Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 15:41, контрольная работа
Описание работы
Существуют общие вопросы, раскрывающие характер философского мышления. Прежде всего, среди них такие вопросы: Что первично - дух или природа? Сознание или материя? Идеальное или материальное? От их решения зависит общее понимание бытия, потому что материальное и идеальное являются его предельными характеристиками. B зависимости от ответов на эти вопросы, все философы разделились на две группы: материалистов и идеалистов, а философское направление — на материализм и идеализм.
Содержание работы
1. Материализм и идеализм. 2. Исторические формы материализма. 3. Покажите различие между метафизическим и диалектическим материализмом, используя знания из истории философии.
Покажите различие между метафизическим и диалектическим
материализмом, используя знания
из истории философии.
Материализм и идеализм.
Существуют общие вопросы, раскрывающие
характер философского мышления. Прежде
всего, среди них такие вопросы: Что первично
- дух или природа? Сознание или материя?
Идеальное или материальное? От их решения
зависит общее понимание бытия, потому
что материальное и идеальное являются
его предельными характеристиками.
B зависимости
от ответов на эти вопросы, все философы
разделились на две группы: материалистов
и идеалистов, а философское направление
— на материализм и идеализм.
Классическое
определение обоих направлений впервые
было дано немецким философом Ф. Шлегелем:
«Материализм
всё объясняет и, материи, принимает материю
как нечто первое, изначальное, как источник
вещей... Идеализм всё выводит из одного
духа, объясняет возникновение материи
из духа или же подчиняет ему материю».
Другие определения
материализма и идеализма сформулированы
в современных философских словарях, однако
они лишь дополняют определения Ф. Шлегеля.
Материализм
(от лат. material’s вещественный) – это философское
направление, в соответствии c которым
материя (объективная реальность – природа,
материальная субстанция) является первичным
началом. А идеальное (дух, сознание) –
вторичным.
Материализм признает существование
единственной субстанции – материи; все
сущности образованы материей, a явления
(в том числе сознание) – являются процессами
взаимодействия материальных сущностей.
Сторонников материализма
объединяет убеждение в том, что мир, в
котором мы живем, существует вне и независимо
от нашего сознания. Нас окружает объективная
реальность, на которую мы можем воздействовать
лишь объективно – реальными (а не существующими
только в нашем субъективном сознании
или воображении) средствами. Для обозначения
её используется термин материя.
Материализм настаивает
на том, что мир материален, т.е. в нем есть
нечто такое, что существует вне и независимо
от сознания; что сознание из ничего или
из себя самого сотворить материальные
объекты не может; что произвести изменения
в материальных объектах сознание способно
не само по себе, a лишь через посредство
материальных, физических действий.
Идеализм (франц.
idealisme, от греч. Idea) – это философское направление,
приписывающее активную, творческую роль
в мире исключительно идеальному началу
(духу, сознанию), и ставящее материальное
в зависимость от идеального.
Различают две формы идеализма
– объективный и субъективный.
Объективный идеализм
– философское направление, которое берет
за начало идеальное, не зависящее от человека.
Термин объективного идеализма означает
– независимый от субъекта познания (человека).
Представители данного направления –
Платон, Ф. Аквинский, Гегель.
Субъективный идеализм
– философское направление, которое утверждает,
что первичным является идеальное начало,
зависящее от субъекта познания (человека).
Представители – Декарт, Мальбранш, Фихте,
Беркли.
Следует отметить,
что вопрос взаимодействия материализма
и идеализма также имел много точек зрения.
На сложность взаимоотношении материализма
и идеализма указывает известный российский
философ В. В. Соколов, который пишет, «..что
материализм и идеализм далеко не всегда
составляли два взаимоприницаемых лагеря,
a в решении некоторых вопросов соприкасались
и даже перекрещивались».
Более наглядно
единство позиций материализма с идеализма
обнаруживаются в решении вопроса o познаваемости
мира. Так, агностики и скептики были как
в лагере материализма (Демокрит), так
и идеализма (Кант), a принцип познаваемости
мира отстаивался не только материалистами
(марксизм), но и идеалистами (Гегель).
