Культура как мера развития человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 03:34, контрольная работа

Описание работы

Культура - исключительно многообразное понятие. Этот научный термин появился в Древнем Риме, где слово "cultura" обозначало возделывание земли, воспитание, образование. Войдя в обыденную человеческую речь, в ходе частого употребления это слово утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческого поведения, а также видов деятельности.

Содержание работы

Введение …………………………………………………....3

Культура как мера развития человека ……...……………5
Развитие культуры …………………………………..5
Функции культуры ……………………….………….6
Культура и личность .…………………….……………8
Культура и общество ..………………………………….9

Заключение ………………………………………………….11

Список литературы ……………………………………… 13

Файлы: 1 файл

кр.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)


 

ФГБОУ       ВПО

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

ПО РЫБОЛОВСТВУ

 

КАМЧАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

« Философия  »

 

 ВАРИАНТ №56

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил                                                                       Проверил

__________________________                        Ф.И.О. _______________________

____________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Петропавловск-Камчатский

2012 г.

 

Содержание

 

 

Введение    …………………………………………………....3

 

Культура как  мера развития человека   ……...……………5

  • Развитие культуры        …………………………………..5
  • Функции культуры        ……………………….………….6
  • Культура и личность     .…………………….……………8
  • Культура и общество    ..………………………………….9

 

Заключение     ………………………………………………….11

 

Список литературы       ……………………………………… 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Культура - исключительно  многообразное понятие. Этот научный  термин появился в Древнем Риме, где слово "cultura" обозначало возделывание земли, воспитание, образование. Войдя в обыденную человеческую речь, в ходе частого употребления это слово утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческого поведения, а также видов деятельности.

Так, мы говорим, что человек культурен, если он владеет иностранными языками, вежлив в обращении с другими или правильно пользуется ножом и вилкой. Но известно, что представители примитивных племен чаще всего едят с ножа, говорят, употребляя не более четырех десятков слов, и тем не менее имеют свою культуру, например обычаи, традиции и даже примитивное искусство. Очень часто в обыденном, общепринятом значении культура понимается как духовная и возвышенная сторона жизнедеятельности людей, куда включают прежде всего искусство и образование. Всем знакомо министерство культуры, все сталкивались с учреждениями культуры. Но как относиться к таким понятиям, как культура производства, культура управления или культура общения? Очевидно, что в привычном, обыденном понимании существует несколько различных значений слова "культура", обозначающих как элементы поведения, так и стороны деятельности человека. Подобное широкое использование понятия неприемлемо для научного исследования, где требуется точность и однозначность понятий. Вместе с тем любой ученый не может полностью отрываться от общепринятых понятий, так как очевидно, что именно в них выражен длительный опыт людей в практическом использовании тех или иных слов и понятий, их здравый смысл и традиции.

Сегодня существует целая  совокупность наук - философия, история, социология, антропология, которые исследуют культуру в самых различных аспектах. Однако это не решает проблему понимания ее как целостности, так как каждая наука рассматривает культуру под собственным углом зрения и применяет для ее изучения только ей присущую методику исследования. Именно с этим связано существование огромного количества дефиниций культуры, которые отражают только ее частные моменты. Кроме того, накопление иными науками знание о культуре трудно совместимо друг с другом как не обладающие атрибутом системности и носящее отрывочный характер. Существует обширное поле проблем, решение которых может быть найдено только культурологией, так как эта наука занимается изучением культуры как сверхсложное системного объекта, состоящего из множества подсистем; как глобального феномена, изначально связанного с развитием человека.

 Восприятие мира  культуры должно быть не в  качестве стихийного образования,  а как результат целенаправленных  усилий самих людей по совершенствованию  и преобразованию того, что дано человеку природой. Культура, порожденная стремлением человека искать смысл жизни и деятельности, изначально связана с человеком и вне связи с ним не

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Культура как  мера развития человека

 

Развитие  культуры

Развитие культуры связано с культурной традицией. Она является устойчивой стороной культуры, благодаря которой происходит накопление человеческого опыта в истории, и каждое новое поколение людей может использовать этот опыт, опираясь в своей деятельности на созданное предшествующими поколениями.

