Материализм и идеализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 09:45, контрольная работа

Описание работы

Идеализм (французское idealisme от греч. idea- идея), общее обозначение философских учений. Утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное - первично, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено. И, таким образом, противостоит материализму в решении основного вопроса философии - об отношении бытия и мышления, духовного и материального как в сфере существования, такт и в сфере познания.

Содержание работы

1. Материализм и идеализм. 3
2. Исторические формы материализма. 11
3. Покажите различие между метафизическим и диалектическим материализмом, используя знания из истории философии. 13
4. Заключение 20
5. Список литературы

Файлы: 1 файл

План работы1.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

4. Диалектический материализм. Философское учение К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И.Ленина – форма материализма второй половины XIX-XX в., преодолевшая основные ограниченности метафизического материализма на основе синтеза материализма и диалектики.

Вторую сторону основного  вопроса философии Ф.Энгельс характеризовал следующим образом: “ Но вопрос об отношения мышления к бытию имеет еще и другую сторону: как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру? В состоянии наше мышление познавать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности? На философском языке этот вопрос называется вопросом о тождестве мышления и бытия. Громадное большинство философов утвердительно решает этот вопрос.

Но рядом с этим существует ряд других философов, которые оспаривают возможность познания мира или, по крайней мере, исчерпывающего познания. К ним принадлежат среди новейших философов Юм и Кант, и они играли очень значительную роль в развитии философии”.

Философы, отрицающие познаваемость мира, получили название агностиков, а само направление отрицания познаваемости мира – агностицизм. В лагере агностицизма в основном находятся субъективные идеалисты, хотя в нем можно также встретить объективных идеалистов и даже метафизических материалистов.

В разные исторические эпохи  основной вопрос философии приобретал различные оттенки, выступал в различных  мировоззренческих контекстах, системах знаний и оценок. Он, то выходил на первый план в многообразии философской проблематики, то отступал на вторые роли (как было в средневековье), но при этом всегда, в конце концов, оставался основным вопросом, характеризующим наиболее важные черты мировоззрения.

 

 

 

 

 

 

 

3. Покажите  различие между метафизическим  и диалектическим материализмом, используя знания из истории философии.

Источником и внутренним содержанием процесса развития является борьба противоположностей. Характеризуя марксистский диалектический метод, классики марксизма-ленинизма выделяют борьбу противоположностей как главную черту всего диалектического процесса развития. Движущее начало всякого развития, - писал Энгельс, - разделение на противоположности, их борьба и разрешение. Признание внутренних противоречий в предметах и явлениях природы В. И. Ленин считал ядром всей марксистской диалектики как науки. «В собственном смысле диалектика есть изучение противоречия в самой сущности предметов», - писал он. В противоположность метафизике диалектика исходит из того, что предметам природы, явлениям природы свойственны внутренние противоречия. Марксистский диалектический метод рассматривает явления природы как вечно движущиеся и изменяющиеся, а развитие природы - как результат развития противоречий в природе, результат взаимодействия противоположных сил.

На протяжении всей истории философии вопрос об источнике развития в природе был камнем преткновения для идеалистов и метафизиков. Не будучи в состоянии дать научное решение этого вопроса, они апеллировали к сверхъестественным силам или же обходили этот вопрос.

В противоположность  идеализму и метафизике диалектический материализм видит источник развития во внутренней борьбе противоположностей, объективно присущих каждому предмету, явлению.

