Культура, ее ценности и нормы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 20:33, реферат

Описание работы

Термин «культура» (от лат. сultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) указывает на то, что первоначально под культурой понималось целенаправленное воздействие на природу: возделывание (культивирование) почвы, а также воспитание человека. В римской империи, а затем и в эпоху средневековья понятие культуры ассоциировалось с городским укладом жизни и связанными с ним благами цивилизации.

Содержание работы

Культура как предмет философии
Ценности и нормы как неотъемлемый фундамент культуры
Знак и символ в культуре
Список литературы

Файлы: 1 файл

философия реферат.docx

— 44.37 Кб (Скачать файл)

Г. П. Выжлецов выделяет уровни культуры:

1. На низшем уровне, ценности жизни и культуры воспринимаются и существуют как значимости. И поступки, действия, выбор поведения человека определяются тем, что является значимым, полезным, разумным для него. Нормы моральные, правила поведения, существующие в обществе, могут соблюдаться как внешние, потому что они полезны в житейских ситуациях.

2. На втором уровне, уровне специализированной культуры. Социальные нормы поведения, отношений, на этом уровне могут быть усвоены, пережиты внутренне, и доминировать над пользой. Поэтому в поведении срабатывает принцип: поступай как нужно, как должно, а не так, как выгодно и удобно. Более того, к норме на этом уровне может добавляться и желаемое, когда человек живет и действует, выбирает ценности в соответствии с идеалами, задаваемыми сферой его духовных интересов (наука, искусство, религия и т. д.). Ограниченность второго уровня культуры проявляется, однако, в том, что эти внутренние нормы должного, эти идеалы, утверждаемые порой даже ценой собственной жизни духовные ценности, - могут оказываться самодовлеющими, высшими в отношении к ценности другого человека, к ценностям других людей, этносов и культур.

3.  На третьем уровне, уровне полноценной культуры, высшая ценность - это другой человек. На этом уровне вся разумность отношений и поведения, все нормы взаимоотношений и поступков, все намерения и идеалы, - все это выражает человечность отношения к миру, стремление к целостной очеловеченности бытия. На этом уровне над материей, над социумом, над практичностью бытия торжествует дух.  

Культура в ее аксиологическом срезе и может пониматься, как “проникновение духа в социум и природу” (Г. П. Выжлецов), как степень одухотворения социальных и природных отношений. Она представляет собой меру очеловеченности, гуманности этих отношений. В каждой конкретной культуре, даже в каждой жизненной ситуации, отношения эти воссоздаются оригинально, или даже творятся заново. В этом их уникальность, неповторимость. Но в любом случае добро остается добром, а любовь - любовью, и поэтому они - универсальны, всеобщи, и не случайно считаются общечеловеческими ценностями, реализуясь по-разному в разные периоды, в разных сферах жизни.  

Среди ценностей человеческого бытия и культуры, при всем их разнообразии чаще всего выделяются три или четыре высших, центральных: Вера (или Бог), Добро, Красота, и, не всегда, Истина (иногда еще Свобода). Причем, в духовной жизни людей действительно достаточно отчетливо проявлены религиозная, нравственная, эстетическая (и художественная), а также познавательная составляющие. В целостной культуре обнаруживаются как бы ее разные стороны, грани. В отдельные исторические периоды (или у отдельных групп населения) может доминировать что-то одно. Скажем, в Средневековой Европе на вершине иерархии ценностей был Бог, в котором воплощались (и с которым соотносились) все другие ценности: и Добро, и Красота, и Истина. А, например, в Советском Союзе, пытались обойтись без религиозной веры, без Бога, считая веру в него проявлением бескультурья. Во всяком случае, реальное бытие культуры и ее ценностей - по-разному высвечивается и оценивается, смотря по тому, о какой именно грани ее, и в каком контексте, мы говорим. Есть привычные выражения, такие как: религиозная культура, нравственная культура, эстетическая и художественная культура, умственная, физическая культура и т. д.

  Культурная жизнь без ценностей невозможна, так как они придают обществу необходимую степень порядка и предсказуемости. Через систему ценностей, накопившихся в культуре, осуществляется регуляция человеческой деятельности.

  По мнению П. А. Сорокина, именно ценность служит фундаментом всякой культуры. В зависимости от того, какая ценность доминирует, он делит все культурные сверхсистемы на 3 типа:

- идеационный;

- чувственный;

- идеалистический.

  Если преобладает идеационная культура, то высшей ценностью в ней становятся Бог и Вера, а к чувственному миру, его богатствам, радостям и ценностям формируется безразличное или отрицательное отношение.