     В культуре  отражаются различия в мировоззрении,  системах ценностей, идейных установках, поэтому правомерно говорить  о реакционных и прогрессивных  тенденциях в культуре. Но отсюда  не следует, что можно вообще  отбрасывать предшествующую культуру. На пустом месте создать новую, более высокую культуру невозможно. Серьёзный урон культуре наносит общественная атмосфера периода культа личности, с её неприятием свободы творчества, насаждением страха и произвола. Сталинские репрессии привели к гибели многих видных представителей интеллигенции.

     В острой  форме проблема культурной традиции  возникла в Китае в 60-е годы, когда была провозглашена так  называемая «великая культурная  революция», принесшая стране большие  беды. Была прервана учёба в школах и работа высших учебных заведений, закрывались библиотеки и музеи, подвергалась гонениям творческая интеллигенция, насаждался фанатизм, произведения великих гуманистов прошлого объявлялись «реакционными», уничтожались культурные ценности. После кончины Мао Цзедуна Компартия Китая осудила эту мнимую «культурную революцию» и её лидеров за экстремизм, нанёсший вред социалистическому развитию страны. Всё это свидетельствует о том, что проблема отношения к культурному наследию в определённых ситуациях, и в особенности в переломные моменты в развитии общества и культуры, приобретает острый политический характер.

     Очевидно, что вопрос о традиции в  культуре и об отношении к  культурному наследию касается  не только сохранения, но и  развития культуры, то есть созидания нового, приращения культурного богатства в процессе творчества.

     Таким образом  развитие культуры также связано  с её развивающейся стороной  – в процессе трудовой деятельности  с развитием технического прогресса  и способов производства. Созидание нового становится одновременно творчеством культурных ценностей тогда, когда оно несёт в себе всеобщее содержание, приобретает общественную значимость, получает отзвук у других людей.

     Тиражирование  в той или иной форме уже  известного, уже сотворённого ранее – это распространение, а не созидание культуры. Но и оно необходимо, поскольку вовлекает широкий круг людей в процесс функционирования культуры в обществе, а творчество культуры обязательно предполагает включение нового в процесс исторического развития. Культуросозидающая деятельность человека, следовательно, является источником инноваций.

 

Функции культуры

1. Гуманистическая, или  человекотворческая, - воспитание, взращивание,  возделывание духа.

2. Функция исторической  преемственности (информационная) - функция трансляции социального опыта. 3.Гносиологическая, познавательная функция культуры.

4.Коммуникативная функция культуры  заключается в том, что она  выступает в качестве основного  средства общения между людьми, так как воплощает в себе объективное содержание эпохи, а также личностные переживания, взгляды и отдельные позиции субъектов.

5.Семиотическая, или знаковая, функция  (от греч. Sзmei tik - учение о знаках) - одна из важнейших. Без изучения  соответствующих знаковых систем  овладеть достижениями культуры невозможно. Так, литературный язык выступает средством овладения национальной культурой.

6.Регулятивная (нормативная) функция  связана с регулированием различных  видов общественной и личной  деятельности людей, она поддерживается  моралью и правом.

7.Адаптационная функция проявляется  в эффективном приспособлении  индивида к требованиям общества, приобритения им необходимого  набора социальных черт, что формирует  у него ощущение психологической  безопасности и комфорта.

В отличии от социализации понятия инкультурации подразумевает под собой обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре.

Это происходит в процессе взаимообмена между человеком и его культурой, при котором, с одной стороны, культура определяет основные черты личности, с другой - человек сам влияет на свою культуру.

Инкультурация включает в себя формирование основополагающих человеческих навыков (типы общения с другими людьми, форма контроля общественного поведения  и эмоций, способы удовлетворения потребностей, оценочное отношение к различным явлениям окружающего мира и т. д.).

Основными агентами социализации и инкультурации являются семья, группа сверстников, учебные заведения, средства массовой информации, различные политические и общественные организации.

В XX в. обозначился кризис не только в области материальной, но и духовной жизни. Новая форма  социокультурного кризиса также  обрела глобальный характер. Именно в это столетие человечество дважды пережило ужас мировых войн, которые девальвировали всякие представления о гуманизме.

