Марксистская философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 19:55, контрольная работа

Описание работы

Решающий вклад в создание диалектико-материалистической философии внес Маркс, которому Энгельс отдавал пальму первенства. Маркс определял философию как "духовную квинтэссенцию своего времени". Марксистская философия формировалась путем критического усвоения, прежде всего лучших традиций немецкой классической философии и как теоретическое мировоззрение рабочего класса.

Содержание работы

Введение 3-3
Социально-экономические, научные и философские предпосылки возникновения и развития марксистской философии 4-6
Диалектический материализм: объективная диалектика, теория познания, логика 7-8
Исторический материализм 8-11
Развитие марксистской философии В.И.Лениным. Марксистская философия XX века 11-14
Заключение 14-15
Список используемой литературы 16-16

Файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 35.06 Кб (Скачать файл)

Работа №12. Марксистская философия.

План:

  1. Социально-экономические, научные и философские предпосылки возникновения и развития марксистской философии.
  2. Диалектический материализм: объективная диалектика, теория познания, логика.
  3. Исторический материализм.
  4. Развитие марксистской философии В.И.Лениным. Марксистская философия XX века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение 3-3
  2. Социально-экономические, научные и философские предпосылки возникновения и развития марксистской философии 4-6
  3. Диалектический материализм: объективная диалектика, теория познания, логика 7-8
  4. Исторический материализм 8-11
  5. Развитие марксистской философии В.И.Лениным. Марксистская философия XX века 11-14
  6. Заключение 14-15
  7. Список используемой литературы 16-16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Крупнейшим направлением мировой философской мысли второй половины XIX и начала XX столетий является диалектико-материалистическая философия, получившая название марксисткой по имени одного из ее создателей. Творческое наследие К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельса (1820-1895) является единым комплексом идей, хотя каждый из них имел свою "специализацию", особый круг рассматриваемых проблем. Этих мыслителей связывали на протяжении почти сорока лет не только общие  научные и политические интересы, но и личная дружба.

В развитии марксисткой философии  можно выделить несколько этапов. Первый характеризуется переходом  Маркса и Энгельса от идеализма и  революционного демократизма к диалектическому  и историческому материализму (с  конца 30-х до конца 40-х годов XIX в.). На втором этапе осуществляется дальнейшее развитие марксисткой философии, расширение круга рассматриваемых проблем  и уточнение отдельных положений. Для третьего этапа характерно прежде всего распространение марксисткой  философии в различных национальных культурах. В Германии она представлена творчеством Ф.Меринга и К. Каутского, в Италии - А. Лабриолой и А. Грамши, в России - Г.В. Плехановым и В.И. Лениным. Четвертый этап связан с систематизацией  и дальнейшим развитием марксисткой  философии в СССР, где философия  являлась официальной и имела  апологетический характер. Пятый  этап развития марксисткой философии  в России начался с 1991 г., когда  она перестала быть государственной, но продолжает оставаться действенной  основой для выдвижения новых  философских идей.

Решающий вклад в создание диалектико-материалистической философии  внес Маркс, которому Энгельс отдавал  пальму первенства. Маркс определял  философию как "духовную квинтэссенцию  своего времени". Марксистская философия  формировалась путем критического усвоения, прежде всего лучших традиций немецкой классической философии и  как теоретическое мировоззрение  рабочего класса.

 

Социально-экономические, научные и философские предпосылки  возникновения и развития марксистской философии

Важнейшей социальной предпосылкой возникновения марксистской философии  явилось развитие промышленного  рабочего класса, сопровождавшееся ростом его революционности. В 30-е и 40-е  годы прошлого столетия революционные  выступления рабочего класса в наиболее развитых капиталистических странах  Европы воочию показали, что этот класс  уверенно выходит на авансцену всемирной  истории. В условиях поднимавшегося промышленного капитализма рабочий  класс являлся наиболее сплоченной, организованной общественной силой. Это  было связано с самим характером промышленного производства, сплачивавшего  и организовывавшего большие  массы трудящихся. В отличие от всех других эксплуатируемых классов, рабочему классу присуща особая историческая миссия. Рабы, средневековые крепостные и цеховые ремесленники, борясь против угнетения и эксплуатации, никогда  не ставили перед собой цель уничтожить эксплуатацию вообще и создать бесклассовое общество. Для таких требований не было и объективных исторических условий. Напротив, рабочий класс, для  того чтобы освободить себя, должен ликвидировать эксплуатацию человека человеком и освободить всех трудящихся, всё человечество от власти меньшинства, от социального и экономического неравенства и политического  угнетения. Для этого он должен в  корне преобразовать все общественные отношения. Предшествующие попытки  преобразовать мир терпели поражение, так как исходили из стремления прежде всего изменить общественное сознание, идеи, нравственность людей. Революционное  движение пролетариата объективно выдвигало  задачи создания такой идеологии  и мировоззрения, которые нацеливали бы на первоочередное преобразование общественного бытия, общественно-экономических  отношений. Поэтому сама историческая миссия рабочего класса настоятельно требовала выработки материалистического  понимания истории, нового понимания  целей философии как методологии революционного преобразования общества. Иными словами, она приводила к необходимости соединить материалистическое мировоззрение с революционной идеологией и диалектическим методом познания и деятельности.

