Личность и общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 17:11, доклад

Описание работы

Социология, в отличие от других наук, при изучении личности выделяет социально-типичное. Ключевым вопросом социологии является выяснение, является ли каждый человек личностью или нет? И если да, то что из этого следует для него самого и для общества? Социологическую теорию личности интересует процесс формирования личности и развитие ее потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных отношений, изучение закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляция и саморегуляция социального поведения личности. Некоторые проблемы являются общими для социологии и социальной психологии, поэтому граница между ними в значительной степени условна.

Содержание работы

1 Введение
2 Личность. Понятие личности.
3 Общество. Взаимодействие личности и общества
4 Заключение
5 Список литературы

Файлы: 1 файл

Личность и общество.docx

— 26.61 Кб (Скачать файл)

ГБОУ СПО  «Самарский медико-социальный колледж»

 

 

 

 

Доклад

«Личность и  общество»

 

 

 

 

Специальность: Фармация № 060301

Дисциплина: «Философия»

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Моисеева Дарья ,студентка 203 группы

                                                                           Проверила: Норкина Елена Владимировна

 

 

 

 

 

Самара 2013 г.

 

Содержание:

 

 

 

1 Введение

2 Личность. Понятие личности.

3 Общество. Взаимодействие личности и общества

4 Заключение

5 Список литературы

 

1. Введение

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего философии, психологии и социологии. Философию проблема личности интересует в широком историко-теоретическом  плане. Она намечает подходы к  решению существующих «вечных» вопросов. Философия занимается исследованием  смысла жизни, сущности человека, а  также общих закономерностей  его развития как биологического, так и социального существа (цели, идеалы, пути их достижения). Таким образом, философию интересует личность с  точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества.

Психология под личностью  чаще всего подразумевает субъект  сознательной деятельности в мотивационной  сфере, изучает личность в качестве устойчивой целостности. Как отмечает Г.М.Андреева: «Для социальной психологии главным ориентиром в исследовании личности является взаимоотношение  личности с группой (не просто личность в группе, а именно результат, который получается от взаимоотношения личности с конкретной группой)». В связи с этим главная проблема анализа личности в социальной психологии заключается в выявлении того, каким образом общество влияет на личность, какую роль в процессе формирования личности играет микро- и макросреда.

Социология, в отличие  от других наук, при изучении личности выделяет социально-типичное. Ключевым вопросом социологии является выяснение, является ли каждый человек личностью  или нет? И если да, то что из этого следует для него самого и для общества? Социологическую теорию личности интересует процесс формирования личности и развитие ее потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных отношений, изучение закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляция и саморегуляция социального поведения личности. Некоторые проблемы являются общими для социологии и социальной психологии, поэтому граница между ними в значительной степени условна.

 

 

 

 

2. Личность. Понятие личности

 

Личность - это человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторических конкретных видов деятельности и общественных отношений.

В европейских языках слово  «личность» восходит к латинскому понятию  «персона», что означало маску актера в театре, социальную роль и человека, как некое целостное существо. В восточных языках, таких как  китайский или японский, слово «личность» связывают не только с лицом человека, но даже в большей степени с его телом. В европейской традиции лицо рассматривается в оппозиции с его телом, так как лицо символизирует душу человека, а для китайского мышления характерно понятие «жизненность, куда входят и телесные, и духовные качества индивида».

На данный момент выделяют четыре теории личности:

1. Биологизаторская - по данной теории каждая личность формируется и развивается в соответствии с её врожденными качествами и особенностями, социальное окружение не играет при этом особой роли.

2. Социологизаторская - личность это продукт, который полностью формируется только в ходе социального опыта, биологическая наследственность не играет при этом значительной роли.

3. Психоаналитическая теория Фрейда - личность это совокупность желаний, импульсов, инстинктов.

Фрейд очертил  следующую структуру личности:

а) «Ид» («оно») - бессознательное  поведение личности, это инстинкты, потребности, которые личностью  не осознаются.