Пространство духовности сокращает и научно-техническое  развитие, особенно развернувшееся на современном этапе. Усложнение технике повышает вероятность человеческих ошибок и увеличивает масштабы их возможных разрушительных последствий. Современное применение разума (предназначение и природа которого полностью не изучены) создает угрозу существование самого его носителя – человека

 

Культура  и личность

Культура и личность взаимосвязаны друг с другом. С  одной  стороны, культура формирует  тот или иной тип личности, с  другой – личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре.

Личность – это  движущая сила и создатель культуры, а также главная цель ее становления.

 При рассмотрении  вопроса о соотношении культуры  и человека следует различать  понятия «человек», «индивид»,  «личность».

Понятие «человек» обозначает общие свойства человеческого рода, а «личность» - единичного представителя этого рода, индивида. Но при этом понятие «личность» не является синонимом понятия «индивид». Не всякий индивид является личностью: индивидом человек рождается, личностью становится (или не становится) в силу объективных и субъективных условий.

Понятие «индивид» характеризует  отличительные черты каждого  конкретного человека, понятие «личность» обозначает духовный облик индивида, сформированный культурой в конкретной социальной среде его жизни (во взаимодействии с его врожденными анатомо-физиологическими и психологическими качествами).

 Поэтому при рассмотрении  проблемы взаимодействия культуры  и личности особый интерес  представляет не только процесс  выявления роли человека как  творца культуры и роли культуры  как творца человека, но и исследование качеств личности, которые формирует в ней культура, - интеллекта, духовности, свободы, творческого потенциала.

 Культура в этих  сферах ярче всего раскрывает  содержание личности.

 Регуляторами личностных  устремлений и поступков личности  являются культурные ценности.

 Следование ценностным  образцам свидетельствует об  определенной культурной устойчивости  общества. Человек, обращаясь к  культурным ценностям, обогащает  духовный мир своей личности.

   Система ценностей,оказывающая  влияние на формирование личности, регулирует желание и стремление человека, его поступки и действия, определяет принципы его социального выбора. Таким образом, личность находится в центре культуры, на пересечении механизмов воспроизводства, хранение и обновление культурного мира.

 Сама личность как  ценность, по сути и обеспечивает  общее духовное начало культуры. Являясь продуктом личности, культура  в свою очередь гуманизирует  социальную жизнь, сглаживает  животные инстинкты у людей. 

 Культура позволяет  человеку становится интеллектуально-духовной, нравственной, творческой личностью.

 Культура формирует  внутренний мир человека, раскрывает  содержание его личности.

 Разрушение культуры  негативно воздействует на личность  человека, ведет его к деградации.

 

Культура  и общество

Понимание общества и  его соотношения с культурой  лучше достигается из системного анализа бытия.

Человеческое общество – это реальная и конкретная среда  функционирования и развития культуры.

 Общество и культура  активно взаимодействуют друг  с другом. Общество предъявляет к культуре определенные требования, культура в свою очередь влияет на жизнь общества и направление его развития.

 Долгое время взаимоотношения  между обществом и культурой  строились так, что общество  выступало доминирующей стороной. Характер культуры непосредственно зависел от общественного строя, который управлял ею (императивно, репрессивно либо либерально, но не менее решительно).

 Многие исследователи  считают, что культура возникла, прежде всего, под воздействием  общественных потребностей.

 Именно общество  создает возможности для использование  ценностей культуры, способствует  процессам воспроизводства культуры. Вне общественных форм жизни  эти особенности в развитии  культуры были бы невозможны.

  В XX в. соотношение  сил двух сторон социокультурной сферы радикально изменились: теперь общественные отношения стали зависеть от состояния материальной и духовной культуры. Определяющим фактором в судьбе человечества выступает сегодня не структура общества, а степень развития культуры: достигнув определенного уровня, она повлекла за собой радикальную реорганизацию общества, всей системы социальное управления, открыла новый путь к установлению позитивных социальных взаимодействий – диалог.

Информация о работе Культура как мера развития человека