Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 11:03, доклад
В русской философии представлены в той или иной степени все основные направления философского мышления: онтология, гносеология, этика, эстетика, философия истории и т.д. Однако есть и ведущие для нее темы. Одной из них стала тема России, постижения смысла ее существования в истории. Другой ведущей темой стала тема человека, его судьбы и смысла жизни. Усиленное внимание к проблеме человека определило нравственно-практическую направленность русской философии.
Русская философская мысль представлена самыми различными направлениями, ориентациями и школами.
В этой работе рассказано о двух из них: материализме и идеализме.
Введение
1. Общая характеристика материалистической традиции в России. Философия Н.Г. Чернышевского 3
2. Общая характеристика русской религиозно-идеалистической философии. Философия В.С.Соловьева 6
3. Покажите вклад русской философии в сокровищницу мировой философской мысли 9
Заключение 11
Список использованной литературы 12
Реферат на тему: Материализм и идеализм в русской философии
по Философии
Содержание
Введение 2
1. Общая характеристика материалистической
традиции в России. Философия Н.Г. Чернышевского
3
2. Общая характеристика русской религиозно-идеалистической
философии. Философия В.С.Соловьева 6
3. Покажите вклад русской философии в
сокровищницу мировой философской мысли
9
Заключение 11
Список использованной литературы 12
Введение
Русская философская мысль – органическая
часть мировой философии и культуры. Русская
философия обращается к тем же проблемам,
что и западноевропейская, хотя подход
к ним, способы их осмысления носили глубоко
национальный характер. Вплоть до второй
половины XIX в. философская проблематика
осваивалась в России преимущественно
в философско-литературных кружках вне
официальных структур просвещения, что
имело последствия двоякого рода. Зародившись
позднее, чем в соседних странах, отечественная
философская мысль испытала сильное влияние
сначала византийской и античной мысли,
затем западноевропейской философии.
В русской философии представлены в той
или иной степени все основные направления
философского мышления: онтология, гносеология,
этика, эстетика, философия истории и т.д.
Однако есть и ведущие для нее темы. Одной
из них стала тема России, постижения смысла
ее существования в истории. Другой ведущей
темой стала тема человека, его судьбы
и смысла жизни. Усиленное внимание к проблеме
человека определило нравственно-практическую
направленность русской философии.
Самобытная русская философия в своих
новаторских исканиях теснейшим образом
была связана с религиозным миросозерцанием,
за которым стояли века духовного опыта
России.
Русская философская мысль представлена
самыми различными направлениями, ориентациями
и школами. В этой работе я постараюсь
рассказать о двух из них: материализме
и идеализме.[1]
1. Общая характеристика материалистической
традиции в России. Философия Н.Г.Чернышевского.
Материализм (от лат. materialis — вещественный),
философское направление, которое исходит
из того, что мир материален, существует
объективно, вне и независимо от сознания,
что материя первична, никем не сотворена,
существует вечно, что сознание, мышление
— свойство материи, что мир и его закономерности
познаваемы.
Термин «материализм» употребляется с
17 в. главным образом в смысле физических
представлений о материи, а с начала 18
в. в философском смысле для противопоставления
материализма идеализму.
В 40-х годах XIX в. материалистическое направление
в русской философии было представлено,
прежде всего, трудами А.И.Герцена. По его
мнению, философия и естествознание изучают
одно и то же – окружающий нас «фактический
мир» и не могут развиваться без опоры
друг на друга. Человека Герцен рассматривает
как часть природы и подчиненным ее законам.
Философские труды Герцена оказали большое
влияние на развитие русской материалистической
мысли 40 – 60-х XIX в. В 60-е гг. на арену общественной
жизни начинают выходить новые силы, наиболее
активной из которых была разночинная
интеллигенция.
Властителем дум разночинной интеллигенции
был Николай Гаврилович Чернышевский
(1828 – 1889). Его мировоззрение сформировалось
под влиянием французского материализма
ХVIII в., философии Гегеля, учений Прудона,
Сен-Симона, Фурье, Леру и особенно Фейербаха,
«Сущность христианства» которого была
прочитана Чернышевским еще в 1849 г. До
1848 г. Чернышевский был глубоко религиозным
человеком. В этот период своей жизни Чернышевский
верил, что неограниченная наследственная
монархия особенно предназначена для
защиты угнетенных и носит надклассовый
характер.
