Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 23:24, реферат
В реферате автор исходил из той точки зрения, что материал будет использоваться при подготовке типичного урока по теме «история обществознания», в частности в отношении марксистского учения об обществе.
Также следует учитывать, что текст составлен из расчета естественной нехватки времени у преподавателя. И поэтому он представляет собой, по сути, описание основы, квинтэссенции марксистского учения об обществе.
' Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. с. 13.
людей. К таким же противоречиям относятся и недостатки в системе ценообразования, а также материального стимулирования. Теперь уже стало очевидным, что "предубеждения относительно роли товарно-денежных отношений и действия закона стоимости, а нередко и прямое их противопоставление социализму как чего-то чужеродного приводили к волюнтаристским подходам в экономике, к недооценке хозрасчета, "уравниловке" в оплате труда, порождали субъективистские начала в ценообразовании, нарушения денежного обращения, невнимание к вопросам регулирования спроса и предложения" (Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 27-28 января 1987 года. М., 1987, с. 10.). Но в основе нарушения указанных принципов лежало еще более глубокое противоречие в самом ядре производственных отношений - формах собственности. Если позволено будет так выразиться, был утрачен субъект собственности, чувство хозяина. Произошло серьезное ослабление контроля за тем, кто и как распоряжается ею. Она стала как бы "ничейной", лишенной реального хозяина. Это особенно пагубно сказалось на кооперативной собственности, которая изображалась как бесперспективная. Все это имело самые серьезные последствия в аграрной и социальной политике. "Не обошлось и без серьезных заблуждений во взглядах на личное подсобное хозяйство и индивидуальную трудовую деятельность, что также нанесло немалый экономический и социальный ущерб" (Там же, с. 9.). Устранение возникающих противоречий связано, как правило, с совершенствованием форм производственных отношений социализма, созданием адекватной сути социализма организации общественного труда. Везусловно, преобразования, связанные с достижением гармонизации производительных сил и производственных отношений, необходимая в связи с этим перестройка затрагивают не только экономическую, но и все иные сферы общественной жизни - социальную, политическую, идеологию, науку и культуру, всю область человеческого мышления, психологии, сознания.
4. Общественно-экономическая формация
Понятие общественно-экономической формации. Базис и надстройка
В противоположность
умозрительным суждениям
есть общества, находящегося "на определенной ступени исторического развития, общества с своеобразным отличительным характером» (Маркс К.. Энгельс Ф. Соч.. т. 6, с. 442. 2 Ленин В. И. Поли. собр. соч.. т. 1. с. 149. Здесь нужно иметь в виду, что концепция формаций не была выдвинута собственно Марксом, но в более поздней марксистской и псевдомарксистской мысли, многое для этого сделал В.И. Ленин. ). Первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое общества — вот классическая формационная «лестница» человеческой истории в ее прогрессирующем развитии. Качественно определенный, исторически конкретный тип социальной системы, взятый в единстве всех ее сторон — способа производства, состояний науки, искусства, всего многообразия и богатства духовной сферы, семейно-бытовых отношений и всего образа жизни людей, и есть общественно-экономическая формация.
Структура общественно-экономической формации характеризуется прежде всего категориями «базис» и «надстройка». которые призваны объяснить, каким образом производственные отношения определяют иные стороны социальной жизни — политические, правовые и др. и как эти последние в свою очередь воздействуют на экономическое развитие общества. Иными словами в социально-философской теории категории базиса и надстройки выделяются с целью конкретизации материалистического понимания структуры общества, установления причинно-следственных связей в общественной жизни. Уточняя значение этих категорий, В. И. Ленин пояснял, что основная идея материалистического понимания истории «состояла в том, что общественные отношения делятся на материальные и идеологические. Последние представляют собой лишь надстройку над первыми...» 2. Базис — это совокупность производственных отношений, составляющих экономическую структуру общества, определяющую систему идеологических форм социальной жизни людей. Когда же говорят о надстройке, то имеют в виду совокупность идей и идеологических отношений, а также закрепляющих их учреждений и организаций (государство, политические партии, профессиональные союзы и иные общественные организации), свойственных данному обществу.
Ясно, что данные категории не исчерпывают всего многообразия явлений общественной жизни; такой, например, феномен. как наука (а также некоторые иные духовные явления). нельзя рассматривать как порождение той или иной экономической структуры общества, обозначаемой категорией базиса. Было бы весьма грубым упрощением включать науку в систему идеологической надстройки той или иной общественно-экономической формации, хотя. безусловно, и экономические, и идеологические отношения оказывают влияние на ее мировоззренческое содержание, на направление развития тех или
иных областей знания (и прежде всего на обществознание).
Подобное утверждение о детерминации духовных явлений, форм общественного сознания непосредственно экономической структурой общества было бы вульгаризацией материалистического понимания истории, как это свойственно «экономическому материализму». Суть его заключается в сведении всего богатства диалектики общественного развития к действию исключительно «экономического фактора», который признается «субъектом» истории, а люди оказываются лишь продуктом производственных отношений, всего-навсего одним из элементов наряду с другими элементами в структуре производительных сил. Тем самым человек лишается духовного, активно-творческого начала. Из совокупности производительных сил и производственных отношений «экономический материализм» схематически выводит все другие явления общественной жизни, лишая их собственной активной роли. Идеи «экономического материализма», распространенные на область духовной жизни общества — исторического познания, культуры, искусства, выступают в форме вульгарного социологизма, суть которого выражается в одностороннем и ложном истолковании положения о зависимости сознания от общественного бытия и классовых интересов. Так, в любом великом художественном произведении прошлого представители вульгарного социологизма видели непосредственное проявление классовой борьбы.