Исторические формы
материализма.
Простейшая форма материализма
- наивный (стихийный) материализм античности.
Наивные материалисты полагали, что в
основе мира лежит какая – то материальная
стихия: вода, огонь, воздух, земля. Они
пытались все многообразие мира свести
к одном из этих стихий, либо к какому –
то сочетанию этих стихий.
Представители
наивного материализма: Фалес (около 625
– 547 до н.э.), Анаксимен (около 585 – 525 до
н.э.), Гераклит (около 530 – 470 до н.э.).
Фалес из
Милета – родоначальник европейской
науки и философии, математик, астроном
и политический деятель. Фалес произвел
буквально переворот в мировоззрении,
выдвинув идею субстанции – первоосновы
всего, обобщив все многообразие в едино
сущее и усмотрев начало всего во влаге:
ведь она пронизывает собой все. Аристотель
сказал, что Фалес впервые попытался найти
физическое начало без посредства мифов.
Влага и в самом деле вездесущая стихия:
все происходит из воды и в воду же обращается.
Вода, как естественное начало оказывается
носителем всех изменений с превращений.
Это же и в самом деле гениальная идея
сохранения.
Гениальность Фалеса в том,
что ему впервые пришла в голову мысль
o единстве мироздания.
Анаксимен – первоосновой
всего считал воздух. Все вещи возникли
из воздуха и представляют собой его модификации,
образующиеся путем его сгущения или разрежения.
Следующая
форма материализма – метафизический
(механистический) материализм. Он появляется
после открытия законов механики в начале
18 века. Законы механики очень точно описывают
физические взаимодействия, механическое
движение.
Представление
о механической обусловленности явлений
особенно упрочилось под мощным влиянием
открытии Исаака Ньютона, в воззрениях
которого механическая причинность получила
глубокое математическое обоснование.
Первым и величайшим
исследователем природы в Новое время
был английский философ Френсис Бэкон
(1561 – 1626). Высшей целью науки он считал
господство человека над природой, a «господствовать
над природой можно, только подчиняясь
ее законам». Бэкон провозгласил ставший
знаменитым девиз: «Знание – сила». Он
развил новое понимание задач науки –
определение естественной причинности.
Французский математик
и философ Рене Декарт (1596 – 1950), в отличие
от Бэкона поставил на первое место разум,
сведя роль опыта к простой проверке данных
интеллекта. Воззрения Декарта на природу
носили в основном механический характер:
Вселенная – это огромный механизм, она
изменчива и имеет историю своего развития.
Первоначальный импульс к существованию
и развитию дает Бог, но впоследствии развитие
мира определяется самостоятельной творческой
силой.
Декарт установил два принципа
для научной мысли: движение внешнего
мира нужно понимать как механическое,
явления внутреннего, духовного мира необходимо
рассматривать исключительно c точки зрения
ясного, рассудочного самосознания. Метод
научного познания Декарта называется
аналитическим или рационалистическим.
Учение Декарта
развил нидерландский философ Бенедикт
Спиноза (1632 – 1677), противопоставивший
дуализму Декарта принцип монизма. Он
решительно отвергал представление o мышлении,
как об особой субстанции. Бог отождествляется
Спинозой c природой в единую субстанцию.
Необходимость причин и следствии, проистекающих
из внутренних законов единой субстанции,
– единственный принцип мирового порядка.
Единственная субстанция обладает двумя
познаваемыми атрибутами, т.е. неотъемлемыми
свойствами, – протяжением и мышлением.
Развитие материализма
в XIX веке проходило в направлении обогащения
его диалектикой, которая достигла на
почве идеализма наивысшего развития
в философии Гегеля. Встала задача слияния
диалектики c материализмом путем её материалистической
переработки. Этот процесс был начат, но
не доведён до конца представителями русского
материализма ХIХ века. Продолжая материалистическую
традицию B. Ломоносова и А. Н. Радищева,
А. И. Герцен, B. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов,
H. Г. Чернышевский сделали попытку соединить
диалектику Гегеля с материализмом. В
Германии Фейербах произвёл революцию,
когда он отбросил абсолютную идею Гегеля,
игравшую в гегелевской системе роль творца
всего сущего, и вернулся снова к материализму.
