Логика и язык

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 15:15, контрольная работа

Описание работы

С общей культурой всего общества неразрывно связана культура отдельного человека. Это средства, способы и результаты той или иной его материальной или духовной деятельности, предполагающей определенные связи и отношения с другими людьми. Сюда входят культура труда, досуга и общения, политическая культура, правовая и нравственная культура (или культура поведения), эстетическая культура и т.д.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Логика как наука о принципах правильного мышления………………………….5
Понятие. Суждение. Умозаключение. Законы формальной логики……………...9
Доказательство, опровержение. Спор, полемика, дискуссия……………............16
Заключение………………………………………………………………………….23
Список использованной литературы……………………………………………...24

Файлы: 1 файл

философия.doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)

Опровержением называется доказывание ложности какого-либо тезиса или несостоятельности доказательства в целом.

Опровержение тезиса может быть осуществлено:

а) путем приведения фактов, противоречащих тезису;

б) путем доказательства истинности нового тезиса, противоречащего опровергаемому;

в) путем установления ложности (или противоречивости) следствий, вытекающих из тезиса.

Опровержение очень часто направлено непосредственно не против тезиса, а против аргументов. Это достигается  также различными путями:

а) путем доказательства ложности аргументов;

б) установлением того, что аргументы, при помощи которых обосновывается выдвинутый тезис, являются для тезиса недостаточными;

в) установлением того, что аргументы  сами являются еще не доказанными;

г)определением, что источник фактов, при помощи которых обосновывается выдвинутый тезис, является недоброкачественным.

Опровержение демонстрации показывает отсутствие логической связи между  аргументами и тезисом. Доказательство, как известно, протекает всегда в  форме умозаключения. Поэтому успешное использование данного способа опровержения предполагает четкое представление о правилах и ошибках соответствующих умозаключений - дедукции, индукции, аналогии, в форме которых протекает обоснование тезиса. Если установлено, что тезис доказан с нарушением правил умозаключения, то такое доказательство считается опровергнутым.

Рассмотренные способы опровержения применяются не только в качестве самостоятельных операций, но и в  сочетаниях. Так, прямое опровержение тезиса может быть дополнено критическим  разбором аргументов; наряду с ошибками в доводах могут быть выявлены нарушения в самом процессе рассуждения и т.д.

Убеждающая сила рассуждения во многом определяется рациональным сочетанием операций доказательства и опровержения, способствующим достижению в каждом конкретном случае несомненных, объективно-истинных результатов.

В процессе доказательства и опровержения необходимо соблюдать правила по отношению к тезису, правила по отношению к аргументам и правила  по отношению к демонстрации. Нарушение  этих правил в доказательстве приводит к логическим ошибкам, которые в конечном счете не позволяют доказать (опровергнуть) доказываемый (опровергаемый) тезис.

Спор представляет собой одну из основных форм человеческой коммуникации, в рамках которой уточняются полиции противоборствующих сторон, вырабатывается оптимальное решение проблемы, "рождается истина".

 Спор - акт речевой коммуникацией,  но не всякий коммуникативный  процесс является спором. Спор - это  коммуникативный процесс, в рамках  которого происходит сопоставление  точек зрения, позиций участвующих в нем сторон, при этом каждая из них стремится аргументированно утвердить свое понимание обсуждаемых вопросов и опровергнуть доводы другой стороны. Редкий спор заканчивается безусловной победой одной из сторон, но это не умаляет ценности данного коммуникативного акта. Во-первых, поскольку в споре соревнуются идеи, то его участники обогащаются идейно: обмен идеями, в отличие от обмена вещами, более эффективен. Во-вторых, осуществив процесс спора, стороны приходят к более глубокому уяснению как своей собственной позиции, так и позиции своего оппонента. В-третьих, в споре можно узнать нечто новое и тем самым пополнить свой багаж знаний и расширить кругозор.

 Виды спора весьма многообразны. Спор может быть конструктивным (товарищеским) или деструктивным (враждебным), устным или письменным, организованным или стихийным, основательным или поверхностным, содержательным или формальным.

 Перечисленные виды спора  выделены по внешним признакам.  В жизни больше внимания уделяется  содержательным аспектам спора, поэтому одним из важных моментов является выбор вида спора (дискуссии или полемики), который определяется конкретными обстоятельствами.

 Термин "дискуссия" происходит от латинского - рассмотрение, исследование.

 Дискуссия - это вид спора, в рамках которого рассматривается, исследуется, обсуждается какая-либо проблема. Как правило, участниками дискуссии являются лица, которые обладают необходимыми знаниями по обсуждаемым вопросам и имеют полномочное право принимать решение или рекомендовать принять то или иное решение.

 Дискуссия представляет собой  последовательную серию высказываний  ее участников относительно одного  и того же предмета, что обеспечивает  необходимую связность обсуждения. В большинстве случаев тема  дискуссии формулируется до ее начала, что дает возможность ее участникам подготовиться к ней более основательно.

 Цель любой дискуссии - достижение  максимально возможной в данных  условиях степени согласия ее  участников по обсуждаемой проблеме.

