Марксистская теория социальных систем. Классы и классовая борьба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 20:01, реферат

Описание работы

Марксизм – одно из крупнейших направлений социологии XX века, и многие из социологов, экономистов и просто тех, кто считали себя приверженцами учения, внесли в него свой вклад. Несмотря на огромный практический материал, думаю, будет логичнее рассмотреть основные положения учения, сформулированные самим его основателем – Карлом Марксом (1818-1883 гг.).

Содержание работы

1. Марксизм, как направление социологии
2. Материалистическое понимание К. Марксом и Ф. Энгельсом исторического процесса. Общество как целостный социальный организм
3. Марксистская теория социальных систем. Классы и классовая борьба
4. Анализ слов К. Маркса

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 43.19 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Марксизм, как направление социологии 
2. Материалистическое понимание К. Марксом и Ф. Энгельсом исторического процесса. Общество как целостный социальный организм  
3. Марксистская теория социальных систем. Классы и классовая борьба  
4. Анализ слов К. Маркса  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.МАРКСИЗМ, КАК  НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ.

Марксизм – одно из крупнейших направлений социологии XX века, и  многие из социологов, экономистов  и просто тех, кто считали себя приверженцами учения, внесли в него свой вклад. Несмотря на огромный практический материал, думаю, будет логичнее рассмотреть  основные положения учения, сформулированные самим его основателем – Карлом Марксом (1818-1883 гг.). 
Для того чтобы лучше понять сущность марксизма, необходимо проследить историю его возникновения, Энгельс – друг и соратник многих работ Маркса – перечисляет три традиции, повлиявшие на учение: немецкая философия, английская политэкономия и французская историческая наука. Во-первых Маркс следовал линии классической немецкой философии, разделяя одну из главных идей Гегеля: последовательность развития этапов философии и человеческий путь и последовательность обществ. Во-вторых, изучая английскую политэкономию, Маркс пользовался терминами, характерными для нее, разделяя некоторые идеи своего времени, например, теорию трудовой стоимости. В-третьих, у французских историков и социалистов он позаимствовал понятие классовой борьбы, которое широко использовал в по истории, в конце XVIII – начале XX в. 
Разумеется, восприняв теории своих предшественников К. Маркс и Ф. Энгельс качественно переработали их, создав абсолютно новое учение. По сути, марксизм является неким сплавом философских, социологических, экономических и других теорий, тесно взаимосвязанных друг с другом, и представляющих собой единое целое, единое мировоззрение, которое с марксистской точки зрения является выражением социальных потребностей рабочего класса. Если говорить более конкретно, то учение Маркса – это, в первую очередь, анализ современного ему капиталистического общества, т.е. его механизма, структуры, неизбежности изменения. Вместе с тем анализ становления капитализма несомненно, был для Маркса анализом исторического развития человека и общества. 
Метод, присущий социологии марксизма – диалектико-материалистический. Он основывается на таком понимании мира, согласно которому явления природы общества и человеческого мышления подвержены качественным изменениям, обусловленным борьбой внутренних противоположностей и находятся во всеобщей взаимной связи. С точки зрения К. Маркса идея – не творец, создатель, а отражение материальной действительности. И потому в исследовании и познании действительности следует исходить не из идеи, а из самой действительности. Говоря конкретнее, анализируя структуру общества, необходимо отталкиваться от исторического движения, а не от способа мышления, характерного для данного социума. Принцип детерминизма – один из основных в социологии марксизма. 
Наличия причинно-следственной связи в общественных процессах и явлениях. До Маркса социологи затруднялись выделить в сложной сети общественных явлений и отношений те основные, которые определяют, обуславливают (детерминируют) все остальные и не умели найти объективного критерия для такого выделения. Согласно марксистскому учению такими отношениями являются экономические (производственные), то есть, такие, которые возникают в процессе общественного производства. С точки зрения Маркса смена этапов общественного производства и является развитием общества. 
Таким образом, принцип детерминированности общественной жизни препятствующем историческим развитием, принцип объективного характера социальной действительности и принцип первичной роли экономики являются основными принципами историко-материалистического истолкования сущности человека и общества в рамкам исторического учения. Сам термин исторический материализм указывает на две основные характеристики данного истолкования; назвав своё понимание сущности человека и общества историческим, К.Маркс и Ф.Энгельс показали его отличие от, современных им метафизических и статических взглядов на общество и его историю; назвав его материалистическим, они подчеркнули его отличие от идеалистической точки зрения на общество. 
