Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 21:27, контрольная работа
Культура имеет исключительно сложную и неоднородную структуру. В ней можно выделить самые разные аспекты и измерения: универсальные, региональные, расовые, национально-этнические, лингвистические, классово-групповые, половозрастные и т. д. Все они так или иначе обусловливают характер и особенности каждой культуры.
До недавнего времени во взглядах на культуру большое значение имел расовый фактор. Представления об изначальном неравенстве рас возникли уже в древности
Востоке, Индии, Китае). Именно с этой эпохи социальную эволюцию человечества (по крайней мере той его части, которая тем или иным образом, прямо или косвенно прошла через осевое время) никак нельзя уже рассматривать как полностью (или почти полностью) естественноисторический процесс, обусловленный (даже в конечном счете) только или почти только одними объективными материальными факторами. Сознание все в большей и большей степени начинает определять бытие
Филосо́фия исто́рии (
Философия истории: методологические
проблемы
Исходным пунктом философии
Г.В.Ф. Гегель прославился не только наукой
диалектикой, но и лекционным курсом по
философии истории, в котором в начале
XIX века впервые в западноевропейской
мысли соединил философию и историю. Им
была разработана концепция разумности
всемирно-исторического процесса - исторически
первая оценка хода истории. Гегель утверждал:
"Но единственною мыслью, которую превносит
с собой философия, является та простая
мысль разума, что разум господствует
в мире, так что, следовательно, и всемирно-исторический
процесс совершался разумно. Это убеждение
и понимание являются предпосылкой по
отношению к истории как к таковой вообще;
в самой философии это не является предпосылкой.
Путем умозрительного познания в ней доказывается,
что разум ... является как субстанцией,
так и бесконечною мощью; он является для
самого себя бесконечным содержанием
всей природной и духовной жизни, равно
как и бесконечной формой, - проявлением
этого ее содержания"(Гегель Г.В.Ф. Лекции
по философии истории. СПб., 1993. С.64.).
Интерес к философии истории в Европе
появился в эпоху Французского Просвещения.
Термин "философия истории" был введен
Вольтером и охватывал совокупность философских
рассуждений о всемирной истории без специального
философско-теоретического обоснования
их необходимости и правомерности. Развернутую
аргументацию различий между описательной
истори- ей как знанием фактов и теоретической
реконструкцией исторического процесса
осуществил Ж.-Ж.Руссо. Но еще до него Д.Вико
отделял "вечную идеальную историю",
постигаемую "новой наукой", от эмпирической
истории разных народов.
На материалистической основе философия
истории разрабатывалась К.Марксом. В
ХХ веке большой вклад в развитие данной
отрасли знания был внесен Н.А.Бердяевым,
К.Ясперсом, Р.Ароном. Одними из наиболее
известных трактовок философии истории
являются конценции А. Тойнби и У. Ростоу.
Современная философия истории - это относительно
самостоятельная область философского
знания, которая посвящена осмыслению
качественного своеобразия развития общества
в его отличии от природы. Философия истории
рассматривает несколько важнейших проблем:
направленность и смысл истории,
методологические подходы к типологизации
общества,
критерии периодизации истории,
критерии прогресса исторического процесса.
Приступая к рассмотрению этих проблем,
обратим внимание на то, что в философии
истории нет единства мнений ни по одному
из названных выше вопросов. Точки зрения
различны настолько, что скорее, они противоположны,
а не дополняют друг друга. Так, некоторые
философы признают исторические законы,
другие - их отрицают. Ряд философов считает,
что у истории есть смысл, другие же считают,
что смысла у истории нет и быть не может.
Благодаря каким движущим силам совершается
исторический процесс? И на этот вопрос
разные философы дают самые различные
ответы.
Объяснить эти противоречия можно достаточно
просто. История протекает в разное социальное
время, в различных культурах и цивилизациях,
на фоне различной географической среды,
при различеном уровне развития техники
и производи- тельных сил каждого общества.
Наконец, в разных обществах господствующими
являются разные иерархии ценностей, разные
религии, идеологии и т.п.
Но следует отметить: историческое развитие
в целом носит объективный характер, так
как жизнь людей, где бы и когда бы она
не проходила основана на необходимости
удовлетворения материальных потребностей,
то есть в любом случае, общество, на какой
бы ступени развития оно не находилось,
должно уделять значительное внимание
материальному произ- водству. Это производство
осуществляется на определенном уровне
развития производительных сил, который
достался "в наследство" от предшествующих
поколений, иначе говоря, объективно. Объективность
исторического процесса связана, таким
образом, с наличием определенных материальных
основ жизнеде- ятельности людей, с интересами,
которые они преследуют, и потребностями,
которые они должны удовлетворить.
