Марксистская философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 15:09, контрольная работа

Описание работы

Крупнейшим направлением мировой философской мысли второй половины XIX и начала XX столетий является диалектико-материалистическая философия, получившая название марксисткой по имени одного из ее создателей. Творческое наследие К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельса (1820-1895) является единым комплексом идей, хотя каждый из них имел свою "специализацию", особый круг рассматриваемых проблем. Этих мыслителей связывали на протяжении почти сорока лет не только общие научные и политические интересы, но и личная дружба.

Содержание работы

1. Введение
2. Формирование марксистской философии
3. Основные идеи философии марксизма
4. Концепция человека в марксистской философии
5. Заключение
6. Список литературы

Файлы: 1 файл

Философия Кр№1.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, можно сформулировать такую синтетическую  характеристику человека.

Человек - это  животное, телесное существо, жизнедеятельность которого представляет собой основанный на материальном производстве. осуществляющийся в системе общественных отношений, процесс сознательного, целенаправленного, преобразующего воздействия на мир и на самого человека для обеспечения его существования, функционирования, развития.

Итак, марксистская философия утверждает существование  человека как уникальной материальной реальности. Но в месте с тем  отмечает, что человечества как такового не существует. Существуют отдельные  представители - «индивиды».

Индивид - это единичный представитель рода человеческого, конкретный носитель всех психофизиологических и социальных черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д.

Личность - итог развития индивида, наиболее полное воплощение человеческих качеств.

Использование понятий «индивид» и «личность» в таком контексте позволяет  марксистской антропологии применить  исторический подход к изучению человека, его природы, рассматривать как  отдельного человека, так и человечество в целом.

В индивидуальном развитии человека происходит аналогичный процесс. Первоначально ребенок - это просто биологическое существо, сгусток биомассы, инстинктов и рефлексов. Но по мере развития, усвоения социального опыта, опыта человечества, он постепенно превращается в человеческую личность.

Но марксистская философия проводит различие между  индивидом и личностью не только в плане эволюционного развития человека, но и как особые типы социальности человека.

Индивид - это  массовидное существо, то есть человек, который является носителем стереотипов массового сознания, массовой культуры. Человек, который не хочет и не может выделяться из общей массы людей, который не имеет своего мнения, своей собственной позиции. Этот тип является доминирующим на заре формирования человечества, но и в современном обществе имеет широкое распространение.

Понятие «личность» как особый социальный тип чаще всего  употребляется как противоположное  по своим основным характеристикам  понятию «индивид». Личность - это  автономный человек, способный противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это в свою очередь, предполагает наличие у личности не просто сознания, то есть мышления и воли ,но и самосознания, то есть самоанализа, самооценки ,самоконтроля за своим поведением. Самосознание личности по мере своего развития трансформируется в жизненную позицию, основанную на мировоззренческих установках и жизненном опыте.

Способ реализации жизненной позиции - социальная активность, которая представляет собой процесс и способ самореализации личностью своей сущности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В отличие  от своих предшественников, которые  определяли политическую экономию как  науку о богатстве, либо науку  о народном хозяйстве, К.Маркс показал, что политическая экономия является наукой, изучающей производственные отношения людей, законы развития общественного производства и распределения материальных благ на различных ступенях человеческого общества.

Используя в  качестве теоретической основы наследие великих классиков В.Петти, Ф.Кенэ, А.Смита, Д.Рикардо, а также других экономистов, К.Маркс и Ф.Энгельс обосновали экономическое учение, в центре которого оказалась теория эксплуатации труда капиталом. С учетом нарастающих социально-экономических противоречий того времени был сделан вывод об исторической ограниченности строя частного предпринимательства, т.е. капитализма как общественно-экономической формации.

Марксистский  подход основан на характеристике экономической  системы как способа производства - единства двух составляющих: производительных сил и соответствующих им производственных отношений. Производительные силы - отражают отношение человека к природе и являются комплексом основных факторов производства: вещественного и личного.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. - М.: «Проспект», 2002. - 322 с.

2. Бобров В.В.  Введение в философию: Учебное  пособие. - М., Новосибирск: ИНФРА-М,  Сибирское соглашение, 2000. - 248 с.

3. Глядков  В.А. Феномен марксистской философии. М., 2001. - 293 с.

4. Спиркин  А.Г. Философия: Учебник. - М.: Гардарика, 2003. - 325 с.

5. Философия:  Учебное пособие для высших  учебных заведений / Под ред.  В.П. Кохановского. - издание 5-е,  переработанное и дополненное. - Ростов н/Д: «Феникс», 2003. - 576 с.

6. Шаповалов  В.Ф. Основы философии современности  - М. Флинта: Наука, 2001. - 185 с.




Информация о работе Марксистская философия