б) «Эго» («Я») - это осознание  человеком самого себя, своих желаний  и потребностей.

в) «Суперэго» - осознание человеком норм и правил общества.

Из теории Фрейда можно  сделать следующий вывод: личность - это существо противоречивое. Конфликт между бессознательным поведением и нормами общества способствует самореализации и развитию личности.

4. Идоническая теория Г. Юнга - личность это система реакций на различные стимулы внешней среды. Главным мотивом поведения человека является стремление получить удовольствие либо избежать неприятностей, страданий и боли. Значит поведением человека можно управлять, предлагая за определенные действия то или иное вознаграждение.

Сразу рассматривать человека как личность нельзя, так как существует такое понятие как «становление личности» из которого можно сделать  вывод, что личность формируется  в процессе жизнедеятельности, не приобретается  при рождении.

 

Существует путь от рождения до формирования личности:

Первый этап - человек.

Второй этап – индивид - это конкретный представитель человеческого рода.

Третий этап - индивидуальность - это совокупность физических, психических, внешних особенностей, отличающих одного индивида от другого

Четвертый этап - личность.

Личность формируется  и развивается в процессе своей  жизнедеятельности, т.е. приобретается определенный социальный опыт.

 

Факторы развития личности (потребность и является социальным опытом):

1. Биологическая наследственность - она создает изначальное отличие  личности от других членов  общества, создает дополнительные  возможности или ограничения  для развития тех или иных  качеств личности.

2. Физическое окружение  - означает, что особенности в  поведении людей во многом  определяются особенностями климата,  географического пространства природных  ресурсов, организации пространства.

3. Культура общества - т.е.  каждое общество дает всем  своим представителям особые  культурные образцы, язык, ценности, которые другие общества предложить  не могут.

4. Групповой опыт - в результате  взаимодействия и общения с  другими людьми человек осваивает  множество социальных ролей, а  также формирует собственный  «Я – образ», который появляется  в результате оценок окружающих.

5. Индивидуальный опыт - это совокупность чувств, эмоций, впечатлений, событий, переживаний, пережитых личностью. Индивидуальный опыт уникален и неповторим.

 

3. Общество. Взаимодействие личности и общества

Общество — группа людей, связанных друг с другом с помощью постоянных отношений, или большая социальная группа с общей географической или социальной территорией, подчиняющаяся единой политической власти и доминирующей культуре.

Общество и человек  заинтересованы в друг друге. Обществу для функционирования, развития нужен человек реально действующий, реально осуществляющий социальную деятельность. Человеку в свою очередь, необходимо общество для реализации его личных целей и интересов. Эта взаимная заинтересованность общества и человека фиксирует только, что человек должен каким - то образом включаться в общественную жизнь.

Исторически существует два  типа включения человека в общество и проявления себя в этом обществе.

 

1) человек - функционер.

2) человек - личность. 

 

Вступающий в жизнь  человек находит уже готовую  систему социальной деятельности и  она, представлена как совокупность функциональных различных мест. Поэтому  человек, вступая в социальную систему, занимает здесь то или иное функциональное место. Исторически общество всегда было заинтересовано в жестоком закреплении  человека за определенным функциональным местом. Это было обусловлено двумя  причинами: 

 

1) Стремлением экономить средства, поскольку переход человека по функциональным местам связан с необходимостью переобучения, а значит с определенными общественными затратами.

2) Стремление закрепить человека за определенным функциональным местом, было обусловлено стремлением стабилизировать социальную структуру. 

 

Используя различные социальные механизмы, общество закрепляет человека за определенным функциональным местом. Но этого не достаточно для нормального  функционирования общества. Человек  должен ещё эффективно исполнять  свои функции. Поэтому общество стремиться к развитию именно тех способностей и качеств человека, которые необходимы для отправления именно закрепленной за человеком функции. Другие качества и способности человека не являются предметом интереса общества, и их развитие в лучшем случае предоставляется  инициативе самого человека. 

 

4. Заключение

Возможно, каждый ученый понимает личность по-своему, но все они сходятся в  одном. Личность - это сформировавшийся человек, который имеет свою жизнь, свои убеждения, свои взгляды, свой индивидуальный характер, свои принципы и т.д.

Хотелось бы привести несколько  примеров высказываний различных ученных  о личности.

Епископ Августин Блаженный (354 - 430), оказавший  сильное внимание на средневековую  философию решает две важнейшие  проблемы: динамику личности и динамику общечеловеческой истории. Его работа «Исповедь» - исследование самосознания личности, её психологических состояний. Он описывает внутренний мир личности с младенческих лет и до утверждения  человека как христианина. Ему претит всякое насилие над личностью: о  насилия в школе над ребенком до государственного насилия. Августин выдвигает проблему свободы личности. Он считал, что субъективно человек  действует свободно, но все, что он делает, делает через него Бог. А  бытие Бога можно вывести из самосознания человека, из самодостоверности человеческого мышления. Августин показал роль самосознания для личности. Ведь Я - это закрытое, интимное существо, которое отделяется от внешнего мира и даже «закрывается» от него.

Заслушивают внимания социально-философские  воззрения Фомы Аквинского, которого считают создателем католической теологии и систематизатором схоластики. Он утверждал, что личность - это «самое благородное во всей разумной природе» явление. Она характеризуется интеллектом, чувством и волей. Интеллект обладает превосходством над волей. Однако познание Бога он ставит ниже, чем любовь к  нему, т.е. чувства могут превосходить разум, если они относятся не к  обычным вещам, а к Богу.

Важная часть творчества А.И. Герцена - тема личности. Ценность любой личности заключена в разумном и нравственно-свободном «деянии», в котором человек достигает своего действительного существования. Но личность не только венец природы, но и «вершина исторического мира». Существует взаимодействие между личностью и социальной средой: личность создается средой и событиями, но последствия несут на себе её отпечаток. В центре социально-философской концепции Михайловского находится идея личности, развитие и целостность которой является мерилом, целью и идеалом исторического прогресса. Для него личность является «мерой всех вещей», поэтому отчуждение личности превращающее её в придаток общества необходимо должно быть преодолены.

Леонтьев К. Н. Выступает за яркий  тип личности. Для него крайности  важнее середины и серости. На однородной почве, на равенстве, на упрощении, пишет  он, не рождаются гении и оригинальные мыслители.

В. В. Крылов: «Общественному процессу не свойственна геометрически-линейная детерминистская скука именно потому, что его многовариантность имеет своим источником и множественность самих отдельных общественных связей, и множественность индивидов, в которых они субъективируются в виде личности. Самое большее, что обусловливает этот примат объективного бытия общественных отношений над своим субъективным существованием, так это большую или меньшую типологическую схожесть отдельных групп людей в зависимости от одинакового для них всех комплекса их же собственных общественных связей (формационный тип общества), места в этой системе отношений (социальная группа, класс), профессии, возраста, пола и т.п. Если в прошлом многовариантность развития человечества, разбитого на отдельные изолированные общества, которые сами, в свою очередь, делились на классы, сословия и т.п., имела своим источником локально-естественные особенности, то уже сейчас, а еще более в будущем, когда все человечество будет единым общественным организмом с одинаковыми для всех людей возможностями удовлетворения всех своих материальных и духовных целей и потребностей, именно величайшее усложнение самой системы общественных, связей явится основным источником неповторимости каждой личности».

Кроме этих высказываний существует множество других, ведь каждый ученый старается объяснить любой вопрос возникающий у человека. Да и все люди, даже не философы, стараются объяснить для себя все, что так или иначе можно объяснить.

По этому поводу возникает множество  споров, разногласий, но ни один ученный не придает то, во что он верит.

 

 

Информация о работе Личность и общество