Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 18:43, реферат
Тихая спокойная музыка в концертном зале, праздничный марш на демонстрации. Спокойные, воодушевленные лица. И вдруг раздается крик «Пожар» или еще того хуже слышится выстрел. В один миг группа людей превращается в толпу. Как точно сказал Густав Лебон в толпе «человек опускается на несколько ступеней по лестнице цивилизации» и становится доступен для элементарных манипуляций с ним. Сложно, практически невозможно противостоять толпе. Быть в толпе, но ею не являться.
Основные данные о работе 1
Содержание 2
Основная часть 3
Основные понятия личности и толпы…………………………………………….3
Версия шаблона |
1.1 |
Филиал |
Элистинский филиал СГА |
Вид работы |
Творческая работа |
Название дисциплины |
Философия |
Тема |
Личность и толпа |
Фамилия студента |
Суворова |
Имя студента |
Анна |
Отчество студента |
Николаевна |
№ контракта |
0130012400401006 |
Основные понятия личности и толпы
Тихая спокойная музыка в концертном зале, праздничный марш на демонстрации. Спокойные, воодушевленные лица. И вдруг раздается крик «Пожар» или еще того хуже слышится выстрел. В один миг группа людей превращается в толпу. Как точно сказал Густав Лебон в толпе «человек опускается на несколько ступеней по лестнице цивилизации» и становится доступен для элементарных манипуляций с ним. Сложно, практически невозможно противостоять толпе. Быть в толпе, но ею не являться.
Представление о толпе обычно рождается из личного опыта людей. Практически каждый либо бывал в толпе, либо видел ее поведение со стороны. Иногда, поддавшись простому человеческому любопытству, люди присоединяются к группе, рассматривающей и обсуждающей какое-то событие. Возрастая количественно, заражаясь общим настроением и интересом, люди постепенно превращаются в нестройное, неорганизованное скопление, или толпу.
Термин «толпа» вошел в
При объединении малых групп, состоящих из индивидов, которые негодуют по определенному поводу, в достаточно большую группу, резко возрастает вероятность проявления стихийного поведения. Последнее может быть направлено на выражение испытываемых людьми чувств, оценок и мнений либо на изменение ситуации через действие. Очень часто субъектом такого стихийного поведения оказывается толпа.
Выделяют особенности
- У человека наблюдается снижение самоконтроля и возрастает зависимость от толпы. Человек подчиняется влиянию толпы, в результате чего становится менее способным к регулированию своего поведения.
- Происходит потеря
- Интеллектуальные качества
Толпой как субъектом массовых форм внеколлективного поведения часто становится:
- публика, под которой
- контактная, внешне неорганизованная
общность, действующая крайне
- совокупность индивидов,
В массовых формах внеколлективного поведения большую роль играют неосознанные процессы. На основе эмоционального возбуждения возникают стихийные действия в связи с какими-либо впечатляющими событиями, затрагивающие главные ценности людей в ходе, например, их борьбы за свои интересы и права. Таковыми были многочисленные «медные» или «соляные» бунты городской и крестьянской голытьбы в русском средневековье или бунтарские выступления английских «луддистов», выразившиеся в уничтожении машин, лишенные ясного идеологического контекста и четко осознаваемых целей совершаемых действий.
Механизмы формирования толпы.
Основные механизмы
- Толпа совершенно иначе, чем
составляющие ее люди, обрабатывает
полученную информацию. Люди в
толпе легче воспринимают, быстрее
перерабатывают и
- Человек, находясь в толпе, становится более внушаемым и легко верит любой, даже самой невероятной информации и фантастическим обещаниям и лозунгам.
- В толпе возрастают физические,
психические и
- Опасность толпы состоит еще
и в том, что в ней люди
ведут себя необычно и
Что послужит детонатором, превращающим сборище мирных людей в агрессивную по своей сути толпу - паника, вызванная стихийным бедствием, пожаром, доведенный до ноты истерии митинг или рок-концерт, боязнь остаться без раздаваемой щедрой рукой гуманитарной помощи, массовое недовольство, - не суть важно. Причины могут быть самые разнообразные и неожиданные.
Важно, что в какой-то момент сто тысяч индивидуальностей утрачивают самоконтроль и превращаются в единый биологический организм, живущий по своим законам, где человеку отводится роль не более чем одной из тысяч молекул, составляющих его. Понятно, что «молекула» не может жить по своим законам, - но лишь по общим. Подчиненность каждого всем - главный закон толпы.
