Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 08:06, доклад
Конфуций считается первым китайским философом. Жил он в 551 - 479 годах до нашей эры. Настоящее его имя Кун Фу-цзы (учитель Кун). А Конфуций - это латинизированная версия. Позднее его жизнеописание было сильно обогащено легендами. Но известно точно, что сначала он был низшим чиновником в государстве Лу. Позднее много лет странствовал по государствам Восточного Китая. Конец жизни своей Конфуций посвятил ученикам, их обучению. Так же занимался упорядочением и систематизацией некоторых классических книг - цзин. Во время правления разных династий Конфуций, то подвергался гонениям и должен был скрываться (Цинь), то приобретал большой авторитет и почти обожествление.
Конфуцианство
Основные положения
Первым этапом становления конфуцианства была деятельность самого Конфуция, который тоже принадлежал к сословию «ученых книжников». Его учение отличалось своей социально-политической направленностью. Прежде всего, оно призывало к гармонизации общественного строя и к укреплению сложившихся форм государственного управления путём строгого соблюдения древних традиций и определённых принципов взаимоотношений между людьми в семье и обществе.
Конфуций считается первым китайским философом. Жил он в 551 - 479 годах до нашей эры. Настоящее его имя Кун Фу-цзы (учитель Кун). А Конфуций - это латинизированная версия. Позднее его жизнеописание было сильно обогащено легендами. Но известно точно, что сначала он был низшим чиновником в государстве Лу. Позднее много лет странствовал по государствам Восточного Китая. Конец жизни своей Конфуций посвятил ученикам, их обучению. Так же занимался упорядочением и систематизацией некоторых классических книг - цзин. Во время правления разных династий Конфуций, то подвергался гонениям и должен был скрываться (Цинь), то приобретал большой авторитет и почти обожествление. Вплоть до новейшего времени почитался мудрецом и первым учителем. Мысли Конфуция сохранились в форме его бесед с учениками. Записи изречений Конфуция и его учеников в книге "Беседы и суждения" являются наиболее надёжным источником для исследования его воззрений.
Концепции Конфуцианства
Исходным положением конфуцианс
Целью самосовершенствования является достижение уровня «благородного мужа» (君子jun1zi3) - этот уровень не зависит от социального происхождения, а достигается благодаря воспитанию в себе высоких нравственных качеств и культуры. «Благородный муж» должен прежде всего обладать Жэнь (仁ren2) - гуманностью, человечностью и любовью к людям. В основе Жэнь лежит принцип «чего не желаешь себе, того не делай другим». Внешне Жэнь проявляется в справедливом отношении к окружающим, в верности, наличии чувства долга и искренности.
Особое место в учении Конфуция занимает концепция Сяо (孝xiao4) - сыновней почтительности, уважения к родителям и к старшим вообще. Сяо считается не только основой Жэнь и связанных с ним добродетелей, но и самым эффективным методом управления страной (страна - это большая семья).
Немалое значение придается и Юе (乐yue4) - музыке, как лучшему средству изменения плохих нравов и обычаев, а главенствующая роль отводится Ли («этикету» 礼 li3) - правилам благопристойности, регулирующим поведение человека в разных жизненных ситуациях.
Основой учения о четком иерархическом разделении обязанностей в обществе, а также о правильном понимании вещей и их применении стала концепция Чжэн мин (正名 zhèngmíng) – «исправления имен», т. е. приведения вещей в соответствие с их названием.
На базе этих философских положений Конфуций развивал свои политические концепции, выступая за строгое, четкое, иерархическое разделение обязанностей между членами общества, образцом для которого должна служить семья. Эта идея была выражена Конфуцием в его знаменитом изречении: «Правитель должен быть правителем, а подданный - подданным; отец - отцом, а сын – сыном». При этом правитель призывался управлять народом не столько на основе законов и наказаний, сколько примером личной добродетели и высоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременяя народ тяжёлыми налогами и повинностями.
Конфуций нередко допускал критику отдельных правителей и противопоставлял им «мудрых» и «добродетельных» государей отдалённых времён ! Социальному неустройству современного ему общества Конфуций противопоставлял идеальное общество да тун (大同 dàtóng) («великого единения»), которое якобы существовало в первые годы правления династии Чжоу (1027-256 гг. до н. э.). Начало эпохи Чжоу Конфуций считал «золотым веком», когда не было войн и распрей, царили всеобщее равенство и подлинная забота государей о народе. На возрождение этого «золотого века» и были направлена вся философская система Конфуция.
Этико-государственное учение
Конфуция на протяжении многих веков
оказывает значительнейшее
Конфуцианство проникло во все поры общественной жизни и определяло нормы морали, семейные и общественные традиции, научную и философскую мысль, выработав определённые стереотипы в сознании народа, в особенности среди просвещенных слоев общества.
В разные эпохи при разных правителях Конфуцианство, то подвергалось критике, то претендовало на место религии, изменялось, дополнялось, последователи конфуцианской традиции и сторонники подвергались гонениям со стороны властей, а в другие времена призывались на помощь в управлении государством и распространении конфуцианства на всей территории государства.
Так продолжалось до 1919 г., когда во время движения «Четвертого мая» наряду с общественно-политической борьбой были выдвинуты требования заменить старую конфуцианскую культуру новой, демократической и более передовой. Буржуазные преобразования в Китае нанесли конфуцианской идеологии и традициям сильный удар, но тем не менее конфуцианство продолжало и продолжает играть значительную роль в культурной и общественной жизни страны.