Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 20:24, творческая работа
Понятие «личность» отражает высшую ступень развития индивида. Личность является социальным существом, т.е. личностью человек может стать только в обществе. Не каждый человек становится личностью. Поскольку личность должна:
обладать разумом и сознанием (так, психически нездоровый человек не может стать личностью);
ориентироваться в обществе и приносить ему пользу;
Версия шаблона |
1.1 |
Филиал |
Ярославль |
Вид работы |
Творческая работа |
Название дисциплины |
Философия |
Тема |
Личность и толпа |
Фамилия студента |
Быстров |
Имя студента |
Александр |
Отчество студента |
Олегович |
№ контракта |
0730711400101013 |
Личность
и толпа…………………………………………………………………
Личность и толпа
Понятие «личность» отражает высшую ступень развития индивида. Личность является социальным существом, т.е. личностью человек может стать только в обществе. Не каждый человек становится личностью. Поскольку личность должна:
обладать разумом и сознанием (так, психически нездоровый человек не может стать личностью);
ориентироваться в обществе и приносить ему пользу;
иметь личные честь и достоинство, а также уважать достоинство других;
нести ответственность за свои действия (бездействие)1.
Очень часто исследователи преувеличивают роль личности, особенно правителей, полководцев, признавая за ними единоличное управление миром и историей. Безусловно, роль личности очень важна в историческом процессе.
Все произошедшие исторические события всегда направлялись личностями, причем личностями разными по своему моральному облику и разуму. Историю творили как гениальные личности, так и глупые, как волевые, так и безвольные, как прогрессивные, так и реакционные.
Личность, находясь во главе государстве, политической партии, армии может оказывать разное (положительное или отрицательное, либо и то, и то другое одновременно) влияние на развитие истории. В связи с этим общество не должно относиться безразлично к тому, в чьих руках находится реальная власть. Выдвижение личности на роль управленца обусловлено исторически сложившейся потребностью общества в управлении.
В процессе исторической деятельности становятся более заметными сильные и слабые стороны личности, разумеется, оказывая благотворное или, наоборот, разрушительное воздействие, порой ставя под угрозу жизнь и благополучие нации или всего человечества.
Поскольку историю творят народы, а не отдельные личности, личность всегда ограничена в своих действиях происходящими событиями в обществе.
Политический лидер должен обладать способностью сопоставления внутригосударственной и международной обстановки, общественной практики, а также должен уметь ясно мыслить в напряженных условиях.
Исторические личности благодаря определенным качествам ума, воли, характера, благодаря своему опыту, моральным ценностям способны изменить единичные события и некоторые их последствия. Но историю полностью они изменить не могут.
Отойдем от политических деятелей и рассмотрим талантливых личностей, которые внесли огромный вклад в историю, и имена которых всегда будут помнить будущие поколения. Ведь именно гениальные личности способствовали развитию науки, искусства, религии испокон веков. К талантливым людям смело можно отнести Аристотеля, Платона, Рафаэля, Ломоносова, Менделеева, Эйнштейна, Пушкина, Шекспира, Достоевского, Чайковского, Бетховена и многих, многих других. Их произведения являются мировым наследием. Чтобы стать великим, нужно совершить что-то великое, точнее говоря, нужно уметь совершать великое. Но как люди становятся великими? Величие человека определяется и врожденными особенностями, и приобретенными качествами ума, но и другие обстоятельства играют важную роль.
Очень часто можно услышать про человека, что он обладает харизмой. Так какую личность можно назвать харизматичной? Харизматической называют духовно одаренную личность, которая воспринимается и оценивается окружающими как необычная, порой даже сверхъестественная (божественного происхождения) по силе постижения и воздействия на людей, недоступная обычному человеку2. Носителями харизмы являются герои, созидатели, реформаторы, зачастую идущие наперекор обычному порядку вещей. Необычность харизматической личности признается всеми, но моральная и историческая оценка их деятельности далеко неоднозначна. Поскольку когда его дар ослабнет или исчезнет вовсе, вера в него и основанный на ней его авторитет также исчезнет в конечном итоге.
Макс Вебер полагал, что харизматическая власть вождя основана на безмерном и беспрекословном, притом радостном подчинении и поддерживается прежде всего верой в избранность, харизматичность правителя. В концепции Вебера вопрос о наличии харизмы являлся одним из главных в трактовке господства человека, обладавшего таким даром, над другими людьми. Причем сам обладатель харизмы считался таковым в зависимости от существующего мнения о нем, от признания за ним такого дара.
Чтобы увлечь людей своими замыслами, достижением своей цели харизматический лидер может прибегнуть ко всякого рода методам, ослабляющим или снимающим естественные, нравственные и религиозные принципы.
Таким образом, веберовская концепция харизматического господства выявляет проблемы, которые актуальны для современного и для будущих поколений.
Теперь перейдем к толпе.
У понятия толпа есть несколько значений:
случайное или почти случайное сборище людей, объединенных в данном пространстве временным и преходящим интересом;
это простое множество разрозненных людей, лишенное органической связи и единства;
это хаотическое целое, как правило, лишенное какой-либо четкой внутренней организации;
нечто неорганизованное, случайное скопление людей, руководствующихся не столько разумом, сколько чувствами и эмоциями, в ней доминирует стадное сознание, и она готова на сиюминутные «героические» жертвы, особенно когда во главе ее появляются лидеры-фанатики, для того чтобы добиться своих эгоистических целей3.
С точки зрения психологии толпе свойственна ослабленность контроля разума своего поведения. Вследствие чего в толпе главным образом преобладают порывистые, неистовые эмоции, расплывчатые и изменчивые интересы людей. Люди, которые являются трусливыми, замкнутыми в обычной жизни, в толпе могут стать бесстрашными.
Поведение толпы обычно определяется влиянием овладевающих настроений и подвержено воле лидера, в качестве которого выступает человек, который быстрей остальных понял настроение толпы, ее устремления, мотивы или способный вызвать в ней желаемый им настрой. Толпа без лидера не сможет ничего сделать.
Гете высказывал мнение, что ничто не представляет собой такой бестолочи, как большинство: ибо оно состоит из сильных заправил, которые себя приноравливают, из слабых, которые себя приуподобляют, и из толпы, которая волочится за ними, нисколько не ведая, чего она хочет4. По словам Ж.Ж. Руссо, всегда будет существовать большое различие между тем, чтобы подчинить себе толпу, и тем, чтобы управлять обществом. Если отдельные люди порознь один за другим порабощаются одним человеком, то каково бы ни было их число, я вижу здесь только господина и рабов, а никак не народ и его главу. Это, если угодно, — скопище людей, а не ассоциация5.
История человечества доказывает, что не существует ничего суетнее и непостояннее толпы. В их рассказах о поступках людей нередки истории о том, как толпа, осудив человека на смерть, начинает тут же оплакивать его.
Н. Макиавелли возражал против такого подхода к оценке толпы. Он основывался на том, что недостатки, приписываемые народу, также свойственны и людям. Человек, не соблюдающий законы, совершает те же проступки, что и толпа. Доказать это не трудно, потому что, как ни много было государей, но добрых и умных между ними было мало. Необходимо рассматривать каждого человека отдельно от других и независимо от условий, изменяющих его сущность, только тогда можно судить о том, подобен ли он массе или нет. К сожалению, не все люди достаточно разумны, чтобы осуществлять свои действия в соответствии с правовыми и моральными нормами. Поведение толпы, фактически, — явление стихийное. Всюду, где вспыхивает стихия бушующей толпы и где она, загоревшись, овладевает поступками и судьбами людей, всюду, где люди оказываются бессильными перед ее слепым и сокрушающим порывом, проявляется несовершенство, или недозрелость, или вырождение духовной культуры людей6. Толпа всегда в конечном счете терпит поражение, лишний раз доказывая ограниченность и неудачу духа: в психологии толпы отсутствует творческое преодоление стихии, что предполагает высшие порывы разума. Стихия же, вовлекающая людей в хаос недовольной толпы, есть стихия неустроенной и ожесточившейся человеческой души. Народ лишь тогда сможет решить дело, когда он обладает организацией и во главе стоит знание и ясность достижимой цели.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что личность и толпа являются противоположными друг другу понятиями. Для личности характерен трезвый и ясный ум, способный принимать рациональные решения, у толпы нет разума, она будет идти за вожаком куда угодно. Толпа растворяет и подавляет личность человека, уничтожая его сознательное «Я», заменяя его на бессознательное «Мы».
1 Социальная философия. Учебник. - Под редакцией И.А. Гобозова. М.: Издатель Савин С.А., 2003. С. 277.
2 Алексеев П.В., панин А.В. Философия: учеб. – 3-е ид, переаб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. С. 597.
3 Социальная философия. Учебник. - Под редакцией И.А. Гобозова. - М.: Издатель Савин С.А., 2003. С. 310.
4 Борисова Е.М., Джохадзе Н.И. Философия: Учебно-практическое пособие. М.: МЭСИ, 2007. С. 158,159.
5 Вишневский М.И. Философия: учеб. пособие. Минк: Высш. шк., 2008. С. 387.
6 Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - 2-е изд. М.: Гардарики, 2006.С. 714, 715.