Категории базиса и надстройки
применяются с целью
Как уже отмечалось, в надстройку включаются не все явления духовной жизни общества, а прежде всего официальная идеология, выраженная и закрепленная соответственными законодательно-правовыми актами и учреждениями. Ее основная функция - функция охраны существующего политического строя, выражающего интересы господствующих классов в их отношении к собственности. Вот почему коренное изменение надстройки происходит лишь тогда, когда один общественный строй заменяется другим в ходе социальной революции. Старая идеология сменяется новой, и, естественно, создается новая система политических и правовых учреждений, соответствующая новому базису. Вся история развития и смены общественно-экономических формаций является убедительным доказательством верности положения об определяющей роли базиса по отношению к надстройке. Но надстроечные элементы нс являются простым отражением основных экономических факторов. Как свидетельствует опыт истории, идеи и учреждения того или иного общества, возникнув под влиянием определенного базиса, обретают относительную самостоятельность и играют активную роль в развитии общества. Проявлением этого выступает их определенная преемственность: наследование элементов старых надстроечных образований новым обществом. При этом наследуются те элементы, которые могут служить охране и защите интересов новых господствующих классов. Активная роль надстройки проявляется также в том, что в ней наличествуют и элементы, выполняющие не только охранительные, но и разрушительные функции, способствующие рождению нового базиса.
В отличие от категорий
"базиса" и "надстройки", фиксирующих
внимание на выделении главного, определяющего
звена в общественном развитии, категория
общественно-экономической
экономики, политики, науки и искусства, которые в один и тот же период не находятся, и, строго говоря, даже никогда не находятся в точках равной высоты на соответствующих кривых исторической траектории. Именно в ориентации на качественную определенность развития общества категория общественно-экономической формации и требует учета каждой составной части целого, поскольку забвение хотя бы одной из них не может дать его верной картины.
С одной стороны, эта
категория дает объективный критерий
для отграничения одной ступени
общественного развития от другой,
для выделения общего, повторяющегося
в истории разных народов, находящихся на одной ступени общественного развития,
то есть для вычленения конкретно-исторических
типов и форм способов производства, а
также жизни общества в целом. С другой
стороны, она позволяет дать периодизацию
истории человечества в рамках объективной
тенденции его прогрессивного исторического
развития. Таким образом, она призвана
показать динамику человеческой истории,
представить исторический процесс развернутым
во времени. Данная категория вместе с
другими категориями социальной философии.
в частности базиса и надстройки, выступает
как познавательно-
Исторические явления индивидуальны и неповторимы. Каждое общество имеет свой особый "колорит". Оно создает неповторимую духовную атмосферу, в которой живет и дышит, особый климат, в котором вырастают и развиваются материальные и идеологические отношения определенного типа, ту печать своеобразия, которая отличает политическую жизнь, правовое и нравственное сознание, мир искусства и науки,- словом, все то, что в совокупности и представляет собой так называемый дух эпохи. Нет ни одного общества, которое бы в точности, во всех деталях повторяло другое. В силу такого разнообразия непохожести каждое из них содержит в себе множество вариантов возможных путей своего развития, так сказать, вариативность своего исторического процесса, характеризуясь совокупностью общих тенденций, содержащихся в нем в каждый данный исторический период. Однако категория общественно-экономической формации позволяет среди всего конкретно-исторического многообразия реконструировать исторический процесс в логике его развития, отвлекаясь от его своеобразных деталей. Эта категория выступает своего рода моделью исторического процесса, служащей как бы каркасом качественно определенных стадий в развитии общества. Как теоретическое понятие, она не совпадает с реальными отрезками истории, но позволяет представить отдельные исторические периоды господства того или иного способа производства. В истории не существует общественно-экономических формаций в "чистом" их виде. Каждое общество включает и элементы прошлых формаций, и будущих. "Чистых" явлений ни в природе, ни в обществе нет и быть не может - об этом учит именно диалектика Маркса, показывающая нам, что самое понятие чистоты есть некоторая узость, однобокость человеческого познания, не охватывающего предмет до конца во всей его сложности. На свете нет и быть не может "чистого" капитализма. а всегда есть примеси то феодализма, то мещанства, то еще чего-нибудь"(Ленин, В. И. Поли. собр. соч., т. 26, с. 241-242.).
В силу чего в таком случае возможно обнаружить эту логику исторического процесса? Что является общим и устойчивым в эволюции каждого общественного организма? Таким общим является объективная закономерность, интегральная тенденция развития материального производства, которая и обусловливает повторяемость определенных стадий в развитии материальной и духовной культуры, форм собственности, искусства, философии, науки и религии, брака и семьи, то есть всех составляющих общества.
Категория общественно-экономической формации позволяет выделить два аспекта в изучении истории общества: типологический и исторический. Рассматривая жизнь общества на данном этапе его исторического развития как нечто относительно устойчивое, как развивающееся в рамках именно данной формации, мы подходим к его изучению типологически. Примером может служить изучение Марксом капиталистической общественно-экономической формации как живого, находящегося в постоянном развитии социального организма. Именно типологический анализ позволяет фиксировать уровень формационного развития того или иного общества.
Рассматривая же не только
генезис данной общественно-экономической
формации - ее зарождение, становление,
движение от слаборазвитых форм к
зрелым, но и сами переходы от одной
общественно-экономической
Опираясь на диалектику
типологического и