 Итог дискуссии не должен  сводиться к сумме высказанных точек зрения. Он должен представлять собой синтез объективных и необходимых черт, присущих дискутируемому предмету. Другими словами, результат дискуссии должен выражаться в более или менее объективном суждении, поддерживаемом всеми участниками дискуссии или их большинством. Таким образом, в дискуссии выкристаллизовывается более четкая и ясная формулировка решения проблемы, снимается, устраняется до известного предела момент субъективности: убеждения одного человека или труппы людей получают должную поддержку других и тем самым объективируются, обретая определенную обоснованность.

В русский язык слово "полемика" пришло из древнегреческого, переводится как воинствующий, враждебный. В отличие от дискуссии в полемике присутствует состязательность, борьба, определенная степень воинственности и враждебности, что детерминировано целью, которая преследуется участниками полемики. Поэтому в сознании большинства людей полемика ассоциируется с коммуникативным актом, называемым острым спором.

 Полемика - вид спора, в рамках которого основные усилия сторон направлены на утверждение (победу) своей позиции относительно обсуждаемого предмета. Отметим отличительные черты полемики:

- Во-первых, основная задача, которую  решают полемизирующие стороны, - утверждение своей позиции.

- Во-вторых, участвующие и полемике  стороны более, чем в дискуссии,  вольны в выборе средств спора,  его стратегии и тактики. В  полемике допускается использование  большего числа корректных приемов,  таких, как захват инициативы, внезапность в использовании имеющихся в распоряжении спорящих доводов, в том числе и психологических, навязывание своего сценария спора и т.п.

 Вместе с тем существует  ряд моментов, роднящих полемику  и дискуссию: наличие определенного  предмета спора, содержательная связность, открытость к аргументам другой стороны, очередность выступлений спорящих, недопустимость использования некорректных логических и психологических приемов, нарушение этических норм.

 Победа в полемике, если она  получила общественный резонанс, может принести некоторое удовлетворение. Но следует помнить, что в  общественном сознании спор ассоциируется  со средством достижения истины, поэтому решение, основанное на  победившей в полемике позиции, влечет за собой соответствующую меру ответственности. Нетрудно догадаться, каковы будут последствия и какой будет мера ответственности, если в полемике победит ошибочная точка зрения.

 

 

 

Заключение

Логика в той или иной степени  была нужна человеку в самые разные исторические эпохи. Но особенно необходима она в современную эпоху. Объясняется это в решающей степени тем, что чем выше уровень развития общества, тем большие требования предъявляются к самому человеку, уровню его собственного развития, его общей и специальной культуре. Тем более высокой должна быть и его логическая культура. Все более настоятельной необходимостью для него становится умение масштабно мыслить и рассуждать, способность глубоко разбираться в происходящих процессах общественной жизни. Соответственно этому усиливается роль и значение логики как науки о мышлении. Такая тенденция особенно заметна в условиях экономической реформы, осуществляемой в России, и демократизации страны. Эти кардинальные процессы захватывают все более широкие слои населения, требуют от них подъема деловой и общественно-политической активности, а следовательно, и активности мышления. Эта тенденция органически связана с реформой народного образования в России. Ее магистральное направление — все большее перемещение центра тяжести с узкопрофессиональной в сторону широкой фундаментальной подготовки специалиста, способного лучше ориентироваться в достижениях науки и техники, полнее отвечать быстро меняющимся потребностям общества, переходящего к рыночной экономике.

В этих условиях особую значимость приобретает  такая фундаментальная наука, как  логика. В силу своей предельной общности и абстрактности она  имеет отношение буквально ко всем, конкретным отраслям науки и  техники. Ибо как бы ни были различны и своеобразны эти отрасли, все же законы и правила мышления, на которых они основываются, едины. Правда, также, как специалист по питанию может дать нам любую информацию, как питаться, но не может ни питаться за нас, ни переваривать пищу, так и логик может выдать богатейшую информацию о правильном мышлении, но не способен помочь тем, кто не учится мыслить самостоятельно.

 

Список использованной литературы

  1. Гетманова Е.К., Маркин В. И. Основы логики. М. 1994.
  2. Челпаов Г.И. Учебник по логике. М. 1994.
  3. Гетманова А.Д. “Логика” - Москва,1995г.
  4. Ивлев Ю.В. Логика М. 1992 г.
  5. В.И.Кириллов, А.А.Старченко “Логика” - Москва, 1982 г.
  6. Логика: пособие для учащихся.-М.:Просвещение.1996.-
  7. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия : учебник. – М., 1997.               
  8. Философия : учеб. пособие для высших учебных заведений / отв. ред. В. П. Кохановский. – Ростов-на/Д, 2003.
  9. Философия : учебник / отв. редакторы В. Д. Губин и др. – М.,2001.
  10. Губин В. Д. Философия : элементарный курс : учеб. пособие. – М., 2001.

1 В.И.Кириллов, А.А.Старченко “Логика” - Москва, 1982г


Информация о работе Логика и язык