Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 04:41, реферат
Согласно марксистскому учению главным признаком государства является наличие такой общественной власти, которая отделена от массы народа, не совпадает с населением и которая осуществляется особыми отрядами людей (армия, полиция, и соответственно учреждения: прокуратура, тюрьмы и т.д.). Иначе говоря, политическая власть - это группа людей, которая занимается только тем, что руководит другими людьми, регулирует отношение между классами, нациями и другими социальными группами людей, (с помощью указанных выше органов управления), защищая интересы определенного (господствующего) класса и, соответственно пресекая любые попытки к изменению существующего общественного строя.
МАРКСИСТСКОЕ УЧЕНИЕ О ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ.
Согласно
марксистскому учению главным признаком
государства является наличие такой
общественной власти, которая отделена
от массы народа, не совпадает с
населением и которая осуществляется
особыми отрядами людей (армия, полиция,
и соответственно учреждения: прокуратура,
тюрьмы и т.д.). Иначе говоря, политическая
власть - это группа людей, которая
занимается только тем, что руководит
другими людьми, регулирует отношение
между классами, нациями и другими
социальными группами людей, (с помощью
указанных выше органов управления),
защищая интересы определенного (господствующего)
класса и, соответственно пресекая любые
попытки к изменению
Несколько лет назад, выступая в РГУ Нефти и Газа им. И.М. Губкина, мэр Москвы Лужков сказал, что он не политик, а просто хозяйственник, экономист. С точки зрения марксистского учения это явное проявление безграмотности (кстати, во время учёбы в этом институте, Лужков дважды получал неудовлетворительную оценку по Философии. Видимо, это и сказалось в конце концов). Дело в том, что существует неразрывная диалектическая связь между политикой и экономикой. А именно, с одной стороны, "Политика - это самое концентрированное выражение экономики" (Ленин), а с другой стороны следует помнить о "примате политики над экономикой" (Ленин), поскольку именно от политической власти зависит: в каком направлении следует развивать экономику, чтобы обеспечить интересы тех или иных классов.
В связи с этим Ленин подчёркивал: "Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными (фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересытех или иных классов". ("Три источника и три составных части марксизма").
Согласно марксистско-ленинскому учению политическая власть - это орудие в руках экономически господствующего класса, с помощью которой (точнее - государства, куда кроме политической власти входят и соответствующие орудия этой власти: полиция и т.д.) этот экономически господствующий класс охраняет существующий экономический порядок, политической властью, этот экономически господствующий класс становится и политически господствующим и таким образом приобретает новые средства для подавления других классов, для "удержания их в узде".
Это касается не только власти диктаторского режима, но и демократической формы правления, поскольку, как писал Ленин "Демократия не тождественна с подчинением меньшинства большинству. Демократия - есть признающее подчинение меньшинства большинству государство, т.е. организация для систематического насилия одного класса над другим, одной части населения над другою". ("Государство и революция").
Марксизм
при этом подчёркивает, что именно
демократическая форма
Это
касается и всеобщего избирательного
права, которое при капитализме
является именно орудием господства
буржуазии (хотя, вместе с тем всеобщее
избирательное право и является
"показателем зрелости рабочего
класса", как писал Энгельс). Разумеется,
демократическая форт правления
отвечает и интересам пролетариата,
поскольку она позволяет
Следует заметить, что когда буржуазия оказывается уже не в силах удерживать власть в своих руках, с помощью демократии, то она переходит к методам диктаторского режима (фашизма).
Таким образом, буржуазная демократия не исключает, а именно предполагает диктатуру класса капиталистов, поскольку и при демократии он проводит свою политику. "Формы буржуазных государств чрезвычайно разнообразны, но суть их одна: все эти государства являются так или иначе, но в последнем счёте обязательно диктатурой буржуазии". (Ленин, "Госуд. и револ.").