Но вместе с абсолютным идеализмом он
отбросил и диалектику. Для всего домарксистского
материализма характерно непонимание
или неспособность добиться единства
диалектики, логики и теории познания.
У русских революционных демократов (вплоть
до Чернышевского и его школы) единства
материализма и диалектики не было достигнуто
именно в области логики и теории познания,
хотя они и приближались к нему.
Задачу соединения
материализма с диалектикой впервые решили
K. Маркс и Ф. Энгельс. Теоретическими источниками
диалектического материализма служили
гегелевская диалектика и материализм
Фейербаха, а через него и французский
материализм XVIII века. Подход к явлениям
природы, методы изучения и познания явлений
природы являлись диалектическими, a истолкование
и понимание явлений природы, теория –
материалистической.
Диалектика
происходит от греческого слова «диалего»,
что значит вести беседу, вести полемику.
Под диалектикой понимали в древности
искусство добиться истины путем раскрытия
противоречий в суждении противника и
преодоления этих противоречий. В древности
некоторые философы считали, что раскрытие
противоречий в мышлении и столкновение
противоположных мнений является лучшим
средством обнаружения истины. Этот диалектический
способ мышления, распространенный впоследствии
на явления природы, превратился в диалектический
метод познания природы, который рассматривал
явления природы, как вечно движущиеся
и изменяющиеся, а развитие природы
– как результат взаимодействия противоположных
сил в природе.
Марксистский
диалектический метод характеризуется
следующими основными чертами:
а) в противоположность метафизике
диалектика рассматривает природу не
как случайное скопление предметов, явлений,
оторванных друг от друга, изолированных
друг от друга и не зависимых друг от друга,
– а как связное, единое целое, где предметы,
явления органически связаны друг с другом,
зависят друг от друга и обусловливают
друг друга.
Поэтому диалектический
метод считает, что ни одно явление в природе
не может быть понято, если взять его в
изолированном виде, вне связи с окружающими
явлениями, ибо любое явление в любой области
природы может быть превращено в бессмыслицу,
если его рассматривать вне связи с окружающими
условиями, в отрыве от них, и, наоборот,
любое явление может быть понято и обосновано,
если оно рассматривается в его неразрывной
связи с окружающими явлениями, в его обусловленности
от окружающих его явлений.
б) в противоположность метафизике
диалектика рассматривает природу не
как состояние покоя и неподвижности,
застоя и неизменяемости, а как состояние
непрерывного движения и изменения, непрерывного
обновления и развития, где всегда что
– то возникает и развивается, что – то
разрушается и отживает свой век.
Заключение.
Материализм играет
важную методологическую роль во всех
областях научного познания, применительно
ко всем проблемам философии и теоретическим
проблемам естественных и общественных
наук. Он указывает науке правильный путь
к познанию действительного мира. Когда
наука сталкивается c каким-нибудь сложным,
еще нерешенным вопросом, то материалистическое
мировоззрение заранее исключает его
идеалистическое объяснение и ориентирует
на поиски естественных законов развития,
действительных ещё непознанных связей.
Отвергая идею творения «из ничего», материализм
выдвигает требование искать естественные
причины изучаемых явлений.
Идеализм, как
противоположное материализму учение,
способствует изучению мира и его структуры
с другой, идеалистической, стороны. Эти
два направления философы, рассмотренные
вместе, представляют полную картину мира.
Античный материализм
показывает истоки и предпосылки зарождения
изучаемых направлений, что создает фундамент
для дальнейшего их изучения.
Диалектический материализм,
будучи в самой основе противоположен
идеализму, имеет и диаметрально противоположные
ему гносеологические источники. Это строгая
объективность рассмотрения любых вещей
и явлений; многосторонность рассмотрения
изучаемого предмета, гибкость и подвижность
понятий; неразрывная связь всех научных
представлений, всех сторон научного познания
c понятием материи, природы, обеспечивающая
пользование ими как относительными (релятивными)
и предупреждающая их превращения в Абсолют.