В двадцатилетнем возрасте Чернышевский
стал материалистом, атеистом, республиканцем-демократом
и социалистом. Незаслуженные страдания
людей вообще и хороших в частности являлись
для него доказательством несуществования
Бога. Основной целью его жизни было свержение
монархии посредством безжалостной крестьянской
революции.
Сторонник антропологического материализма
Фейербаха, он считал его учение лучшим
изложением научно-философских представлений
«о так называемых вопросах человеческой
любознательности». Только материалистическая
философия, считал он, может быть истинной,
поскольку она опирается на научное знание.
В работе «Антропологический принцип
в философии» Чернышевский рассматривает
философию как «теорию решения самых общих
вопросов науки, например, вопросов об
отношении духа к материи, о свободе человеческой
воли, о бессмертии души и т.д.» [6]. При решении
этих вопросов он вслед за Фейербахом
стремился понимать действительный мир
таким, каким он дается всякому, кто подойдет
к нему без всяких заранее принятых гипотез.
Поскольку подлинно научным для Чернышевского
был только материализм, то он его очень
последовательно проводил как во взглядах
на природу, так и на человека. Учение о
человеке у Чернышевского теснейшим образом
связано с его учением о природе. Рассматривая
вопрос о природе человека, он говорит,
что человек должен пониматься как единая
сущность, соединяющая материальную и
духовную сторону жизни, что основным
принципом воззрения на человеческую
жизнь должна служить выработанная естествознанием
«идея о единстве человеческого организма».
Поскольку человек состоит из единой материальной
субстанции, то и вся его духовная деятельность
есть порождение материального субстрата
на определенной ступени развития.
Чернышевский причислял себя к материалистическому
направлению в философии, однако и материализм
интересовал его не столько как философская
система, сколько как идеология, необходимая
для революционной борьбы. Собственные
взгляды он формулировал как очевидные
истины. На природу, заявлял Чернышевский,
необходимо смотреть «так, как велят смотреть
химия, физиология и другие естественные
науки. В природе нечего искать идей; в
ней есть разнородная материя с разнородными
качествами; они сталкиваются — начинается
жизнь природы».
Он старался выдвинуть «антропологический
принцип», то есть представления чисто
человеческие, реальные, в основе которых
лежат не сверхчувственные начала, а общие
всей материи свойства. В статье «Антропологический
принцип в философии» Чернышевский является
самым решительным адептом материализма
Фейербаха, Бюхнера и других представителей
этого учения, которое и в Европе переживало
тогда время расцвета. Нападение на Чернышевского
было стремительное. Чернышевский умел
относиться с полным уважением к противникам.
Так, со славянофилами он полемизировал
сдержанно. Дело в том, что идеи «Антропологического
принципа» казались Чернышевскому до
такой степени незыблемыми и верными на
своем постаменте точного знания, что
возражения, которые шли из духовной академии,
ему казались ребяческими. Чернышевский
был глубоко уверен, что только недомыслие
и незнакомство с выводами новой свободной
европейской мысли могут удерживать людей
в лагере «схоластики» и «метафизики».
Для последователя Чернышевского нет
трудных проблем, ни философских, ни нравственных.
Оптимистическая вера, что все на свете
«очень легко» составляет основу наполовину
утопического романа «Что делать» (1862
— 1863), который явился заключительным
аккордом литературной деятельности Чернышевского.[5]
2.Общая характеристика русской религиозно-идеалистической
философии. Философия В.С. Соловьева.
Своего наивысшего развития русская философская
мысль достигает во второй половине XIX
– начале XX в.в., когда появляются оригинальные
философские системы.
Одна из первых и наиболее значительных
систем представлена философией В.С. Соловьева.
Владимир Соловьев (1853 – 1900) создал собственную
религиозно-идеалистическую систему.
Основные положения своей философии он
излагает в первых своих работах: магистерской
диссертации «Кризис западной философии
(против позитивизма)» (1874) и докторской
диссертации «Критика отвлеченных начал»
(1880). В этих работах он утверждал, что для
раскрытия абсолютной истины необходимо
установить внутренний контакт с всеединым,
что достигается лишь при помощи непосредственного
интуитивного внутреннего созерцания,
веры.
Внешний опыт (и соответственно, положительная
наука), по Соловьеву, могут давать лишь
материал, а разум (философия) – лишь форму
для постижения истины. Цельное знание,
у Соловьева, выступает как синтез науки,
философии и веры. Оно должно быть направлено
на выработку универсальной теории, формирующей
принципы единства мира.