Вторая предпосылка была связана с особенностями развития науки середины второй половины XIX века. Наука XVII—XVIII веков была проникнута духом механицизма. В XIX веке были сделаны великие открытия, приведшие к пониманию того, что в природе, как и в обществе, все явления взаимосвязаны и находятся в непрерывном развитии, в ходе которого постоянно возникает нечто новое и отмирает старое. Открытие того, что живые организмы состоят из микроскопических клеточек, обнаружило вопреки библии и средневековой теологии единство человека и его строения со всей живой природой. Открытие и экспериментальное подтверждение закона сохранения энергии показали, что движение материи вечно и неуничтожимо: одни формы движения и энергии могут переходить в другие, но не могут исчезнуть. Это подтверждало, с одной стороны, материальное единство мира, а с другой — многообразие форм его существования и движения. Открытие Дарвином теории биологической эволюции выявило, что источником развития живой природы является внутривидовая и межвидовая борьба. Это наводило на мысль, что любое развитие осуществляется не в силу внешнего толчка, а в результате разрешения внутренних противоречий. Старый метафизический и механистический материализм уже не соответствовал новым научным данным. Наука настоятельно требовала соединения материализма с диалектическим методом познания. Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона химических элементов доказало, что и в неорганическом мире действуют общие законы диалектического развития, и тем самым придало этому требованию общенаучный характер.

Третья предпосылка обычно называется философской. Дело в том, что в самом развитии предшествующих философских учений были подготовлены необходимые условия для возникновения  философии диалектического материализма.

В трудах Гегеля и его  предшественников был разработан диалектический метод познания. Ф. Энгельс, оценивая вклад Гегеля в развитие диалектики, указывал, что он «впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии...» Этим определяется значительный вклад диалектики Гегеля в идейную подготовку философии марксизма. Однако его диалектика страдала тремя большими недостатками: 1) она была создана на основе идеализма, то есть сосредоточивалась лишь на изучении развития форм мышления; 2) материя признавалась пассивной, поэтому отрицалось развитие в природе, что противоречило открытиям новой науки; 3) утверждалось, что общественное развитие происходило лишь в прошлом, что оно завершено в немецком буржуазном государстве, где буржуазное общество достигло совершенства, а следовательно, дальнейшее развитие и создание более справедливого, бесклассового общества невозможно. Фейербах, как уже указывалось, отбросил гегелевский идеализм. Но вместе с идеализмом он отбросил и диалектику. Его собственный материализм был поэтому метафизическим, недооценивал роль классовой борьбы и общественных противоречий как источника развития и не распространялся на понимание общественной жизни.

Однако, несмотря на свою историческую ограниченность, диалектика Гегеля и  материализм Фейербаха явились  крупнейшими достижениями домарксистской философии и были использованы К. Марксом и Ф. Энгельсом для создания новой, революционной философии. Разумеется, идеалистическую диалектику Гегеля и метафизический материализм Фейербаха нельзя было взять в готовом виде, механически, примитивно соединить и использовать для решения новых социальных задач революционного преобразования общества. Диалектика Гегеля стояла, по образному выражению К. Маркса, на голове, и её нужно было перевернуть с головы на ноги. Материализм Фейербаха был непоследовательным и ограниченным и также нуждался в коренном преобразовании. Выявив рациональное зерно и прогрессивные элементы в трудах этих мыслителей, обобщив новейшие достижения науки и тщательно проанализировав уроки революционного рабочего движения, К. Маркс и Ф. Энгельс сумели создать принципиально новую идеологию, новое мировоззрение и обосновывающую их философию диалектического материализма.

