Марксистская философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 20:13, лекция

Описание работы

Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 — 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 - 1895) во второй половине XIX в. и является со­ставной частью более широкого учения — марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и со­циально-политическую проблематику (научный коммунизм).

Философия марксизма дала ответы на многие жгучие вопросы своего времени. Она получила широкое распространение (вышла за рамки Германии, стала интернациональной) в мире и завоевала большую популярность в конце XIX - первой половине ХХ вв.

В ряде стран (СССР, социалистические страны Восточной Европы, Азии и Африки) марксистская философия была возве­дена в ранг официальной государственной идеологии и была превращена в догму.

Файлы: 1 файл

Марксистская философия.docx

— 17.99 Кб (Скачать файл)

Марксистская философия  была создана совместно двумя  немецкими учеными Карлом Марксом (1818 — 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 - 1895) во второй половине XIX в. и является со­ставной частью более широкого учения — марксизма, который наряду с  философией включает в себя экономику (политэкономию) и со­циально-политическую проблематику (научный коммунизм).

 

Философия марксизма дала ответы на многие жгучие вопросы своего времени. Она получила широкое распространение (вышла за рамки Германии, стала  интернациональной) в мире и завоевала  большую популярность в конце XIX - первой половине ХХ вв.

 

В ряде стран (СССР, социалистические страны Восточной Европы, Азии и  Африки) марксистская философия была возве­дена в ранг официальной государственной  идеологии и была превращена в  догму.

 

Актуальной задачей для  сегодняшнего марксизма является освобождение от догм и приспособление к современной  эпохе, учет результатов научно-технической  революции и реальности постиндустриального  общества.

 

2. Возникновению марксизма  и марксистской философии спо­собствовали:

 

• предшествующая материалистическая философия (Демокри­та, Эпикура, английских материалистов XVII в. — Бэкона, Гоббса и Локка, французских просветителей XVIII в., и осо­бенно атеистическо-материалистическая философия Людви­га Фейербаха середины XIX в.);

 

• бурный рост открытий в  науке и технике (открытие законов  сохранения материи и энергии, эволюционная теория Ч. Дарвина, открытие клеточного строения живых организмов, изобретение  проволочного телеграфа, паровоза, парохода, автомобиля, фотографии, многочисленные открытия в сфере производства, механизация  труда);

 

• крушение идеалов Великой  французской революции (свобо­да, равенство, братство, идеи французского Просвещения), их невозможность воплощения в реальной жизни;

 

• нарастание социально-классовых  противоречий и конфлик­тов (революция 1848 — 1849 гг., реакция, войны, Парижская  коммуна 1871 г.);

 

• кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии  из революционной в консервативную силу, кри­зис буржуазного брака  и нравственности).

 

3. Главными произведениями  основателей марксизма являются:

 

• "Тезисы о Фейербахе" К. Маркса;

 

• "Капитал" К. Маркса;

 

• "Экономическо-философские  рукописи 1844 г." К. Маркса;

 

• "Манифест Коммунистической партии" К. Маркса и Ф. Эн­гельса;

 

• "Святое семейство" и "Немецкая идеология" К. Маркса и  Ф. Эн­гельса;

 

• "Диалектика природы" Ф. Энгельса;

 

• "Анти-Дюринг" Ф. Энгельса;

 

• "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" Ф. Энгельса;

 

• "Происхождение семьи, частной собственности и государст­ва" Ф. Энгельса.

 

4. Марксистская философия  материалистична по своему харак­теру  и состоит из двух больших  разделов — диалектического ма­териализма  и исторического материализма (нередко  историче­ский материализм рассматривается  как часть диалектического).

