Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 17:17, контрольная работа
Истина — верное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от познающего субъекта и его сознания. Истиной может называться само знание (содержание знания) или сама познанная действительность. В целом, истина есть универсальная категория, понятие, используемое, в частности, как в религии и философии, так и в рамках научного познания. Противоположным истине является понятие лжи.
Впервые философское понятие истины введено Парменидом как противопоставление мнению. Основным критерием истины признавалось тождество мышления и бытия.
1
Введение……………………………………………………………….
3-4
2
Истина и заблуждение………………………………………………..
5-10
3
Критерии истины………………………………………………………
10-18
4
Ложь…………………………………………………………………….
18-29
5
Выводы…………………………………………………………………..
29-30
6
Список использованной литературы………………………………..
В.В. Знаков в своих работах использует не только понятия "ложь", "неправда" и "обман", но и отмечает присутствие в русском языке такого понятия, как "вранье". Автор пишет: "... слово "вранье" у нас употребляется для выражения социально и морально более нейтрального явления, чем умышленная ложь. Вследствие этого враньем иногда называют тривиальную, незначительную, безвредную, простительную ложь" [2. С. 60]. Вранье, с точки зрения В.В. Знакова, имеет несколько характерных особенностей:
вранье является коммуникативным феноменом, призванным устанавливать хорошие отношения с партнером, доставлять своей выдумкой удовольствие себе и ему;
вранье не рассчитано на то, что ему поверят;
вранье не преследует никакой личной выгоды;
враль в этом процессе испытывает удовольствие, стремится быть в центре внимания, обрести вес в глазах окружающих;
вранье можно рассматривать как проявление защитных механизмов личности, направленных на устранение чувства тревоги, дискомфорта, вызванного неудовлетворенностью субъекта своими отношениями с окружающими [2].
Понятие "вранье" по своему содержанию предполагает сообщение заведомо недостоверных фактов, на этом основании данное понятие можно обозначить как еще один вид лжи.
Кроме ранее указанных нами понятий "неправда", "обман" и "вранье", в литературе часто используется такое понятие, как "дезинформация". Возможно ли сопоставление понятий "ложь" и "дезинформация"?
В.И. Свинцов считает, что истолкование дезинформации на основе понятия "ложь", на первый взгляд, представляется приемлемым. Однако, как отмечает автор, тогда "...остается неопределенным статус (по крайней мере, терминологически) ложных сообщений, не сопряженных с дезинформационной интенцией (намерением обмануть)" [12. С. 76]. В.И. Свинцов пишет о том, что данные процессы нельзя назвать заблуждениями, так как при подобном их понимании они не могут существовать вне акта коммуникации. Для пояснения основной сути понятия "дезинформация" автор вводит ряд понятий, таких как: дезинформация, дезинформационная интенция, интенциальная дезинформация, неинтенциальная дезинформация, трансинформационная интенция. Дадим им определение:
Дезинформация - это передача (объективно) ложного знания как истинного или (объективно) истинного знания как ложного.
Дезинформационная интенция
- стремление информатора ввести собеседника
в состояние заблуждения. Имеющаяся
у информатора оценка знания как
истинного или ложного
Интенциальная дезинформация основывается на дезинформационной интенции, например, дезинформация, основанная на истинном знании информатора, передача сообщения, при которой информатор, зная истину, руководствуется дезинформационной интенцией.
Неинтенциальная дезинформация основывается на трансинформационной интенции, например, дезинформация, основанная на заблуждении информатора, передача сообщения, при которой информатор, заблуждаясь, руководствуется трансинформационной интенцией.
Трансинформационная интенция возникает в том случае, когда информатор стремится передать сообщение максимально близко к действительности [12. С. 83].
Анализ понятий "дезинформация" и "ложь" демонстрирует, что данные категории нельзя считать схожими, синонимичными. Понятие "дезинформация" является лишь основой для построения высказываний лжи. Главное различие данных категорий заключается в том, что понятие "дезинформация" не учитывает роли, действия, мотивов и цели субъекта, а лишь декларирует ложность знания. Наиболее же близким к понятию "ложь" является понятие "интенциальная дезинформация", подразумевающее, что человек, обладая истинным знанием, сообщает собеседнику ложную информацию.