Понятия "диктатура" и "демократия" в данном случае вполне совместимы. Дело в том, что "диктатура" характеризует тип государства (феодальное, капиталистическое и т.д.), а "демократия" касается формы государства, формы правления, политической власти. Вот почему и утверждение диктатуры пролетариата тоже не отрицает, а предполагает демократию.
Марксизм подчёркивает, что при оценке той или иной демократии, следует прежде всего выяснить: 1. Кому данная демократия служит, чьи интересы она защищает и 2. Против кого она направлена.
Буржуазная
демократия служит интересам паразитического
меньшинства и направлена против
интересов большинства
Ленин подчёркивает, что установление диктатуры рабочего класса дает гигантское расширение демократии, поскольку она становится демократией большинства народа и направлена против паразитического меньшинства. И если, например, при капитализме всеобщее избирательное право разрешало населению один раз в три года или в шесть лет решать, "какой член господствующего класса должен (в парламенте) представлять и подавлять" народ, (Маркс. См. Ленин "Гос. и рев.") то при диктатуре рабочего класса избранный парламент должен служить интересам трудящихся.
Политическая власть необходима рабочему классу лишь на определённый исторический отрезок времени, а именно для того, чтобы сохранить свои завоевания и построить бесклассовое общество. С построением коммунизма надобность в политической власти отпадает. Иначе говоря, развитие демократии в условиях социализма само по себе создаёт предпосылки для своего отмирания..
Но демократия, а значит и политическая власть, отомрёт только тогда, когда люди привыкнут соблюдать простевшие правила общежития. А это, как писал Ленин, предполагает не современный уровень развития производства, а такой, который обеспечит принцип "каждому по потребности" и когда, соответственно, люди будут трудиться "по способности", И, во-вторых, это предполагает "не теперешнего обывателя, способного "зря" - вроде как бурсаки у Помяловского - портить склады общественного богатства и требовать невозможного" (Ленин, "Гос. и рев.").
При
этом Ленин пишет, что мы не настолько
наивны, чтобы полагать, что при
коммунизме не будет никаких эксцессов.
Однако, чтобы "привести нарушителей
общественного порядка в
Отмирание
политической власти предполагает устранение
из социальной жизни бюрократизма с
его стремлением удержаться у
власти из своих корыстных соображений.
В связи с этим, марксизм показывает
и пути устранения бюрократизма и
отмирания института
Отмирание политической власти, политической организации общества вовсе не означает отмирание социальных органов, регулирующих общественную жизнь: непременно сохранятся организации, изучающие и предопределяющие направление развития экономики, науки и т.д. Социальная организация - неотъемлемая часть общества. существовавшая и сохраняющаяся в будущем на всем протяжении существования общества. А что касается политической власти, политической организации, то она возникла с возникновением классов и с исчезновением классовых различий отомрёт. Иначе говоря, общественная организация на определенном этапе своего развития (с возникновением классов) приобрела политическую окраску, от которой она и освободится с построением бесклассового общества.
В наши дни нередко подвергается осмеянию тезис Ленина о необходимости научить каждую кухарку управлять общественными делами. Но, во-первых, Ленин писал о том, что следует именно научить кухарку управлять государством. Во-вторых, кухарка, домохозяйка порой лучше разбирается в жизненных проблемах, чем высокопоставленный чинуша. В частности, когда Гайдар бывший в то время премьер-министром, бахвалясь достижениями "нынешней власти, обратил внимание на то, что во много раз увеличилась пенсия, то домохозяйка прислала письмо, в котором говорилось, что премьер-министру следовало бы получше знать элементарную математику, чтобы подсчитать, сколько продуктов мог купить пенсионер на свою "маленькую" пенсию при Советской власти, и сколько при Ельцине. Сопоставление было бы явно не в пользу нынешней демократии". Наконец, следовало бы принять во внимание и то, что управление государственными делами осуществляется и на низших уровнях (те же женсоветы).
Чтобы
не сбиться с правильного пути,
Ленин в своё время рекомендовал
значительно расширить органы власти
за счет включения в них хорошо
разбирающихся в жизни
Информация о работе Марксистское учение о политической власти