 

5. Философским новаторством  К. Маркса и Ф. Энгельса стало  материалистическое понимание истории  (исторический материа­лизм). Суть  исторического материализма в  следующем:

 

• на каждом этапе общественного  развития люди для обеспе­чения своей  жизнедеятельности вступают в особые, объек­тивные, не зависящие от их воли производственные отноше­ния (продажа  собственного труда, материальное производст­во, распределение);

 

• производственные отношения, уровень производительных сил образуют экономическую систему, которая  является бази­сом для институтов государства  и общества, общественных отношений;

 

• указанные государственные  и общественные институты, об­щественные  отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису;

 

• базис и надстройка взаимно  влияют друг на друга;

 

• в зависимости от уровня развития производительных сил и  про­изводственных отношений, определенного  типа базиса и над­стройки выделяются общественно-экономические формации — первобытнообщинный строй (низкий уровень производственных сил и  производственных отношений, зачатки  общества); рабовла­дельческое общество (экономика основана на рабстве); азиатский

 

• способ производства - особая общественно-экономическая фор­мация, экономика которой основана на массовом, коллек­тивном, жестко управляемом  государством труде свободных людей - земледельцев в долинах крупных  рек (Древний Египет, Месопотамия, Китай); феодализм (экономика осно­вана  на крупной земельной собственности  и труде зависимых крестьян); капитализм (промышленное производство, осно­ванное  на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих); социалистическое (коммунистическое) общество — общество будущего, осно­ванное на свободном  труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства;

 

• рост уровня производственных сил приводит к изменению про­изводственных  отношений и смене общественно-экономических  формаций и общественно-политического  строя;

 

• уровень экономики, материальное производство, производ­ственные отношения  определяют судьбу государства и  обще­ства, ход истории.

 

6. Также Марксом и Энгельсом  выделяются и разрабатываются

 

следующие понятия:

 

• средства производства;

 

• отчуждение;

 

• прибавочная стоимость;

 

• эксплуатация человека человеком.

 

Средства производства - уникальный товар, функция труда высшего  уровня, позволяющие производить  новый товар. Для производства нового товара помимо средств производства необхо­дима сила, обслуживающая  их, - так называемая "рабочая сила".

 

В ходе эволюции капитализма  происходит процесс отчужде­ния  основной работающей массы от средств  производства и, следовательно, от результатов  труда. Основной товар - средства производства - сосредоточиваются в руках немногих собствен­ников, а основная масса  трудящихся, не имеющая средств про­изводства  и самостоятельных источников заработка, в целях обеспечения своих  насущных потребностей вынуждена обра­щаться  к собственникам средств производства в качестве наем­ной рабочей силы за заработную плату.

 

Стоимость произведенного наемной  рабочей силой продукта выше стоимости  их труда (в виде зарплаты), разница  между ни­ми, по Марксу, является прибавочной  стоимостью, часть которой идет в  карман капиталисту, а часть вкладывается в новые сред­ства производства для получения в будущем еще  большей при­бавочной стоимости.

 

Выход из данного положения  основоположники марксистской философии  видели в установлении новых, социалистических (комму­нистических) общественно-экономических  отношений, при которых:

 

• будет ликвидирована  частная собственность на средства произ­водства;

 

• будет ликвидирована  эксплуатация человека человеком и  при­своение результатов чужого труда (прибавочного продукта) уз­кой группой лиц;

 

• частная собственность  на средства производства будет заме­нена  общественной (государственной);

 

• произведенный продукт, результаты труда будут делиться ме­жду всеми членами общества благодаря  справедливому рас­пределению.

 

7. В основу диалектического  материализма Маркса и Энгельса  была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах.  По вы­ражению Энгельса, диалектика  Гегеля была поставлена марксис­тами  с "головы на ноги". Можно  выделить следующие основные  положения диалектического материализма:

 

• основной вопрос философии  решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);

 

• сознание понимается не как  самостоятельная сущность, а как  свойство материи отражать саму себя;

 

• материя находится в  постоянном движении и развитии;

 

• Бога нет, Он является идеальным  образом, плодом человече­ской фантазии для объяснения явлений, непонятных челове­честву, и дает человечеству (особенно его невежественной час­ти) утешение и надежду; Бог не оказывает  никакого влияния на окружающую действительность;

 

• материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы  своего существования;

 

• важным фактором развития является практика - преобразо­вание  человеком окружающей действительности и преобра­зование человеком  самого человека;

 

• развитие происходит по законам  диалектики — единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качест­во, отрицания отрицания.


Информация о работе Марксистская философия