Культурно-исторические предпосылки возникновения философии. Философская мысль Древнего Востока (Индия и Китай)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 11:41, контрольная работа

Описание работы

Термин «философия» означает «любовь к мудрости» (филиo (phileo) – любовь, софиа (sophia) – мудрость). В научный обиход ввел др.греч. мыслитель Пифагор (580-500 до н.э.) как учение о поиске истины.
Платон (428-347) впервые использовал это слово для обозначения специальной науки о мире и о месте человека в нем.
Философия как явление культуры появилась около 2,5 тысяч лет назад параллельно в Индии, Китае, в Древней Греции.

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 28.87 Кб (Скачать файл)

Вопрос №4. Культурно-исторические предпосылки возникновения философии. Философская мысль Древнего Востока (Индия и Китай)

Культурно-исторические предпосылки  возникновения философии


Термин «философия» означает «любовь к мудрости» (филиo (phileo) – любовь, софиа (sophia) – мудрость). В научный обиход ввел др.греч. мыслитель Пифагор (580-500 до н.э.) как учение о поиске истины.

Платон (428-347) впервые использовал  это слово для обозначения  специальной науки о мире и  о месте человека в нем.

Философия как явление  культуры появилась около 2,5 тысяч  лет назад параллельно в Индии, Китае, в Древней Греции.

Культурно-исторические предпосылки возникновения философии:

Философия возникла на сравнительно высоком этапе развития человечества – на уровне цивилизации, когда человек  производит продукты духовной культуры, потребляемые всем обществом (в отличие  от варварства – собирание растений, варварства – охота).

Предпосылки: (возможности появления и потребности в появлении)

1. Возможности человека:

- выделение умственного  труда;

- появление товарно-денежных  отношений (возможность заказать  и купить знания);

- возникновение государственных  структур и правовых норм регулирования  общественной жизни;

- постепенное накопление  элементов научного знания, используемого  на практике и способствующего  развитию мировоззрения людей;

И, как результат всего  этого, появление возможностей осмысления человеком существующего мира и  своего места в нем;

2. Потребности человека:

- интерес человека не  только видеть (созерцать) мир,  но и понимать (иметь суждение, мировоззрение) как он устроен,  желание использовать на практике  полученные знания.

Философская мысль Древнего Востока (Индия и Китай)


Общее понятие и характерные  черты китайской философии

1. Философия Китая в своем  развитии прошла три основных этапа:

  • VII в. до н. э. - III в. н. э. - зарождение и становление древнейших национальных философских школ;
  • III — XIX вв. н. э. — проникновение в Китай из Индии буддизма (III в. н. э.) и его влияние на национальные философские школы;
  • ХХ в. н. э. — современный этап — постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии.

2. Древнейшими национальными философскими учениями в Китае являлись:

  • даосизм;
  • конфуцианство;
  • легизм и др.менее распространенные

После проникновения в Китай буддизма (III в. н. э.) и до конца XIX в. (второй этап) основу китайской философии составляли:

  • чань-буддизм (национальный китайский буддизм, возникший в результате влияния китайской культуры на индийский буддизм, заимствованный Китаем;
  • неодаосизм;
  • неоконфуцианство.

3. Для китайского видения мира и окружающей действительности (что нашло отражение в китайской философии) характерно:

  • восприятие своей страны — Китая — как центра существующего мира;
  • понимание отдельных событий, истории в целом как циклического процесса;
  • осознание своей ответственности перед Небом и Землей за правильное воплощение на Земле космических циклов;
  • восприятие человека, природы и космоса как единого целого;
  • консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь перемен;
  • невыделение отдельной человеческой личности из коллектива;
  • осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной стихии (разливов рек, ураганов и др.); приоритет, отдаваемый коллективным (массовым) формам труда (строительство Великой Китайской стены, строительство плотин, рытье каналов, борьба с наводнениями, ирригационное земледелие и др.); отсюда — уважение и трепет перед организующей силой — государством;
  • восприятие человеческой личности, коллектива, общества и государства как единого целого; распространение в обществе вертикальных связей (власти и подчинения), субординации, послушание начальству, восприятие главы государства (им¬ператора) высшей объединяющей силой государства, а государства — объединяющей силой общества, обожествление должности и личности императора, его власти;
  • конформизм во взаимоотношениях, предпочтение покою и недеянию;
  • понимание жизни прежде всего как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение земной жизни загробной, стремление максимально продолжить жизнь отдельного человека на Земле (с помощью трав, физических упражнений, правильного образа жизни и правильного отношения к окружающей -действительности);
  • восприятие потусторонних сил как реальности, одушевление умерших;
  • уважение к родителям, старшим, почитание предков и духов(«шэнов»).

Даосизм – древнейшее философское  учение Китая

1. Даосизм — древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос.

Основателем даосизма считается Лао Цзы (Старый Учитель), живший в конце VI — начале V вв. до н. э. Главные источники — философские трактаты «Даоцзин» и «Дэцзин», совместно именуемые «Даодэцзин».

2. Философия даосизма несет в себе ряд основных идей:

  • все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими вещами и явлениями;
  • материя, из которой состоит мир, едина; существует кругооборот материи в природе («все происходит из земли и уходит в землю»), то есть сегодняшний человек вчера был воплощен в виде иных форм, существующих во вселенной — камня, дерева, частей животных, и после смерти то, из чего состоял человек, станет «строительным материалом» иных форм жизни или явлений природы;
  • мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека — покой и недеяние («у-вэй»);
  • особа императора священна, только император имеет духовный контакт с богами и высшими силами; через личность императора на Китай и все человечество сходит «Дэ» — животворящая сила и благодать; чем ближе человек к императору, тем больше «Дэ» перейдет от императора к нему;
  • путь к счастью, познанию истины — освобождение от желаний и страстей;
  • необходимо во всем уступать друг другу.