Резюме
Итак, анализ философской и психологической литературы позволяет подвести некоторые предварительные итоги и уточнить содержание обсуждаемых понятий.
Истина - это соответствие знания объекту, действительности, существующей реальности. Заблуждение - это знания, содержащиеся в сознании, не соответствующие реальности, но принимаемые за истинные.
Неправда - это высказывание, основанное на заблуждении или неполном знании. Наиболее близким по значению к понятию "неправда" является понятие "заблуждение". Различие данных понятий состоит в том, что понятие "неправда" отражает феномен коммуникативного процесса, а понятие "заблуждение" характеризует знания человека вне контекста межличностного общения. Сообщая неправду, человек осознает, что не владеет полным знанием, на этом основании неправда является одним из видов лжи.
Вранье - это тривиальная, незначительная, безвредная, простительная ложь. Вранье не преследует какой-либо личной выгоды, является проявлением защитных механизмов личности. Вранье предполагает сообщение заведомо недостоверной информации, на этом основании вранье является одним из видов лжи.
Дезинформация - это передача (объективно) ложного знания как истинного или (объективно) истинного знания как ложного. Дезинформация является основой для образования высказываний лжи.
Сказанное позволяет конкретизировать понятие "ложь". С содержательной стороны ложь - это сознательное искажение знаемой истины, совершаемое с определенной целью и намерениями. Синонимичным по значению понятию "ложь" является понятие "интенциальная дезинформация". Оно является характеристикой коммуникативного процесса, в рамках которого коммуникатор, с определенными намерениями, сообщает ложную информацию, обладая истинным знанием. Сознательное искажение информации (то есть ложь) приобретает особое значение только при высказывании сообщения. Ложь существует как некоторый момент взаимодействия людей и является одним из феноменов общения.
Выводы:
Пункт1
«Вывод 1» - Истина - это цель, к которой устремлено познание, ибо, как справедливо писал Ф. Бекон, знание - сила, но лишь при том непременном условии, что оно истинно. Истина есть знание. Но всякое ли знание есть истина? Знание о мире и даже об отдельных его фрагментах в силу ряда причин может включать в себя заблуждения, а порой и сознательное искажение истины, хотя ядро знаний и составляет, как уже отмечалось выше, адекватное отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.
«Вывод2»- Заблуждение, - это такое содержание сознания, которое не соответствует реальности, но принимается за истинное. Взять хотя бы идею самозарождения жизни, которая лишь в результате работ Пастера была похоронена. Или положение о неделимости атома, надежды алхимиков на открытие философского камня, с помощью которого все легко может превращаться в золото. Заблуждение - результат односторонности в отражении мира, ограниченности знаний в определенное время, а также сложности решаемых проблем.
Пункт2
«Вывод1»- Расширительное трактование понятия "ложь" приводит к тому, что оно начинает использоваться как синоним близких к нему по содержанию понятий, например, таких, как заблуждение, обман, вранье, дезинформация и ряд других. Данная тенденция отмечается как в психологической, так и в педагогической литературе
«Вывод2» -"Ложь" относится к группе тех понятий, которые широко используются в науке, в педагогической и социальной практике, а также в повседневной жизни человека.
Список литературы
Знаков В.В. Неправда, ложь и обман как проблема психологии понимания // Вопросы психологии. 1993. № 2. С. 9-16.
Знаков В.В. Макиавеллизм и феномен вранья // Вопросы психологии. 1999. № 6. С. 59-70.
Европейский эпос античности и средних веков. М.: Детская литература, 1989. 735с.
Ивин А.А. Каузальное определение истины // Науч. докл. высш. шк. Филос. науки. 1978. № 4. С. 85-93.
Кант И. Критика практического разума. СПб.: Изд. Фирма РАН, 1995. 528с.
Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. 709с.
Краткий очерк истории философии. 4-е изд. М.: Мысль, 1981. 927с.
Лейбниц Г.В. Соч.: в 4-х томах. Т. 2. М.: Мысль, 1983. 686с.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru