Личность и судьба Конфуция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 19:12, доклад

Описание работы

Сегодня во всем мире вряд ли найдется человек, не слышавший о конфуцианстве и его знаменитом основателе Конфуции (551-479 гг. до н.э.), имя которого в китайском произношении звучит как Кун-цзы или Кун-фуцзы (Мудрец Кун). В древних книгах его порой называют просто Учителем, и читателю сразу становится ясно, что речь идет о великом наставнике, который стал нравственным идеалом миллионов людей. На высказывания Конфуция ссылаются философы, политики, ученые всего мира. Фразы его сегодня можно услышать даже от малограмотного китайского крестьянина.
По конфуцианским принципам в настоящее время живет не только Китай, но и некоторые страны Восточной и Юго-Восточной Азии: Япония, Корея, Вьетнам, Сингапур; причем принципы эти настолько органично вошли в плоть их национальной культуры, что люди часто сами не замечают, что говорят словами Конфуция.

Содержание работы

Введение
Личность и судьба Конфуция
История конфуцианства
Учение конфуцианства
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

реф по философии.docx

— 49.74 Кб (Скачать файл)

Несмотря на прямой смысл этого параграфа, некоторые толкователи придают ему совершенно другой смысл, а именно: «при жизни отца смотри на направление воли сына, а по смерти его - на его поступки». Такое толкование не согласуется и с последующей фразой о не изменении в течение трех лет порядка, то есть образа деятельности отца, если слово «деяния» мы будем относить к сыну, а не к отцу.

Конфуций учил, что одной заботы о родителях мало, необходима ещё терпеливая любовь и чувство глубокого уважения. Концепция же «сяо» не было придумана, а была взята из оставшихся больших семей, переосмыслена и распространена на всё общество.

«Сыновняя почтительность и братская любовь - это корень гуманности». Конфуцию удалось соединить два понятия сяо и жэнь.

Взгляды Конфуция об устройстве общества базировались на тех нравственных ценностях, которые раньше господствовали в китайском обществе.

Особое внимание Конфуций уделял тяге к знаниям, и всячески её поощрял. Отсюда его подчёркнутое уважение к профессионалам, людям, достигшим высоких знаний в своей области. Конфуций заложил основы уважительности к труду, которые впоследствии обогатили духовную культуру Китая, став характерной чертой нации.

Все критерии нравственности, разработанные Конфуцием, объединялись им в один поведенческий блок «ли», то есть «ритуал». Каждый член общества с рождения и до самой смерти должен руководствоваться правилами этикета.

Конфуций отрицательно относился к богатству, осуждал стремление к выгоде, присущее низком человеку, он призывал к скромности в одежде и питании. Тем не менее, он желал, чтобы «простой люд» стал богатым, но это пожелание сопровождалось призывами к «воспитанию» народа.

Конфуций также считал, что благополучное материальное состояние общества было немыслимо без воспитательной деятельности. Он говорил, что благородные люди должны оберегать и распространять в народе нравственные ценности. В этом Конфуций видел одну из важнейших составных частей здоровья общества.

Создав систему нравственных ориентиров, ведущих к созданию здорового общества, Конфуций взялся за решение задачи взаимоотношения общества и Природы. Он вывел четыре принципа:

  • Для того, чтобы стать достойным членом общества, человек обязан постоянно углублять свои знания о природе. Знание природы расширяет кругозор и обогащает духовный мир человека;
  • Только природа способна дать человеку и обществу жизненную силу и вдохновение. Этот тезис перекликается с древнекитайскими учениями, пропагандирующими невмешательство человека в природные процессы и лишь созерцание их в поисках внутренней гармонии;
  • Бережное отношение, как к живому миру, так и к природным ресурсам. Уже в то время Конфуций предостерегал человечество от бездумного расточительного подхода к использованию природных ресурсов. Он понимал, что в случае нарушения существующих в природе балансов могут возникнуть необратимые последствия, как для человечества, так и для всей планеты в целом.
  • Регулярное благодарение Природы. Этот принцип уходит корнями в древнекитайские религиозные представления.

Стоит сказать, что элементарной единицей общества является человек, и от каждого человека зависит, будет ли общество здоровым.

 О государстве

Рассматривая высказывания Конфуция, можно заметить, что он судит о государстве строго и резко.

Согласно разработанной Конфуцием схеме, всё управление государством строится на «ли», то есть соблюдении ритуала, правил. Значение же ли объёмно, ведь сюда входит жэнь и сяо. Важная роль также отводилась вежливости.

Правитель возвышается над главой своей семьи лишь на несколько ступенек. Подобный универсальный подход превращал государство в обычную семью, только большую. Следовательно, править в государстве должны те же принципы, что и в обществе, то есть проповедуемые Конфуцием отношения гуманности, всеобщей любви и искренности.

Исходя из этого, Конфуций отрицательно отнесся к вводимым в то время в некоторых царствах Китая фиксированным законам, считая, что равенство всех перед законом базируется на насилии над личностью и, по его мнению, нарушает основы управления государством. Была и еще одна причина неприятия Конфуцием законов, он считал, что всё, насильственно навязываемое человеку сверху, не дойдет до души и сердца последнего, а значит, неспособно эффективно функционировать. Каркас модели государственного устройства, предложенной Конфуцием, - Правила. Принципом, придающим им жизнеспособность, является принцип «хэ».