Согласно Марксизму, общественная жизнь людей детерминируется не только предшествующим историческим развитием, но и определёнными общественно-историческими законами. Эти законы действуют независимо от сознания и воли людей. Люди могут открыть эти законы и приспособиться к ним, но не изменить их. Тем самым опровергается идеалистическое представление о том, что историческое развитие общества обуславливается волеизъявлением людей, т.е. определение бытия сознанием. По Марксу, бытие определяет сознание. 
К. Маркс и Ф. Энгельс также внесли свой вклад в определение предмета общей социологии. Согласно их концепции, эта наука должна давать анализ действительной жизни людей, того, чем они на самом деле являются, а не того, какими они себя представляют. Классики марксизма ратовали за такую предметную определённость общей науки об обществе, когда её предметом являлось бы общество как совокупность практических отношений , которые складываются между людьми и которые связаны с “родовой сущностью” человека. В этой связи большое значение для правильного определения предмета общей науки об обществе, когда ее предметом являлось бы общество как совокупность практических отношений, которые складываются между людьми и которые связанны с «родовой сущностью» человека. В этой связи большое значение для правильного определения предмета общей науки об обществе имеют данные К. Марксом определения. 1) сущность человека, 2) труда, 3) природы, и 4) общества. 
1. Рассматривая человека с позиции материализма, К. Маркс и Ф. Энгельс стремились определить, в чем состоит отличие человека от животного, установить в чем заключается сущность человека как родового существа. Маркс указывал, что человек есть не только природное, но в то же время и общественное существо, реализующее своим деятельным отношением к миру условия своего материального и социального существования. Он писал: «Практическое созидание предметного мира, переработка неорганической природы есть самоутверждение человека как сознательного – родового существа, т.е. такого существа, которое относится к роду как к своей собственной сущности, или к самому себе как к родовому существу». По Марксу сущность человека составляет его производственная трудовая деятельность, а производственная жизнь человека есть его родовая жизнь он подчеркивает: «Сами они (люди) начинают отличать себя от животных, как только начинают производить необходимые им средства к жизни». 
2. К. Маркс рассматривает труд, как сознательную деятельность человека по обмену веществ с природой. Он пишет: "Для того, чтобы присвоить вещество природы в форме, пригодной для его собственности жизни, он (человек) приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы… Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу". Согласно марксизму, труд создал не только человека, но и общество: оно возникло как результат взаимной связи людей в процессе труда и прежде всего в материальном производстве. 
3. В домарксистской социологии все представления о природе, об отношении природы и общества относились в основном к одной из двух социологических теорий: идеалистической (природа и общество, в следствии своего качественного отличия не имеют никакой связи, абсолютно независимы друг от друга) и вульгарно – материалистической (общественные явления и процессы подчиняются законам, господствующим в природе). Марксистское пожимание отношения природы и общества представляет собой критику обоих теорий. Марксизм предполагает качественное своеобразие человеческого общества и природных сообществ, между которыми, тем не менее, существует связь. Нельзя только на основе биологических законов объяснить структуру и процесс развития законов человеческого общества, также как и сводится процесс исключительно к социальным факторам, полностью пренебрегая естественно – биологическими. 
4. К. Маркс, говоря о целесообразной трудовой деятельности, отличающей человека от животного. И исходя из процесса обмена веществ между человеком и природой, дает определение общества как совокупности отношения людей к природе и друг к другу. По Марксу, общество – системы отношений между людьми , в основе которой лежат экономические отношения, в которые люди вступают с необходимостью и независимо от своей воли. 
Для понимания взглядов К. Маркса на структуру общества, большое значение имеет то место из предисловия к работе и критике политической экономии, где он пишет: "В общественном производстве, во время своей жизни люди вступают в определенные необходимые, от их воли и зависящие отношения – производственные отношения , которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышаются юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни… 
В этом отрывке можно найти все важнейшие положения марксистского понимания структуры общества, экономической интерпретации его развития: 
1. Люди вступают в определенные, необходимые, не зависящие от их воли отношения, основными из которых (для понимания структуры и развития общества) являются производственные отношения, т.е. те, в которые люди вступают в процессе производства. 
