Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 22:13, доклад
Лессинг, Готхольд Эфраим (1729–1781), критик и драматург; в Германии 18 в. вместе с И.В.Гёте и Ф.Шиллером стал творцом золотого века немецкой литературы. Родился 22 января 1729 в Каменце (Саксония) в семье лютеранского пастора. В 1746 поступил на богословский факультет Лейпцигского университета, но увлечение античной литературой и театром оставляло мало времени для богословских штудий. Принимал активное участие в театральной труппе, основанной актрисой Каролиной Нейбер (1697–1760), которая впоследствии поставила первое его драматическое произведение – комедию Молодой ученый (Der junge Gelehrte, 1748). Ортодокс Лессинг-старший вызвал сына домой и разрешил вернуться в Лейпциг то
Биография
Лессинг, Готхольд Эфраим
(1729–1781), критик и драматург; в Германии
18 в. вместе с И.В.Гёте и Ф.Шиллером стал
творцом золотого века немецкой литературы.
Родился 22 января 1729 в Каменце (Саксония)
в семье лютеранского пастора. В 1746 поступил
на богословский факультет Лейпцигского
университета, но увлечение античной литературой
и театром оставляло мало времени для
богословских штудий. Принимал активное
участие в театральной труппе, основанной
актрисой Каролиной Нейбер (1697–1760), которая
впоследствии поставила первое его драматическое
произведение – комедию Молодой ученый
(Der junge Gelehrte, 1748). Ортодокс Лессинг-старший
вызвал сына домой и разрешил вернуться
в Лейпциг только ценой отказа от театра;
единственной уступкой, на которую согласился
отец, было позволение перейти на медицинский
факультет. Вскоре по возвращении Лессинга
в Лейпциг труппа Нейбер распалась, оставив
Лессинга с подписанными им неоплаченными
векселями. Уплатив долги из своей стипендии,
он уехал из Лейпцига. Следующие три года
Лессинг провел в Берлине, стараясь заработать
на жизнь пером. С финансовой точки зрения
он не преуспел, зато необычайно вырос
как критик и литератор. Вместе с Кр.Милиусом,
лейпцигским родственником и другом, Лессинг
некоторое время издавал ежеквартальный
журнал по проблемам театра (1750), писал
критические статьи для «Фоссише цайтунг»
(«Vossische Zeitung»; в то время – «Berliner Privilegierte
Zeitung»), переводил пьесы и создал ряд оригинальных
драматических произведений.
В конце 1751 он поступил
в Виттенбергский университет, где
через год получил степень магистра. Затем
вернулся в Берлин и следующие три года
упорно трудился, утверждая за собой репутацию
проницательного литературного критика
и талантливого писателя. Беспристрастность
и убедительность его критических суждений
снискали ему уважение читателей. Опубликованные
в шести томах Сочинения (Schriften, 1753–1755)
включали, помимо выходивших ранее анонимно
эпиграмм и анакреонтических стихов, ряд
научных, критических и драматических
произведений. Особое место занимают Защиты
(Rettungen), написанные с целью восстановить
справедливость в отношении некоторых
исторических лиц, в частности принадлежавших
эпохе Реформации. Помимо ранних драм,
Лессинг включил в книгу новую драму в
прозе – Мисс Сара Сампсон (Miss Sara Sampson,
1755), первую в немецкой литературе «мещанскую»
драму. Созданная прежде всего по образцу
Лондонского купца Дж.Лилло (1731), эта донельзя
сентиментальная пьеса воплощала убежденность
Лессинга в том, что, только подражая более
естественному английскому театру, немцы
смогут создать подлинно национальную
драму. Мисс Сара Сампсон оказала глубокое
воздействие на последующую немецкую
драматургию, хотя сама по себе устарела
уже через два десятка лет.
В 1758 вместе с философом М.Мендельсоном и книготорговцем К.Ф.Николаи Лессинг основал литературный журнал «Письма о новейшей литературе» («Briefe, die neueste Literatur betreffend», 1759–1765), и хотя его сотрудничество в журнале продолжалось недолго, его критические оценки взбудоражили застойную литературную атмосферу того времени. Он яростно обрушивался на французских псевдоклассицистов и немецких теоретиков, особенно на И.К.Готшеда (1700–1766), который ориентировал немецкий театр на французскую драму.
В 1760 Лессинг переехал в Бреславль (ныне Вроцлав, Польша) и стал секретарем военного губернатора Силезии генерала Тауэнцина. Секретарские обязанности оставляли ему достаточно времени – здесь он в основном собрал материал для Лаокоона (Laokoon), изучал Спинозу и историю раннего христианства, а также начал работу над лучшей своей комедией Минна фон Барнхельм (Minna von Barnhelm, 1767), используя накопленные в Бреславле впечатления для обрисовки характеров и событий, давших яркий конфликт любви и чести в эпоху Семилетней войны.
В 1765 Лессинг возвратился
в Берлин и в следующем году
опубликовал знаменитый трактат
об эстетических принципах Лаокоон,
наряду с Историей античного искусства
И.И.Винкельмана (1764) явившийся высшим
достижением литературно-эстетической
мысли 18 в. Этой работой Лессинг проложил
путь к изощренной эстетике последующих
поколений, определив границы между визуальными
искусствами (живопись) и аудиоискусствами
(поэзия).
В 1767 Лессинг занял пост критика и литературного консультанта в Немецком национальном театре, только что созданном в Гамбурге. Это предприятие вскоре обнаружило свою несостоятельность и осталось в памяти лишь благодаря лессинговской Гамбургской драматургии (Hamburgische Dramaturgie, 1767–1769). Задуманная как постоянный обзор театральных постановок, Гамбургская драматургия вылилась в анализ драматургической теории и псевдоклассицистской драмы Корнеля и Вольтера. Аристотелева теория драмы в Поэтике оставалась для Лессинга высшим авторитетом, однако его творческая интерпретация теории трагедии покончила с диктатом единства места, времени и действия, который французские толкователи Аристотеля сохранили как обязательную предпосылку «хорошей» драмы.
После краха Национального театра и издательства, которое писатель основал в Гамбурге совместно с И.К.Боде, Лессинг занял пост библиотекаря в Вольфенбюттеле (Брауншвейг). За исключением девяти месяцев (1775–1776), когда он сопровождал принца Леопольда Брауншвейгского в путешествии по Италии, остаток жизни Лессинг провел в Вольфенбюттеле, где и умер в 1781.
Вскоре после переезда в Вольфенбюттель Лессинг опубликовал наиболее значительную из своих драм – Эмилию Галотти (Emilia Galotti, 1772). Действие драмы, в основе которой лежит римская легенда об Аппии и Виргинии, происходит при некоем итальянском дворе. Лессинг поставил перед собой задачу явить в современных обстоятельствах благородный строй античной трагедии, не ограничиваясь социальным протестом, столь характерным для буржуазной трагедии. Позднее он еще раз вернулся к сценическому творчеству, написав «драматическую поэму» Натан Мудрый (Nathan der Weise, 1779), самую популярную, хотя драматургически не самую совершенную из всех его пьес. Натан – призыв просвещенного либерала к религиозной терпимости, притча, показывающая, что не вера, а характер определяет личность человека. Это первая значительная немецкая драма, написанная белым стихом, который впоследствии стал типичным для классической немецкой драмы.
В 1780 Лессинг опубликовал
эссе Воспитание рода человеческого (Die
Erziehung des Menschengeschlechts), написанное еще в 1777.
В ста пронумерованных параграфах этого
эссе философ-просветитель видит в религиозной
истории человечества поступательное
движение к универсальному гуманизму,
выходящему за пределы всех и всяческих
догм.
