Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 19:08, контрольная работа
Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, которые вырабатывались человеком на протяжении тысячелетий. Со времени позднего средневековья эти правила именуются этикетом.
Этикет (в пер. с франц. – ярлык, этикетка) – свод правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения человека к людям. Здесь имеются ввиду обхождения с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда.
Культура общения людей основана на соблюдении определнных правил, которые вырабатывались человеком на протяжении тысячелетий. Со времени позднего средневековья эти правила именуются этикетом.
Этикет (в пер. с франц. – ярлык, этикетка) – свод правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения человека к людям. Здесь имеются ввиду обхождения с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда.
Сознательное культивирование правил, определяющих внешние формы поведения этикета, ряд исследователей относят к периоду античности (Древняя Греция и Древний Рим). Именно в это время наблюдаются первые попытки специального учения людей красивому поведению. Само “красивое поведение” в это время практически совпало с добродетелями античного человека, с его представлениями о нравственности и гражданственности. Сочетание красивого и нравственного обозначалось у древних греков понятием “колокагатия” (греч.“колос” – прекрасный, “агатос” – добрый). Основой колокатии было совершенство и телесного сложения, и духовно-нравственного склада, наряду с красотой и силой она заключала в себе справедливость, целомудрие, мужество и разумность. В этом смысле в античности не было этикета как собственно внешней формы проявления культуры человека, поскольку не было самого противопоставления внешнего и внутреннего (этического и нравственного).
Главное для древних греков было – жить разумно, просто по заветам предков и законам государства, избегая излишеств и крайностей. Важнейшими принципами, определяющими их стратегию поведения, были принципы “разумности” и “золотой середины”.
В русский язык понятие “этикет” стало входить в начале 18 в. Правда, еще в эпоху Ивана Грозного появился написанный Сильвестором “Домострой”, своеобразный кодекс правил, которыми должны руководствоваться граждане в своем поведении и отношении к светской власти, церкви и т.д. Но весь этикет сводился к повиновению домашнему деспоту, воля которого определяла конкретные правила поведения каждого домочадца. Неограниченная власть главы семьи была отражением такой же неограниченной власти по восходящей линии –боярина, воеводы, царя.
Придворный этикет в России появился во времена великого государственного архитектора, царя-реформатора Петра I. Элементы западной культуры в обновленной России XVIII века зачастую насаждались Петром I "кнутом и дыбом", заставляя бояр рушить не только свои домостроевские традиции и нравы, но и радикально менять свой облик, быт, уклад жизни, разворачиваться лицом к продвинутой Европе. В "теремную" Россию с Запада проникали новые манеры, этикет, музыка и европейская мода. Среди первых новых придворных церемониалов были балы. Высочайший указ 1719 г. указывал на балы как на обязательную часть знаменитых петровских ассамблей. В веденной в 1722 году "Табели о рангах" предусматривались и придворные чины, которые впоследствии, несмотря на неоднократные изменения, выстроились в строгую иерархию Российского Императорского двора. "Юности честные зерцало”Книга написана сподвижниками Петра I, среди которых был Я. В. Брюс, и напечатана в Петербурге (1717; 5 изд., 1767). В 1-й её части помещены азбука, таблицы слогов, цифр и чисел, религиозные заповеди. Эта азбука являлась одним из первых пособий по обучению новому, гражданскому (светскому) шрифту и арабскому написанию цифр вместо церковно-славянского их обозначения. Вторую часть книги составляли правила поведения для "младых отроков" и девушек дворянского сословия. Правила составлены в духе петровских преобразований, проводили идею царского единовластия. Они требовали от молодого дворянина гордиться не знатностью рода, а конкретными делами на пользу отечества; он обязан беспрекословно подчиняться старшим, "быть в книгах научен", знать иностранные языки, уметь фехтовать, танцевать, ездить верхом, вести себя в светском обществе. Вместе с тем он должен быть строг с простолюдинами — своими "рабами", держать их в страхе, беспощадно "смирять и унижать". После смерти Петра I, при императрице Елизавете Петровне, светская культура динамично развивалась, но не слепо копировала западную модель, а наполнялась специфическими русскими чертами. Ослабевало немецкое влияние, сменяясь французским. Французский язык входил в употребление среди придворного общества и становился частью дворянского воспитания. Придворный этикет становится более регламентированным, привнося в жизнь особую пышность и великолепие Российского Императорского двора. В первую очередь, это коснулось посольских приемов. В 1744 году при Елизавете Петровне, был выработан "Церемониал для чужестранных послов при Российском Императорском дворе", который расписывал действо от начала въезда гостей в столицу до организации приема. Несомненно, особую роль в формировании придворного этикета сыграла императрица Екатерина II. Она сама составила специальный "Эрмитажный" этикет, в котором настоятельно просила: "Есть и пить вкусно и сладко, но не до такой степени, чтобы забывать свои ноги под столом, когда начнутся танцы". Она также рекомендовала гостям Эрмитажа: "Дорогие фарфоровые статуэтки и прочие вещицы разглядывать глазами, а если попадут оные в руки, то по забывчивости в карманы не класть". Императорскому Двору принадлежала огромная собственность: дворцы, парки, театры, певческие капеллы, великолепные собрания произведений искусств. Находясь в Петербурге, монархи жили в Зимнем дворце, реже в других дворцах столицы. В летнее время Двор перебирался в одну из загородных резиденций - в Царское Село или Петергоф. Обширное хозяйство нуждалось в слаженной системе управления. Структура придворных ведомств складывалась и менялась в течение многих десятилетий. В 1826 году было учреждено Министерство Императорского Двора и уделов, а возглавлявший ведомство сановник подчинялся только царю и, как правило, был очень доверенным ему лицом.
Современный этикет мало чем отличается от правил поведения, принятых в обществе даже сто лет назад. Нормы морали и нравственности хоть и меняются, но всегда остаются актуальными и значимыми. Вежливость, учтивость, уважение друг к другу, хорошие манеры до сих пор являются определяющими параметрами в общении и взаимодействии между людьми и даже государствами. Этикет определяет многое: вербальную речь, невербальную (жесты, мимику, положение тела), стиль одежды, взаимоотношения с родными, близкими и незнакомыми людьми. Отношения в бизнесе, дипломатии также строятся по определенным правилам.