2.Во всяком обществе можно различить базис и надстройку. Экономический базис общества – сфера общественного производства материальных благ, обеспечивающее индивидуальное и общественное существование человека. Само производство определяется как процесс присвоения природы посредством целесообразной деятельности людей в рамках социальной общности. Факторами (элементами) производства являются: А) труд – целесообразная деятельность человека, направленная на создание определенных материальных благ; Б) предметы труда – те предметы, на которые человек воздействует своим трудом, материалы, которые даны самой природой или уже подверглись обработке; В) средства труда – то, при помощи чего человек воздействует на предметы труда. Средства труда и предметы, составляют вместе средства производства. Однако до тех пор, пока человек не соединит своим трудом средства производства, они являются мертвыми вещами «Поэтому решающим фактором любого производства является человек» 
Средства труда, предметы труда и человек (способный к труду, со своим трудовым опытом и навыками) составляют производственные силы, которые вместе с производственными отношениями и составляет базис общества. 
Социальную надстройку образуют остальные общественные явления, которые возникают непосредственно в сфере производства материальных благ. К таким явлениям относятся юридические и политические институты и формы общественного сознания людей (религия, философия, мораль, наука, искусство и т.д.). 
Согласно материалистическому пониманию общества экономический базис определяет надстройку. Однако он не определяет все элементы надстройки в равной мере. В свою очередь и надстройка оказывает влияние на базис. Ф. Энгельс указывал, что влияние базиса является решающим лишь в конечном итоге. 
3. В каждом исторически данном обществе люди занимают различные места в процессе производства и имеют разные отношения к средствам производства – именно эти факторы и определяют принадлежность людей к тому или иному классу. В.И. Ленин, который внес наибольший вклад в разработку данной проблемы, дает следующее определение классов: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той цели общественного богатства, которой они располагают». 
Наблюдая за исторической реальностью, Маркс отмечал множество общественных групп, каждая со своим местом в общественной структуре, со своими интересами, но все они в конечном счете образуют два основных класса, отношение между которыми и определяют каждое общество. Эти два класса обладают двойственными характеристиками: 1) антагонизмом между классами, более выгодное положение в структуре общественного производства угнетающим и угнетаемым классом и 2) все социальные группы, занимающие промежуточное положение между двумя группами, отстаивающими абсолютно противоположные друг другу интересы, рано или поздно примкнут к одной из них, т.е. наблюдается стремление всех социальных групп к поляризации на два блока. 
4. Согласно марксистскому пониманию развития общества, класс, который на данном историческом этапе занимает наиболее выгодное положение в системе общественного производства, т.е. угнетающий класс, вынужден каким-либо способом поддерживать свое господствующее, эксплуататорское положение. Таким способом, согласно Марксу, является политическая власть. Таким образом государство – организованное насилие одного класса для подавления другого. 
5. Один из важнейших постулатов марксизма заключается в том, что классовая борьба является основной движущей силой исторического развития общества. Закон исторического развития общества выражает необходимость изменения социальной структуры, смены господствующего класса, что влечет за собой смену производственных отношений. К. Маркс сформулировал это следующим образом: «На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями… Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы». Другими словами, общий закон движения общества гласит, что развитие общества есть результат развития производства как основного социального процесса. В свою очередь развитие производства обусловлено развитием материальных производительных сил, которое приводит к изменению производственных отношений, а изменение последних ведет к изменению всех остальных общественных отношений (надстройки). 
6. Марксистское понимание движущих сил развития человеческого общества нельзя отделить от его понимания общественно-экономической формации. Эта категория марксистского учения об обществе представляет собой развитие основной концепции понимания общества, согласно которой базис определяет надстройку. Причем таким образом, что каждой ступени развития производительных сил соответствуют определенные производственные отношения, которые не только определяют остальные общественные отношения, но и образуют с ними единое целое. Таким образом общественно-экономические формации являются сравнительно долговечными целостностями общественных отношений, складывающихся вокруг основного производственного отношения, которое определяется наличным уровнем развития производительных сил и выражается в собственности на средства производства. 