  В чувственной культуре преобладает ценность чувств. Смысл имеет только то, что мы видим, слышим, осязаем. Формирование ее начинается в XVI в. и достигает своего апогея к середине XX в. Ценности религии, морали, другие ценности идеационной культуры приобретают относительный характер: они либо отрицаются, либо к ним совершенно равнодушны. В такой культуре познание становится эквивалентом эмпирического знания, представленного естественными науками; они вытесняют религию, теологию и даже философию.

  Идеалистическая система культуры, по мнению П. А. Сорокина, – промежуточная между идеационной и чувственной. Ее ценности – это ценности разума, рационализирующего объективную реальность, которая отчасти сверхчувственна, а отчасти чувственна.

   В обыденном сознании понятие «ценность», как правило, ассоциируется с оцениванием предметов человеческой деятельности и общественных отношений с точки зрения добра и зла, истины и лжи, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого и т. д. При этом оценивание происходит с позиции своей культуры, следовательно, собственная система ценностей и воспринимается как «подлинная», как точка отчета

  Ценности и нормы взаимозависимы. Ценности обусловливают существование  и применение норм, оправдывают и придают им    смысл. Жизнь человека – ценность, а её охрана – норма. Ребенок – ценность, обязанность родителей всячески заботиться о нем – социальная норма. В свою очередь особо  значимые нормы становятся ценностями. В статусе идеала или эталона культурные нормы – ценности, особо уважаемые и почитаемые представлениями о том, как должен быть устроен мир и каким должен быть человек.

  Культурные нормы выполняют в обществе очень важные функции. Они являются обязанностями и указывают меру необходимости в человеческих поступках; служат ожиданиями в отношении будущего поступка; контролируют отклоняющееся поведение.

  Ценности можно разделить  на следующие группы:

- смысложизненные (представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни);

- витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, семья и т. д.);

- общественного признания (трудолюбие, социальное положение и т. д.);

- межличностного общения (честность, бескорыстие, доброжелательность);

- демократические (свободы слова, совести, партий, национальный суверенитет и т. д.);

 -утилитаристские (стремление к материальному богатству, личный успех, предприим-чивость, поиск сферы приложения своих сил и способностей и т. д.).

  Нормы отличаются также друг от друга по условию обязательности выполнения, по степени свободы их выбора в определенной ситуации: существуют нормы, обязательность которых признается однозначно, и контроль за их исполнением включает в себя систему жестких санкций (нормы права, нормы техники, безопасности и т. д.). В других случаях допускается вариативность поведения, и в этом случае происходит его относительное свободное регулирование (уличная среда, домашняя обстановка).

  Исторически первыми культурными нормами были нормы обычаев. Нормы обычаев — это правила поведения, которые в результате многократного более или менее длительного применения входят в привычку людей и таким образом регулируют их поведение. В своей основе обычаи представляют одобренный обществом массовый образец поведения людей, который рекомендуется выполнять. «Поступай так, как поступают другие» — основное правило обычая.

  С обычаем тесно связаны традиции. Традиции — это исторически сложившиеся элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение, сохраняющиеся в определенном сообществе в течение длительного времени. Без сомнения, в основе традиций лежат обычаи. Главное отличие традиции от обычаев состоит в том, что через понятия «традиция» отражается вертикальный срез культуры — вертикальная ось времени, то, что существовало в прошлом, существует в настоящем и, вероятнее всего, сохранится в будущем.

  Таким образом, под традицией следует прежде всего понимать механизм воспроизводства, процесс передачи (трансляции) из поколе­ния в поколение культурных норм и форм (языка, обычаев, ценностей и т. д.). Наряду с обычаями традиции обеспечивают преемственность в общественном развитии, бережное отношение к социальному опыту, культурному наследию.

  Ценности как на уровне личности, так и на уровне социума, обнажаются в ситуации кризиса (индивидуального или группового – смерть, пожар, бедствие) или конфликта (семейного, военного, социального, политического и т. п.). Э. Дюркгейм ввел понятие «аномии», обозначающее состояние ценностно-нормативного вакуума, характерного для переходных и кризисных периодов и состояний в развитии общества, когда старые социальные нормы и ценности перестают действовать, а новые еще не установились.

  Япония оказалась, может быть, единственным исключением в современном мире, где дух целостного мировосприятия, сформировавшийся в неспешном Средневековье и отразившийся в традиционном художественном творчестве, не оказался вытесненным научно-технической революцией и массовой культурой.

  Между тем ценности любой культуры невозможно изменить ни доказательствами их несостоятельности, ни демонстрацией более привлекательных ценностей. «Мутация» ценностей происходит сравнительно медленно даже при целенаправленном мощном воздействии, а исчезают они только вместе с исчезновением самой культуры.