Социально-философские  школы Древнего Китая -конфуцианство  и легизм


1. Конфуцианство — древнейшая философская школа, которая рассматривает человека прежде всего как участника социальной жизни.

Основоположником конфуцианства  является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), живший в 551 — 479 гг. до н. э., главным источником учения - произведение Лунь Юй («Беседы и суждения»).

Основные вопросы, решаемые конфуцианством:

• Как необходимо управлять людьми? • Как вести себя в обществе?

Представители данной философской  школы выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного  управления приводится власть отца над  сыновьями, а в качестве главного условия — отношение подчиненных  к начальникам как сыновей  к отцу, а начальника к подчиненным  — как отца к сыновьям. Конфуцианское  золотое правило поведения людей  в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.

2. Учение Конфуция содержит  ряд основополагающих принципов:

  • жить в обществе и для общества;
  • уступать друг другу;
  • слушаться старших по возрасту и по званию;
  • подчиняться императору;
  • сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей;
  • быть человечным.

3. Большое внимание Конфуций  уделяет вопросу, каким должен  быть начальник (руководитель). Руководитель  должен обладать следующими качествами:

  • подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам;
  • управлять на основе добродетели («бадао»);
  • обладать необходимыми знаниями;
  • верно служить стране, быть патриотом;
  • обладать большими амбициями, ставить высокие цели;
  • быть благородным;
  • делать только добро государству и окружающим;
  • предпочитать убеждение и личный пример принуждению;
  • заботиться о личном благосостоянии подчиненных и страны в целом. В свою очередь, подчиненный должен:
  • быть лояльным по отношению к руководителю;
  • проявлять старание в работе;
  • постоянно учиться и самосовершенствоваться.

Учение Конфуция сыграло  большую роль в объединении китайского общества. Оно остается актуальным и в настоящее время, спустя 2500 лет со времени жизни и деятельности автора.

4. Другим важнейшим социальным  учением Древнего Китая являлся легизм (школа законников, или Фацзя). Его основателями были Шан Ян (390 - 338 гг. до н. э.) и Хань Фэй (288 - 233 гг. до н. э.). В эпоху императора Цинь-Ши-Хуа (III в. до н. э.) ле¬гизм стал официальной идеологией.

Основной вопрос легизма.(как и  конфуцианства): как управлять обществом?

Легисты выступают за то, чтобы  управлять обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы. Таким  образом, легизм — философия сильной государственной власти.

5. Основными постулатами легизма являются следующие:

  • человек обладает изначально злой природой;
  • движущей силой человеческих поступков являются личные эгоистические интересы;
  • как правило, интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны;
  • чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения;
  • государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся;
  • основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх перед наказанием;
  • основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения наказания должны являться законы;
  • законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам (независимо от звания), если они нарушили законы;
  • государственный аппарат должен формироваться из профессионалов (то есть чиновничьи должности должны даваться кандидатам, обладающим необходимыми знаниями и деловыми качествами, а не передаваться по наследству);
  • государство — главный регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.

Древнеиндийская философия


1. В основе периодизации  древнеиндийской философии лежат  различные источники философской  мысли, известные как в древности,  так и в современную эпоху.  В соответствии с данными источников  в древнеиндийской философии  выделяются три основных этапа:

  • XV — VI вв. до н. э. — ведический период;
  • VI — И вв. до н. э. — эпический период;
  • II в. до н. э. — VII в. н. э. — эпоха сутр.

Веды (дословно — «знания») — религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н. э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев.

Веды, как правило, включали в себя:

• «священное писание», религиозные  гимны («самхиты»); • описание ритуалов («брахманы»), сочиненное брахманами (жреца¬ми) и используемое ими при отправлении  религиозных культов; • книги  лесных отшельников («араньяки»); •  философские комментарии к Ведам («упанишады»).

Наиболее известными источниками  философии Древней Индии второго (эпического) этапа (VI — II вв. до н. э.) являются две поэмы — эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна», в которых затрагиваются многие философские проблемы эпохи.

В ту же эпоху появляются учения, оппозиционные Ведам:

  • буддизм;
  • джайнизм;
  • чарвана-лакаята.

Одновременно возникает  ряд философских школ («даршан»), которые развивают ведическое учение:

  • йога;
  • веданта;
  • вайшешина;
  • ньяя;
  • миманса;
  • санкхья.

Завершает период древнеиндийской  философии эра сутр (II в. до н. э. — VII в. н. э.) — кратких философских трактатов, рассматривающих отдельные проблемы (например, «нама-сутра» и др.). В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды — буддизм.

В XVIII — ХХ вв. индийская  философия обогатилась достижениями европейской философской мысли (в  частности, английской).

3. Для индийской философии характерны  учения о сансаре, ахимсе, мокше и карме.

  • Сансара - учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни.
  • Карма — предопределенность человеческой жизни, судьбы. Цель кармы - провести человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравственного развития - мокши. (Для достижения этой цели душа может пройти через десятки, сотни земных жизней.)
  • Мокша — высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма) прекращается. Наступление мокши (прекращение эволюционного развития души) — высшая цель любой души, которая может быть достигнута в земной жизни.

Информация о работе Культурно-исторические предпосылки возникновения философии. Философская мысль Древнего Востока (Индия и Китай)