Личность и толпа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 18:43, реферат

Описание работы

Тихая спокойная музыка в концертном зале, праздничный марш на демонстрации. Спокойные, воодушевленные лица. И вдруг раздается крик «Пожар» или еще того хуже слышится выстрел. В один миг группа людей превращается в толпу. Как точно сказал Густав Лебон в толпе «человек опускается на несколько ступеней по лестнице цивилизации» и становится доступен для элементарных манипуляций с ним. Сложно, практически невозможно противостоять толпе. Быть в толпе, но ею не являться.

Содержание работы

Основные данные о работе 1
Содержание 2
Основная часть 3
Основные понятия личности и толпы…………………………………………….3

Файлы: 1 файл

Суворова, ТР, Философия.doc

— 69.50 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

1.1

Филиал

Элистинский  филиал СГА

Вид работы

Творческая работа

Название дисциплины

Философия

Тема

Личность и толпа

Фамилия студента

Суворова

Имя студента

Анна

Отчество студента

Николаевна

№ контракта

0130012400401006


 

Содержание

 

 

Основная часть

Основные  понятия личности и толпы

 

Тихая спокойная музыка в концертном зале, праздничный марш на демонстрации. Спокойные, воодушевленные лица. И вдруг раздается крик «Пожар» или еще того хуже слышится выстрел. В один миг группа людей превращается в толпу. Как точно сказал Густав Лебон в толпе «человек опускается на несколько ступеней по лестнице цивилизации» и становится доступен для элементарных манипуляций с ним. Сложно, практически невозможно противостоять толпе. Быть в толпе, но ею не являться.

Представление о толпе обычно рождается  из личного опыта людей. Практически  каждый либо бывал в толпе, либо видел  ее поведение со стороны. Иногда, поддавшись простому человеческому любопытству, люди присоединяются к группе, рассматривающей и обсуждающей какое-то событие. Возрастая количественно, заражаясь общим настроением и интересом, люди постепенно превращаются в нестройное, неорганизованное скопление, или толпу.

Термин «толпа» вошел в социальную психологию в период мощного революционного подъема масс в конце XIX-начале XX в. Под толпой психологи в то время  понимали главным образом слабо  организованные выступления трудящихся против эксплуататоров. Толпа — бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом вниманияВесьма образное определение толпы дал Г. Лебон: «Толпа похожа на листья, поднимаемые ураганом и разносимые в разные стороны, а затем падающие на землю».

При объединении малых групп, состоящих  из индивидов, которые негодуют по определенному  поводу, в достаточно большую группу, резко возрастает вероятность проявления стихийного поведения. Последнее может быть направлено на выражение испытываемых людьми чувств, оценок и мнений либо на изменение ситуации через действие. Очень часто субъектом такого стихийного поведения оказывается толпа.

Выделяют особенности поведения  людей в толпе:

- У человека наблюдается снижение самоконтроля и возрастает зависимость от толпы. Человек подчиняется влиянию толпы, в результате чего становится менее способным к регулированию своего поведения.

- Происходит потеря индивидуальности  поведения. Люди в толпе постепенно  уравниваются, психологические проявления их поведения приходят к одному уровню и совершенно разные люди в результате становится похожими.

- Интеллектуальные качества толпы  ниже, чем интеллект составляющих  её индивидуумов, взятых вне толпы

Толпой как субъектом массовых форм внеколлективного поведения часто становится:

- публика, под которой понимается  большая группа людей, возникающая  на основе общих интересов,  часто без какой-либо организации,  но обязательно при ситуации, которая затрагивает общие интересы  и допускает рациональное обсуждение;

- контактная, внешне неорганизованная  общность, действующая крайне эмоционально  и единодушно;

- совокупность индивидов, составляющих  многочисленную аморфную группу  и не имеющих в своем большинстве  прямых контактов между собой, но связанных каким-либо общим более или менее постоянным интересом. Таковыми оказываются массовые увлечения, массовая истерия, массовые миграции, массовый патриотический или лжепатриотический угар.