У Соловьева олицетворением положительного
всеединства, абсолютно единым, абсолютно
сущим является Бог. Он ставил веру выше
разума, только в религиозной вере он видел
высший, объединяющий тип познания.
Движением общества, по мысли Соловьева,
управляет божественный промысел, а квинтэссенцией
человеческой истории является история
религии. Человек, по Соловьеву, связан
с двумя мирами – природным и божественным:
из первого он вышел, ко второму стремится.
Смысл истории, по концепции Соловьева,
состоит в постепенном одухотворении,
нравственном совершенствовании человечества
посредством усвоения и осуществления
им христианских начал. В центре всемирной
истории находится Христос.
В процессе развития народов и, в частности,
истории России философ видел две противоположные
стороны; национальность и национализм.
Национализм, по Соловьеву, начинается
с ложно понятой идеи патриотизма, когда
отстаивается и утверждается мысль об
исключительности своего народа, его самобытности
и оригинальности по отношению к другим
народам. Этот национализм может привести
только к гибели этого народа. Спасти его
может только христианство как самая совершенная
религия. Национализму он противопоставил
принцип христианского самопожертвования.
Наряду с самопожертвованием Соловьев
указывал на другую «силу» самоутверждения
народа – самоотвержение, т.е. отказ от
своей исключительности и подчинение
чужим идеям. Самоотверждение, по его мысли,
есть истинный патриотизм. На новом этапе
развития российского общества под самоотречением
он видел отказ от православной исключительности.
Выступая за отмену российским правительством
всяких ограничений для взаимодействия
католицизма и православия, Соловьев считал,
что в общении должен был победить сильнейший.
И если у православия не окажется сил противостоять
католицизму, то есть ли нужда его защищать?
В этической концепции Соловьева первоосновами
нравственности выступают стыд, сострадание
и благоговение. Предметом нравственной
философии является понятие добра как
правды. Смысл жизни – в служении добру.
Совершенное добро, к которому должен
стремиться человек, есть добро не для
отдельной личности, а для всего человечества.
Идеал этого добра дает только христианство,
оно указывает человеку его абсолютную
задачу. Этика Соловьева утверждает, что
источником абсолютного добра на земле
является Бог.
Мистически истолкованная любовь в философии
Соловьева – панацея от всех социальных
зол. Идея всеобщей, «общечеловеческой
любви», призывавшая к самоотречению,
к соединению в Боге, должна была привести
к «совершеннейшему добру» не только для
отдельной личности, но и для всего человечества.
В истории философского идеализма в России
Владимир Соловьев все же заявил себя
крупнейшим мыслителем благодаря систематичности
и широте своих философских построений.
Его метафизика личности, софиология и
эсхатология легли в основу русского идеализма.
Владимир Соловьев наиболее полно и глубоко
выразил своеобразие русской духовности
и ее оппозиции Западу. Его учение о цельном
знании заключается в том, что такую цельность
(«всеединство») может придать человеку
лишь особое состояние его души, ее особый
вектор движения. Это состояние, этот вектор
– Любовь. В русской литературе, в сознании
Любовь – это не эрос древних и даже не
альтруистический символ Фейербаха. С
последним ее рознит то, что она носит
явно не чувственный, а преимущественно
духовный характер. Смысл любви, по Вл.
Соловьеву, - спасение в человеке человеческого
«через жертву эгоизма». Таким образом,
философию Соловьева можно назвать «философией
любви».
1. Покажите вклад русской философии в
сокровищницу мировой философской мысли.
В середине XIX века представления об уникальности
каждого общества и его культуры, несводимости
их к какому-то единому образцу буквально
носились в воздухе, о чем свидетельствует
разработка этих идей в западноевропейской
и русской социально-философской мысли.
Впервые идею многообразия типов культур
на теоретическом уровне изложил Николай
Яковлевич Данилевский (1822 – 1885), разработавший
систему основных типов культур и объяснивший
механизм их возникновения, развития и
смены в ходе мировой истории. Под культурно-историческим
типом он понимал «самостоятельные и своеобразные
планы религиозного, социального, бытового,
промышленного, политического, научного,
художественного, - одним словом, исторического
развития» [7].
Одним из наиболее оригинальных направлений
в русской философской мысли конца XIX –
начала XX вв. является так называемая космическая
философия, или, как чаще ее именуют, русский
космизм. Это учение о неразрывном единстве
человека и космоса, о космической природе
человека и его безграничных возможностях
по освоению космоса. Исторические корни
русского космизма имеют самое непосредственное
отношение к России и национальным особенностям
русского народа. Один из основных постулатов
русского космизма – идея единства людей,
всего человечества. Тысячелетнее существование
России, этой огромной страны, своего рода
земного космоса, всей историей своего
развития и географией обеспечивала и
укрепляла в сознании людей необходимость
духовного и территориального единства.