На основе присущих им способов производства выделяются пять общественно-экономических формаций: 
Первобытное общество 
Характеризуется присвоением природных благ 
Экусплуататорские общества 
Рабовладельческое общество 
Характеризуется рабством 
 
Феодальное общество 
Характеризуется крепостничеством 
 
Капиталистическое общество 
Характеризуется системой наемного труда 
 
Коммунистическое общество 
Свободная ассоциация трудящихся 
Не экусплуататорское общество 
7. Согласно марксизму, развитие общества (отдельных конкретных обществ), т.е. смена формаций, осуществляется через социальные революции. Теория социальных революций гласит, что революции есть не политические случайности, а выражение исторической неизбежности. Отношение между производительными силами и производственными отношениями как движущая сила развития человеческого общества определяет развитие этого общества в целом – как в революционной, так и в эволюционной фазах. 
Революционные фазы – те, когда общество меняется существенным образом вследствие изменения основного производственного отношения, выраженного в собственности на средства производства, т.е. происходит смена формаций. 
Эволюционные фазы – те, в ходе которых изменения происходят в рамках некой общественно-экономической формации. 
К. Маркс создал свою теорию общества на основе изучения капитализма. Социологическая и историческая интерпретация капиталистического строя, обреченного в силу его противоречий идти к революции и замене его неантагонистическим строем – основной пункт марксистского учения. 
Согласно марксизму, капитализм – последнее эксплуататорское общество, на смену которому, благодаря революции, придет коммунизм – бесклассовое общество. Капитализм характеризуется двумя видами противоречий: между постоянно развивающимися производительными силами и медленно меняющимися производственными отношениями и между ростом богатства меньшинства и растущей нищетой большинства. Капиталистическое общество, вовлеченное в жесточайшую конкуренцию, не может ни приумножать средства производства, ни увеличивать тем самым численность пролетариата и его нищету. Ведь согласно теории прибавочной стоимости К. Маркса основным источником прибыли является человеческий труд – товар, который будучи оплачиваемый по стоимости, все-таки производит стоимость превышающую свою. Таким образом весь капиталистический строй основывается на эксплуатации человеческого труда: чем сильнее эксплуатация, тем больше прибыли и тем хуже положение пролетариата, что и ведет к революции. 
В связи с исследованиями теории прибавочной стоимости, условиями труда при капитализме К. Маркс вводит понятия отчуждения и целостного человека. 
Целостный человек – человек не искалеченный разделением труда, который реализует себя как личность посредством своей трудовой деятельности. 
При капитализме человек отчужден. Он трудится не ради самореализации, а из-за необходимости добывания средств к существованию (наемные работники), либо ради наживы (предприниматели). Только лишь в ассоциации свободных трудящихся, при коммунизме, человек сможет по настоящему стать собой. 
Но что же такое коммунизм – общество будущего – по К. Марксу? Сам он пишет вот что: «Когда в ходе развития исчезнут классовые различия и все производство сосредоточится в руках ассоциации индивидов, тогда публичная власть потеряет свой политический характер… Если пролетариат в борьбе против буржуазии непременно объединяется в класс, если путем революции он превращает себя в господствующий класс и в качестве господствующего класса силой упраздняет старые производственные отношения, то вместе с этими производственными отношениями он упраздняет условия существования классовой противоположности, уничтожает классы вообще, а тем самым и свое собственное господство как класса». Прежде чем исчезнуть, политическая власть, государство достигнет своего апогея – диктатуры пролетариата. 
Диктатура пролетариата есть крайнее усиление пролетариата накануне критического момента его ослабления. Именно посредством диктатуры пролетариата будут отменены старые производственные отношения и, тем самым, основан коммунизм. 
Идеи К. Маркса оказали огромное влияние на умы XX в., его учение получило поддержку многих мыслителей, социологов, экономистов, изменило судьбы целых народов, многие страны в течение долгих лет жили, руководствуясь идеями Маркса и его сподвижников. 
Последователи Маркса видели свою основную задачу в более полной разработке и изложении основных принципов исторического материализма. Среди них наиболее видными были: К. Каутский (1854-1938), Г.В. Плеханов (1856-1917), Ф. Меринг (1846-1919). Наибольший вклад в развитие марксизма внес В.И. Ленин (1870-1924). 
