Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 13:19, доклад
Основные религиозно философские учения Древнего Китая и Индии. Зарождение философии в Китае.Особенности развития философии в Китае. Даосизм,Конфуцианство.Древнеиндийская философия.Буддизм
Культурно-исторические
предпосылки возникновения
Культурно-исторические предпосылки возникновения философии:
Философия возникла на сравнительно высоком этапе развития человечества – на уровне цивилизации, когда человек производит продукты духовной культуры, потребляемые всем обществом (в отличие от варварства – собирание растений, варварства – охота).
Предпосылки: (возможности появления и потребности в появлении) 1. Возможности человека: - выделение умственного труда; - появление товарно-денежных отношений (возможность заказать и купить знания); - возникновение государственных структур и правовых норм регулирования общественной жизни; - постепенное накопление элементов научного знания, используемого на практике и способствующего развитию мировоззрения людей;
И, как результат всего этого, появление возможностей осмысления человеком существующего мира и своего места в нем: /- интерес человека не только видеть (созерцать) мир, но и понимать (иметь суждение, мировоззрение) как он устроен, желание использовать на практике полученные знания.
Философская мысль Древнего Востока (Индия и Китай)
2. Древнейшими национальными фило
даосизм; конфуцианство; легизм и др.менее распространенные
3. Для китайского видения мира и окружающей действительности (что нашло отражение в китайской философии) характерно: восприятие своей страны — Китая — как центра существующего мира;восприятие человека, природы и космоса как единого целого;
консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь перемен;
невыделение отдельной человеческой личности из коллектива;
осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной стихии (разливов рек, ураганов и др. восприятие человеческой личности, коллектива, общества и государства как единого целого; уважение к родителям, старшим, почитание предков и духов(«шэнов»).
Даосизм – древнейшее философское учение Китая
1. Даосизм — древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос. Основателем даосизма считается Лао Цзы
2. Философия даосизма несет в себе ряд основных идей:
все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими вещами и явлениями;
материя, из которой состоит мир, едина; существует кругооборот материи в природе («все происходит из земли и уходит в землю»), особа императора священна, только император имеет духовный контакт с богами и высшими силами; необходимо во всем уступать друг другу.
Социально-философские школы Древнего Китая -конфуцианство и легизм
1. Конфуцианство — древнейшая философская школа, которая рассматривает человека прежде всего как участника социальной жизни.
Основоположником
Представители данной философской
школы выступают за мягкое управление
обществом. В качестве примера подобного
управления приводится власть отца над
сыновьями, а в качестве главного
условия — отношение
2. Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов:
жить в обществе и для общества;уступать друг другу;слушаться старших по возрасту и по званию;подчиняться императору;
сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей;быть человечным.
3. Большое внимание Конфуций уделяет вопросу, каким должен быть начальник (руководитель
4. Другим важнейшим социальным учением Древнего Китая являлся легизм Основной вопрос легизма.(как и конфуцианства): как управлять обществом?
Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы. Таким образом, легизм — философия сильной государственной власти. 5. Основными постулатами легизма являются следующие:
человек обладает изначально злой природой;движущей силой человеческих поступков являются личные эгоистические интересы;государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся;
законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам (независимо от звания), если они нарушили законы;
государство — главный регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.
Древнеиндийская философия
1. В основе периодизации
древнеиндийской философии
XV — VI вв. до н. э. — ведический период;
VI — И вв. до н. э. — эпический период;
II в. до н. э. — VII в. н. э. — эпоха сутр.
Веды (дословно — «знания») — религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н. э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев. Веды, как правило, включали в себя:
• «священное писание», религиозные гимны («самхиты»); • описание ритуалов («брахманы»), сочиненное брахманами (жреца¬ми) и используемое ими при отправлении религиозных культов; • книги лесных отшельников («араньяки»); • философские комментарии к Ведам («упанишады»).
появляются учения, оппозиционные Ведам: буддизм;джайнизм;
В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды — буддизм.
3. Для индийской философии характерны учения о сансаре, ахимсе, мокше и карме.
Сансара - учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни.Карма — предопределенность человеческой жизни, судьбы/Мокша — высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма) прекращается/Ахимса - Важнейший принцип ахимсы - непричинение вреда тому, что окружает (людям, животным, живой природе), неубиение.
Буддизм и его основные идеи
1. Буддизм - религиозно-философское учение, распространившееся в Индии (после V в. до н. э.), Китае, Юго-Восточной Азии (после III в. н. э.), а также в иных регионах.
Главная идея буддизма - «Средний путь» жизни между двумя крайними: «путем удовольствия» (развлечений, праздности, лени, физического и морального разложения) и «путем аскетизма»(умерщвления плоти, лишений, страданий, физического и морального изнеможения).
2. Будда вывел четыре благородные (арийские) истины:
земная жизнь полна страданий;страдания имеют свои причины — жажду наживы, славы, удовольствия, жизни и т. д.;от страданий можно избавиться;существует путь, освобождающий от страданий, — отказ от земных желаний, просветление, Нирвана.
4. К пяти заповедям-ориентирам буддизма относятся следующие:
не убий;не укради;будь целомудренным;не лги;не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ.