Лютер Мартин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 14:16, доклад

Описание работы

Учение Л. выросло из его понимания спасения. Т. к. человек достигает спасения только посредством веры, которая даруется ему непосредственно богом, то нет принципиальной разницы между мирянами и духовенством. Каждый христианин обладает всей полнотой божественной благодати и через таинство крещения обретает священство, поэтому церковь не является необходимым посредующим звеном между человеком и богом. Каждый сам должен без внеш. предписаний и ограничений свободно упражняться в благочестии. Сан священника даётся по воле общины верующих и ею же может быть отнят; духовная власть ничем не отличается от светской и так же, как она, должна быть подчинена государству.

Файлы: 1 файл

ЛЮТЕР Мартин.docx

— 15.63 Кб (Скачать файл)

ЛЮТЕР Мартин (10.11.1483, Эйслебен, Саксония,— 18.2.1546,), нем. мыслитель и обществ. деятель, глава бюргерской Реформации в Германии, основатель немецкогопротестантизма (лютеранства). В 1501—05 учился в Эрфуртском университете, испытал влияние кружка гуманистов и неосхоластич. учения Оккама, после окончания курса принял монашеский постриг и вступил в августинский монастырь. На личном опыте Л. понял недостаточность предписываемого католицизмом пути спасения через «добрые дела».Выход из глубокого душевного кризиса он нашёл в самостоятельном прочтении Писания. Лютеру были близки идеи нем. мистиков 14в.; Их учение о возрождении души, проникающейся божеств. началом, о единстве «внутр. человека с богом» Л. превратил в учение об «оправдании верой»: вера — единственное условие спасения души; добрые дела — лишь плоды и проявления веры, а не самодостаточный путь к спасению.

        К публичной  защите своего учения Л. побудила  продажа в Германии папских  индульгенций. 31 окт. 1517 он вывесил  на дверях замковой церкви  в Виттенберге 95 тезисов против  торговли индульгенциями и других злоупотреблений католического духовенства. По словам Ф. Энгельса, тезисы Л. оказали действие, «...подобное удару молнии в бочку пороха»; они были восприняты как сигнал к выступлению всех оппозиционных сил против римскокатолич. церкви, за национальную и религиозную независимость Германии. Тезисы, положившие начало Реформации, содержали основы нового понимания христианства, позже развитого Л. в работах «О вавилонском пленении церкви», «О свободе христианина», «Сермон о добрых делах» и др.

Л. был обвинён в ереси, отказался  явиться в Рим на церк. суд и  в 1520 публично сжёг папскую буллу  об отлучении его от церкви; выступил на имперском рейхстаге в Вормсе (1521), где публично отстаивал автономию  совести.

        Учение Л.  выросло из его понимания спасения. Т. к. человек достигает спасения  только посредством веры, которая  даруется ему непосредственно  богом, то нет принципиальной  разницы между мирянами и духовенством. Каждый христианин обладает всей  полнотой божественной благодати и через таинство крещения обретает священство, поэтому церковь не является необходимым посредующим звеном между человеком и богом. Каждый сам должен без внеш. предписаний и ограничений свободно упражняться в благочестии. Сан священника даётся по воле общины верующих и ею же может быть отнят; духовная власть ничем не отличается от светской и так же, как она, должна быть подчинена государству.

        Л. стремился  заменить авторитет церкви авторитетом  Библии. Он отвергал исключит. право  папы на толкование Священного  писания. Всякий христианин в  силу своего священства обладает  правом самостоятельно толковать  Писание и защищать веру. Чтобы  гарантировать свободу совести,  сделав Библию доступной для  каждого, Л. посвятил 15 лет её  переводу на нем. Язык.

        Тезис о  внутренней свободе верующего  (свободе убеждения) парадоксальным  образом сочетается у Л. с  отрицанием свободы воли, что  категорически выражено в его  осн. теологич. произв. «О рабстве  воли» (1525). Л. разрушил церковное единство Зап. Европы, но основать новую церковь на провозглашенных им принципах всеобщего священства, свободы совести и церковного самоуправления ему не удалось.

        В последние  годы жизни Л. уделял большое  внимание идее мирского призвания  христианина, нравственно-религиозному возвышению труда.


Информация о работе Лютер Мартин