 

  1. «Знак» и «символ» в культуре

  Как известно, культура, начинаясь с организации, порядка, ритуала, упорядочивает (структурирует) окружающий человека мир. Когда речь идет о символах, о знаках, всегда возникает вопрос: знак – чего, символ – чего? Этот вопрос означает, что раскрыть смысл этих понятий можно лишь в том случае, если анализировать их отношение к чему-то третьему, к оригиналу, который может не иметь (и чаще всего не имеет) ничего общего по физическим, химическим и иным свойствам с носителем отражения.  Человеческая культура начинается там и тогда, где и когда появляется способность сознания к символизации.

  Знак – это материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве объективного заместителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний).

  Символ – одно из самых многозначных понятий в культуре. Изначальный смысл этого слова – удостоверение личности, которым служил simbolon – половинка черепка, бывшая гостевой табличкой. Символ в культуре – универсальная, многозначная категория, раскрывающаяся через сопоставление предметного образа и глубинного смысла. Переходя в символ, образ становится «прозрачным», смысл как бы просвечивает сквозь него. выражений с двойным смыслом составляет собственно герменевтическое поле».

  Повседневная жизнь человека наполнена символами и знаками, которые регулируют его поведение, что-то разрешая или запрещая, олицетворяя и наполняя смыслом. В символах и знаках проявляется как внешнее «я» человека, так и внутреннее «я», бессознательное, данное ему от природы. К. Леви-Стросс утверждал, что нашел путь от символов и знаков к бессознательной структуре разума и, следовательно, к структуре Вселенной. Единство человека и Вселенной – одна из самых древних и загадочных тем в культуре.

  Приближение к загадке, однако, лишь увеличивает ее таинственность. Но это ощущение таинственности и есть «самое прекрасное и глубокое переживание, выпадающее на долю человека». Это переживание, по мнению А. Эйнштейна, – лежит в основе религии и всех наиболее глубоких тенденций в искусстве и науке. Тот, кто не испытал этого ощущения, кажется ему «если не мертвецом, то во всяком случае слепым». Загадочны цвет, звук, слово, число, загадочно то, что они отражают – явления природы и человеческого сознания.

Смыслы, коды и универсалии культуры

  Смыслы культуры – это то содержание, которое не может быть выражено непосредственно и однозначно. Смысл может быть понят как то, что обеспечивает всеобщее сцепление значений знаков данного языка. Смыслы имеют несколько уровней:

1) самым поверхностным  уровнем смысла является так  называемый здравый смысл. Этот  смысл уже проявившийся на  уровне сознания, рационализированный  и общепринятый. Он совпадает  со значением и выражается  словесным (вербальным) способом;

2) самым глубинным уровнем  смысла является непроявленное  содержание, связующее человека  с миром ценностей, законов, образцов  поведения данной культуры. Если  все феномены культуры рассматривать  как факты коммуникации, как сообщения, то понять их можно лишь  в соотнесении с каким-то посредником, потому что связь знаковых  систем с отражаемой ими реальностью  не является непосредственной. Поэтому  и необходима система особых  смыслоразличимых признаков –  кодов культуры.

  Само понятие «код» появилось впервые в технике связи (телеграфный код, код Морзе), под которым понимается совокупность знаков и система определенных правил, при помощи которых информация может быть представлена в виде набора этих знаков для передачи, обработки и хранения.

  Код – модель правила формирования ряда конкретных сообщений. Все коды могут быть сопоставлены между собой на базе общего кода, более простого и всеобъемлющего. Сообщения, культурный текст могут открываться разным прочтениям в зависимости от используемого кода. Код позволяет проникнуть на смысловой уровень культуры, без знания кода культурный текст окажется закрытым, непонятным, невоспринятым. Человек будет видеть систему знаков, а не систему значений и смыслов.

Основной код культуры должен обладать следующими характеристиками:

1) самодостаточностью для  производства, передачи и сохранения  человеческой культуры;

2) открытостью к изменениям;

3) универсальностью.

  В доолимпийских культурах важнейшим культурным кодом выступала система имен. Для первобытного человека действия с предметами были равносильны действиям со словами, а потому имя составляло существенную часть его самого. В его представлении личные имена необходимо сберегать и хранить в тайне, поскольку враг может магическим путем воздействовать на него через имя. Весьма распространенным было явление, когда каждый мужчина, женщина или ребенок племени, кроме имени, которое употреблялось в житейском обиходе, имели еще и тайные имена, известные старейшинам и посвященным. Тот же обычай сохранился и в более поздние времена, например, в Древнем Египте. У египтян было два имени: истинное (или большое) и доброе (или малое). Первое хранилось в глубочайшей тайне, второе было известно всем.

Информация о работе Культура, ее ценности и нормы