Философские взгляды
Лессинг - самый
крупный представитель
немецкого буржуазно-
Отсталость Германии XVIII в., политическое убожество немецкого бюргерства, большая часть которого была далека от всяких революционных настроений и охотно мирилась с самодержавием, пассивность народных масс тогдашней Германии обусловили ряд исторических особенностей немецкого просветительного движения. Свою борьбу с немецким абсолютизмом Лессинг начал и долгое время вел главным образом в области культуры, искусства и литературы. Защищая идеи разума, гуманизма, свободы, горячо и убежденно выступая против феодально-сословной культуры и аскетического религиозного мировоззрения, за свободное развитие человеческой личности, Лессинг, в отличие от русских революционных демократов XIX в., не поднялся до революционной борьбы, направленной против всего политического и социального строя абсолютизма. Лишь в последние годы жизни, как указал Чернышевский, после того как борьба Лессинга за создание национальной литературы и духовное пробуждение бюргерства стала давать свои плоды, писатель от обсуждения вопросов искусства все чаще обращается к философской полемике и к постановке проблем политической и социальной жизни.
Мировоззрение Лессинга складывалось в борьбе с религией и богословием. Порвав в юношеские годы с церковным вероучением, Лессинг в 40-х гг. становится деистом, а позднее, по собственному признанию, испытывает глубокую симпатию к материализму. Свое тяготение к материалистической философии Лессинг выразил в 1780 г. в известном разговоре с философом-идеалистом Якоби (последний опубликовал запись этого разговора после смерти Лессинга). В разговоре с Якоби Лессинг утверждал, что есть одна истинная философия - философия материалиста Спинозы: подобно последнему, он признает не две, а лишь одну субстанцию - природу, существующую извечно и развивающуюся по своим собственным законам, без вмешательства божества.
В силу отсталости Германии XVIII в. Лессинг не смог подняться до цельного философского материализма. В последнем своем философском сочинении "Воспитание человеческого рода" (1777-1780) он рассматривает историю - в идеалистическом духе - как процесс развития человеческого сознания, постепенно восходящего от низших, незрелых форм религиозного мышления к разуму и свободе. Несмотря на встречающиеся у него зачатки диалектического мышления, Лессинг, подобно другим просветителям XVIII в., видел в истории медленную, постепенную эволюцию. Он отвергал необходимость революционного вмешательства в жизнь и считал главным средством воздействия на общество нравственное перевоспитание человека. Однако в практической борьбе Лессинга с феодально-крепостнической действительностью и в его критической деятельности материалистические тенденции в его взглядах нередко одерживали победу над идеализмом.
Одна из самых ярких особенностей Лессинга - человека и писателя - его активный, боевой дух. "Человек рожден для действия, а не для умствований", - писал Лессинг в одном из своих первых философских сочинений. Вражда против отвлеченной, кабинетной науки, стремление подчинить науку и искусство потребностям жизни - таковы неотъемлемые черты мировоззрения великого немецкого просветителя.
Вся жизнь Лессинга прошла в неустанной борьбе. "Он был живой критикой своего времени, и вся его жизнь была полемикой", - сказал о Лессинге Г. Гейне. Основные теоретические сочинения Лессинга ("Лаокоон", "Гамбургская драматургия" и др.) написаны в остро полемической форме, с огромной энергией и темпераментом. Борьба Лессинга с такими его врагами, как глава немецкого классицизма Готшед, переводчик Горация пастор Ланге, считавшийся одним из столпов ученой бюргерской поэзии, антиквар Клотц, реакционный богослов Геце, всколыхнула идейную жизнь Германии, способствовала пробуждению передовых демократических умов. Горячее стремление к подлинно живому, творческому знанию, предназначенному служить не только самой науке, но и развитию жизни, пронизывает теоретические работы Лессинга.
Среди буржуазных
просветителей XVIII в. было
немало людей, которые сочувствовали
народу, но в то же время
не верили в разум народных
масс и считали просвещение
привилегией немногих
В народности Лессинга
- один из источников его исторического
значения для позднейшей демократической
немецкой культуры.
Список литературы:
1) Литературная энциклопедия Т.6-1932
2) Собр. сочин., под ред. П. Н. Полевого, изд. 2-е, 10 тт., изд. М. Вольфа, СПБ, 1904 (изд. 1-е, 5 тт., СПБ, 1882—1883); Гамбургская драматургия, перевод И. П. Рассадина, Москва, 1883 (лучший перевод)