В массовых формах внеколлективного поведения большую роль играют неосознанные процессы. На основе эмоционального возбуждения возникают стихийные действия в связи с какими-либо впечатляющими событиями, затрагивающие главные ценности людей в ходе, например, их борьбы за свои интересы и права. Таковыми были многочисленные «медные» или «соляные» бунты городской и крестьянской голытьбы в русском средневековье или бунтарские выступления английских «луддистов», выразившиеся в уничтожении машин, лишенные ясного идеологического контекста и четко осознаваемых целей совершаемых действий.

Механизмы формирования толпы.

Основные механизмы формирования толпы и развития ее специфических  качеств — циркулярная реакция (нарастающее взаимонаправленное эмоциональное  заражение), а также слухи. Особенность коллективного интеллекта толпы состоит в росте некритичности мышления и легкой переключаемости внимания.

- Толпа совершенно иначе, чем  составляющие ее люди, обрабатывает  полученную информацию. Люди в  толпе легче воспринимают, быстрее  перерабатывают и распространяют  информацию, при этом бессознательно ее искажая и трансформируя. В результате толпа активно генерирует слухи. И если одна часть толпы видит, что идет торговля самогонными аппаратами, другая ее часть будет уверена, что всем бесплатно раздают спиртное.

- Человек, находясь в толпе, становится более внушаемым и легко верит любой, даже самой невероятной информации и фантастическим обещаниям и лозунгам.

- В толпе возрастают физические, психические и психофизиологические  возможности людей. В активной  толпе человек способен сделать  то, что вне толпы ему просто физически недоступно: быстрый бег, высокие прыжки, подъём тяжестей и т.п.

- Опасность толпы состоит еще  и в том, что в ней люди  ведут себя необычно и непредсказуемо. Человек проявляет такие неожиданные  формы поведения, которые в  повседневной жизни для него нехарактерны и часто позже сам не может поверить в то, что сделал

Что послужит детонатором, превращающим сборище мирных людей в агрессивную  по своей сути толпу - паника, вызванная  стихийным бедствием, пожаром, доведенный до ноты истерии митинг или рок-концерт, боязнь остаться без раздаваемой щедрой рукой гуманитарной помощи, массовое недовольство, - не суть важно. Причины могут быть самые разнообразные и неожиданные.

Важно, что в какой-то момент сто тысяч индивидуальностей  утрачивают самоконтроль и превращаются в единый биологический организм, живущий по своим законам, где  человеку отводится роль не более  чем одной из тысяч молекул, составляющих его. Понятно, что «молекула» не может жить по своим законам, - но лишь по общим. Подчиненность каждого всем - главный закон толпы.

Очень часто после  завершения массовых беспорядков люди, вспоминая события прошедших  часов или даже дней, удивляются, что они, в общем-то мирные, законопослушные, благовоспитанные граждане, вдруг, съехав с тормозов, бежали туда, куда бежали все, Делали то, что делали прочие, вплоть до преступлений и актов вандализма. Что произошло? Как они до такого докатились? Непонятно.Очень даже понятно. Человек - животное стадное. Оттого и выжил в экстремальные первобытные времена.  И былой биологический закон - приоритет стаи над составляющими ее индивидуумами - прорывается сквозь налет благоприобретенных цивилизованных привычек.                                                                    

 В толпе личность  приобретает ряд специфических  психологических особенностей, которые  могут быть ему совершенно  не свойственны, если он пребывает  в изолированном состоянии. Эти  особенности оказывают самое  непосредственное влияние на его поведение в толпе.