Процесс развития от низшего  к высшему в природе и обществе протекает не в порядке гармонического развёртывания явлений, а в порядке раскрытия противоречий, в порядке борьбы противоположностей. Характеризуя эту закономерность развития, И. В. Сталин писал: В противоположность метафизике диалектика исходит из того, что предметам природы, явлениям природы свойственны внутренние противоречия, ибо все они имеют свою отрицательную и положительную сторону, своё прошлое и будущее, своё отживающее и развивающееся, что борьба этих противоположностей, борьба между старым и новым, между отмирающим и нарождающимся, между отживающим и развивающимся, составляет внутреннее содержание процесса развития, внутреннее содержание превращения количественных изменений в качественные. Раскрытие процесса развития как борьбы противоположностей позволяет более конкретно и глубоко познать сущность всех основных черт марксистского диалектического метода. Борьба противоположностей есть особый вид взаимосвязи и взаимообусловленности явлений, взаимодействие противоположных сил в природе и обществе. С точки зрения материалистической диалектики сама природа заключает в себе источники и причины своего развития. Марксистский диалектический метод опровергает утверждения идеалистов о том, что действительные причины развития предметов и явлений надо искать будто бы не в материи, а вне её, т. е. в духе, в сверхъестественной силе. Метафизическое отрицание внутренних противоречий в природе и в обществе ведёт к антинаучному, идеалистическому признанию сверхъестественных, нематериальных источников движения. Метафизически мыслящие философы рассматривают наличие противоречий в познании как довод в пользу утверждений о непознаваемости мира, как признак бессилия человеческого разума. Метафизический метод ведёт к идеализму. Данные истории философии и науки полностью подтверждают это. Так, например, древнегреческий философ Аристотель искал источник движения реальных вещей не в самой материи, которую он считал инертной, а в чистой форме, т. е. вне материи. Это привело Аристотеля к признанию божественного перводвигателя, т. е. к отступлению от материализма и сторону идеализма.

Немецкий философ И. Кант утверждал, что все противоположные  силы в природе нейтрализуют друг друга и в результате этого  в природе нет будто бы внутреннего  источника движения. Из этого метафизического  положения Кант сделал идеалистический вывод: Мир в его целом сам по себе есть ничто, и лишь по воле другого он есть нечто, Кант рассматривал противоречия конечного и бесконечного в природе не как объективно существующие, а как свидетельство бессилия человеческого разума познать мир и стремился подчинить науку религии, принизить знание, чтобы расчистить место вере.

Не только философы, но и естествоиспытатели делали идеалистические  выводы, не понимая внутренних противоречий в предметах и явлениях природы. Так, Ньютон, открыв объективные законы механического движения, метафизически подошёл к вопросу об источнике движения планет вокруг Солнца. Ньютон видел этот источник не во взаимодействии противоположных сил в природе, а в нематериальной силе, т. е. в боге, якобы сообщившем миру, в частности телам солнечной системы, первый толчок. Буржуазные учёные-биологи XIX - XX вв., не умея найти действительно двигательные силы изменения организмов, говорят о мистической, нематериальной жизненной силе (так называемые виталисты). Так, метафизический метод, отвергая внутренние противоречия в природе, оказывается дорогой к идеализму в естественных науках. Метафизики сводят процесс развития к уменьшению или увеличению того же самого, к повторению пройденного, отвергая возникновение нового и его борьбу со старым. Материалистическая диалектика понимает развитие как возникновение нового, как переход к высшему качественному состоянию и видит источник развития в борьбе противоположностей.

Характеризуя метафизическую и диалектическую концепции развития, В. И. Ленин писал: «При первой концепции движения остается в тени само движение, его двигательная сила, его источник, его мотив (или сей источник переносится во вне - бог, субъект etc.). При второй концепции главное внимание устремляется именно на познание источника самодвижения. Только вторая дает ключ к самодвижению всего сущего; только она дает ключ к скачкам, к перерыву постепенности, к превращению в противоположность, к уничтожению старого и возникновению нового».

Диалектический материализм  ведёт борьбу против метафизического подхода к природе и к обществу. Разоблачение метафизики по вопросу о противоречиях процесса развития означало удар и по идеализму. Классики марксизма-ленинизма, подвергнув беспощадной критике метафизический подход к явлениям природы и общества, показали, что метафизический метод, отрицая внутреннюю противоречивость предметов и явлений, ведёт, в конце концов, к идеалистическому истолкованию мира.

Ф. Энгельс в своём  труде Анти-Дюринг разоблачил метафизическое утверждение Дюринга о том, что  мир некогда находился в равном самому себе состоянии абсолютного покоя и что в природе нет якобы никаких внутренних противоречий. Энгельс показал, что, хотя Дюринг на словах предлагал запретить религию в своём утопическом социалитарном государстве будущего, однако на деле он, отрицая внутренние противоречия в природе, давал основания для идеалистического вывода о боге как источнике движения в мире.