После Ленина об историко-материалистическом понимании человеческого общества писали Дьердь Лукач (1885-1971), Николай Бухарин (1886-1938), Антонио Грамакин (1891-1937) и Анри Лефевр (р. 1905). Все они в большей или меньшей степени старались относиться к марксистскому учению творчески, а не догматически. Наибольшая же догматическая ревизия марксизма в этот период была осуществлена И.В. Сталиным (1879-1953) и его последователями (Т.Д. Павлов, Г.Ф. Александров, М.М. Розенталь, Ф.В. Константинов). 
 
2. МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ К. МАРКСОМ И Ф. ЭНГЕЛЬСОМ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА. ОБЩЕСТВО КАК ЦЕЛОСТНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ОРГАНИЗМ  
«Гегель где-то отмечает, что все  
великие события и личности  
появляются, так сказать, дважды.  
Он забыл прибавить: первый раз в  
виде трагедии, второй раз в виде фарса»  
К. Маркс  
Социология марксизма устами своих основоположников Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895) заявила о себе как о научном истолковании исторического процесса, базирующемся на объективных данных исторической, экономической, социологической и других наук. Разработанное К. Марксом и Ф. Энгельсом материалистическое понимание истории было продолжено в своем развитии Г.В. Плехановым, В.И. Лениным, А. Лабриолой, А. Грамши и другими видными представителями марксизма ХХ века. В настоящее время социология марксизма подвергается основательной и порой справедливой критике. Но как бы к ней не относится, она является одним из течений современной социологической мысли и имеет своих сторонников во многих странах мира.  
Марксистская социология – это прежде всего материалистическое понимание истории, выработанное на основе исследования реального содержания исторического процесса, его объективных закономерностей. На становление социологии марксизма в той или иной степени оказали влияние диалектика Гегеля, а также политико-экономические и социологические воззрения таких мыслителей предшествующего периода, как А. Смит, Д. Риккардо, К.А. Сен-Симон и другие. Созданное диаоектико-материалистическое понимание истории дает свое объяснение материальных основ жизни общества, характера взаимодействия его основных сторон, объективной направленности его развития и роли сознательной деятельности людей в историческом процессе.  
В историческом материализме понятие «прогресс» обозначает восходящее общественное развитие, движение общества вперед.  
Углубляя и развивая философский материализм, Маркс довел его до конца, распространил его познание природы на познание человеческого общества. Хаос и произвол, царившие до сих пор во взглядах на историю и на политику, сменились поразительно цельной и стройной научной теорией, показывающей, как из одного уклада общественной жизни развивается, впоследствии роста производительных сил, другой, более высокий, - из крепостничества, например, вырастает капитализм.  
К. Маркс употреблял термин «общество» по крайней мере в двух смыслах:  
1) общество трактовалось им как материальное образование, обособившееся от природы и соотносимое с ней, как человеческое общество, человечество;  
2) как конкретное индивидуальное общество, «социальный организм» в единстве его общих, особенных и единичных признаков.  
Теперь – со времени появления «Капитала» - материалистическое понимание истории уже не гипотеза, а научно доказанное положение.  
Марксизм – идеология освободительного движения рабочего класса, практически разрешающего величайшую прогрессивную задачу ликвидации социального Гента, построения коммунистического общества. И чем значительнее были успехи этого прогрессивного движения, тем враждебнее становилось отношение буржуазных идеологов к самой этой идее. Если представители ХVIII века считали, что развитие общества пойдет в будущем по пути безграничного прогресса, то О. Конт и Г. Спенсер находят, что все главные идеи прогресса уже воплощены в буржуазном обществе и дальнейшее развитие буде эволюционным совершенствованием этого общества. В последние годы своей жизни Г. Спенсер отказывается от термина «прогресс» и заменяет его весьма неопределенным понятием «эволюция».  
Неразрешимость социальных антагонизмов в условиях капитализма превращают переход от капитализма к социализму в центральную проблему дальнейшего общественного прогресса. Внимание именно к данной проблеме свидетельствует о строгой научности и тесной связи марксизма с насущными задачами общественного развития. Но это не означает отрицания общей идеи общественного прогресса и необходимости всестороннего рассмотрения исторического процесса в целом.  
