Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 14:16, биография
Мартин Хайдеггер (Martin Heidegger) (1889-1976), немецкий философ-экзистенциалист, оказал значительное влияние на европейскую философию 20 в. Будучи студентом и ассистентом Э.Гуссерля, внес серьезный вклад в развитие феноменологии. Однако взгляды Хайдеггера весьма отличаются от взглядов Гуссерля. Последний акцентировал внимание на рефлексивных и по большей части рациональных формах опыта сознания, в то время как Хайдеггер придавал особое значение лежащей в их основе экзистенциальной ситуации.
Мартин Хайдеггер (Martin Heidegger) (1889-1976), немецкий философ-экзистенциалист, оказал значительное влияние на европейскую философию 20 в. Будучи студентом и ассистентом Э.Гуссерля, внес серьезный вклад в развитие феноменологии. Однако взгляды Хайдеггера весьма отличаются от взглядов Гуссерля. Последний акцентировал внимание на рефлексивных и по большей части рациональных формах опыта сознания, в то время как Хайдеггер придавал особое значение лежащей в их основе экзистенциальной ситуации. Согласно Хайдеггеру, подлинное понимание должно начинаться с наиболее фундаментальных уровней исторического, практического и эмоционального существования человека - тех уровней, которые поначалу могут и не осознаваться и которые, возможно, влияют на деятельность самого разума.
Хайдеггер родился 26 сентября
1889 в Мескирхе (ныне земля Баден-Вюртемберг,
Германия). Окончил иезуитское училище,
гимназию (1909), поступил в университет
во Фрайбурге-им-Брайсгау, где защитил
докторскую диссертацию (1913). В 1920 Хайдеггер
стал ассистентом Гуссерля. В 1923 получил
звание профессора Марбургского университета,
а через пять лет Гуссерль назвал
его своим преемником на кафедре
философии во Фрайбурге. В 1933 был
избран деканом факультета. Оказавшись
на вершине преподавательской
Хайдеггера как мыслителя занимали прежде всего формы повседневного существования, или, по его словам, способы «бытия в мире». Он разделял глубокий скептицизм Гуссерля в отношении некоторых тенденций развития современной научной мысли, особенно связанных со все возрастающей зависимостью от чисто формальных, количественных аспектов математического знания и их приложением к таким далеким от них областям исследований, как социальные науки. Хайдеггер полагал, что современное научное мышление не видит различия между способом бытия человеческого субъекта и способом бытия, характерным для физических объектов. Научное мышление игнорирует само понятие бытия, сам смысл того, что значит существовать.
В Бытии и времени (Sein und Zeit, 1927) Хайдеггер предлагал исследовать смысл бытия и описать формы, в которых бытие себя являет, - эту задачу он называл «фундаментальной онтологией». Отправным моментом, с его точки зрения, должно быть описание наиболее близкого нам феномена бытия - человеческого существования. Однако, в отличие от Гуссерля, для которого подобное описание возможно только на рефлексивном уровне чистого сознания, Хайдеггер настаивал, что человеческое существование должно анализироваться через его конкретные отношения с социально-историческим миром, в котором человек говорит, мыслит и действует. Человеческий субъект уже «здесь», он присутствует (Dasein, здесь-бытие), «заброшен» в пред-существующий мир. Хайдеггер анализировал несколько первичных способов («экзистенциалов») человеческого «бытия в мире», таких как инструментальное обращение с вещами, понимание и истолкование мира, использование человеком языка, понимание того, что существует «другой» и забота о других, а также настроения и наклонности. В каждом из этих способов бытия человеческое существование отличается от существования объектов.
Таким образом, человеческое
существование объясняется
Хайдеггер всегда полагал, что
проблематика мира и «другого» является
важнейшей для рассмотрения человеческого
существования, однако его более
поздние работы посвящены не столько
проблеме индивидуальной субъективности,
сколько проблемам традиционной
метафизики. В работе Что такое метафизика?(Was ist Metaphysik?, 1930)
и во Введении в метафизику (Einfuhrung in die Metaphysik,
1953) он прослеживает исторические и философские
корни понятия бытия и их влияние на современную
«технологическую» интерпретацию природы.
