Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 04:41, доклад
Цель исследования: Отследить эволюцию любви на различных этапах развития человечества. Задачи исследования:
Рассмотреть понимание любви в основные исторические периоды.
Сравнить их с пониманием любви современной молодежи.
Выявить представление о любви у студентов КГПУ имени В.П. Астафьева.
Сделать выводы на основе полученных результатов.
Введение.
Определение любви.
2.1 Обывательская точка зрения.
2.2 Научная точка зрения.
2.3 Любовь с точки зрения религии.
2.4 Любовь с точки зрения психологии.
2.5 Философская точка зрения.
3. Классификация любви.
3.1 Братская.
3.2 Материнская любовь.
3.3 Эротическая любовь.
3.4 Любовь человека к себе.
3.5 Любовь к Богу.
4. Философия любви в античности (древня Греция и Рим).
5. Философия любви в средние века: Эрос и Агапе.
6. Философия любви в эпоху возрождения.
7. Любовь в наши дни.
8. Заключение.
9. Список использованной литературы.
У древних греков
существовала чрезвычайно
Употреблялся также термин "philia",
наделенный смыслом "любовь", но далеко
не всегда в сексуальном плане. Прилагательное
"philos" означало "быть близким",
"дорогим", "милым"; существительное
"philos" имело значение "друг"
или "родственник". Чаще всего эта
группа слов относилась к сфере любви
между родителями и детьми. Правда, греки
не всегда строго различали "eros" и
"philia" и часто смешивали их, однако
главное различие состояло в том, что термин
"eros" относился к тому, к кому испытывали
желание, a "philia" означал любовь в
сфере родственных отношений.
Кроме того, существовали термин "agape"
и производное от него "agapan" (быть
довольным, удовлетворенным). Позднее
средневековые авторы использовали этот
термин в противоположность "эросу"
для обозначения любви, которая не включает
в себя никакого элемента сексуальности.
Следует отметить, что античная культура
породила не только разнообразную терминологию,
связанную с понятием "любовь", но
и множество литературных жанров, связанных
с описанием любви и любовного чувства.
Среди них - эпический, лирический, сатирический,
философский, быто-описательный. Действительно,
феномен любви присутствует и в античном
эпосе, и в лирике, и в сатире, и в философской
литературе. Это разнообразие жанров породило
и разнообразие типов понимания и истолкования
любви, из которых можно выделить следующие
четыре: мифологический, космологический,
философско-этический и, наконец, эротико-гедонистический.
5. Философия любви в средние века: Эрос и Агапе.
Гибель античного мира
привела к тому, что многие нравственные
и духовные ценности, ставшие завоеванием
культуры, утратили свое значение и
были либо обесценены, либо попросту забыты.
Так произошло с концепцией античного
эроса. Эротические функции любви,
эротическое восхождение к
У христианских авторов концепция эроса
сменилась концепцией агапе. В отличие
от эроса как олицетворения чувственного
желания, страстного, порой экстатического
чувства агапе представляет в греческом
языке более рассудочное отношение, близкое
понятию "уважение", "оценка".
Шведский историк и теолог Андерс Нигрен
в известной работе об эросе и агапе проводит
следующее различение этих двух понятий.
"Эрос противоположен агапе, отражает
совершенно специфическую концепцию любви,
классическим примером которой является
платоновский "небесный эрос". Это
человеческая любовь для Бога, любовь
человека к Богу... Эрос - это аппетит, настойчивое
желание, которое вырастает из впечатляющих
качеств объекта; в эросе человек стремится
к Богу, чтобы удовлетворить свой духовный
голод посредством постижения божественного
превосходства. Но любовь человека к Богу,
которую мы находим в Новом Завете, имеет
совершенно другое значение. Здесь любовь
не такая, как в случае эроса, она означает
не то, чего не хватает человеку, а щедрый
дар. Агапе не имеет ничего общего с эросом,
с его аппетитом и желанием, так как Бог
любит потому, что любовь - его природа.
Что же касается понятия "каритас",
которое также широко употребляли многие
христианские авторы, в частности Августин,
как синоним любви, то Нигрен считает,
что это понятие представляет собой синтез
эроса и агапе.
Христианство предполагает новые отношения
между человеком и Богом, которых не знала
античная религия. В античном мире невозможны
прямые отношения между ними. Конечно,
в античной мифологии содержится множество
историй о любовных приключениях между
богами и смертными, но при этом боги принимают
вид людей, как это делает Афродита, или
других существ, как это часто делает Зевс.
Тем не менее между богами и смертными
существуют серьезные препятствия, которые
преодолеваются с помощью магии или перевоплощения.
Христианство устанавливает новые отношения
между Богом и человеком, и именно любовь
санкционирует эти связи. Христианская
любовь - не физическая сила, способная
разрушить, как это делал Эрос, человеческий
ум, но скорее эмоциональная связь между
Богом и человеком. В Новом Завете первая
заповедь провозглашает "Возлюби Бога
твоего всем сердцем твоим", а вторая
- "Возлюби ближнего твоего, как самого
себя". Эти два важнейших принципа христианской
морали выражали существенно новое отношение
к любви.
Моральное значение христианской любви
глубоко проанализировано Сереном Кьеркегором
в его книге "Произведение любви"
(1847). Он указывает на контраст между античной
и христианской концепциями любви: древняя
любовь основывается на эстетическом
принципе, тогда как христианская - на
моральном. Согласно Кьеркегору, только
христианская любовь обладает моральной
ценностью; с утверждением христианства
впервые в европейскойистории любовь
становится принципом не только поведения,
но и морали.
Швейцарский исследователь Дени де Ружмон предлагает другое взаимоотношение между эросом и агапе. Он отмечает, что эрос основывается на чувственной любви, ведет к мистическому союзу и удовольствию, тогда как агапе исходит из любви к ближнему, приводит не к союзу, а к общности и вызывает интенсивное болезненное чувство Христианская этика придает любви важное и универсальное значение. Но эта любовь не имеет ничего общего с античным эросом. В противоположность ему, христианская этика создает новое понимание любви как каритас (жалость, сострадание, милосердие). Любить означает прежде всего сострадать. На этом основаны все нормы и правила христианской этики, в том числе и правила семейной жизни: живите в любви, не прелюбодействуйте, мужья, любите жен, как тела свои, а жена да убоится мужа.
Каритас означает прямую противоположность эросу. Во-первых, эрос означал восхождение, тогда как каритас - нисхождение. Это движение сверху вниз, к страдающему, нуждающемуся в жалости и помощи. Во-вторых, каритас - это не индивидуальная, а отвлеченная, родовая любовь. Если эрос - всегда поиск индивидуальности, выбор личностью своей утерянной, согласно мифологии Платона, половинки, то каритас выбора не предполагает. Это любовь не к конкретному лицу, а ко всем людям. В-третьих, эрос предполагает взаимность, тогда как средневековая любовь во взаимности не нуждается. Это любовь дающая, а не требующая.
Характеризуя
Все это создает новый тип представлений о любви. Средневековая любовь в основе своей духовна: земное, телесное принимается с большим опасением, и каритас довольно часто превращается в повод для аскетической практики. "Христианская любовь, - продолжает Бердяев, - которая так легко принимает формы риторические и унижающие человека, превращается в аскетическое упражнение для спасения души и в "добрые дела", в благотворительность, христианская любовь в своей высоте духовна, а не виталистична". Глубочайшее понимание любви содержит Библия. Христианство широко истолковало понятие "любовь" применительно ко всем нормам христианской веры и жизни, провозгласив, что Бог есть любовь.
Таким образом, представления
о любви в средневековой Европе
гораздо богаче и разнообразнее,
чем это принято думать. Напротив,
средневековая философия и
6. Философия любви в эпоху возрождения.
Эпоха Возрождения создает новый тип светской культуры, в котором сочетаются многие крайности и противоположности: пантеизм, обожествляющий природу, с самыми экзотическими религиями и мифологиями, индивидуализм, с его утверждением правомерности личного интереса, с поисками основ человеческого общежития; глубокое увлечение античностью с традициями средневековой мысли.
Все эти противоположности проявляются повсюду, в частности и в философии любви, которая в эпоху Возрождения широко развивается, порождая своеобразный жанр философских трактатов и диалогов о любви. Она возникает в основном на почве возрождения античной философии, в особенности учения Платона. Но вместе с тем ренессансная философия любви впитывает в себя традиции куртуазной поэзии и средневековых споров о любви. Этот своеобразный синтез порождает богатейшую традицию философских рассуждений о происхождении, смысле и значении любви. Трактаты о любви становятся чуть ли не одним из основных жанров философской литературы, а вместе с тем и литературной модой. Во всяком случае, ни один из крупных писателей и мыслителей эпохи Возрождения не упускал случая написать сочинение на данную тему.
В развитии теории любви в эпоху Возрождения можно выделить три периода, которые отличаются друг от друга по предмету, характеру и даже стилю рассуждений о любви.
Прежде всего это Проторенессанс - эпоха, когда в итальянской поэзии зарождается "сладостный новый стиль" (dolce stile nuovo) и тема любви становится популярной для творчества многих писателей и поэтов. Среди них следует назвать прежде всего поэтов Гвидо Квиницелли и Гвидо Кавальканти. Последний пишет в довольно причудливой форме канцону о любви, которая, как уже отмечалось, позднее стала предметом философского истолкования Фичино, в его знаменитом "Комментарии на "Пир" Платона". Канцона Кавальканти открывает собой целый ряд поэтических произведений подобного рода, в качестве комментария к которым были написаны многие трактаты о любви, например "Комментарий на канцону о любви Джироламо Бенивьени" Джованни Пико делла Мирандола. Своеобразную поэтическую философию любви мы находим в творчестве Данте, Петрарки и Боккаччо. В целом этот период может быть назван поэтическим, определяющее значение тогда имели поэты и поэтические описания любви.
Второй период, относящийся в основном к XV веку, характеризуется появлением философских трактатов о любви, объединяющих в одно целое и учение о бытии, и гносеологию, и этику, и эстетику. Самым ранним произведением этого периода является "Диалог о любви" Лоренцо Пизано. Но центральным моментом для всего XV века является, несомненно, деятельность Марсилио Фичино и созданной им Академии Платона. "Комментарий на "Пир" Платона" Фичино положил начало большому числу философских сочинений о любви, принадлежащих крупнейшим мыслителям эпохи Возрождения. Среди них Джованни Пико делла Мирандола, написавший комментарий к канцоне Бенивьени и собиравшийся написать свой собственный комментарий на "Пир" Платона (к сожалению, этот замысел остался неосуществленным), врач и философ Леон Эбрео, автор глубокомысленных "Диалогов о любви", Франческо Каттани, Туллия д'Арагона, Франческо Патрицци, Джордано Бруно. Все они создавали на основе заново прочитанного и переосмысленного Платона грандиозную диалектику любви, охватывающую собой не только человеческие чувства, но и отношения всех вещей и процессов в мире.
Характерно, что в центре этой любовной философии было учение о красоте, так как сама природа любви, согласно определению Платона, характеризовалась как желание красоты. Это определение органически связывало этику и эстетику. И не случайно, что философские теории любви оказали огромное воздействие на искусство эпохи Возрождения, многие выдающиеся художники этой эпохи черпали сюжеты своих картин непосредственно из трактатов Марсилио Фичино и Пикоделла Мираыдола.
Наконец, третий этап в развитии
ренессансной литературы о любви
относится к XVI веку. Он представлен
сочинениями не столько философского,
сколько практического или
Таким образом, можно характеризовать первый период как поэтический, второй - как философский и третий - как эротико-дидактический. Конечно, каждый период тесно связан друг с другом, и в спорах о женской красоте можно часто встретить элементы космологического понимания любви, а в описаниях любви как космического начала присутствует и эротический элемент. Но все-таки для каждого периода господствующим оказался тот или иной подход.
Такова в общих чертах эволюция ренессансной теории любви в эпоху Возрождения.
7. Любовь в наши дни
Понимание любви у молодежи в наши дни совершенно изменилось в отличие от прошлого. В наше время под любовью привыкли понимать не столько материнскую любовь, любовь к богу и уж тем более братскую любовь и любовь к природе, сколько любовь - эротическую. Любовь к человеку. Подавляющее большинство молодых людей, как и множество людей иных поколений, в наши дни ассоциируют слово любовь с отношениями между людьми, явно имеющими эротических характер.
Но не стоит забывать и о том, что акцент на эротической любви – это лишь вершина айсберга. Настоящая проблема в том, что даже эротическая любовь в наше время, в отличии от той же эпохи возрождения и, как казалось бы – совсем недавних времен, когда были молоды наши бабушки и дедушки – стала на столько исковеркана и перевернута, что люди старческого возраста порой приходят в ужас от современных отношений между парнем и девушкой. И благо то, что хотя бы пол в этой паре будет противоположен.
Вот и получается что любовь в определенном плане – свернула с пути своего развития и повернула в обратную сторону, опустившись на 2 ступени своего развития вниз. Во первых, как было сказано выше – понимание любви акцентировано на любви эротической, во вторых – молодежь все активнее и обширнее углубляется в банальные животные инстинкты, уходя все дальше и дальше от романтики, духовности и ответственности. Любовь для многих в наше время – это в основном сексуальные отношения, а брак – это сожительство, и далеко не всегда из каких-либо чувств, порой даже по элементарному, и не редкому в наше время «залету». Молодые люди современности создают семью, не зная своей роли, своей ответственности и обязанностей. Да даже само понятие “первая брачная ночь” в наши дни вызывает лишь ироничную улыбку.
Что же является виной столь резкого изменения понимания любви? Очевидно, что это - доступность и распущенность, присущие нашей суровой реальности. Кругом эротическая литература с подробным объяснением и толкованием, секс навязчиво пропагандируется телевидением, модой, музыкой и интернетом. Казалось бы, при таком массовом сексуальном просвещении все должны быть настоящими профессионалами в этих вопросах. Но, как бы, не так!
Изобилие информации об интимных отношениях свидетельствует только о том, что мы признали их важность, перестали “прятать голову в песок”, стыдливо краснея от одного лишь упоминания. Как оказалось, проблем в этом вопросе более чем достаточно. Раньше людей особо не волновали вопросы сексуальной совместимости, интимного разнообразия. Изменилась роль женщины в интимной близости: сейчас ее активность только приветствуется. В наше время абсолютно нормальным считаются сексуальное воспитание подростков, тренинги по сексотерапии, психологическая и медицинская помощь при импотенции.
Как приложение к докладу, Мы провели социологический опрос студентов КГПУ имени В.П. Астафьева, на основе которого будет подтверждена или опровергнута наша гипотеза.
8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В заключении стоит отметить что любовь, во всем своем многообразии, проделала большой путь по тропе собственной эволюции. Взгляды на любовь и ее понимание у людей не оставалось в статическом положении, а изменялось на протяжении многих веков и тысячелетий. Любовь к богу, природе, ребенку, противоположному полу, деньгам и даже к коллекционированию марок – все то к чему тянется человек, что он наделяет высшим смыслом – и есть любовь.
Любовь в наше время без сомнений потеряла былую цену и величие. Многие молодые люди в наши дни отдают предпочтения эротической любви, а та в свое время все ближе и ближе подходит к банальным половым потребностям. Неужели эротическая любовь так и останется лидирующей и станет в понимании людей лишь одним из основных животных инстинктов? Разумеется нет. Понимание любви вновь потерпит изменения, правда сейчас нельзя сказать точно, когда это произойдет. Вероятнее всего тогда, когда общество будет готово вновь духовно обогатится.