Если понятие общественного прогресса может быть лишь адекватным отражением объективно существующей направленности исторического процесса, то критерий его – отражением наиболее устойчивых моментов этой направленности, того, что представляет собой ее сущность.  
В ходе истории непрерывно воссоздаются в расширенных масштабах наряду с объективными возможностями прогресса и стимулы, и средства реализации. Тем самым общественный прогресс выступает как объективно существующая восходящая направленность саморазвития общества, как историческая необходимость такого движения.  
Основным, четко фиксируемым исторической наукой направлением исторического процесса является переход человечества от одной общественно-экономической формации к другой.  
Общественно-экономическая формация — социальная система, состоящая из взаимосвязанных элементов и находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия. Общественно-экономические формации соответствуют периодам всемирной истории, последовательно сменяющим друг друга. Маркс выделяет пять основных формаций: первобытнообщинную, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, отдельно упомянув об азиатском способе производства.  
В основе формационных ступеней исторического процесса и соответственно формационных типов конкретного общества лежит общественный способ производства и производственные отношения в виде его стороны. Субъектами общественных отношений являются общественные индивиды.  
Соответствие формационных ступеней исторического процесса высоте производительных сил позволяет вполне однозначно утверждать, что развитие производительных сил выступает в качестве «высшего критерия общественного прогресса».  
Формирование общественно-экономической формации соподчинено с разработкой материалистического понимания истории. Теоретический же результат принадлежит к разряду таких фундаментальных достижений человеческой мысли, которые превращают соответствующие знания в подлинную науку.  
В стремлении общественной мысли найти качественные особенности этапов человеческой истории заключается важная предпосылка формационной теории. Однако сама такая теория позволила по-новому, на принципиально ином, научном фундаменте осмыслить своеобразие и последовательность этапов исторического развития.  
Согласно марксизму, смена общественно-экономических формаций происходит под влиянием главным образом экономических факторов, коренящихся в способе производства, с которыми связаны другие факторы данного процесса, в том числе социально-политические, идеологические и относящиеся к области духовной культуры. По своей сути это революционный процесс, в ходе которого один тип общества сменяется другим. Материальной предпосылкой данного процесса, т. е. социальной революции, является углубляющееся и обостряющееся несоответствие устаревших экономических отношений и прогрессивно развивающихся производительных сил общества. Последним становится тесно в рамках старых производственных отношений, их развитие замедляется, что вызывает кризисные ситуации в развитии способа производства.  
К. Маркс одним из первых разработал представление об обществе как системе, где особое место принадлежит учению об общественно-экономической формации.  
Все общественные отношения органически связаны между собой и выражают взаимозависимость и взаимодействие людей, находящихся в прямом и косвенном общении друг с другом. Объективной основой данных отношений и их взаимосвязи являются прежде всего общественное разделение труда и развитие различных видов деятельности людей.  
Все общественные отношения делятся, согласно марксизму, на материальные и идеологические. Материальные отношения складываются и проявляются независимо от сознания и воли людей. Это прежде всего их экономические, производственно-технологические отношения, а также их материальные отношения к природе. Идеологические отношения складываются сознательно. К ним относятся политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные отношения между людьми. Формируясь под непосредственным воздействием сознания людей, а в конечном счете под влиянием их экономических отношений, идеологические отношения получают затем объективное существование как важные составляющие социальной действительности. Их функционирование осуществляется через соответствующие политические, правовые, религиозные и другие организации и институты.  
Такой методологический подход нашел ограничение в учении марксизма о взаимодействии экономического базиса общества и надстройки. Экономический базис характеризуется как совокупность экономических отношений - реальная экономическая структура общества. Надстройка - это политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные и другие взгляды социальных субъектов, а также соответствующие этим взглядам и реализующие их на практике общественные отношения, организации и учреждении. Все эти элементы надстройки взаимодействуют между собой и влияют, часто весьма активно, на развитие экономического базиса и всего общества. В этом заключается одно из фундаментальных проявлений субъективного фактора общественного развития, роль которого постоянно возрастает, особенно в настоящее время.  
Исходя из учета содержания общественных отношений, анализа экономического базиса и различных видов надстройки - политической, правовой, религиозной и т. д. - современные социологи-марксисты выделяют соответствующие сферы общественной жизни, в том числе экономическую, социальную, политическую и духовную.  