В своих проницательных работах о языке
и литературе, таких как Гёльдерлин и сущность
поэзии (Holderlin und das Wesen der Dichtung,
1937),Толкования поэзии
Гёльдерлина (Erlauterungen zu Holderlins Dichtung,
1937),Отрешенность (Gelassenhe
Ряд других работ Хайдеггера посвящен проблемам классической и современной философии: Учение Платона об истине (Platons Lehre von der Wahrheit, 1947), Кант и проблема метафизики (Kant und das Problem der Metaphysik, 1929), Лесные тропы(Holzwege, 1950), Ницше (Nietzsche, 1961) и Вопрос о вещи (Die Frage nach dem Ding, 1962).
По материалам
энциклопедии "Кругосвет"
С. Л. Франк о М. Хайдеггере.
К истории восприятия Хайдеггера в русской
мысли
"Вопросы Фислософии"
№9 1995.
автор Н. Плотников
В начале 1927 года в восьмом томе
"Ежегодника по философии и феноменологическим
исследованиям" была опубликована работа
М.Хайдеггера "Бытие и время".
Появились лишь первые две части
первого тома, посвящённые интерпретации
здесь-бытия с точки зрения времени
и рассмотрению времени как
Предложеная в "Бытии и времени"
концепция философии стала
Первоначальное восприятие философской
концепции, изложенной в "Бытии и
времени", было, однако, определено дилеммой,
которую можно, используя формулировку
С. Л. Франка в публикумом ниже отрывке,
охарактеризовать как дилемму "экзистенциализма
и онтологизма". Смысл её ясно
раскрывается на примере двух интерпретаций,
данных "Бытию и времени" двумя
ближайшими сотрудниками и учениками
Хайдеггера - Карлом Лёвитом и Оскаром
Бекером. Карл Лёвит в своём габилитационном
сочинении "Индивидуум в роли ближнего.
Очерк антропологического обоснования
этической проблемы" (1928) поставил
в центр внимания хайдеггеровский
анализ основных экзистенциальных структур
здесь-бытия и стремился
Противоположную интерпретацию "Бытия и времени" развивал Оскар Бекер в работе "Математическая экзистенция", опубликованной в том же выпуске "Ежегодника по философии и феноменологическим исследованиям", что и книга Хайдеггера. Бекер сосредоточил своё внимание как раз на вопросе о возможности теоретического построения фундаментальной онтологии, которая могла бы служить фундаментом как исторических наук о духе, так и наук об идеальных сущностях (математических объектах). Тем самым из концепции "Бытия и времени" изымалась экзистенциально-практическая ориентация, которую формулировал Хайдеггер, опираясь на этику Аристотеля (забота как основная структура здесь-бытия, анализ совести, страха, безличного существования das Man и т.д.)[1].
Этот факт в конкретной истории
рецепции идей Хайдеггера показателен
для всего первоначального
Это поле интерпретации необходимо
постоянно иметь в виду, если говорить
об осмыслении идей Хайдеггера в русской
философии. Поскольку лишь единицы
имели возможность лично
Первый отклик на появление "Бытия
и времени" встречается в бердяевском
журнале "Путь" (№ 14 1928). Автор рецензии
- Василий Эмильевич Сеземанн представил
на нескольких страницах краткий
реферат книги, но при этом задал
весьма своеобразную линию её толкования.
Для Сеземана Хайдеггер - трансценденталист,
радикализующий постановку проблемы сознания.
Основной принцип такого понимания
выражается в том, что Dasein Сеземан
переводит как "бытие-сознание",
сокращая горизонт исследования до гносеологического
вопроса о связи сознания и
бытия. Упоминания о проблеме времени,
темпоральном анализе в "Бытии
и времени", учении об "экстазах"
здесь-бытия принадлежат к
Мартин Хайдеггер
Мартин Хайдеггер (1889 – 1976)
является одним из крупнейших философов,
который дал новое направление
немецкой и общемировой философии
XX века. Он ставил задачу вернуть европейскую
философию к проблеме бытия. Об этом
свидетельствует и название одной
из его фундаментальных работ "Бытие
и время" (1927г.). Он подверг критике
абстрактно-теоретические
М. Хайдеггер как бы размыкает
бытие в бездонность и