Вопрос №4. Культурно-исторические
предпосылки возникновения философии.
Философская мысль Древнего Востока
(Индия и Китай)
Культурно-исторические предпосылки
возникновения философии
Термин «философия» означает
«любовь к мудрости» (филиo (phileo) – любовь,
софиа (sophia) – мудрость). В научный обиход
ввел др.греч. мыслитель Пифагор (580-500 до
н.э.) как учение о поиске истины.
Платон (428-347) впервые использовал
это слово для обозначения
специальной науки о мире и
о месте человека в нем.
Философия как явление
культуры появилась около 2,5 тысяч
лет назад параллельно в Индии,
Китае, в Древней Греции.
Культурно-исторические
предпосылки возникновения философии:
Философия возникла на сравнительно
высоком этапе развития человечества
– на уровне цивилизации, когда человек
производит продукты духовной культуры,
потребляемые всем обществом (в отличие
от варварства – собирание растений,
варварства – охота).
Предпосылки: (возможности появления и потребности
в появлении)
1. Возможности человека:
- выделение умственного
труда;
- появление товарно-денежных
отношений (возможность заказать
и купить знания);
- возникновение государственных
структур и правовых норм регулирования
общественной жизни;
- постепенное накопление
элементов научного знания, используемого
на практике и способствующего
развитию мировоззрения людей;
И, как результат всего
этого, появление возможностей осмысления
человеком существующего мира и
своего места в нем;
2. Потребности человека:
- интерес человека не
только видеть (созерцать) мир,
но и понимать (иметь суждение,
мировоззрение) как он устроен,
желание использовать на практике
полученные знания.
Философская мысль Древнего
Востока (Индия и Китай)
Общее понятие и характерные
черты китайской философии
1. Философия Китая в своем
развитии прошла три основных этапа:
- VII в. до н. э. - III в. н. э. - зарождение и становление древнейших национальных философских школ;
- III — XIX вв. н. э. — проникновение в Китай из Индии буддизма (III в. н. э.) и его влияние на национальные философские школы;
- ХХ в. н. э. — современный этап — постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии.
2. Древнейшими национальными философскими учениями
в Китае являлись:
- даосизм;
- конфуцианство;
- легизм и др.менее распространенные
После проникновения в Китай буддизма (III в. н. э.) и до
конца XIX в. (второй этап) основу китайской
философии составляли:
- чань-буддизм (национальный китайский буддизм, возникший в результате влияния китайской культуры на индийский буддизм, заимствованный Китаем;
- неодаосизм;
- неоконфуцианство.
3. Для китайского видения мира и окружающей
действительности (что нашло отражение
в китайской философии) характерно:
- восприятие своей страны — Китая — как центра существующего мира;
- понимание отдельных событий, истории в целом как циклического процесса;
- осознание своей ответственности перед Небом и Землей за правильное воплощение на Земле космических циклов;
- восприятие человека, природы и космоса как единого целого;
- консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь перемен;
- невыделение отдельной человеческой личности из коллектива;
- осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной стихии (разливов рек, ураганов и др.); приоритет, отдаваемый коллективным (массовым) формам труда (строительство Великой Китайской стены, строительство плотин, рытье каналов, борьба с наводнениями, ирригационное земледелие и др.); отсюда — уважение и трепет перед организующей силой — государством;
- восприятие человеческой личности, коллектива, общества и государства как единого целого; распространение в обществе вертикальных связей (власти и подчинения), субординации, послушание начальству, восприятие главы государства (им¬ператора) высшей объединяющей силой государства, а государства — объединяющей силой общества, обожествление должности и личности императора, его власти;
- конформизм во взаимоотношениях, предпочтение покою и недеянию;
- понимание жизни прежде всего как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение земной жизни загробной, стремление максимально продолжить жизнь отдельного человека на Земле (с помощью трав, физических упражнений, правильного образа жизни и правильного отношения к окружающей -действительности);
- восприятие потусторонних сил как реальности, одушевление умерших;
- уважение к родителям, старшим, почитание предков и духов(«шэнов»).
Даосизм – древнейшее философское
учение Китая
1. Даосизм — древнейшее
философское учение Китая, которое пытается
объяснить основы построения и существования
окружающего мира и найти путь, по которому
должны следовать человек, природа и космос.
Основателем даосизма считается Лао Цзы (Старый
Учитель), живший в конце VI — начале V вв.
до н. э. Главные источники — философские
трактаты «Даоцзин» и «Дэцзин», совместно
именуемые «Даодэцзин».
2. Философия
даосизма несет в себе ряд основных
идей:
- все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими вещами и явлениями;
- материя, из которой состоит мир, едина; существует кругооборот материи в природе («все происходит из земли и уходит в землю»), то есть сегодняшний человек вчера был воплощен в виде иных форм, существующих во вселенной — камня, дерева, частей животных, и после смерти то, из чего состоял человек, станет «строительным материалом» иных форм жизни или явлений природы;
- мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека — покой и недеяние («у-вэй»);
- особа императора священна, только император имеет духовный контакт с богами и высшими силами; через личность императора на Китай и все человечество сходит «Дэ» — животворящая сила и благодать; чем ближе человек к императору, тем больше «Дэ» перейдет от императора к нему;
- путь к счастью, познанию истины — освобождение от желаний и страстей;
- необходимо во всем уступать друг другу.
Социально-философские
школы Древнего Китая -конфуцианство
и легизм
1. Конфуцианство —
древнейшая философская школа, которая
рассматривает человека прежде всего
как участника социальной жизни.