Понятие сферы общественной жизни фиксирует то общее, что характеризует все соответствующие явления общественной жизни в их целостности и в этом своем значении выступает как важная самостоятельная категория исторического материализма.  
Сферы общественной жизни:  
1)     Экономическая. Характеризуется единством производительных сил и производственных отношений, процессов производства, распределения, обмена и потребления материальных жизненных средств и т.д. Выступает, прежде всего, как основа общества и всех других сфер, как ведущая причина, условие и предпосылка исторического процесса, ибо люди, чтобы «делать историю», должны жить, иметь материальные средства жизни. Представляет собой высшее проявление необходимости и вместе с тем свободы в обществе, становясь своеобразным вектором для всех других сфер общественной жизни, матрицей, эталоном, по образцу которых они «строятся».  
2)     Социальная. Человеческое общество – сложная совокупность различных групп, их связей и взаимодействий, т.е. оно социально структурировано. Устойчивые общественные связи между определенными людьми находят свое воплощение в особенностях образа жизни данной социальной группы, в единстве потребностей, интересов, ценностных ориентаций, стереотипов поведения и других характеристиках общественных индивидов. Определенные стороны базисных и надстроечных явлений «синтезируются» в одно целое – действительную общность людей, обладающих наряду с экономическими и в зависимости от них и другими чертами своего социального облика.  
3)     Политическая. Политика есть первая идеологически организованная общественная сила. Приводя в движение классы и массы, она становится средством разрешения назревших общественных противоречий, включая противоречия экономической сферы. Не отменяя экономических законов, политика ставит в зависимость от политических решений и акций и способы реализации их требований, ускоряя, задерживая или в одном плане ускоряя, в другом задерживая экономическое развитие. В классовом обществе экономические отношения не могут существовать без соответствующего государственно-правового обеспечения.  
4)     Духовная – целенаправленно организуемая обществом духовная жизнь. Делится на подсистемы: идеологическую, научную, художественно-эстетическую жизнь, воспитание, образование. Важную роль в духовной сфере играет религия. Каждая из подсистем этой сферы охватывает собой определенные фрагменты общественного сознания. Но эти подсистемы не сводятся к общественному сознанию. В них представлена и деятельно-продуктивная сторона духовной жизни, т.е. сама деятельность по производству, распределению, обращению и потреблению духовных ценностей. Она институционализирована, т.е. организованна в виде определенных социальных институтов. Эта сфера вырастает буквально из всех сторон общественной жизни. Самым общим синтезирующим показателем всех образований духовной сферы является то, что в каждом из них сознание выступает своеобразным центром, вокруг которого они объединяются между собой. Сознание здесь и результат определенной деятельности (оно производится), и продукт (оно потребляется), и средство (оно – то, с помощью чего получаются новые духовные ценности), и непосредственная цель (ради него создаются научные учреждения, органы образования, творческие союзы, церковь и др.).  
Изучение функционирования и развития наиболее крупных сфер общественной жизни, в основу которого положено выделение важнейших и в общем однородных социальных процессов, весьма важно для характеристики и анализа общества как единого социального организма. Единство общества заключается не в его монолитности. Оно представляет собой внутренне расчлененную целостность и потому имеет свою структуру. Деление общественной жизни на указанные сферы позволяет изучать общество именно как структурную целостность, выявлять содержание и особенности функционирования данных сфер, их объективное соотношение и взаимную зависимость. Исходя из научных представлений о характере их взаимодействия можно сознательно воздействовать и на развитие всего общества. Проблема же научного управления обществом - одна из центральных в марксистской социологии, хотя она не была эффективно решена на практике.  
3. МАРКСИСТСКАЯ ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ. КЛАССЫ И КЛАССОВАЯ БОРЬБА  
«В истории человечества существует  
нечто вроде возмездия, и по закону  
исторического возмездия его  
орудие выковывает не угнетенный,  
а сам же угнетатель»  
К. Маркс  
Социальное развитие, по Марксу, происходит в соответствии с определенными законами, под которыми он понимает «внутреннюю и необходимую связь» между явлениями. Маркс верил в существование универсальных и неизменных исторических законов, лежащих в основе развития человечества. Он считал, что противоречия, борьба противоположностей есть источник движущей силы развития. Восхождение от абстрактного к конкретному у него рассмотрено как общенаучный метод познания.  