Все люди выступают одновременно и как
субъекты, и как объекты истории. Отсюда
следует, что история не завершена, она
не имеет конца. Кроме того, она имеет не
линейный, а вариативный характер.
В чем же задача социальной философии,
как области философского знания, анализирующей
историю человечества? Современный ответ
на этот вопрос звучит следующим образом:
"среди массы фактов истории выявить
главные, определяющие и показать закономерности
и тенденции развития исторических событий
и социальных систем. При этом социальная
философия должна стремиться использовать
разнообразные теоретические модели познания,
рассматривать объект с разных сторон,
избегать теоретического догматизма
Одной из важнейших проблем философии истории является проблема содержания и направленности исторического процесса ее суть заключается в получении ответа на вопрос: меняется человеческое общество, а если \"да\", то в каком направлении и которая периодизация этих измененийя цих змін?
Эта проблема интересовала еще античных мыслителей Они выделяли три важнейших направления линейной философии истории: прогрессивный, регрессивный и циклический конце XIX - начале XX в была обос нтована так называемая нелинейная концепция исторического развития Рассмотрим эти направления более подробноадно.
Философы Средневековья, не отвергая идею, что история является направленным процессом, считали, что ее направление задано Богом
Одним из первых исследователей, который в своих трудах полно охватил проблемы направления, а также соотношение единства и разнообразия в историческом процессе, был итальянский философ Джамбатиста Возраст ко (1668-1744) В своем трактате \"Основания новой науки об общей природе наций» он показал светскую концепцию всемирной истории как исторического круговорота, единого для всех народов По мнению Вико все народы в своем развитии проходят одинаковые стадии - от первобытного варварства (\"века богов\") через феодализм (\"века героев\") до эпохи демократической республики или представительной монархии (\"век цивилизации\") Каждый цикл завершается общим кризисом и распадом данного общества По завершении цикла развитие восстанавливается и проходит те же стадии, но на более высоком уровне Да им образом, идеи Вико лежат в основе теорий цикличности в развитии культур и цивилизаций (Данилевский, Шпенглер, Тойнби цивілізацій
раздел философии, связанный с интерпретацией исторического процесса и исторического познания. Содержание и проблематика Ф. и. существенно изменялись в ходе исторического развития. Уже в античной историографии содержатся определенные представления о прошлом и будущем человечества, однако они еще не складывались в законченную систему взглядов. В средневековой христианской Ф. и. (Августин и др.) главной движущей силой истории считалось внеисторическое божественное провидение (люди – только актёры драмы, автором которой является бог, –В борьбе с этой концепцией начиная с эпохи Возрождения формировалась светская Ф. и., значительный вклад в которую внесли Ж. Боден, англ. материалисты 17 в. (Ф. Бэкон, Т. Гоббс и др.) и особенно Дж. Вико с его теорией исторического круговорота. Термин «Ф. и.» впервые употребил Вольтер, имея в виду универсальное историческое обозрение человеческой культуры. И. Г. Гердер впервые рассматривает Ф. и. как специальную дисциплину, изучающую общие проблемы истории и призванную ответить на вопрос: существуют ли положительные и неизменные законы развития человеческих обществ и если да, то каковы эти законы?
Ф. и. 18 – 1-й половины 19 вв. была по преимуществу общей теорией исторического развития. Философы стремились сформулировать цель, движущие силы и смысл исторического процесса. Сила, управляющая историей, могла называться по-разному (божественное провидение, всеобщий разум), однако во всех случаях эта сила остаётся внеисторической: она проявляется в истории, но не создаётся в ней.
Тем не менее классическая Ф. и. выдвинула и разработала ряд важных идей – теорию прогресса (М. Ж. А. Кондорсе), проблему единства исторического процесса и многообразия его форм, исторической закономерности, свободы и необходимости и т.д. Своеобразным итогом и вершиной её была теория Г. Гегеля (См. Гегель). Он попытался представить историю как единый закономерный процесс, в котором каждая эпоха, будучи неповторимо своеобразной, представляет собой в то же время закономерную ступень в общем развитии человечества. Однако исторический процесс для Гегеля – лишь бесконечное саморазвёртывание разума, идеи. Отсюда – абстрактность гегелевской Ф. и. и её несостоятельность в объяснении конкретного хода истории.