Кратко о сущности конфуцианства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 08:06, доклад

Описание работы

Конфуций считается первым китайским философом. Жил он в 551 - 479 годах до нашей эры. Настоящее его имя Кун Фу-цзы (учитель Кун). А Конфуций - это латинизированная версия. Позднее его жизнеописание было сильно обогащено легендами. Но известно точно, что сначала он был низшим чиновником в государстве Лу. Позднее много лет странствовал по государствам Восточного Китая. Конец жизни своей Конфуций посвятил ученикам, их обучению. Так же занимался упорядочением и систематизацией некоторых классических книг - цзин. Во время правления разных династий Конфуций, то подвергался гонениям и должен был скрываться (Цинь), то приобретал большой авторитет и почти обожествление.

Файлы: 1 файл

Конфуцианство (кратко).docx

— 22.04 Кб (Скачать файл)

Конфуцианство

Основные положения конфуцианства  были разработаны философом Кун-цзы (Кун Фу-цзы (孔夫子Kǒngfūzǐ - Учитель [из рода/по фамилии] Кун) - отсюда и латинизированное Confucius - Конфуций, 551 - 479 гг. до н. э.) и изложены в его трактате Лунь юй (论语lún yǔ) (Беседы и суждения). Затем идеи Конфуция были развиты и дополнены его последователями.

Первым этапом становления конфуцианства была деятельность самого Конфуция, который тоже принадлежал к сословию «ученых книжников». Его учение отличалось своей социально-политической направленностью. Прежде всего, оно призывало к гармонизации общественного строя и к укреплению сложившихся форм государственного управления путём строгого соблюдения древних традиций и определённых принципов взаимоотношений между людьми в семье и обществе.

Конфуций считается первым китайским философом. Жил он в 551 - 479 годах до нашей эры. Настоящее  его имя Кун Фу-цзы (учитель Кун). А Конфуций - это латинизированная версия. Позднее его жизнеописание было сильно обогащено легендами. Но известно точно, что сначала он был низшим чиновником в государстве Лу. Позднее много лет странствовал по государствам Восточного Китая. Конец жизни своей Конфуций посвятил ученикам, их обучению. Так же занимался упорядочением и систематизацией некоторых классических книг - цзин. Во время правления разных династий Конфуций, то подвергался гонениям и должен был скрываться (Цинь), то приобретал большой авторитет и почти обожествление. Вплоть до новейшего времени почитался мудрецом и первым учителем. Мысли Конфуция сохранились в форме его бесед с учениками. Записи изречений Конфуция и его учеников в книге "Беседы и суждения" являются наиболее надёжным источником для исследования его воззрений. 

Концепции Конфуцианства

Исходным положением конфуцианства является концепция «Неба» (天tian1) и «небесного веления» (приказа, т. е. судьбы). Небо - это часть природы, но вместе с тем и высшая духовная сила, которая определяет саму природу и человека («Жизнь и смерть определяется судьбой, богатство и знатность зависят от Неба»). Человек, наделенный Небом определенными этическими качествами, должен поступать в согласии с ними и с высшим моральным законом (Дао), а также совершенствовать эти качества посредством образования.

Целью самосовершенствования является достижение уровня «благородного мужа» (君子jun1zi3) - этот уровень не зависит от социального происхождения, а достигается благодаря воспитанию в себе высоких нравственных качеств и культуры. «Благородный муж» должен прежде всего обладать Жэнь (仁ren2) - гуманностью, человечностью и любовью к людям. В основе Жэнь лежит принцип «чего не желаешь себе, того не делай другим». Внешне Жэнь проявляется в справедливом отношении к окружающим, в верности, наличии чувства долга и искренности.

Особое место в учении Конфуция занимает концепция Сяо (孝xiao4) - сыновней почтительности, уважения к родителям и к старшим вообще. Сяо считается не только основой Жэнь и связанных с ним добродетелей, но и самым эффективным методом управления страной (страна - это большая семья).

Немалое значение придается и Юе (乐yue4) - музыке, как лучшему средству изменения плохих нравов и обычаев, а главенствующая роль отводится Ли («этикету» 礼 li3) - правилам благопристойности, регулирующим поведение человека в разных жизненных ситуациях.

Основой учения о четком иерархическом  разделении обязанностей в обществе, а также о правильном понимании  вещей и их применении стала концепция Чжэн мин (正名 zhèngmíng) – «исправления имен», т. е. приведения вещей в соответствие с их названием.

На базе этих философских  положений Конфуций развивал свои политические концепции, выступая за строгое, четкое, иерархическое разделение обязанностей между членами общества, образцом для которого должна служить семья. Эта идея была выражена Конфуцием в его знаменитом изречении: «Правитель должен быть правителем, а подданный - подданным; отец - отцом, а сын – сыном». При этом правитель призывался управлять народом не столько на основе законов и наказаний, сколько примером личной добродетели и высоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременяя народ тяжёлыми налогами и повинностями.

Конфуций нередко допускал критику отдельных правителей и  противопоставлял им «мудрых» и «добродетельных» государей отдалённых времён ! Социальному неустройству современного ему общества Конфуций противопоставлял идеальное общество да тун (大同 dàtóng) («великого единения»), которое якобы существовало в первые годы правления династии Чжоу (1027-256 гг. до н. э.). Начало эпохи Чжоу Конфуций считал «золотым веком», когда не было войн и распрей, царили всеобщее равенство и подлинная забота государей о народе. На возрождение этого «золотого века» и были направлена вся философская система Конфуция.

Этико-государственное учение Конфуция на протяжении многих веков  оказывает значительнейшее влияние  на развитие и жизненные устои  Китая. Конфуцианство не является цельным  учением. Его отдельные элементы тесно связаны с развитием  древнего и средневекового китайского общества. Это учение помогало образовывать и консервировать , при этом создавая деспотическое централизованное государство. Конфуцианство сосредоточивается на этических правилах, социальных нормах и регулировании управления, при формировании которых оно было консервативным. Конфуций сам о себе говорил так: «Излагаю старое и не создаю нового». Характерным для этого учения было ещё то, что вопросы онтологического характера были в нём второстепенными. Изначальное значение понятия порядок как нормы конкретных отношений, действий и прав и обязанностей Конфуций поднимает до уровня образцовой идеи. В его социальной этике личность является личностью не для себя, а для общества. Порядок – это этическая категория, которая включает правила внешнего поведения – этикет. Человек должен точно исполнять свои обязанности. Такое исполнение функций на основе порядка приводит к проявлению человечности. 

Конфуцианство проникло во все  поры общественной жизни и определяло нормы морали, семейные и общественные традиции, научную и философскую  мысль, выработав определённые стереотипы в сознании народа, в особенности среди просвещенных слоев общества.

В разные эпохи при разных правителях Конфуцианство, то подвергалось критике, то претендовало на место религии, изменялось, дополнялось, последователи конфуцианской традиции и сторонники подвергались гонениям со стороны властей, а в другие времена призывались на помощь в управлении государством и распространении конфуцианства на всей территории государства.

Так продолжалось до 1919 г., когда  во время движения «Четвертого мая» наряду с общественно-политической борьбой были выдвинуты требования заменить старую конфуцианскую культуру новой, демократической и более передовой. Буржуазные преобразования в Китае нанесли конфуцианской идеологии и традициям сильный удар, но тем не менее конфуцианство продолжало и продолжает играть значительную роль в культурной и общественной жизни страны.

 

 

 


Информация о работе Кратко о сущности конфуцианства