Теория классов и классовой борьбы является центральной в учении Маркса. Он в своих работах не дает определения класса, хотя реконструированное определение на основании его работ имеется. Классы, по Марксу, — это социальные группы, находящиеся в неравном положения и борющиеся между собой, а в более узком смысле это социальные группы, различающиеся отношением к собственности, прежде всего к средствам производства.  
Маркс рассматривал класс с точки зрения собственности на капитал и средства производства, разделяя население на владельцев собственности и неимущих, на капиталистический класс и пролетариат. Он признавал существование групп, не укладывающихся в эти рамки (таких, как крестьяне или мелкие собственники), но утверждал, что они представляют собой пережитки докапиталистической экономики, которые будут исчезать по мере созревания капиталистической системы. Категория класса для Маркса означает нечто большее, чем простое средство описания экономических позиций различных социальных групп — он рассматривал классы как реальные общности и реальные социальные силы, способные изменять общество.  
Приведенные ниже высказывания К. Маркса окончательно подтверждают его уверенность в правильности и неизбежности классовой борьбы:  
«Вместе с ростом массы одновременно занятых рабочих растет и их сопротивление, а в связи с этим неизбежно растет давление капитала, направленное на то, чтобы подавить это сопротивление»  
«Вся прежняя история, за исключением первобытного состояния, была историей борьбы классов…»  
«Условие освобождения рабочего класса есть уничтожение всех классов, точно так же, как условием освобождения третьего сословия, буржуазии, было уничтожение всех и всяческих сословий»  
«Класс, совершающий революцию, - уже по одному тому, что он противостоит другому классу, - с самого начала выступает не как класс, а как представитель всего общества; он фигурирует в виде всей массы общества в противовес единственному господствующему классу».  
4. АНАЛИЗ СЛОВ К. МАРКСА  
Проанализируйте слова К. Маркса: «В производстве люди вступают в отношения не только к природе. Они не могут производить, не соединяясь известным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью. Чтобы производить, люди вступают в определенные связи и отношения, и только в рамках этих общественных связей и отношений существует их отношение к природе, имеет место производство… Производственные отношения в своей совокупности образуют то, что называют общественными отношениями, обществом» (Маркс К., Энгельс Ф. Наемный труд и капитал: Полное собр. соч., т. 6, с. 441).  
С моей точки зрения, понятие общества действительно сводится только к общественным отношениям, т.к. если в начале высказывания авторы говорят скорее о социальном взаимодействии, то уже к середине сказанного становится ясным, что люди рассматриваются лишь как объект экономики и  производства.  
Общество можно рассматривать с точки зрения любой сферы общественной жизни: и с экономической, и с политической, и с социальной, и с духовной точек зрения. А возможным это становится благодаря тому, что все сферы общественной жизни в конечном счете характеризуют общество как целостную систему.  
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  
1. Афоризмы, изречения / Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И.  – М.: Политиздат, 1987. – 541 с.  
2. О диалектическом и историческом материализме / Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. – М.: Политиздат, 1984. – 636 с.  
3. Марксистско-ленинская теория исторического процесса. Исторический процесс: целостность, единство и многообразие, формационные ступени / Ю.К. Плетников, В.А. Кутырев, Е.Н. Лысманкин и др. – М.: Наука, 1983.  
4. Социология: учебное пособие / Под ред. Касьянова В.В. – Ростов н/Д.: издательский центр «МарТ», 2000. – 512 с.  
5. Общая социология: учебное пособие / Под ред. проф. З.Т. Голенковой. – М.: Гардарики, 2005. – 474 с.  
6. Социология: учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ИНИТИ, 1998. – 349 с.

7. Арон Р., «Этапы развития социологической мысли», М., 1992. 
8. Маркович Д.Ж., «Общая социология», Изд-во «Центр Владос», 1998. 
9. Словарь «Современная западная социология», М., Политиздат, 1990. 
10. Гречко П.К., «Введение в обществознание», М., 1999.

 

 


Информация о работе Марксистская теория социальных систем. Классы и классовая борьба