Лекции по «Философии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 13:28, курс лекций

Описание работы

Философия XX – начала. XXI века начала поиски нового, более адекватного понимания и аргументации традиционных философских проблем, что проявляется в эволюции стиля мышления, изменении исследовательских программ ведущих философских школ, противоречивости и неоднозначности полученных результатов. Отметим характерные черты современной философии. Во-первых, она представлена сотнями авторских проектов и программ, десятками школ и направлений. Непрерывный рост количества параллельно сосуществующих направлений и теорий - характерная особенность развития современных философских знаний.

Содержание работы

1. Антропологическое направление. Экзистенциализм.
2. Аналитическое направление. Программа логического позитивизма и постпозитивизм.
3. Деятельностное направление (марксизм и неомарксизм, прагматизм).
4. Структуралистское движение. Феномен постмодернизма в философии.

Файлы: 1 файл

План лекции.docx

— 26.71 Кб (Скачать файл)

План лекции

1. Антропологическое направление.  Экзистенциализм. 

2. Аналитическое направление. Программа  логического позитивизма и постпозитивизм.

3. Деятельностное направление (марксизм и неомарксизм, прагматизм).

4. Структуралистское движение. Феномен  постмодернизма в философии.

 

1. Антропологическое  направление. Экзистенциализм.

Философия XX – начала. XXI века начала поиски нового, более адекватного понимания и аргументации традиционных философских проблем, что проявляется в эволюции стиля мышления, изменении исследовательских программ ведущих философских школ, противоречивости и неоднозначности полученных результатов. Отметим характерные черты современной философии.

Во-первых, она представлена сотнями авторских  проектов и программ, десятками школ и направлений. Непрерывный рост количества параллельно сосуществующих направлений и теорий - характерная особенность развития современных философских знаний. И если для предшествующих периодов развития философии присуще относительное однообразие проблематики, которая разрабатывалась долгое время, иногда столетиями, а количество основных школ было сравнительно невелико, то современную философию отличает множество исследовательских программ, быстрая эволюция и изменение научно-поисковых ориентации, иногда на прямо противоположные. Об этом свидетельствуют наиболее влиятельные направления современной философской мысли: позитивизм, экзистенциализм, неофрейдизм, герменевтика, религиозная философия (неотомизм).

Во-вторых, она не имеет единства в методологии. Основание для современного философского плюрализма подготовлено радикальными изменениями решения «вечных» проблем  человека и общества, обусловлено  как сдвигами в социальной сфере, так и расширением границ философской  рефлексии.

В-третьих, в современной философии можно  выделить сциентистские и антисциентистские школы в зависимости от отношений тех или других представителей к научным методам (в основном - к методам естествознания).

Мозаичность и эклектичность современной  философии - результат острых противоречий и социальных изменений XX в., отражение парадоксов научного познания и проблем социокультурного развития.

Философская антропология. Родоначальники философской антропологии - Макс Шелер (1874-1928) и Хельмут Плеснер (1892), обосновавшие концепцию человека как «эксцентрического» существа, устремленного к выходу за рамки непосредственного существования, к бесконечному самоизменению. Они считали, что XX в. не снял, а только приумножил неопределенность по вопросу о происхождении и сущности человека. «Человек больше не знает, что он собой представляет» — такой вывод заставляет отказаться от традиционных подходов и создавать новую методологию.

Религиозная антропология поселила страх в душе человека, а философская антропология Нового времени с ее идеей «разумного человека» породила уверенность  человека в себе, веру в свое всемогущество. Заложенная Р. Декартом идея суверенности разума воплотилась в ставке на научно-технический  прогресс. Разум из системы обеспечения  трансформировался в систему  самообеспечения. Отныне не он для человека, а человек для него. К идеям божественного творения человека или разумного его конструирования философская антропология добавила еще две: дионисийского человека и человека деятельного. «Дионисийский» человек сознательно овладевает техникой отключения  разума, полагая, что только так можно осуществить чувственное и жизненное единение с природой. Деятельный человек отрицает особый статус Разума, он эксцентричен. В поисках желаемого «я» он выходит за пределы своей природы на уровне игры, творчества и риска выбора модели желаемого «я». Будучи одной из многих концепций, концепция «эксцентричности человека» не завершает ряд поиска, что предполагает возможность и других вариантов.

Положительным моментом философской антропологии является ее неудовлетворенность во взглядах на природу и сущность человека, обоснование человеческого в человеке, понимание его как самоценности и заостренность на поиск.

Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia - существование) — направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире. Экзистенциализм как направление философии начал зарождаться еще в середине XX в., а в 20-е — 70-е годы XX в. приобрел актуальность и стал одним из самых популярных философских направлений в Западной Европе.

