Культурно-исторические предпосылки возникновения философии. Философская мысль Древнего Востока (Индия и Китай)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 13:19, доклад

Описание работы

Основные религиозно философские учения Древнего Китая и Индии. Зарождение философии в Китае.Особенности развития философии в Китае. Даосизм,Конфуцианство.Древнеиндийская философия.Буддизм

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 17.01 Кб (Скачать файл)

Культурно-исторические предпосылки возникновения философии. Философская мысль Древнего Востока (Индия и Китай)

Культурно-исторические предпосылки возникновения философии:

Философия возникла на сравнительно высоком этапе развития человечества – на уровне цивилизации, когда человек  производит продукты духовной культуры, потребляемые всем обществом (в отличие  от варварства – собирание растений, варварства – охота).

Предпосылки: (возможности появления и потребности в появлении) 1. Возможности человека: - выделение умственного труда; - появление товарно-денежных отношений (возможность заказать и купить знания); - возникновение государственных структур и правовых норм регулирования общественной жизни; - постепенное накопление элементов научного знания, используемого на практике и способствующего развитию мировоззрения людей;

И, как результат всего  этого, появление возможностей осмысления человеком существующего мира и  своего места в нем: /- интерес человека не только видеть (созерцать) мир, но и понимать (иметь суждение, мировоззрение) как он устроен, желание использовать на практике полученные знания.

Философская мысль  Древнего Востока (Индия и Китай)

2. Древнейшими национальными философскими учениями в Китае являлись:

даосизм; конфуцианство; легизм и др.менее распространенные

3. Для китайского видения мира и окружающей действительности (что нашло отражение в китайской философии) характерно: восприятие своей страны — Китая — как центра существующего мира;восприятие человека, природы и космоса как единого целого;

консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь перемен;

невыделение отдельной человеческой личности из коллектива;

осознание беспомощности  отдельного человека в борьбе против природной стихии (разливов рек, ураганов и др. восприятие человеческой личности, коллектива, общества и государства как единого целого; уважение к родителям, старшим, почитание предков и духов(«шэнов»).

Даосизм – древнейшее философское учение Китая

1. Даосизм — древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос. Основателем даосизма считается Лао Цзы

2. Философия даосизма несет в себе ряд основных идей:

все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны  с другими вещами и явлениями;

материя, из которой состоит  мир, едина; существует кругооборот  материи в природе («все происходит из земли и уходит в землю»), особа  императора священна, только император  имеет духовный контакт с богами и высшими силами; необходимо во всем уступать друг другу.

Социально-философские  школы Древнего Китая -конфуцианство и легизм

1. Конфуцианство — древнейшая философская школа, которая рассматривает человека прежде всего как участника социальной жизни.

Основоположником конфуцианства  является Конфуций Основные вопросы, решаемые конфуцианством: • Как необходимо управлять людьми? • Как вести себя в обществе?

Представители данной философской  школы выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного  управления приводится власть отца над  сыновьями, а в качестве главного условия — отношение подчиненных  к начальникам как сыновей  к отцу, а начальника к подчиненным  — как отца к сыновьям. Конфуцианское  золотое правило поведения людей  в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.

2. Учение Конфуция  содержит ряд основополагающих  принципов: 

жить в обществе и  для общества;уступать друг другу;слушаться старших по возрасту и по званию;подчиняться императору;

сдерживать себя, соблюдать  меру во всем, избегать крайностей;быть человечным.

3. Большое внимание Конфуций уделяет вопросу, каким должен быть начальник (руководитель

4. Другим важнейшим  социальным учением Древнего  Китая являлся легизм Основной вопрос легизма.(как и конфуцианства): как управлять обществом?

Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом  путем государственного насилия, опирающегося на законы. Таким образом, легизм — философия сильной государственной власти. 5. Основными постулатами легизма являются следующие:

человек обладает изначально злой природой;движущей силой человеческих поступков являются личные эгоистические интересы;государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся;

законы должны быть одинаковы  для всех, а наказание должно применяться  и к простолюдинам, и к высшим чиновникам (независимо от звания), если они нарушили законы;

государство — главный  регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет право вмешиваться в  общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.

Древнеиндийская философия

1. В основе периодизации  древнеиндийской философии лежат  различные источники философской  мысли, известные как в древности,  так и в современную эпоху.  В соответствии с данными источников  в древнеиндийской философии  выделяются три основных этапа: 

XV — VI вв. до н. э. — ведический период;

VI — И вв. до н. э. — эпический период;

II в. до н. э. — VII в. н. э. — эпоха сутр.

Веды (дословно — «знания») — религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н. э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев. Веды, как правило, включали в себя:

• «священное писание», религиозные гимны («самхиты»); • описание ритуалов («брахманы»), сочиненное брахманами (жреца¬ми) и используемое ими при отправлении религиозных культов; • книги лесных отшельников («араньяки»); • философские комментарии к Ведам («упанишады»).

появляются учения, оппозиционные  Ведам: буддизм;джайнизм;

В дальнейшем (в средние  века) господствующее положение в  индийской философии заняло учение Гаутамы Будды — буддизм.

3. Для индийской философии  характерны учения о сансаре, ахимсе, мокше и карме.

Сансара - учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни.Карма — предопределенность человеческой жизни, судьбы/Мокша — высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма) прекращается/Ахимса - Важнейший принцип ахимсы - непричинение вреда тому, что окружает (людям, животным, живой природе), неубиение.

Буддизм и его  основные идеи

1. Буддизм - религиозно-философское учение, распространившееся в Индии (после V в. до н. э.), Китае, Юго-Восточной Азии (после III в. н. э.), а также в иных регионах.

Главная идея буддизма - «Средний путь» жизни между двумя крайними: «путем удовольствия» (развлечений, праздности, лени, физического и морального разложения) и «путем аскетизма»(умерщвления плоти, лишений, страданий, физического и морального изнеможения).

2. Будда вывел четыре  благородные (арийские) истины:

земная жизнь полна  страданий;страдания имеют свои причины — жажду наживы, славы, удовольствия, жизни и т. д.;от страданий можно избавиться;существует путь, освобождающий от страданий, — отказ от земных желаний, просветление, Нирвана.

4. К пяти заповедям-ориентирам буддизма относятся следующие:

не убий;не укради;будь целомудренным;не лги;не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ.

 


Информация о работе Культурно-исторические предпосылки возникновения философии. Философская мысль Древнего Востока (Индия и Китай)