Диалектический  материализм: объективная диалектика, теория познания, логика

Единство диалектики, логики и теории познания — один из важнейших принципов марксистской философии, раскрывающий ее структуру и предмет. Впервые был четко сформулирован Лениным, который писал, что «диалектика и есть теория познания... марксизма...». Для домарксистских мыслителей характерным является деление философии на обособленные, несвязанные области: онтологию как учение о бытии, гносеологию — учение о познании и логику как учение о законах и формах мышления. Впервые этот разрыв пытался преодолеть Гегель. Он поставил во главу угла своей философии принцип тождества диалектики, логики и теории познания, понимая это тождество идеалистически. Гегель превращал духовное (мышление) в первоначало всего существующего, в нечто объективное, а предметный мир оказывался у него лишь ограниченным воплощением развивающегося духа. Следовательно, мир, с точки зрения Гегеля, развивался по законам мышления; законы развития объективного мира (его диалектика) были тождественны законам логики. Поскольку мировой дух, по Гегелю, в процессе своего движения одновременно раскрывал свое содержание, познавая самого себя, то законы развития мирового духа были вместе с тем и законами познания, а категории логики выступали как ступени развития познания. Таким образом, объективная диалектика (развитие внешнего мира) и субъективная диалектика (развитие познания) в гегелевской философии совпадают, но так, что основой оказывается диалектика мышления. Марксистская философия формулирует принцип совпадения диалектики, логики и теории познания на совершенно другой основе. Она исходит из положения о первичности внешнего, предметного мира. Этот мир не нуждается ни в каком «одухотворяющем» его начале, он развивается по своим собственным законам. Эти законы в их всеобщности прежде всего и изучает диалектика. В своей практической деятельности человек, опираясь на законы объективного мира, преобразует его, переделывает предметы, исходя из их свойств, в соответствии с присущими им связями. Поэтому законы диалектики охватывают и предметно-чувственную деятельность и на этой основе становятся законами познания. В процессе познавательной деятельности человек в идеальной форме отражает те диалектические связи, закономерности, которые объективно присущи вещам. Само познание выступает как сложный диалектический процесс все большего освоения предметного мира, проникновения в глубь вещей. Для того чтобы в мышлении, в логических формах, категориях была схвачена диалектика объективного мира, сами эти логические формы (напр., понятия) должны быть гибкими, развивающимися, переходящими друг в друга. Таким образом, принцип развития применяется не только к объективному миру, но и к мышлению, познанию. Единство диалектики, логики и теории познания и основывается на том, что законы диалектики действуют не только в объективном мире, но и в познании, мышлении человека. Это единство понимается как процесс, как совпадение диалектики, логики и теории познания, осуществляемое в длительном развитии практической и теоретической деятельности людей.

 

Исторический  материализм.

Термин «исторический  материализм» Энгельс применил для  «обозначения того взгляда на ход всемирной истории, который конечную причину и решающую движущую силу всех важных исторических событий находит в экономическом развитии общества, в изменении способа производства и обмена, в вытекающих отсюда разделений общества на различные классы и в борьбе этих классов между собой». В дальнейшем материалистическое понимание истории стало рассматриваться в качестве основополагающего принципа исторического материализма как науки об обществе.

Открыв материалистическое понимание истории, Маркс и Энгельс  внесли существенный вклад в научное понимание общества, создали образцы диалектико-материалистического объяснения социальной жизни. Их первое научное видение человеческого общества было научным в классическом ньютоновском понимании мира, где закон тождественен необходимости, повторяемости. На этой основе формировалась марксова идея о сознательном планомерном переустройстве мира на основе знания его законов.

Создание материалистического  понимания истории, раскрытие роли материального производства как  решающего условия исторического  развития означало принципиально новое решение проблемы возникновения человека и общества. Так, Энгельс в отличие от биологического подхода к решению проблемы человека разработал социальный аспект антропогенеза. Он показал, что становление человека и общества - это единый процесс, получивший позднее название антропосоциогенеза. Связующим звеном между антропогенезом и социогенезом выступил труд в диалектическом единстве его материального и духовного моментов. Таким образом, был объяснен скачок от животного мира к общественному миру, доказано, что наряду с природной существует общественная реальность.

Согласно историко-материалистическому  учению Маркса развитие общества следует  рассматривать как объективный, естественноисторический процесс. Благодаря материалистическому пониманию истории стало возможным перейти к конкретному изучению общественно-экономических формаций. Создание формационного учения позволило рассматривать историю как поступательный процесс, в основе которого лежат объективно существующие законы. Учение об общественно-экономических формациях показало историческую неизбежность перехода от капитализма к коммунизму, что «буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества».

В «Немецкой идеологии» Маркс  и Энгельс заложили методологические основы научной периодизации всемирной  истории. Базой этой периодизации послужило  учение о прогрессивной смене  общественных формаций.

Информация о работе Марксистская философия