Логика как философская дисциплина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 11:41, творческая работа

Описание работы

Логика - это наука о законах правильного мышления. Приобщаясь к общечеловеческой культуре, к знаниям, рождается способность мыслить. Человеку дано великое умение - думать (жаль, что не всегда мы этим пользуемся, а порой просто не умеем этого делать, ведь это целая наука!), размышлять над законами вселенной, природы, общества, места человека в этом мире, подвергать сомнениям догмы и законы, существовавшие до сего времени, находить новые определения и доказательства. Человек несет ответственность за свою интеллектуальную деятельность и результаты этой деятельности.

Содержание работы

Логика, как философская дисциплина……………………………………………3

Файлы: 1 файл

Горбунова В.А. ТР, логика.docx

— 23.47 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

1.1

Филиал

Балаковский

Вид работы

Творческая работа

Название дисциплины

Логика 

Тема

Логика, как философская дисциплина

Фамилия студента

Горбунова

Имя студента

Валентина

Отчество студента

Алексеевна 

№ контракта

1470011400401057


 

Содержание

 

Логика, как философская  дисциплина……………………………………………3

Основная  часть

Логика, как философская дисциплина

 

«…Правильность  суждений – на удивление редкое свойство. – написано авторами знаменитого учебника «Логика, или Искусство мыслить», - эта неправильность ума порождает не только те заблуждения, которые проникают в науку. Она так же является причиной большей части ошибок, совершаемых нами в повседневной жизни…..Уберечь себя от этих отклонений мы сможем лишь тогда, когда будем обращать должное внимание на свои суждения и мысли».

Логика - это наука о законах правильного мышления. Приобщаясь к общечеловеческой культуре, к знаниям, рождается способность мыслить. Человеку дано великое умение - думать (жаль, что не всегда мы этим пользуемся, а порой просто не умеем этого делать, ведь это целая наука!), размышлять над законами вселенной, природы, общества, места человека в этом мире, подвергать сомнениям догмы и законы, существовавшие до сего времени, находить новые определения и доказательства. Человек несет ответственность за свою интеллектуальную деятельность и результаты этой деятельности.

Главная функция логики – умение рассуждать, и выводить из одних  рассуждений другие. Анализ вывода – это формальная логика, т.к. раскрывает формальное содержание рассуждения.

Формальная логика очень древняя  наука, история которой насчитывает  две с половиной тысячи лет. Начало ей было положено в трудах Аристотеля. Всю доматематитческую логику и логику Аристотеля называют формальной логикой. С момента своего возникновения она была тесным образом связана с философией. Включала в себя понятия, суждения, умозаключения, законы логики, опровержения и доказательства, гипотезы. Русские ученые внесли большой вклад в развитие формальной логики.

Формальная логика отделилась от философии  в XIX веке. Она, вроде бы, перестала считаться философской дисциплиной, но связь между этими науками осталась: для того чтобы прояснить основания логики, обращаются к философии, а для более глубокого осмысления философских проблем применяют понятия и методы логики.

Для того чтобы раскрыть взаимоотношения  формальной логики и философии необходимо рассмотреть связь формальной и  диалектической логики. Они исследуют  разные аспекты мышления. Формальная логика ограничивается формулировкой  законов, следуя которым одни готовые  мысли логически следуют из других. Диалектика рассматривает становление  и развитие понятий и представлений, исследует их отношения, переходы, противоречия. Принципы диалектики направлены на глубокое и всестороннее познание закономерностей  мышления, взятого в его движении и развитии, в последовательном постижении реальности.

Диалектическая логика не отвергает  формальную логику. Она лишь позволяет  уточнить её границы, место и роль в изучении законов и форм мышления. Диалектическая логика развивается  и строится как философское обобщение  истории развития человеческого  познания в целом. Формальная логика берет определенную сторону мышления: законы получения новых знаний, не прибегая к опыту и к истории  познания. Пусть и с разных сторон, но обе эти науки изучают человеческое мышление.

Формальная логика, это скорее отдельные  фрагменты философии, (а не собственно логика) которые она трактует не только с применением естественного  языка, дополненного определенной философской  терминологией, но и с помощью  искусственных языков логики. Это  позволяет философским проблемам  придать точность, провести более  ясные границы между философскими принципами. Позволяет выявить их логические связи. Не все философские  проблемы можно подвергнуть логике, так как не все философские  проблемы являются проблемами логики. Применять логику можно при обсуждении таких философских проблем, как  научный закон, необходимость, причинность, объяснение и понимание, искусственный интеллект, ценности и моральные принципы и т.д. Привлекая логику в рассмотрении этих проблем, мы не подменяем ею философию. В данном случае логика предоставляет средства, позволяющие философии решать свои проблемы с большей строгостью и убедительностью. А в философском анализе для своих приложений логика получает мощные импульсы в результате обратного воздействия.

Когда формальная логика стала логикой  математической, она стала применять  сложнейшие приемы вычислений и использовать математические средства. Но от этого  она не потеряла своей связи с  философией. Эта связь стала более  многосторонней, глубокой и основательной. Интенсивное развитие логики в разных науках привело к возникновению  логических систем разного типа.

 А что же такое философия? Любовь к мудрости  – это соединение двух греческих слов (phileo – любовь,  sophia – мудрость) означает понятие предмета философия. Философия, как наука (предполагала мудрое знание, а так же учение на основе этих  знаний), впервые истолковывается Платоном. Развитие философии было связано с развитием духовной деятельности человека. Формированию философского сознания способствовало умение критически осмыслить существование мира и человека в нем, не прибегая к вере в сверхъестественное, традиционное, бездоказательное (авторитетное).

Развитие философии, её становление  как науки, шло долгие годы. И так  как философия определяла сферы  реальности (природа, вселенная, общество и его история, человек, духовные процессы), то со временем определились философские дисциплины, которые более полно изучают эти сферы.

Особое место отводится логике. И в чих бы трудах не рассматривалась философия, логике отводится особая роль, она всегда рассматривается чуть ли не с первых позиций. Пусть в ней не говорится о конкретных вещах, предметах, о бытии, о мире (она и не может дать никаких конкретных знаний об этом), но

логика  указывает общие правила, с помощью  которых мы получаем истинное,

достоверное знание о любых объектах размышления.

Еще Аристотель в теоретической  философии выделял такую часть, как логика, которой отводил роль предварительного приготовления в  постижении наук. Главная цель логики в теоретической философии Аристотеля – истина.

В Средние  века вопросы философии входили  в состав теологии. Естественная теология (философское постижение Бога) позволяла  человеку с помощью своего разума рационально постигать Бога.

В XIV–XVIII вв. по классификации Бекона знание делится на три познавательные способности: память, разум, воображение. Именно на разуме

основывается  философия (по Бекону).

Христиан Вольф (немецкий просветитель XVIII в.) делил философию, не нарушая  античных традиций, на: логику, теоретическую  философию, практическую философию. «Логика» Вольфа  – формальная наука, которая  постигает любые формы мышления и знания, без которых получение  истины о каких бы то ни было объектах немыслимо. Ведь, чистая наука должна быть построена, опираясь лишь на понятия разума, не отяжеленная опытом.

Учение Гегеля строится из принципа равенства мышления и бытия. «Логика» Гегеля – философская теология. Она предполагает развитие абсолютного мышления, потребность заниматься «чистыми мыслями». Именно благодаря Гегелю возникает термин диалектическая логика, который обозначает раздел философского учения о развитии мышления. Это не просто философское постижение Бога, а историческое развитие человеческого разума посредством развития трудовой деятельности, развития общечеловеческой культуры.