Идея русской соборности, единения, присущая
русским, традиционная сельская община
есть тот исторический фундамент, на котором
возник и развивался русский космизм.
Все эти факторы послужили основой возникновения
совершенно нового учения - русского космизма.
Философия Николая Александровича Бердяева
(1874 – 1948) является подлинным гимном человеку,
ярким выражением абсолютного поклонения
ему. По мнению философа, человек является
абсолютным центром не только данной замкнутой
планетной системы, но и центром всего
бытия. Идее личности, считает он, должно
принадлежать центральное место в новом
религиозном сознании. Он считал свою
философию персоналистской, или антропоцентристской.
Но его обостренное внимание к проблеме
личности, свободы и нравственного выбора
позволяет рассматривать его как одного
из первых представителей экзистенциальной
философии, как в России, так и на Западе.
С традицией экзистенциальной философии
связано творчество Льва Шестова (1866 –
1938), обратившего особое внимание на трагизм
человеческого бытия. Отмечая недостаточность
рациональных, научных средств для познания
бытия человека, он склоняется к иррационализму.
Пожалуй, как никто другой в отечественной
философии, он выразил сомнение в возможностях
рационального познания в разрешении
этических проблем, называя себя «ненавистником
разума». Не отрицая значения науки, он
подчеркивал ее ограниченный характер,
резко разделял разум и веру. Познание
подлинного бытия возможно лишь сверхъестественным
способом, через Откровение. Л.И.Шестов
– религиозный философ-мистик, но в силу
своего скептицизма и экзистенциализма
занимает особое место в отечественной
философии.
Круг идей русской философии не стал ворохом
увядших листьев, а до сих пор сохраняет
свою плодотворность, силу и потому может
помочь в решении сегодняшних нравственных
и социальных проблем, в постижении настоящего
и в поисках путей к будущему.
Заключение
Философия в России начинается лишь в
XIX столетии (в полную меру – во второй
половине его). Но это было поистине великое
начало: Достоевский, Толстой, В.С.Соловьев.
В их лице и в их творчестве философское
самосознание народа заявило о себе «на
весь мир» - уже не как подражание западу,
а как совершенно самостоятельный голос,
вносящий свою собственную тему и свою
собственную тональность в многоликий
диалог культур, в сложную духовную полифонию
человеческой цивилизации.
Устремленность русской философии к проблемам
человека и общества, судеб страны обусловили
её характерную черту – почти полное отсутствие
в ней грандиозных, всеохватывающих, громоздких
систем, подобных платоновской или гегелевской.
Отсутствие тяжеловесных логических систем
обусловлено и другой особенностью русской
философии – её глубокой эмоциональностью,
наполненностью чувствами.
Жизненность русской философии, её включённость
в социально-политические процессы России,
в острые социальные столкновения, политическую
борьбу обусловили и её резкую разделённость
на два полярно противоположных направления:
религиозно-идеалистическое, славянофильское,
реформистское, с одной стороны, и материалистическое,
атеистическое, западническое, революционно-радикальное
– c другой стороны.
Материализм и идеализм находятся в непрерывном
развитии. Между представителями того
и другого идет полемика, способствующая
развитию философствования и философского
знания.
Список использованной литературы
1. Философия: Учебник для вузов/Под ред.
проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова.
– М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 584 с.
2. Философия: учеб. пособие для высших
учебных заведений. /Отв. ред. В.П. Кохановский.
– Изд. 15-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 576
с. – (Высшее образование).
3. Большой энциклопедический словарь
школьника. – М.: Большая Российская энциклопедия,
1999. – 983 с.: илл.
4. Что делать? / Н.Г. Чернышевский. – М.:
ООО «Издательство АСТ»: ООО «Агентство
«КРПА «Олимп», 2001. – 704 с. – (Школа классики)
5. Статья В. В. Водовозова «Чернышевский»
из «Энциклопедического словаря Брокгауза
и Ефрона» (1890 –1907).
6. Чернышевский Н.Г. Полн. Собр. Соч. В 16
т. Т. VII. – М., 1950. – С. 239.
7. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М.:
Книга, 1989. – с. 85.
Информация о работе Материализм и идеализм в русской философии