Этому способствовали следующие причины:

• нравственные, экономические и политические кризисы, охватывавшие человечество перед первой мировой войной, во время первой и второй мировых войн и между ними;

• бурный рост науки и техники и использование  их достижений во вред человеку;

• опасность  гибели человечества (изобретение и  применение ядерного оружия, приближающаяся экологическая катастрофа);

• усиление жестокости, бесчеловечное отношение  к человеку (70 миллионов погибших в двух мировых войнах, концлагеря, трудовые лагеря);

• распространение  фашистских и иных тоталитарных режимов, полностью подавляющих человеческую личность;

Центральное понятие рассматриваемой философской  традиции «экзистенция» характеризует собственный опыт человека, в котором фундаментальные возможности его бытия осуществляются или упускаются; оно акцентирует внимание на реализующейся в человеческих поступках возможности быть самим собой. Основные темы экзистенциализма - человеческое существование, судьба личности, вера и неверие, утрата и обретение смысла жизни. Различают экзистенциализм религиозный (К. Ясперс, Г. Марсель, М. Бубер) и атеистический (М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю, М. Мерло-Понти, С. де Бовуар). Можно выделить следующие проблемы, которым уделяли внимание философы-экзистенциалисты:

• уникальность человеческой личности, глубина ее чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни  в целом;

• разительное  противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью;

• проблема отчуждения человека (общество, государство  стали для человека абсолютно  чужими, реальностью, которая полностью пренебрегает человеком, подавляет его);

• проблема одиночества, заброшенности человека (человек одинок в окружающем мире, у него нет «системы координат», где он чувствовал бы себя нужным);

• проблема бессмысленности жизни;

• проблема внутреннего выбора;

Основателем экзистенциализма считается датский  философ Сьорен Кьеркегор (1813 - 1855). Он поставил вопрос: почему философия занимается таким большим количеством всевозможных вопросов — сущностью бытия, материей, Богом, духом, пределами и механизмами познания — и почти не уделяет внимания человеку? Кьеркегор считал, что философия должна повернуться к человеку, его маленьким проблемам, помочь ему найти истину, понятную ему, ради которой он мог бы жить, помочь человеку сделать внутренний выбор и осознать свое «Я».

Философом были выделены понятия:

• неподлинное  существование — полная подчиненность  человека обществу, «жизнь как у все», «плывя по течению», без нахождения истинного призвания;

• подлинное  существование — выход из состояния  подавленности обществом, сознательный выбор, нахождения себя, превращение в хозяина своей судьбы.

Подлинное существование  и есть экзистенция. В своем восхождении к подлинному существованию человек проходит три стадии:

• эстетическую;

• этическую;

• религиозную.

На эстетической стадии жизнь человека определяется внешним миром. Человек стремится только к удовольствию. На этической стадии человек делает сознательный выбор, осознанно выбирает себя, теперь им движет долг. На религиозной стадии человек по-настоящему глубоко осознает свое призвание.

Крупнейшими представителями экзистенциализма XX в. были:

• Карл Ясперс (1883 - 1969);

• Жан-Поль Сартр (1905 - 1980);

• Альбер Камю (1913 - 1960);

• Мартин Хайдеггер (1889 - 1976).

Основная  проблема экзистенциональной философии Жана-Поля Сартра (1905 — 1980) — проблема выбора. Важнейшее условие жизни человека — свобода. Человек находит свою свободу и проявляет ее в выборе, но не простом, второстепенном (например, какую одежду надеть сегодня), а в жизненно важном, судьбоносном, когда решения избежать нельзя (вопросы жизни и смерти, экстремальные ситуации, жизненно важные для человека проблемы). Такой вид решения Сартр именует экзистенциальным выбором. Сделав экзистенциальный выбор, человек определяет свою судьбу на многие годы вперед, переходит из одного бытия в другое. Вся жизнь — цепочка отрезков разного бытия, связанная особыми «узлами» — экзистенциональными решениями. Например: выбор профессии, выбор супруга, выбор места работы, решение изменить профессию, решение принять участие в борьбе, пойти на войну и т. д.

По  Сартру, свобода человека абсолютна (то есть безотносительна). Человек свободен постольку, поскольку он способен хотеть. Например, сидящий в тюрьме заключенный свободен, пока он чего-либо хочет: сбежать из тюрьмы, сидеть дальше, покончить жизнь самоубийством. Человек обречен на свободу (в любых обстоятельствах, кроме случая полного подчинения внешней реальности, но это тоже выбор). Вместе с проблемой свободы возникает проблема ответственности. Человек отвечает за все, что он совершает.