К тому же, в создании их, по мысли Конфуция, принимали участие все члены общества. В условиях, когда управление государством и народом предполагалось на основании «ли», эти Правила выполняли роль закона.

Важно отметить, что позже сложилось разделение понятия «правления» на «правление людьми» и «правление законом». Конфуций всегда стремился к тому, чтобы людьми управляли живые люди, а не закон.

Важная роль отводилась Конфуцием внедрению Правил в общество, ведь одно дело - создавать, и другое - доводить до душ людей.

Правитель обязан следить за выполнением Правил, а также смотреть, чтобы общество не сошло с истинного пути. Концепция Правил была тесно связана с идеей благородного мужа, потому что именно он идеал воплощения всех правил. У Конфуция нет чёткой концепции организации управления государством. Людей Конфуций разделил по отношению к управлению государством на две группы: управляющие и управляемые.

В суждениях об управляющих Конфуций пользуется готовый образом благородного мужа. Конфуций не мыслит его вне государственной службы и административной деятельности.

Для управляющих Конфуций вывел четыре Дао:

  • Чувство самоуважения. Конфуций считал, что только уважающие себя люди способны проявить уважение к народу при вынесении каких-либо решений. Это просто необходимо, учитывая беспрекословное подчинение народа правителю.
  • Чувство ответственности. Правитель должен чувствовать ответственность за управляемый им народ. Это качество также присуще Цзюнь-цзы.
  • Чувство доброты при воспитании народа. Правитель, обладающий чувством доброты, способен лучше воспитать народ, повысить его моральные качества, образованность, а значит, и обеспечить прогресс всего общества.
  • Чувство справедливости. Это чувство должно быть развито особенно у людей, от чьей справедливости зависит благосостояние общества. Даже будучи сторонником авторитарной системы, Конфуций был противником излишней абсолютизации царской власти, и в своей модели ограничивал права царя, большое значение, придавая тому, чтобы основные решения принимались не одним человеком, а группой лиц.

Конфуций поднял значение бюрократии в системе управления и в обществе с помощью образа благородного мужа. Бюрократия обязана была не только следить за соблюдением Правил, но и воплощать их в жизнь на собственном примере. Именно она являлась в конфуцианской модели.

Конфуций был сторонником авторитарной системы, он был противником излишней абсолютизации царской власти. В своей модели государства Конфуций стремился ограничить права царя. У царя были наставники - благородные мужи, они составляли ближайшее окружение правителя. Конфуций возлагал особые надежды на этот тип сановников, обязанных своим возвышением добросовестному изучению его теории. Стремясь успокоить правителей, внушал им, что если они будут соблюдать все его наставления, то необходимость в наставниках отпадёт.

Создавая модель идеального государства, Конфуций привлёк и традиционное верование в божественную силу Неба, довольно ослабленное в то время. Во взглядах Конфуция относительно государственного управления Небу отводилась особая роль. Оно выступает в качестве высшей направляющей силы, от которых зависит жизнь жителей Поднебесной. Только благородный муж может передавать волю Неба. Это была блестящая мысль, ставшая одной из главных причин возвеличивания Конфуция бюрократией. Небо стало стражем основных догматов учения Конфуция. Небо помогает людям познать этические нормы и полностью овладеть ими, если они стремятся к знаниям. Благосклонность Неба, помогает стать благородным мужем.

Конфуций уделял человеку основное внимание, и тем не менее, признавал высшую над людьми волю, Волю Неба. На его взгляд, благородный муж способен правильно интерпретировать земные проявления этой воли. Уделяя основное внимание управляющим людям, Конфуций подчеркивал, что главный фактор стабильности государства - доверие народа. Власть, которой не доверяет народ, обречена на отдаление от него, а значит, на неэффективность управления, и в этом случае неизбежен регресс общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Учение Конфуция занималось только вопросами этики и политики и почти не касалось всего того, что не может быть объяснено человеческим разумом, а подкрепляется только верою.

Высказывания Конфуция учат людей терпимому, доброму отношению друг к другу, в них заложено стремление к всеобщей гармонии. Правитель, начальник, воспитатель, по мнению Конфуция, должен показывать подчиненным и воспитанникам образец поведения.

На вопрос правителя:

«Как вы смотрите на убийство людей, лишенных принципов, во имя приближения к этим принципам?»

Мудрец ответил:

«Зачем, управляя государством, убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым. Мораль благородного мужа подобна ветру. Мораль простолюдина подобна траве. Трава клонится туда, куда дует ветер».

В трудах Конфуция практически не рассматриваются богословские, метафизические вопросы, но считается допустимой вера в духов и нравственно необходимой вера в загробную жизнь. Эта вера нужна потому, что она укрепляет нравственность человека. Учение Конфуция поддерживает необходимость правил выражения сыновней почтительность и развивает древние культовые обряды почитания умерших предков.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Алексеев В.М. Китайская литература. - М.: 2002. C.576

2. Малявин В.В. Конфуций. - М.: 2007. С.400

3. Маслов А.А. Суждения и беседы - Изд. 2-е. - Ростов н/Д: 2006. С. 304

4. Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. - М.: 1993. С.440

5. Переломов Л.С. Конфуций. Лунь юй. - М.: 2001. С.588


Информация о работе Личность и судьба Конфуция