Одним из излюбленных  приёмов современных метафизиков  в борьбе против диалектического  метода Маркса является утверждение  о том, что раскрываемые наукой внутренние противоречия в предметах и явлениях природы и общества являются будто бы только свидетельством ошибок в мышлении, только логическими, а не жизненными противоречиями. Эти аргументы врагов диалектики полностью разоблачаются данными науки и практики. Собранный за многие столетия истории естественных наук материал о строении и движении тел, о развитии растений и животных неопровержимо доказывает, что природе свойственны объективные внутренние противоречия, существующие независимо от сознания людей. Все предметы и явления имеют свою отрицательную и положительную сторону, своё прошлое и будущее, отживающее и развивающееся, старое и новое.

Эти стороны предметов  и явлений называются противоположностями. Отношения (борьба) противоположностей, являющиеся двигательной силой развития, называются диалектическими противоречиями.

В процессе развития предметов  и явлений, в их внутреннем содержании обнаруживаются сходные или отличные друг от друга черты. Эти различия бывают несущественными или существенными, а в определённых условиях доходят до прямой противоположности друг другу. Для правильного понимания закона борьбы противоположностей следует иметь в виду, что понятие противоположности имеет два значения:

а) для обозначения  каждой из сторон противоречий, например, нового и старого, положительной и отрицательной сторон и т. д.

б) для обозначения  высшей степени обострения противоречий, например, когда мы говорим, что противоречие между производительными силами и производственными отношениями капиталистического общества неизбежно превращается в противоположность.

Понятие различия обозначает сложность, неодинаковость предметов  и явлений в их внутреннем содержании. Различия - одна из форм проявления противоречий. Основа существенных различий коренится в самой сущности предметов и явлений. Несущественные различия обусловлены побочными, менее важными, иногда даже случайными обстоятельствами.

Внутренние противоречия в неорганической природе. Наука  раскрыла внутренние противоречия в  таком явлении природы, как механическое движение тел в пространстве. Как указывал Ф. Энгельс, движение само есть противоречие; уже простое механическое перемещение может осуществиться лишь в силу того, что тело в один и тот же момент времени находится в данном месте и одновременно в другом, что оно находится в одном и том же месте и не находится в нем. Постоянное возникновение и одновременное разрешение этого противоречия - и есть именно движение.

Наукой давно были обнаружены противоречащие друг другу  и в то же время присущие самой природе силы: притяжение и отталкивание. Критикуя точку зрения современных ему естествоиспытателей, односторонне считавших, что только притяжение есть необходимое свойство материи, Ф. Энгельс подчёркивал, что истинная теория материи должна отвести отталкиванию такое же важное место, как и притяжению, и что теория материи, основывающаяся только на притяжении, ложна, недостаточна, половинчата. Исследования современной науки показали громадную роль не только притяжения, но и отталкивания в механике и физике (в том числе роль светового давления).

Только материалистическая диалектика смогла в борьбе против метафизики и идеализма сделать  правильные выводы из открытий современного естествознания, рассматривая развитие природы как результат взаимодействия противоположных сил. Познание противоречий в природе даёт возможность активно использовать силы природы и общественно-производственной деятельности людей. Марксистское понимание процесса развития как борьбы противоположностей коренным образом противоположно метафизике, отвергающей внутренние противоречия в развитии природы и общества.

Борьба противоположностей, внутренне присущих предметам и  явлениям природы, является объективной  закономерностью всего материального  мира - двигательной силой процесса развития. Это доказано всей историей науки и опытом развития общества. Данные естествознания, общественной науки и науки о мышлении свидетельствуют о всеобщности закона борьбы противоположностей и о специфичности его действия в различных формах движущейся материи, а также в развитии мышления. Марксистская диалектика исходит из того, что в природе и в обществе имеются внутренние противоречия, свойственные предметам и явлениям, и внешние противоречия между предметами и явлениями, сосуществующими одновременно. Марксистский диалектический метод учитывает взаимодействие этих противоречий при определяющей в конечном счёте роли внутренних противоречий. Материалистическая диалектика различает антагонистические и неантагонистические противоречия. Вследствие наличия враждебных классов антагонистические противоречия непримиримо враждебны и разрешимы лишь путём взрыва, путём революционного насилия, ликвидации эксплуататорского общественного строя.

Информация о работе Материализм и идеализм