Альбер  Камю (1913 — 1960) сделал главной проблемой своей экзистенциональной философии проблему смысла жизни. Главный тезис философа — жизнь человека в сущности бессмысленна. Большинство людей живет своими мелкими заботами, радостями, от понедельника до воскресенья, из года в год и не придает своей жизни целенаправленного смысла. Те же, кто наполняют жизнь смыслом, тратят энергию, мчатся вперед, рано или поздно понимают, что впереди (куда они изо всех сил идут) — смерть, Ничто. Смертны все — и наполняющие жизнь смыслом, и не наполняющие. Жизнь человека - абсурд (в переводе - не имеющая оснований).

Камю приводит два главных доказательства абсурдности, безосновательности жизни:

• соприкосновение  со смертью — при соприкосновении  со смертью, особенно близкой и внезапной, многое, ранее казавшееся важным для человека, - увлечения, карьера, богатство — теряет свою актуальность и кажется бессмысленным, не стоящим самого бытия;

• соприкосновение  с окружающим миром, природой — человек  беспомощен перед существующей миллионы лет природой.

В итоге смысл  жизни, по Камю, находится не во внешнем  мире (успехах, неудачах, взаимоотношениях), а в самом существовании человека.

В целом экзистенциализм представляет собой умонастроение человека XX века, утратившего веру в разум  исторический и научный, недаром  он находится в оппозиции как  к рационализму и классическому  идеализму, Освободить человека от всех надежд на то, что он может обрести  свободу с помощью чего-то вне  себя, и от всех иллюзий, связанных с этими надеждами, поставить его перед собой и заставить заглянуть в себя - вот та задача, которую поставил перед собой экзистенциализм.

 

  1. Аналитическое направление. Программа логического позитивизма и 

постпозитивизм.

Аналитическое направление в современной философии отличается сциентизмом (от лат. scientia - наука). Это мировоззренческая позиция, считающая научное знание высшей культурной ценностью, а способы и нормы математического и естественнонаучного познания эталоном для любого знания; она противостоит негативно оценивающему роль науки антисциентизму; сциентистское направление (другое название - философия науки) выразило себя в пяти исторических формах развития позитивизма.

Идеи  начального позитивизма О. Конта  нашли свое продолжение в эмпириокритицизме. Его основатели Э. Мах (1838-1916), Р. Авенариус (1846-1896) пришли к выводам о невозможности объективной и абсолютной истины; о том, что в науке правит исключительно «релятивизм» — относительная истина. Пытались подняться над разделением материи и сознания, введя понятие «нейтральных элементов опыта» (одновременно психических и физических) и тем самым слить субъект и объект познания. В отличие от чистого позитивизма представители эмпириокритицизма не отбрасывали философию, а сводили  ее только до уровня методологии. А.Эйнштейн отмечал влияние релятивизма Маха на создание своей теории относительности.

Идея  превратить философию в методологию  нашла свое развитие в деятельности так называемого «Венского кружка» неопозитивизма (логический позитивизм). В 20-х гг. XX в. М. Шлик и Р. Карнап, О. Нейрат и В. Крафт организовали семинар позитивистской направленности. Игнорируя традиционную «метафизику» и классическую философскую проблематику, участники семинара свели философию до уровня логического анализа языка науки. Речь шла о вскрытии эвристических возможностей математической логики при исследовании объектов, лишенных наглядности; о логической сводимости теоретического знания к эмпирическому и его верификации (проверке). В основе неопозитивистской доктрины лежали принципы верификации, физикализма и конвенционализма. Принцип верификации провозглашал необходимость сравнения синтетических предложений в науке с протокольными предложениями, фиксирующими данные непосредственного опыта. На этом основании ряд положений, не подлежащих опытной проверке, объявлялся ложным или несостоятельным. Например, философское понятие «объективная реальность», вследствие претензии его на статус общего понятия, объявлялось несостоятельным. Существование объективных законов истинно, но непроверяемо, а стало быть, несостоятельно. Согласно принципу конвенционализма, в основе аналитических предложений в научной теории лежат произвольные соглашения (конвенции), выбор которых регулируется соображениями удобства, простоты, полезности, т. е. критериями, не связанными с понятиями самой теории. Принцип физикализма утверждал, что теоретические предложения в эмпирических науках в конечном счете должны допускать сведение к предложениям физики, поскольку все экспериментальные науки имеют один и тот же общий базис — физику.

В 70-х гг. XX в. складывается постпозитивизм, который уделяет основное внимание рациональным методам познания, но основной своей задачей считает анализ процессов развития научного знания. Рассмотрение динамики науки в постпозитивизме осуществляется в широком социокультурном контексте, включающем и философию. Ими были предложены различные модели структуры и динамики науки («критический рационализм» К. Поппера, концепция научных революций Т. Куна, концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса, «эпистемологический анархизм» П. Фейерабенда).

Информация о работе Лекции по «Философии»