Очень часто после
завершения массовых беспорядков люди,
вспоминая события прошедших
часов или даже дней, удивляются,
что они, в общем-то мирные, законопослушные, благовоспитанные граждане,
вдруг, съехав с тормозов, бежали туда,
куда бежали все, Делали то, что делали
прочие, вплоть до преступлений и актов
вандализма. Что произошло? Как они до
такого докатились? Непонятно.Очень даже
понятно. Человек - животное стадное. Оттого
и выжил в экстремальные первобытные времена.
И былой биологический закон - приоритет
стаи над составляющими ее индивидуумами
- прорывается сквозь налет благоприобретенных
цивилизованных привычек.
В толпе личность
приобретает ряд специфических
психологических особенностей, которые
могут быть ему совершенно
не свойственны, если он
Если рассматривать толпу с чисто психологической точки зрения, здесь все не так просто, и имеется много противоречий. В определенных условиях или при стечении некоторых обстоятельств собрание людей обладает чертами, абсолютно не свойственными и не характерными для определенных индивидов, входящих в состав этого собрания. Личность как что-то самостоятельное и заслуживающее отдельного рассмотрения перестает существовать, но появляется единица общего целого, имеющая ту же направленность, что и окружающие ее единицы. Можно назвать это коллективной душой, хотя она и образуется на короткий период времени, но имеет очень выраженные свои черты. И организация в таком собрании поддерживается этой самой душой, которая в хаосе людского тем не менее пока позволяет выполнять ту примитивную, как правило, задачу, которая и объединила этих людей. Но одного факта случайного нахождения вместе многих индивидов недостаточно для того, чтобы они приобрели характер организованной толпы, для этого нужно влияние некоторых возбудителей.
Исчезновение сознательной личности и ориентирование чувств и мыслей в известном направлении не обязательно бывают вызваны одновременным присутствием нескольких индивидов в одном и том же месте.
Толпа, соединяясь воедино из множества составляющих, какое-то непродолжительное время действует как одно целое существо. Причем это существо, хотя и обладает не очень высоким уровнем интеллекта, приобретает совершенно отличные свойства от тех, которые были присущи его составляющим.
Человек- это стадное животное. Ни один индивид не способен нормально существовать в одиночестве. Ему просто необходима чья-то оценка- одобрение или даже осуждение, просто чья- то реакция на его поступки и достижения. Поэтому определяющим составляющим статуса человека всегда было «мы» - семья, коллектив, община или что-то другое, с чем этого человека связывали жесткие обстоятельства. И каждый человек вынужден в большинстве случаев соответствовать в большей мере ожиданиями этого «мы», нежели выполнять какие- то свои собственные замыслы. Так, любой человек в определенные моменты своей профессиональной деятельности пассивно подчиняется решениям своих начальников, вышестоящих лиц, т. е. с того момента, как человек примыкает к группе, поглощается массой, он уже становится в какой то мере управляемой единицей. В отличие человека толпы он сохраняет свою собственную индивидуальность, способен на размышления, но этот человек уже подвержен крайним формам насилия или паники, энтузиазма или жестокости посредством своей принадлежности к коллективу. Ему приходится совершать действия, противоречащие его интересам, осуждаемые собственной совестью. И очень часто, оглядываясь на свои поступки, человек сам себя не узнает, недоумевая, что же заставило его поступить так, или иначе.
"Когда отдельные
люди образуют массу, то
По итогам проведенной работы, можно сделать ряд выводов:
Под личностью имеется в виду интегрирующее и цементирующее начало, объединяющее в единое целое и биологическое, и социальное, и психологическое в человеке. Личность как бы венчает, замыкает, делает устойчивым все море бушующих в человеке социальных и биологических сил. Личность - конечный результат действия этих сил. Личностно в человеке то, что устойчиво. Необходимыми условиями становления личности являются телесная оформленность, самосознание и социальный образ жизни, а главное проявление ставшей личности - наличие у человека мировоззрения.
Толпа являет собой случайное или почти случайное сборище людей, объединенных в данном пространстве временным и преходящим интересом; это простое множество разрозненных людей, лишенное органической связи и единства; это хаотическое целое, как правило, лишенное какой-либо четкой внутренней организации; иногда эта организация носит расплывчато-сумбурный характер. С позиций психологии толпа отличается резкой ослаблен-ностью разумного контроля в своем поведении. Вследствие этого в толпе главным образом проявляется эмоционально-волевое бушевание страстей, смутных и неустойчивых интересов людей.
С одной стороны, человек - это исключительно социальное существо. С другой стороны, в этом и слабость человека, т.к. наше сознание постоянно подстраивается под действия большинства. И зачастую именно это и убивает индивидуальность личности.