Основоположником конфуцианства
является Конфуций (Кун-Фу-Цзы),
живший в 551 — 479 гг. до н. э., главным источником
учения - произведение Лунь Юй («Беседы
и суждения»).
Основные вопросы, решаемые конфуцианством:
• Как необходимо
управлять людьми? • Как вести себя
в обществе?
Представители данной философской
школы выступают за мягкое управление
обществом. В качестве примера подобного
управления приводится власть отца над
сыновьями, а в качестве главного
условия — отношение подчиненных
к начальникам как сыновей
к отцу, а начальника к подчиненным
— как отца к сыновьям. Конфуцианское
золотое правило поведения людей
в обществе гласит: не делай другим
того, чего не желаешь себе.
2. Учение Конфуция содержит
ряд основополагающих принципов:
- жить в обществе и для общества;
- уступать друг другу;
- слушаться старших по возрасту и по званию;
- подчиняться императору;
- сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей;
- быть человечным.
3. Большое внимание Конфуций
уделяет вопросу, каким должен
быть начальник (руководитель). Руководитель
должен обладать следующими качествами:
- подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам;
- управлять на основе добродетели («бадао»);
- обладать необходимыми знаниями;
- верно служить стране, быть патриотом;
- обладать большими амбициями, ставить высокие цели;
- быть благородным;
- делать только добро государству и окружающим;
- предпочитать убеждение и личный пример принуждению;
- заботиться о личном благосостоянии подчиненных и страны в целом. В свою очередь, подчиненный должен:
- быть лояльным по отношению к руководителю;
- проявлять старание в работе;
- постоянно учиться и самосовершенствоваться.
Учение Конфуция сыграло
большую роль в объединении китайского
общества. Оно остается актуальным
и в настоящее время, спустя 2500
лет со времени жизни и деятельности
автора.
4. Другим важнейшим социальным
учением Древнего Китая являлся легизм (школа законников,
или Фацзя). Его основателями были Шан Ян (390 - 338
гг. до н. э.) и Хань Фэй (288 - 233 гг. до н. э.).
В эпоху императора Цинь-Ши-Хуа (III в. до
н. э.) ле¬гизм стал официальной идеологией.
Основной вопрос легизма.(как и
конфуцианства): как управлять
обществом?
Легисты выступают за то, чтобы
управлять обществом путем государственного
насилия, опирающегося на законы. Таким
образом, легизм — философия сильной
государственной власти.
5. Основными постулатами легизма являются
следующие:
- человек обладает изначально злой природой;
- движущей силой человеческих поступков являются личные эгоистические интересы;
- как правило, интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны;
- чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения;
- государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся;
- основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх перед наказанием;
- основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения наказания должны являться законы;
- законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам (независимо от звания), если они нарушили законы;
- государственный аппарат должен формироваться из профессионалов (то есть чиновничьи должности должны даваться кандидатам, обладающим необходимыми знаниями и деловыми качествами, а не передаваться по наследству);
- государство — главный регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.
Древнеиндийская философия
1. В основе периодизации
древнеиндийской философии лежат
различные источники философской
мысли, известные как в древности,
так и в современную эпоху.
В соответствии с данными источников
в древнеиндийской философии
выделяются три основных этапа:
- XV — VI вв. до н. э. — ведический период;
- VI — И вв. до н. э. — эпический период;
- II в. до н. э. — VII в. н. э. — эпоха сутр.
Веды (дословно — «знания») — религиозно-философские
трактаты, которые создавались пришедшими
в Индию после XV в. до н. э. из Средней Азии,
Поволжья и Ирана племенами арийцев.
Веды, как правило, включали
в себя:
• «священное писание», религиозные
гимны («самхиты»); • описание ритуалов
(«брахманы»), сочиненное брахманами (жреца¬ми)
и используемое ими при отправлении
религиозных культов; • книги
лесных отшельников («араньяки»); •
философские комментарии к Ведам
(«упанишады»).
Наиболее известными источниками
философии Древней Индии второго
(эпического) этапа
(VI — II вв. до н. э.) являются две поэмы —
эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна», в которых
затрагиваются многие философские проблемы
эпохи.
В ту же эпоху появляются
учения, оппозиционные Ведам:
- буддизм;
- джайнизм;
- чарвана-лакаята.
Одновременно возникает
ряд философских школ («даршан»),
которые развивают ведическое учение:
- йога;
- веданта;
- вайшешина;
- ньяя;
- миманса;
- санкхья.
Завершает период древнеиндийской
философии эра сутр (II в.
до н. э. — VII в. н. э.) — кратких философских
трактатов, рассматривающих отдельные
проблемы (например, «нама-сутра» и др.).
В дальнейшем (в средние века) господствующее
положение в индийской философии заняло
учение Гаутамы Будды — буддизм.
В XVIII — ХХ вв. индийская
философия обогатилась достижениями
европейской философской мысли (в
частности, английской).
3. Для индийской философии характерны
учения о сансаре, ахимсе,
мокше и карме.
- Сансара - учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни.
- Карма — предопределенность человеческой жизни, судьбы. Цель кармы - провести человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравственного развития - мокши. (Для достижения этой цели душа может пройти через десятки, сотни земных жизней.)
- Мокша — высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма) прекращается. Наступление мокши (прекращение эволюционного развития души) — высшая цель любой души, которая может быть достигнута в земной жизни.