4.Античная философия многого достигла на понятийном уровне – концепция идей Платона, понятие формы (Эйдоса) Аристотеля, понятие смысла слова (лектона) у стоиков. Однако она почти не знает законов. Логика античности – это преимущественно логика общих имен, понятий.
5.Обращает на себя внимание поразительное умение античных философов находить ответы на кардинальные вопросы бытия. Античная философия по-настоящему функциональна, она призвана помочь людям в их жизни.
Античная философия
3. В историческом плане античную философию можно разделить на пять периодов:
1)Натуралистический
период, где основное внимание уделялось
проблемам природы (фюзиса) и Космоса (Досократики)
4)Период эллинистических
школ (стоики, эпикурейцы, скептики),
занятых моральным обустройством людей.
Для обозначения первоосновы, первопринципа, из которого возникает все остальное, в греческой философии употреблялись два термина: СТОЙХЕЙОН, означающий элемент, ядро, основу в логическом смысле слова, и АРХЭ, означающий первоматерию, праматерью, исходное состояние вещей, древнейшую форму в историческом смысле слова.
4.Основные философы и школы досократовской
философии
4.1. Общее понятие досократических философских школ.
Первые, досократические философские школы Древней Греции возникли в VII – V вв. до н.э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления.
К наиболее известным ранним философским школам Древней Греции относятся:
1)милетская школа;
2) школа Гераклита Эфесского;
3) школа пифагорейцев;
4)атомисты;
5)элейская школа.
Характерными чертами досократических философских школ являлись:
1)ярко выраженный
2)повышенное внимание к
3)поиск первоначала,
4)гилозоизм (одушевление
5)доктринерский (
Для ранних натурфилософов характерна особого рода стихийная диалектика мышления. Они рассматривают космос как непрерывно изменяющееся целое, в котором неизменное первоначало предстаёт в различных формах, испытывая всевозможные превращения. Особенно ярко представлена диалектика у Гераклита, согласно которому всё сущее надо мыслить как подвижное единство и борьбу противоположностей; не случайно Гераклит считал первоначалом огонь: огненная стихия - самая динамичная и подвижная среди элементов космоса. Однако диалектика натурфилософов, как и всё их мышление, ещё не свободна от образно-метафорической формы, в ней логическая обработка понятий ещё не заняла сколько-нибудь заметного места.
Освобождение от метафоричности мышления, характерной для ранних натурфилософов, предполагало переход от знания, обременённого чувственными образами, к знанию интеллектуальному, оперирующему понятиями. Одним из важных этапов такого перехода для греков было учение пифагорейцев (получивших это имя от главы школы - Пифагора, жившего во второй половине VI века до нашей эры), которые считали началом всего сущего число, а также учение элеатов - Ксенофана, Парменида, Зенона (конец VI - начало VII века до нашей эры), вычленивших понятия бытия как такового.
4.2 Милетская школа
Милетская школа известна как первая философская школа. В ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего.
На первом месте здесь
стоит вопрос о сущности мира. И
хотя отдельные представители
Первый из ионических философов - Фалес из Милета – жил приблизительно в 640-562 гг. до нашей эры. Разносторонние познания Фалеса (в области астрономии, геометрии, арифметики) имели определенное влияние на развитие его философского мышления. Так, например, геометрия в то время была настолько развитой наукой, что являлась определенной основой научной абстракции. Именно это и повлияло на взгляды Фалеса, направленные на постижение сущности мира.
Основой всего сущего Фалес считал воду. Эта мысль появляется уже в дофилософской космогонии. Однако подход Фалеса полностью от нее отличен. Воду он понимал не как конкретную форму или персонификацию мифологической силы, а как аморфное, текущее сосредоточение материи. При этом «вода» Фалеса означает основополагающий принцип как в смысле «стойхейон», так и в смысле «архе». Аристотель, излагая учение Фалеса, употреблял два выражения: вода как элемент материи, стихия природы и вода как первооснова, общее, субстрат всех вещей, первоначало, видоизменения которого и дают различные состояния. Все остальное возникает путем «сгущения» или «разрежения» этой первоматерии. Все существующее разнообразие вещей Фалес рассматривал как проявление этого единого, вечного начала. Он утверждал, что все вещи возникают из воды и, разрушаясь, вновь превращаются в воду.
Другим выдающимся милетским философом был Анаксимандр (611-546 гг. до нашей эры).
Подобно Фалесу, он стихийно тяготел к материализму. Также как Фалес, Анаксимандр ставил вопрос о начале мира. Он утверждал, что «первоначалом и основой является беспредельное и не определял его ни как воздух, ни как воду, ни как что-либо иное. Он учил, что части изменяются, целое же остается неизменным.
Фалес относил все материальное разнообразие мира к воде, Анаксимандр же уходит от этой материальной определенности.У Анаксимандра встречается проблематика, которую Фалес лишь абстрактно обозначает, - проблематика возникновения и формирования жизни. Способность жизни приписывается здесь непосредственно определенному виду материи. Кроме того, Анаксимандр к естественному ряду развития животных относит и человека.
Третьим выдающимся милетским философом является Анаксимен (585-524 гг. до нашей эры).
В определенном смысле Анаксимен укрепил и завершил тенденцию стихийного древнегреческого материализма поисков естественных причин явлений и вещей. Он первоосновой мира полагает определенный вид материи. Такой материей он считает неограниченный, бесконечный, имеющий неопределенную форму воздух. По Анаксимену, разряжение воздуха приводит к возникновению огня, а сгущение вызывает ветры - тучи - воду - землю -камни. При этом сгущение и разряжение понимаются здесь как основные, взаимно противоположные процессы, участвующие в образовании различных состояний материи. Естественное объяснение возникновения и развития мира Анаксимен распространяет и на объяснение происхождения богов.
Анаксимен впервые вводит понятие взаимного отношения праматерии и движения. Воздух как праматерия, согласно его взглядам, «постоянное колеблется, ибо если бы он не двигался, то и не менялся бы настолько, насколько он изменяется».
4.3 Гераклит Эфесский
С именем Гераклита из Эфеса (540-480 гг. до нашей эры) связано возникновение еще одной сильной философской школы Древней Греции. Сохранилось около 130 фрагментов из труда Гераклита, который, согласно одним источникам, назывался «О природе», согласно другим - «Музы».
Гераклит объяснял естественным
образом такие природные
Информация о работе Космоцентризм как основа философии Древней Греции