И философия и логика отображают мир в понятиях и категориях. Учение о мышлении имеет структуру категорий. А учение о категориях осознавалось философами как логика, ведь категории являются частью философского языка. Гегель говорит о том, что опытные науки мыслят в рамках обычных категорий, а появляются новые категории мышления, которые должно и нужно исследовать, и это – дело логики и философии. Об этой задаче писал Гегель в своем труде «Наука логики», в котором рассуждает о собственной задаче: изобразить царство мысли философски. Категории выполняют ряд функций: а) выстраивают мысль по содержанию, б) в общении между людьми и культурами устанавливают взаимопонимание, в) влияют на процесс понимания и оценки нового опыта, г) выступают как системообразующая часть языка любого учения, д) мышление категориями - основа системного понимания мира, системного метода познания и деятельности.

Понятие - это мысль, представляющая собой обобщение предметов по их специфическим признакам или  совокупности признаков.

Одна из логических функций понятия  – мысленное выделение интересующих нас в практике и в познании предметов по определенным признакам. В формировании понятий проявляется  активность и творческий характер мышления. Творческое осмысление цениться и в  философии. Человек познает самого себя, окружающий его мир… Действительно, при помощи понятий происходит более  глубокое познание действительности: выделение и исследование существенных сторон.

Философия имеет логическую функцию  – оказывать содействие в формировании культуры человеческого мышления, формировании критической, непредубежденной позиции  в межличностных и социально-культурных отношениях.

Искусство правильно мыслить существовало задолго до науки логики. Термин философия означает любовь к мудрости. Но мудрость не только обширные знания, но и умение рассуждать. Для дальнейшего повышения философской культуры человека современной науки необходимо творческое применение методологического инструмента научного познания. Взаимодействие философии и логики в решении определенных проблем доказывают связь этих двух наук. Дело логики и философии – занятие «чистыми мыслями». Мышление называют «вселенной внутри нас». Следование законам и принципам логики – это предпосылка правильного и эффективного мышления, а философия обращается к фактам логических построений, вырабатывая критерии для сознательного поиска и отбора истинных взглядов.

Рациональность человеческого  мышления всегда оказывалась в центре философских споров. Невозможно представить  развитие наук, техники, без таких  дисциплин как логика и философия. Качественная содержательность логики просто безгранична. Благодаря духовному  развитию, социальной

деятельности, творческому самовыражению, человечество смогло достигнуть

таких высот. Но мы можем быстро их потерять.

Работая с учащимися, невольно прихожу к мнению, что скорость мышления у

большинства учащихся сегодня очень низкая. Логика мышления у некоторых отсутствует вовсе. Дети перестали рассуждать, они не умеют пользоваться полученными знаниями, для выведения нового материала. Потеряли радость открытия. Сравнивая, не умеют логически, обстоятельно объяснить свои выводы.

 Жизнь не стоит на месте.  На смену одним понятиям приходят  другие, и всё это требует философского  переосмысления. Много исторических  примеров, когда спустя какое-то  время одни ценности заменялись  другими. 

Человек всегда размышлял о смысле жизни, о своем месте в этой жизни, проблемы выживания не только отдельных личностей, но и всего  человечества вцелом. Наше общественное сознание, которое направлено на формирование взглядов на окружающий мир и место  в этом мире человека это наука  философия. Она всегда стремиться постичь  истину.

Подводя итог своему рассуждению о  логике, как философской дисциплине, ещё раз подчеркну, что эти  две дисциплины неразрывно связаны  друг с другом, одна обязана своим  происхождением – другой. Обе необходимы для дальнейшего развития человеческого  общества, для духовного роста, расширения границ познания. Сила человеческой мысли, которая присуща и логике и  философии, может творить чудеса. Можно прожить без логики и  философии, но человек по природе  своей стремиться к духовному  богатству, которое могут дать эти  науки. Именно они развивают нашу способность мыслить: логика помогает в развитии механизма мышления, а философия дает ему безграничный простор. «Философия не дает бесценных результатов, но изучение философии дает бесценные результаты» Т. Котарбиньский.

Любите логику, умейте ей пользоваться в своей профессиональной деятельности и повседневной жизни. «Логика – это нравственность мысли и

речи», так  говорил Ян Лукасевич. Теряя умение логически размышлять, мы

можем потерять куда больше – духовно-развитую человеческую личность.




Информация о работе Логика как философская дисциплина