Если рассматривать  толпу с чисто психологической  точки зрения, здесь все не так  просто, и имеется много противоречий. В определенных условиях или при  стечении некоторых обстоятельств  собрание людей обладает чертами, абсолютно не свойственными и не характерными для определенных индивидов, входящих в состав этого собрания. Личность как что-то самостоятельное и заслуживающее отдельного рассмотрения перестает существовать, но появляется единица общего целого, имеющая ту же направленность, что и окружающие ее единицы. Можно назвать это коллективной душой, хотя она и образуется на короткий период времени, но имеет очень выраженные свои черты. И организация в таком собрании поддерживается этой самой душой, которая в хаосе людского тем не менее пока позволяет выполнять  ту примитивную, как правило, задачу, которая и объединила этих людей. Но одного факта случайного нахождения вместе многих индивидов недостаточно для того, чтобы они приобрели характер организованной толпы, для этого нужно влияние некоторых возбудителей.

Исчезновение сознательной личности и ориентирование чувств и  мыслей в известном направлении  не обязательно бывают вызваны одновременным  присутствием нескольких индивидов в одном и том же месте.

Толпа, соединяясь воедино из множества составляющих, какое-то непродолжительное время действует как одно целое существо. Причем это существо, хотя и обладает не очень высоким уровнем интеллекта, приобретает совершенно отличные свойства от тех, которые были присущи его составляющим.

Человек- это стадное  животное. Ни один индивид не способен нормально существовать в одиночестве. Ему просто необходима чья-то оценка- одобрение или даже осуждение, просто чья- то реакция на его поступки и  достижения. Поэтому определяющим составляющим статуса человека всегда было «мы» - семья, коллектив, община или что-то другое, с чем этого человека связывали жесткие обстоятельства. И каждый человек вынужден в большинстве случаев соответствовать в большей мере ожиданиями этого «мы», нежели выполнять какие- то свои собственные замыслы. Так, любой человек в определенные моменты своей профессиональной деятельности пассивно подчиняется решениям своих начальников, вышестоящих лиц, т. е. с того момента, как человек примыкает к группе, поглощается массой, он уже становится в какой то мере управляемой единицей. В отличие человека толпы он сохраняет свою собственную индивидуальность, способен на размышления, но этот человек уже подвержен крайним формам насилия или паники, энтузиазма или жестокости посредством своей принадлежности к коллективу. Ему приходится совершать действия, противоречащие его интересам, осуждаемые собственной совестью. И очень часто, оглядываясь на свои поступки, человек сам себя не узнает, недоумевая, что же заставило его поступить так, или иначе.

"Когда отдельные  люди образуют массу, то достоинство  каждого из них в отдельности  гибнет под ногами толпы"  В. Швебель 

По итогам проведенной  работы, можно сделать ряд выводов: 

Под личностью имеется  в виду интегрирующее и цементирующее  начало, объединяющее в единое целое и биологическое, и социальное, и психологическое в человеке. Личность как бы венчает, замыкает, делает устойчивым все море бушующих в человеке социальных и биологических сил. Личность - конечный результат действия этих сил. Личностно в человеке то, что устойчиво. Необходимыми условиями становления личности являются телесная оформленность, самосознание и социальный образ жизни, а главное проявление ставшей личности - наличие у человека мировоззрения. 

Толпа являет собой случайное  или почти случайное сборище людей, объединенных в данном пространстве временным и преходящим интересом; это простое множество разрозненных людей, лишенное органической связи и единства; это хаотическое целое, как правило, лишенное какой-либо четкой внутренней организации; иногда эта организация носит расплывчато-сумбурный характер. С позиций психологии толпа отличается резкой ослаблен-ностью разумного контроля в своем поведении. Вследствие этого в толпе главным образом проявляется эмоционально-волевое бушевание страстей, смутных и неустойчивых интересов людей. 

С одной стороны, человек - это исключительно социальное существо. С другой стороны, в этом и слабость человека, т.к. наше сознание постоянно  подстраивается под действия большинства. И зачастую именно это и убивает индивидуальность личности. 

 

 




Информация о работе Личность и толпа