Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 05:42, реферат
Главные мысли, высказанные рaзличными теоретиками по поводу взаимодействия природы и культуры, можно в общем виде свести к следующим положениям:
- природа божественна и дoлжна представлять собой предмет восхищения и созерцания, культура же в таковом созерцании и заключена;
- прирoда и культура – единое целое, и деятельность человека "окультуривает", упорядочивает естественную среду;
- прирoда существует для человека, который на ее основе создал вокруг себя "вторую природу";
- прирoда и культура – антагонисты, и человек, вторгаясь в мир природы, губит и себя, и природу
Стр.
Введение …………………………………………………………………
3
1. Проблема взаимоотношения культуры и природы………..………………………………………………………….
4
1.1. Определение понятий "культура" и "природа"…………………………………………………………………
1.2. Взгляды мыслителей на проблему взаимодействия культуры и природы…………………………………………………………………..
1.3. Подход Л.Н.Гумилева в отношении взаимозависимости культуры и природы…………………………………………………….
2. Природа и восточная культура………………………………………
3. Природа и западная культура………………………………………..
4
6
9
13
15
Заключение ………………………………………………………………
19
Список литературы ……………………………………………………..
С времен постановки проблемы преодоления экологического кризиса предлагались самые разные пути его разрешения, начиная от регулировки потребления ресурсов, контроля за выбросами в окружающую среду производственных отходов и кончая идеями о выработке у специалистов нового времени особых человеческих качеств, не позволяющих человеку быть расточительным по отношению к природе.
Мы должны заметить лишь одно: спасением природы может стать только культура, но не та, европейская, расчленяющая мир, а новая культура человечества, вполне осознавшая ценность самого мира, в котором существовало и существует человечество.
Заключение
Таким образом, природа является не только местом развертывания культуры, объектом, на который направлена деятельность человека, но и условием возникновения, становления и развития культуры, обуславливая виды и формы человеческой деятельности, мировоззрение человека и систему его отношений с миром. Понятие "культура" уже в древности оказалось прочно связанным с представлениями об особенностях человеческой деятельности. Римляне выделили ее как нечто, отличающееся от природного состояния мира. В Греции различные аналогичные понятия прочно связали культуру с особыми качествами самого человека и противопоставили "культурному человеку" не "природного человека", а варвара, дикаря, исходя из представления о культуре как о воспитанности и образованности.
Восточная культура воспринимает природу как целостный, нерасчленимый мир, в котором любое действие человека не совершается им только по собственной воле, но зависит и от природных, космических факторов. Поэтому человек не должен быть агрессивным пользователем: он – часть этого мира. Этот взгляд лежит в основе восточного мировоззрения и, принимая каждое явление как равноценную и значимую часть Вселенной, не провоцирует активного вмешательства в природную среду. Совсем иное отношение к природе являет собой западная культура. Европейская культура отделяет природу от единой культурной целостности, в познании природы и в воздействии на нее она ставит человека в положения покорителя, победителя природы, губя тем самым и природу, и культуру.
Во всех мыслях всех времен и народов
человек рассматривается как
единственный создатель и носитель
культуры. Но не следует человеку бесцеремонно
и разрушающим образом
Е.В. Попова. – М.: ВЛАДОС 1996. – 336 с.